Паспорт группы в детском саду по ФГОС — образец документа, который содержит данные о семьях детей, о самих воспитанниках, а также занятиях, помещениях детского сада, его материально-предметной и развивающей среде. В статье вы найдете информацию о том, для чего оформляется этот документ, его оформлении и содержании.
Паспорта группы в ДОУ отражают множество различной информации, уточняют условия, на который ребенок находится в детском саду, содержат подробности рабочих процессов и всевозможных показателей. Так как объемы информации значительные, в зависимости от ее вида заполняются отдельные паспорта:
- В социальный входят данные о семье, бытовых условиях, здоровье ребенка (умственном и физическом);
- К образовательному относятся все сведения о планировании учебы и расписании ежедневных действий;
- У педагогов-предметников в наличии есть паспорта, содержащие помимо данных о преподавателе параметры подведомственных им помещений — залов, в которых проводятся музыкальные, танцевальные, физкультурные, логопедические занятия;
- Отдельный паспорт предназначается для методического кабинета и включает технические характеристики пространства, наличие книг, материалов, пособий;
- Паспорт РППС помогает конструировать и наполнять развивающую среду, в нем содержится перечень игровых пособий и оборудования.
Образец паспорта группы в детском саду
Оформление документов по образцу предполагает наличие четырех разделов.
Первой идет часть с основными данными, к которым относят:
- Названия групп и направление работы, какие у них эмблемы и девизы;
- В какой форме оказывается помощь — за детьми присматривают, ухаживают, проводят с ними занятия по общеобразовательной программе;
- Как именно работает группа, на протяжении какого времени в ней остаются дети;
- Поименный список детей, сколько им лет, когда дни рождения;
- Список воспитателей с личными и профессиональными данными, уровнем образования, сроком работы по специальности;
- Комнаты и зоны, принадлежащие группе, какая там стоит мебель, чем дополнительно оснащены пространства.
Второй раздел — содержательный, в нем отражаются:
- Возрастные данные воспитанников с указанием особенностей психофизического характера;
- Данные об особенностях работы и взаимодействия с детьми в зависимости от образовательной сферы;
- Чем дети занимаются и как проводят время в саду.
Читайте также: Как организовать РППС в детском саду >>>
Третья часть — организационная, она включает:
- Программы, которые применяются в детском саду в части общего образования;
- В соответствии с каким графиком и режимом малыши находятся в группах в зависимости от сезонов и погодных условий;
- Как рассредоточить нагрузку на детей и воспитателей, чтобы она соответствовала учебному плану;
- По какому расписанию ребята занимаются, посещают праздники и развлекательные мероприятия;
- Когда и как проводятся дни, приуроченные к важным датам и событиям.
Последняя глава документа — материально-техническая и посвящена тому, на каких условиях дети находятся в группе.
- В достаточной ли степени организовано питание, гигиенический уход, соблюдается ли режим дня;
- Какие наличные средства помогают реализовать обучение и воспитательный процесс в части дошкольного образования;
- Какие в группе есть уголки развития, какой материальной базой подкреплены, соответствуют ли запланированным темам учебы.
- Насколько грамотно выполнено зонирование развивающей среды, соответствует ли нормам, установленным ФГОС.
После всех разделов подводятся итоги. В них воспитатель уточняет создание условий и среды для разных видов деятельности и гармоничного развития детей (эстетика, театр, конструирование, математические игры, развитие речи и др.). Отмечается доступность и комфортное расположение материалов и пособий. Включается описание, как именно среда настраивает на общение, игры, привитие навыков и другую деятельность. Прописываются меры безопасности, а также соответствие материально-технической базы всем требованиям санитарии и гигиены.
Для чего нужен социальный паспорт группы
Основное предназначение документа — он комплексно отражает, в каких условиях, как и с помощью чего работает группа, кружковые объединения, кабинет музыки, залы для танцев и занятий физкультурой, а также бассейн (при его наличии). С помощью паспорта преподаватели и воспитатели могут проверять наличие необходимых предметов и объектов.
