В детском саду малыши обретают первый опыт общения и взаимодействия друг с другом. В этой статье познакомим с различными вариантами классификации групп в детском саду и расскажем об их особенностях.
Классификация групп в детском саду
В дошкольном образовательном учреждении функционирует обычно пять групп:
Название |
Возраст воспитанников |
Ясельная |
1,5-2 года |
Младшая |
2-4 года |
Средняя |
4-5 лет |
Старшая |
5-6 лет |
Подготовительная |
6-7 лет |
ВАЖНО! Как теперь наполнять группы по новым санитарным правилам >>
Группы раннего возраста в детском саду (ясельные) существуют не в каждом ДОУ, поскольку многие родители не рискуют отдавать малышей в садик так рано. Зато младшую часто разделяют на две группы: первую посещают малыши 2-3 лет, вторую – трех-четырехлетние воспитанники.
Существуют также смешанные группы, в которых принимают воспитанников разного возраста. Разновозрастная группа в детском саду по ФГОС формируется из детей 4-7 лет. Чаще всего их можно встретить в сельских ДОУ, которые посещает небольшое количество дошкольников. Практикуют их формирование и в частных детских садах, которые применяют специальные программы, например, методики Монтессори.
Помимо систематизации по возрасту, существуют и иные варианты классификации:
-
По времени пребывания.
Кратковременного пребывания – продолжительность пребывания в них не превышает 3-4 часов (читайте подробнее о распорядке гкп в детском саду). Предназначена для дошкольников, которые по какой-либо причине не могут оставаться в детском саду на полный день. Состоят из 10-12 воспитанников, работает она чаще до обеда, реже – с 16-00 до 19-00. Различают несколько типов таких групп:
-
Адаптационные – рассчитаны на воспитанников до 3 лет, которые постепенно адаптируются к детскому саду.
-
Развивающие – для дошкольников от 3 до 6 лет, нуждающихся в социализации, дополнительном развитии.
-
Подготовительные – предназначены для подготовки детей 6-7 лет к дальнейшему обучению в школе.
Круглосуточного пребывания – их формируют для воспитанников, чьи родители по уважительной причине не могут забирать детей домой ежедневно, например, работают посменно или по нестандартному графику.
-
Специализированные группы детского сада.
Их формируют в ДОУ для воспитанников, обладающих особыми образовательными потребностями. В их числе – дети с ОВЗ, а также часто болеющие дошкольники. В дошкольном учреждению могут создавать следующие виды групп:
-
Оздоровительные – создают для укрепления здоровья малышей, профилактики простудных и вирусных патологий. Направляют в такие коллективы детей по рекомендации участкового педиатра. Особое внимание уделяют закаливанию, занимаются с дошкольниками лечебной физкультурой, регулярно осуществляют медицинский, логопедический, психологический мониторинг. Детям назначают специальную диету в зависимости от состояния их здоровья, иначе выстраивают режим сна и активности.
-
Компенсирующей направленности – предназначены для дошкольников с ОВЗ, как правило, принимают детей с однотипными нарушениями. Например, с нарушениями зрения или слуха, патологиями ОДА, логопедическими нарушениями. Наполняемость не превышает 8-12 человек – в зависимости от характера отклонений. Воспитатель тесно сотрудничает с узкими специалистами: с воспитанниками постоянно работают психологи, дефектологи, логопеды. По отношению к малышам применяют адаптированные программы воспитания и обучения, составленные с учетом особенностей их развития.
-
Интегрированные или комбинированные – предполагают совместное пребывание здоровых дошкольников и детей с ОВЗ. Цель создания таких групп детского сада – позволить малышам почувствовать себя неотъемлемой частью коллектива, помочь им адаптироваться в повседневной жизни, обеспечить необходимую педагогическую, медицинскую, социальную коррекцию. Образовательную программу составляют, опираясь на образовательные потребности воспитанников, их индивидуальные возможности.
〉 Сохраните приказы об открытии группы
Как формировать группы в детском саду
Группы в ДОУ по возрастам по ФГОС формируют, ориентируясь на наполняемость детского сада, наличие свободных мест, а также материальные и кадровые ресурсы. Каким должно быть в дошкольном образовательном учреждении соотношение групп разного типа – законодательством не установлено.
Группы формируют в основном по возрастному принципу – сверстникам проще адаптироваться в новом коллективе, поладить друг с другом. Подобная градация позволяет учитывать особенности развития малышей, применять соответствующие программы воспитания и обучения.
Опираясь на особенности развития дошкольников, педагог более четко планирует основные цели и задачи воспитательно-образовательного процесса – они существенно различаются в зависимости от возраста:
-
Ясельная – научить ребенка бытовым навыкам: умываться, одеваться, самостоятельно кушать.
-
Младшая – предполагает развитие речи, мышления, памяти и внимания. Детей 2-4 лет учат выполнять различные действия, ориентироваться в пространстве, различать фигуры и цвета. Одна из ключевых задач – активная социализация.
-
Средняя – обучающая программа направлена на формирование личности: детей знакомят с окружающим миром, много внимания уделяют творческому и спортивному развитию.
-
Старшая – обучение предполагает расширение кругозора, овладение навыками анализа, знакомство с математикой, литературой.
-
Подготовительная – комплексные занятия, включающие изучение письма, математики, правил дорожного движения. Особое внимание уделяют развитию творческих способностей, подготовке к школе.
Коллектив воспитанников комплектуют к 1 сентября: распределяя детей по группам, учитывают, сколько лет исполнилось ребенку на эту дату. При установлении предельного количества дошкольников в группе, ориентируйтесь на нормы СанПиН 2.4.3648‑20 и 1.2.3685–21 – учитывайте площадь спальни и помещения для групповых занятий и игр.