Одна из эффективных форм сотрудничества с родителями — проведение собрания. Совместные заседания позволяют привлечь семьи воспитанников к участию в образовательно-воспитательном процессе детского сада. Проведение родительского собрания в ДОУ требует тщательной подготовки.
Основные задачи и формы проведения родительского собрания в ДОУ
Выделяют три основные цели проведения родительского собрания:
- Согласовать и объединить усилия дошкольного учреждения и семей, чтобы создать условия для разностороннего личностного развития детей.
- Повысить уровень педагогической культуры родителей.
- Привлечь семьи к активному взаимодействию.
Смотрите далее: Как организовать родительское собрание в середине года >>>
При подготовке собрания учитывайте такие задачи:
- Установление партнерских взаимоотношений между участниками педагогического процесса.
- Создание благоприятных условий для сотрудничества.
- Помощь родителям в осознании собственной роли в воспитании детей, а также понимании своей позиции по отношению к ребенку.
- Психолого-педагогическое информирование об особенностях развития детей в соответствии с возрастом.
- Выбор оптимальных методов воздействия на малыша исходя из его индивидуальных и возрастных особенностей.
- Формирование умения анализировать свои методы воспитания, находить и устранять ошибки.
- Овладение разными способами выражения своего эмоционального состояния.
- Отработка навыков общения с детьми.
- Активизация эффективных коммуникативных умений общения в семье.
В видеостатье – опыт белгородского детского сада по применению QR-кодов с информацией для родителей на всех информационных стендах: как в рекреациях, холлах, так и в раздевальных помещениях групп. Эту идею Светлана Невмывака предложила в 2019 году и вместе с коллегами презентовала на региональном конкурсе «Детский сад года». Интересный опыт обсуждали на городских и региональных педагогических мероприятиях. Сейчас QR-коды с информацией для родителей применяет большинство садов города Белгорода.
Организация родительского собрания в ДОУ включает выбор формы заседания — стандартной или нетрадиционной. Классическая встреча подразумевает выступление основного докладчика и его помощников.
Нестандартные формы проведения родительского собрания в дошкольном учреждении:
- Конференции. Задача — обсудить вопросы обучения и воспитания детей в ДОУ.
- Консилиум. На совещании обсуждают актуальную тему, приглашают специалистов.
- Круглый стол. Педагог организует дискуссию, в конце использует приемы рефлексии.
- Дискуссия, диспут. Обсуждение спорного вопроса по группам.
- Педагогические мастерские. Воспитатели показывают профессиональное мастерство и делятся практическим опытом.
- Мозговой штурм. Форма собрания, которая позволяет повысить педагогическую культуру семей и предусматривает генерацию идей по воспитательным проблемам.
- Семейные собрания. Проводят вместе с воспитанниками. Цель — привлечь родителей и детей к совместной творческой деятельности.
- Педагогическая студия. Заседание включает три этапа — теоретический, практический и технологический.
- Творческий вечер. Дети проявляют творческие способности, показывают умения в прикладном искусстве, демонстрируют спортивные достижения.
- Ролевая или организационно-деятельностная игра. Воспитатели проводят просветительскую работу в игровой форме.
В статье – конструктор для просветительской работы с родителями. Минпросвещения рекомендует использовать всеобуч в современных форматах. Предлагаем распределить имеющиеся у вас материалы по четырем блокам или скачать готовые.
Организация собрания и выбор формы — творческое дело. Педагоги могут придумать собственную форму с интригующим наименованием, которое отражает тему заседания, например, “Вечер вопросов и ответов о трудных детях”.
При подготовке сценария собрания придерживайтесь таких принципов:
- Организуйте заседание с равным уровнем активности воспитателей и родителей.
- Предварительно обсудите с родителями их участие и продумайте форму взаимодействия с ними.
- Выбирайте темы, которые интересны всем участникам образовательно-воспитательного процесса. Готовый перечень смотрите здесь >>
- Не затягивайте собрания по времени, чтобы не потерять интерес участников.
- Позвольте высказаться всем желающим, в начале заседания выработайте совместные правила ведения дискуссий.
- Решение, принятое по результатам родительского собрания, необходимо выполнить.
- Обсуждайте с коллегами на совещаниях итоги взаимодействия с семьями.
- Чередуйте классическую и нетрадиционные формы проведения заседаний. Используйте разнообразные методы и приемы.
Информационный стенд для родителей
Виды родительских собраний
Вид |
Цели и задачи |
Организационное |
|
Установочные или инструктивные |
|
Аналитические |
|
Консультативные |
|
Внеплановые |
|
Тематические |
|
Просветительские |
|
Диспуты |
|
Практикумы |
|
Отчетные или итоговые |
|
Подготовка к родительскому собранию в ДОУ
Начните подготовку заранее, минимум за две недели до предполагаемой даты. Подготовительная работа включает такие этапы:
Определите ответственных лиц. Если проводите общую встречу, назначьте исполнителями сотрудников, которые отвечают за сотрудничество с семьями, например, старшего воспитателя или заместителя руководителя.