Основные причины, по которой составляется паспорт группы в ДОУ:
- он помогает регулировать и сформировывать подходящую наполненную предметами пространственную среду, которая будет отвечать возрастному развитию детей;
- предлагает разные способы использования уже созданной среды, чтобы она соответствовала программе общего образования;
- разрабатывает проект единства детского сада и его пространств для того, чтобы с успехом проводить образовательные программы.
Как оформить паспорт группы в ДОУ
Жестких требований по оформлению этого документа не предусмотрено. Педагоги разрабатывают его для каждого детского возраста самостоятельно. Однако паспорт группы в детском саду должен соответствовать ФГОС, поэтому при составлении учитываются нормы и требования, которые устанавливают стандарты.
Содержание паспорта группы:
- Пояснительная записка;
- Информация о воспитателях группы;
- Информационные справки о раздевальной, групповой, спальной умывальной комнатах.
- Информация по построению предметно-развивающей среды группы.
К последнему пункту относятся несколько образовательных областей развития:
- социально-коммуникативное (уголки безопасности, труда, психологической разгрузки);
- речевое (театр, литература, игровая зона);
- познавательное (краеведение, экология, математика и др.);
- художественно-эстетическое (творчество, конструкторы, музыка);
- физическое.
Также паспорт ДОУ должен содержать список методической литературы и картотеки, чтобы структурировать процесс обучения и развития. Они могут содержать самые различные сведения: вопросы и задания, игры, наблюдения, конспекты ООД, варианты конструирования РППС.
Готовый паспорт развивающей среды для старшей и подготовительной к школе групп поможет вам вместе с педагогами создать благоприятные условия для развития детей в вашей дошкольной организации. Паспорт учитывает требования ФГОС, СанПиН и рекомендации ФИРО.
Разберем подробнее некоторые детали документа. Что касается предписаний в части дневного режима и того, как именно реализуются образовательные программы для детей дошкольного возраста. При расчетах предполагается, что ребенок бодрствует половину суточного времени. В зависимости от возраста детей устанавливается продолжительность отдыха и дневного сна. Особое внимание уделяется прогулкам, которые в зависимости от времени года и погоды могут быть длиннее либо короче, и предусматриваются дважды в день.
Также выделяются периоды для самостоятельного времяпрепровождения и личных гигиенических процедур. Время учебы для малышей должно сообразовываться с их возрастом, нужно помнить про обязательные перерывы между занятиями. С утра лучше заниматься предметами, предполагающими высокую нагрузку на мозг, и обязательно чередовать их с музыкой, ритмикой или физкультурой.
Режим прописывается досконально с указанием времени — от момента, когда детей приводят родители и утренней гимнастики вплоть до того времени, когда ребят заберут.
Также в обязательном порядке по дням недели распределяются занятия непосредственной образовательной деятельностью (НОД). К ним относятся музыка, рисование, танцы, физкультура, литература, уроки, на который дети знакомятся с окружающим миром, тренировки для развития мелкой моторики и т. д. При этом отмечайте время, которое выделяется на уроки и на отдых между ними.
Уделите отдельное внимание двигательной деятельности, которая очень важна для гармоничного развития ребенка. За день она должна составлять не менее одного часа, в том числе не менее 10 минут — утренняя зарядка. Остальное компенсируется гимнастикой, физкультминутками, ритмикой, плаванием, играми на свежем воздухе, эстафетными соревнованиями и другим. Подбирайте виды и продолжительность занятий, принимайте во внимание детский возраст.
Обширный раздел паспорта включает в себя материально-техническое обеспечение группы как в помещениях, так и на улице. Что там нужно перечислить:
- как организованы предметная, учебная, игровая среды;
- какие есть методические материалы, сколько их, можно ли их трансформировать в зависимости от целей использования;
- наличие игр и пособий, их количество, многофункциональность, как они оптимизируют образовательные процессы;
- уровень оснащенности мебелью, насколько она соответствует возрасту детей, подходящая ли цветовая гамма;
- наличие (в зависимости от уровня и возрастных показателей группы) оборудованной раздевалки, туалета, спальни, столовой и игровой зон, их соответствие потребностям малышей в разном возрасте;
- перечень дидактических пособий, материалов и игр, которые предполагается использовать, если в группе есть дети с разным уровнем развития;
- наличие на территории детского сада растительности, кустарников, которые помогают зонировать прогулочные места. Есть ли места для игр с песком, горки, лесенки, приспособления для спортивных игр и развития, качели, развивающие стенды.
