Одна из главных задач педагогической деятельности в детском саду — формирование первичных знаний о мире профессий. Профориентация дошкольников помогает выявить особенности личностного развития ребенка, его способности и интересы. Это начальная ступень в становлении самоопределения воспитанников, на основе которой будут выстраиваться их профессиональные предпочтения.
Цели и задачи ранней профориентации в ДОУ
Главная цель профориентационной деятельности в детском саду — формирование эмоционального восприятия воспитанниками мира профессий. Педагоги должны создать условия, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в разных сферах деятельности.
Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ формирует уважительное отношение к труду, расширяет детский кругозор, выявляет увлечения. Перед педагогическим коллективом стоят такие задачи:
- Создание профессионально-ориентированной среды, которая способствует формированию начального представления о многообразии профессий, и развивает интерес к труду.
- Планирование и реализация системы начальной профессиональной ориентации воспитанников разного возраста.
- Знакомство с основными понятиями в сфере экономического развития родного края. Получение представлений о рабочих процессах и оборудовании, которое используется в современном мире.
- Формирование информационного единого пространства, которое направлено на профессиональное самоопределение.
- Составление системы оценочных критериев, определяющих, насколько результативна ранняя профориентация дошкольников в ДОУ.
- Организация взаимодействия с родителями в сфере развития начального понимания о видах работы и их значимости для социума.
Чтобы познакомить детей с разными профессиями, а также заложить основу для ранней профессиональной ориентации, проведите в помещениях детского сада квест-игры «Путешествие в МастерГрад» и «Необыкновенное преображение Золушки». В рекомендации – как педагогам подготовиться к квестам, а также готовые сценарии.
Формы совместной деятельности дошкольников и педагогов
Выбирайте такие формы работы, при которых дошкольник активно сотрудничает с педагогом и сверстниками. Чтобы информация о профессии была полной, понятной и полезной, поделите новый материал на такие блоки:
- Наименование вида работы.
- Рабочее место.
- Материалы и инструменты труда.
- Особенности рабочей формы.
- Обязанности и права работника.
- Качества личности, которыми должен обладать работник.
- Результаты труда, их польза для общества.
При обсуждении темы используйте активные методы работы, чтобы каждый дошкольник имел возможность дать обратную связь. Учите малышей самостоятельно рассуждать с помощью наводящих вопросов. Например, спросите, почему повар должен надевать колпак.
Профориентация в ДОУ предполагает такие формы взаимодействия с воспитанниками:
-
Экскурсии.
Организуйте экскурсии на производственные предприятия, в хозяйственные и социально-культурные учреждения. Например, отведите малышей в супермаркет и расскажите им о работе продавцов, охранников и кассиров. Экскурсии можно проводить и в рамках дошкольного учреждения. Сходите с воспитанниками на кухню, чтобы познакомить их с особенностями деятельности повара.
Если нет возможности устроить реальную экскурсию, проведите виртуальную. Покажите ролики о разных профессиях. Например, договоритесь с сотрудниками полиции или пожарной части записать небольшой видеосюжет и рассказать о своем труде.
Планируйте экскурсию так, чтобы каждый дошкольник смог задать свои вопросы. Обратите внимание детей на личностные особенности работников и взаимоотношения в коллективе. После экскурсии проведите рефлексию, чтобы малыши могли рассказать, что больше всего им понравилось.
-
Наблюдение.
Профориентация для дошкольников будет успешной, если использовать метод наблюдения. Планируйте эту форму работы в комплексе с другими. Например, поставьте перед детьми задачу — наблюдать за взрослыми и объектами во время экскурсии, а потом поделиться своими выводами.
Чтобы дошкольник достиг планируемых результатов, используйте метод наблюдения систематически. Главная цель — предоставить малышам практически значимую информацию о разных видах труда, его орудиях и инструментах, применении и назначении. Например, приведите детей в медицинский кабинет, чтобы они понаблюдали за деятельностью медсестры.
-
Беседа.