Поручите организаторам сформулировать тему, поставить цели и определить задачи проведения совещания. Чтобы выбрать актуальную тему, поручите исполнителям проанализировать образовательно-воспитательную систему сада и определить интересы родительской общественности. Можно провести анкетирование.
Смотрите далее: За какие проблемы в семьях воспитанников ответственность понесет заведующий >>
Составьте список вопросов, которые необходимо рассмотреть. Выделите проблемы, требующие решения для реализации образовательной программы или плана работы дошкольного учреждения на учебный год.
Проконтролируйте, чтобы организаторы изучили обновленные нормативно-правовые акты и изменения в законодательстве. Изучите список выбранных тем и утвердите его. Выбирайте четкие и понятные формулировки, которые сформируют у участников положительную мотивацию, настроят общественность на доверительное сотрудничество и открытое обсуждение проблем. К каждой теме укажите цели и сформулируйте задачи. Ставьте доступные и понятные цели.
- Шаблон приглашения на родительское собрание
- Карточки-шпаргалки для родительского собрания
- Чек-лист для воспитателей «Что отразить в презентации к итоговому родительскому собранию»
- Памятка для воспитателей «Как провести первое собрание в группе оздоровительной направленности»
- Памятка для воспитателей «Как подготовиться и провести родительское собрание»
- Мини-инструкция для педагогов «Как подготовиться к родительскому собранию»
Выберите форму заседания. Определяйте форму исходя из задач встречи. Например, если необходимо сообщить новую информацию об организации жизнедеятельности сада, выбирайте традиционное собрание. Если тема требует длительного обсуждения и принятия общего решения, проводите нетрадиционные заседания. Чередуйте формы, чтобы родители не потеряли интерес и не перестали посещать собрания.
Эффективная форма — проведение деловой игры. Задача педагога — способствовать решению педагогической проблемы с помощью игровой методики. Объедините присутствующих в группы. Вынесите на обсуждение проблемный вопрос. Каждая группа должна проанализировать его и изложить свой способ решения. По итогам коллективного обсуждения утвердите принятые решения.
Для решения проблем воспитания организуйте родительский клуб. Эта форма подходит для коллектива, который настроен на неформальное общение с воспитателем и другими участниками.
Разработайте сценарий. Поручите ответственным разработать подробный сценарий. Укажите, что он должен быть готов минимум за три дня до встречи. Укажите в сценарии ход выступлений и регламент для каждого докладчика. Проверьте, чтобы доклады соответствовали таким критериям:
- Доступность изложения. Учтите, что аудитория состоит из представителей с разным уровнем подготовки, образования. Доклад должен быть понятен всем.
- Оригинальность. Банальные выступления вызывают у присутствующих скуку, они теряют интерес и в следующий раз могут не прийти.
- Конкретность. Абстрактные доклады не вызывают заинтересованности и не имеют актуальности. Включайте в текст конкретную информацию, которая будет полезной.
Соберите информационные материалы. К каждому выступлению подберите информационные материалы. Тогда доклады будут легче восприниматься, а организаторы сэкономят время проведения встречи. Используйте разные формы подачи материала:
- мультимедийные презентации;
- иллюстрации;
- диаграммы и таблицы;
- видеозаписи.
Также подготовьте раздаточный материал. Оформите буклеты по обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности. Изготовьте памятки, в которых укажите основные моменты организационных вопросов. Например, объясните, к каким сотрудникам нужно обращаться по разным проблемам, сколько и куда платить за сад.
Подборка памяток для родителей
Памятка о новых правилах в работе ДОУ для родителейРазъяснить родителям суть изменений законодательства, проинформировать о правилах деятельности детского сада и нормах, которые теперь должны выполнять родители |
|
Памятки по информационной безопасностиДовести до сведения родителей информацию о рисках, связанных с цифровой коммуникацией, научить обеспечивать информационную безопасность детей. |
|
Правила фото- и видеосъемки в детском садуОбъяснить требования, которые нужно соблюдать во время съемки в детском саду |
|
Как приводить и забирать воспитанников из детского садаПроинформировать о правилах пропускного и внутриобъектового режима, которые действуют в детском саду |
|
Как приходить в детский сад с личными вопросамиОзнакомить с правилами работы дошкольной организации |
|
Какие условия соблюдать во время питания в ОО готовыми домашними блюдамиПроинформировать об условиях питания домашней пищей. Рассказать, как безопасно доставлять пищу до дошкольной организации |
|
Как адаптировать ребенка к режиму питания в детском садуПомочь родителям адаптировать ребенка к блюдам детского сада и новому режиму питания |
|
Как, сколько и когда платить за детский садНапомнить родителям о сумме, сроках и порядке внесения родительской платы за детский сад |
Определите место для собрания. Выбирайте место исходя из формы заседания и планируемого количества присутствующих. Например, общие встречи проводите в актовом или музыкальном зале. Групповые можно организовать в методическом кабинете.