Уделите отдельную часть документа комплектации необходимого инвентаря для работы воспитателей и педагогов-предметников, подразделяйте его в зависимости от целей использования. Например:
- есть ли в музыкальном уголке инструменты, схемы, условия для того, чтобы дети могли узнать и полюбить музыку;
- в зоне рисования — материалы, возбуждающие интерес к творчеству и искусству, приспособления для лепки, карандаши, кисти, краски, пластилин и т. д.;
- уголок природы — растения, наглядно оформленные правила полива, опрыскивания, ухода;
- литературный клуб — книги, расположенные в открытом доступе, чтобы ребенку было удобно их взять.
Наиболее удобный и предпочтительный способ оформления паспорта группы — таблицы. В зависимости от разделов они могут содержать разное количество столбцов для внесения нужной информации.
Возраст ребенка |
Продолжительность в минутах, не более |
|
На одном занятии |
В сутки |
|
1,5—3 года |
10 |
20 |
3—4 года |
15 |
30 |
4—5 лет |
20 |
40 |
5—6 лет |
25 |
50 или 75, если одно занятие пройдет после дневного сна |
6—7 лет |
30 |
90 |
Содержание социального паспорта
Социальный паспорт семьи воспитанника ДОУ включает прямые вопросы, которые помогут выявить социальный статус и уровень образования родителей. Также продумайте и внесите в список косвенные вопросы, которые выделят семьи, относящиеся к группам риска, неполные, многодетные и т. д. Информацию следует выяснить у родителей в тактичной беседе или, например, провести анкетирование «Давайте познакомимся». От родителей требуется также письменное согласие на обработку персональных данных. Полученные данные отражаются в документации.
-
Состав семьи. Имена матери и отца, даты рождения, места работы или учебы с указанием должности, телефоны. Сюда же входят сведения о других детях и о проживающих вместе с семьей родственниках, а также степени их родства.
-
Сведения о жилищных и бытовых условиях. Метраж жилья, его состояние, в собственности оно или нет, есть ли у ребенка своя комната и рабочее место.
-
Характеристики семьи. Здесь указывается структура — полная или неполная и по какой причине (например, развод или незарегистрированный брак), своевременно ли выплачиваются алименты. Также уточняется материальная обеспеченность — средняя, низкая, нуждающиеся. В последнем случае требуется подтверждение ситуации справками из Управления социальной защиты населения.
-
Социальный статус семьи: полная/неполная, многодетная, вторичный брак, беженцы, вынужденные переселенцы и др.
-
Информация о том, как организованы труд и отдых ребенка. Какие обязанности лежат на нем в семье, соблюдает ли он режим дня, кто помогает с выполнением домашнего задания и контролирует эту область.
-
Сведения о направлении интересов ребенка. Какие виды деятельности для него предпочтительнее — спортивная, художественная, физическая или интеллектуальная. В какие кружки и секции он ходит или ходил, посещает ли театральные постановки, музейные выставки.
-
Данные о состоянии здоровья. Сюда вносят как общую оценку, так и признаки повышенной тревожности — например, повышенную утомляемость или возбудимость, вспышки гнева и агрессии.
-
Уточненный статус родителей — при наличии в семье безработных, инвалидов, ограниченных или лишенных родительских прав.
-
Детали социально-бытовых условий. Конкретизируется, созданы ли благоприятные условия для житья, насколько соответствует нормам санитарное состояние, какое отопление в квартире или доме.
Социальный паспорт подписывается воспитателями группы и педагогом-психологом и является частью общего паспорта группы. После получения информации данные систематизируются и вносятся в сводную таблицу по группе.