Профориентация в дошкольном образовательном учреждении включает беседы. Обсуждайте с воспитанниками конкретные профессии. Подготовьтесь к беседе заранее. Продумайте список вопросов, которые заставят детей самостоятельно размышлять и делать выводы.
Организуйте совместные мероприятия с представителями разных специальностей, например, с сотрудниками полиции, МЧС, школьными учителями. При планировании беседы учитывайте ранний возраст воспитанников. Используйте понятную для малышей терминологию.
-
Выставки.
Проводите тематические выставки работ детей и воспитателей. Спланируйте в течение учебного года несколько выставок. Такая форма взаимодействия помогает ребенку получить опыт самостоятельной работы. Дошкольник учится презентовать плоды своей деятельности.
Проведите выставку по сельскохозяйственной продукции. Малышам поручите нарисовать или вылепить из пластилина любимые овощи или фрукты. Детям старшей группы предложите построить ферму для домашних животных из конструктора. Дошкольник должен выполнить поделку или рисунок, а воспитатель или родители — написать информационное сопровождение к экспозиции.
Минимум раз в год организуйте выставки, которые посвящены разным профессиям. Спланируйте тематические выставки “Кем работают мои мама и папа”, “Кем я стану, когда вырасту”. Это поможет отследить способности и предпочтения детей, а также уровень их информированности о разных видах деятельности.
-
Игра.
Профориентация с малышами включает организацию сюжетно-ролевых игр. Подбирайте игры, учитывая ранний возраст воспитанников. Спланируйте предметно-пространственную среду, которая включает:
- Игровые инструменты, имитирующие элементарные рабочие действия — форму, игрушечные производственные орудия.
- Материалы для творческих игр — конструкторы, материалы для рисования и лепки.
- Инновационное оборудование — мультимедийный проектор, магнитную доску, экран.
Сценарий квеста «Путешествие в МастерГрад
Организация профориентации в детском саду
Составьте план работы для каждой возрастной группы. Продумайте формы взаимодействия с воспитанниками и родителями. Включите в планирование воспитательные мероприятия, которые направлены на развитие профориентации.
Продумайте такие организационные моменты:
-
Наглядные средства.
Правильно подобранная наглядность способствует расширению детского кругозора, помогает усвоению и систематизации новых знаний. Выбирайте материалы, которые вызовут интерес дошкольников к разным видам взрослого труда.
-
Техническое сопровождение.
К техническому оборудованию относят:
- телевизор;
- компьютер;
- интерактивную доску;
- проектор.
С помощью интерактивной доски можно интересно и понятно донести новую информацию до малышей. Используйте анимации, слайды с яркими иллюстрациями. Это поможет детям отследить логические связи.
Проектор необходим для показа презентаций и видеороликов. Например, организуйте виртуальную экскурсию на ферму, где разводят коров. Покажите малышам, как за ними ухаживают, расскажите о способах кормления и лечения животных.
С помощью телевизора можно показывать воспитанникам обучающие мультфильмы и фрагменты познавательных передач. После просмотра побеседуйте с детьми и попросите их рассказать, что они запомнили и какие выводы сделали.
-
Игровые сюжетные комплексы.
Применяйте игровые комплексы с разными тематическими сюжетами. Познакомьте детей с особенностями работы в ресторане, магазине, больнице, на фабрике. Комплексы необязательно покупать, их можно создать из подручных средств. Привлеките к работе родителей.
-
Обеспечение познавательными пособиями.
К наглядным пособиям относят:
- фотографии;
- картинки;
- плакаты;
- альбомы.
Подберите литературу:
- книги;
- детские энциклопедии;
- периодические издания.
Применяйте познавательные пособия для организации индивидуальной и групповой деятельности. Помимо профориентации они помогут реализовать образовательно-воспитательные задачи. Например, стихи используют для пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Считалки и поговорки развивают устную речь.
Поручите педагогу-психологу детского сада провести мониторинг на выявление способностей и интересов малышей. Организуйте для родителей анкетирование или опросы. В группах проведите беседы. Результаты диагностики огласите на заседании педагогического совета. Обсудите с коллегами пути повышения результативности профориентационного направления в дошкольном учреждении.