Выберите время. Планируйте встречи на любой рабочий день недели кроме понедельника и пятницы. Чтобы установить время, поручите педагогам выяснить график работы родителей. Не приглашайте их в первой половине дня.
Спланируйте вечернее время. Учтите режим деятельности дошкольного учреждения. Не затягивайте встречи, чтобы закончить за полчаса до времени закрытия здания, которое прописано во внутриобъектовом режиме. За этот период гости успеют собраться и покинуть территорию.
Пригласите участников. Участников необходимо пригласить дважды. Сначала — за неделю до мероприятия, чтобы у родителей было время спланировать посещение сада. Второй раз напомните о встрече за три дня до планируемой даты. Подтвердите время и дату, место заседания.
Вместе с приглашением раздайте анкеты или опросники по теме совещания. Попросите участников изложить проблемы, которые они желают обсудить в рамках предложенной темы. Тогда у вас будет время подготовить ответы.
Подборка анкет для первого собрания
Проведите опросы по теме собрания. Они помогут выяснить мнение родителей о взаимодействии с воспитателями детского сада, пожелания к обучению детей. Используйте готовые анкеты.
|
Анкета «Образовательные установки для вашего ребенка»Чтобы выяснить индивидуальные особенности и потребности ребенка |
|
Анкета «Способы взаимодействия с работниками детского сада»Чтобы наладить доверительные отношения между воспитателями и родителями, определить способы связи |
|
Анкета «Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду»Чтобы мотивировать родителей участвовать в мероприятиях, узнать их отношение к патриотическому воспитанию детей |
Как провести родительское собрание
Условно выделяют три части мероприятия:
Вводная
Начинайте мероприятие строго по регламенту, даже если количество присутствующих меньше, чем планировали. Не ждите опоздавших, чтобы показать серьезность и важность заседания. Попросите присутствующих зарегистрироваться. Список приложите к протоколу. Если на встречу приглашены специалисты, представьте их общественности.
Озвучьте тематику и перечислите повестку дня. Установите регламент выступлений. Напомните о правилах ведения дискуссии. Если предварительно проводили анкетирование или тестирование, ознакомьте присутствующих с результатами.
Основная
Включает несколько этапов. В начале мероприятия выступите с теоретическим материалом по теме. Обсудите полученные сведения с участниками. Расскажите о примерах из практического опыта. Проанализируйте актуальные педагогические ситуации.
Обсудите перспективы сотрудничества, покажите важность взаимодействия семей и сада. Определите, какие новые проблемы возникли и как их можно разрешить. Заранее подготовьтесь и продумайте варианты.
Информацию преподносите кратко, строго по теме, так как к вечеру устойчивость внимания уменьшается. Для лучшего усвоения материала сопровождайте выступление наглядным материалом — презентацией, фотографиями, графиками, схемами, видеозаписями.
Следите за регламентом докладов, чтобы не затянуть мероприятие и обсудить все запланированные в повестке дня темы.
Старайтесь, чтобы ваше выступление не было монологом. Побуждайте к активности присутствующих — задавайте вопросы, просите высказать точку зрения. Отведите 15 минут на практическую часть, например, организуйте деловую игру, чтобы сплотить коллектив и сделать сотрудничество продуктивным.
Заключительная
В последней части мероприятия подведите итоги. Озвучьте, какие решения были приняты по каждому пункту повестки. Обобщите результаты и сделайте совместный вывод. Мотивируйте посетителей на следующее мероприятие, назовите его тему и озвучьте актуальность.
Подготовьте опросники и раздайте участникам. Попросите их записать свои пожелания и замечания. Это поможет подготовиться к следующей встрече.
По окончании мероприятия предложите воспитателям обсудить в частном порядке с участниками вопросы воспитания детей.
Чтобы подвести итоги заседания, секретарь ведет протокол. В документе фиксируют предложения, замечания и пожелания присутствующих, а также принятые решения. Нормативные требования к ведению протокола не закреплены. Выберите и утвердите форму в положении.
Общепринятая форма — в шапке прописывают тему, дату и место проведения мероприятия, количество присутствующих и повестку дня. В основной части описывают ход заседания: указывают вопрос, кратко излагают обсуждение, итоги голосования и решения, которые были приняты. Приложением к протоколу оформите список присутствующих.
Чтобы контролировать и вести учет заседаний, заведите журнал учета протоколов.