-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
×
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду

25 октября 2022
6109
Средний балл: 0 из 5
эксперт Актион Образование

ИКТ технологии в ДОУ представлены в различных форматах: слайд-шоу, мультфильмы, аудиокниги, фотоальбомы, видео клипы. В статье вы узнаете области применения информационно-коммуникационных технологий, особенности использования в образовательном процессе, требования к применению и преимущества внедрения в детском саду.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

План методического сопровождения педагогов по повышению ИКТ-компетентностиПоможет повысить ИКТ-компетентность в течение учебного года

План методического сопровождения педагогов по повышению ИКТ-компетентностиПоможет повысить ИКТ-компетентность в течение учебного года

ИКТ-технологии в ДОУ включают применение видео, компьютера, мультимедиа, Интернета, аудиовизуальной аппаратуры. Технологии используют в различных сферах при осуществлении деятельности в детском саду:

  • ведение документов;
  • повышение квалификации воспитателей и методическая работа;
  • взаимодействие с родителями;
  • воспитательно-образовательный процесс.

Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ облегчают работу по составлению и оформлению календарных планов, подготовке уголка для родителей. С их помощью педагог проводит диагностические мероприятия и сводит результаты в электронном виде.

Тест-опросник для выявления уровня общепользовательской ИКТ-компетентности педагогов

Тест-опросникОткрыть тест сейчас

В рамках диагностики воспитатель выполняет не только разовые исследования, но и ведет индивидуальный дневника ребенка. Педагог с помощью ИКТ вносит данные о воспитаннике, итоги тестирования, строит графики и следит за динамикой развития дошкольника.

Использование компьютера необязательно, но оно позволяет быстрее и качественнее оформлять документы. В сетевых сообществах воспитатели находят новые методические разработки, размещают собственные материалы, проходят сертификации и получают свидетельства о публикациях.

Особое значение ИКТ имеет при подготовке воспитателя к прохождению различных аттестаций, в том числе в составлении портфолио и документов. Педагоги пользуются возможностью получать из учебного заведения ответы, проходить повышение квалификации без посещения института, участвовать в онлайн-семинарах, вебинарах, конференциях.

В современном мире при широком применении электронных устройств методическую работу в ДОУ зачастую ведут с применением информационных технологий. Это позволяет быстро и удобно для пользователей распространять задачи, делиться идеями, дидактическими материалами.

Методисты высоко оценили возможности компьютерных программ в реализации задач. Информационно-коммуникативная поддержка, применение ресурсов широко применяется при подготовке специалистов к проведению занятий с детьми, для ознакомления с опытом коллег, новыми методиками.

Карта анализа уровня общепедагогической ИКТ-компетентности педагоговОтметьте выполнение педагогом основных критериев и определите уровень результатов.

Карта анализа уровня общепедагогической ИКТ-компетентности педагоговОтметьте выполнение педагогом основных критериев и определите уровень результатов.

Воспитателю необходимо быть гибким при проведении занятий и их подготовке. С этой целью проводится повышение квалификации педагогов. ИКТ позволяют быстро находить ответы на запросы педагогов. При подборе курсов необходимо обращать внимание на наличие лицензии.

С помощью новых технологий воспитатели принимают участие в педагогических проектах, викторинах. Это служит повышению самооценки. Стоит учитывать, что очно присутствовать на мероприятии затруднительно, поэтому выбор дистанционной формы оправдан.

Применение ИКТ существенно упрощает взаимодействие с родителями воспитанников. При использовании традиционных форм работы (контакт при встрече, телефонный звонок, собрания) наблюдается ограничение по времени, невозможность посещения консультаций и длительных разговоров.

Сохраните документы, которые помогут начать развитие цифровой образовательной среды:

Зачастую сложно обеспечить оперативное информирование со стороны воспитателя детского сада. В связи с этим востребовано применение ИКТ технологий в ДОУ, которое позволяет улучшить качество обучения и обеспечить новый уровень взаимодействия между участниками на разных этапах работы детского сада.

В ДОУ необходимо оформить медиатеку, которая будет способствовать получению информации о ребенке, уровне взаимоотношений между ребенком и родителями. Посредством ИКТ развивается форма познавательно-коммуникативной работы в связке «ребенок-родитель-воспитатель».

В медиатеке данные хранят в книгах, на дисках, кассетах. Различные медиапособия, порталы и интернет-сайты служат развитию коммуникации между детским садом и родителями.

Также используется формат информационного стенда, когда памятки и сообщения быстро размещаются, хорошо воспринимаются. Взрослые легко запоминают алгоритм действий, могут в удобное время вернуться к информации. 

Педагог может отправлять по электронной почте информацию, фото и видео-материалы о нахождении ребенка в детском саду. Родители могут коммуницировать с воспитателем и присылать волнующие их вопросы по почте. Педагог отправляет ссылки на полезные статьи и сайты, чтобы родители могли найти ответы на вопросы по семейному воспитанию.

В интернете проходит много детских конкурсов. При наличии информационно-коммуникационных средств родители могут принимать в них участие.

При этом основной формой применения является использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ. Это целый комплекс процессов, включающий:

  • непосредственное образование и воспитание ребенка;
  • подготовку и проведение совместных мероприятий воспитателя и детей;
  • воплощение проектов;
  • организацию среды для развития детей (игр, дидактических методичек).

Малыши и дошкольники лучше воспринимают наглядный материал, у них превалирует образное мышление. Информационные и коммуникационные технологии позволяют демонстрировать иллюстрации в статичном и динамичном виде. Это помогает детям быстрее и лучше усваивать материал.  

Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ

Положение о проведении смотра-конкурса педагогического мастерства по использованию ИКТ в ОДПонадобится, чтобы стимулировать и поддержать интерес педагогов к современным образовательным технологиям.

Применение современных технологий позволяет:

  • организовать познавательный процесс;
  • сохранить целостность обучения и внедрить индивидуальный подход;
  • формировать эффективное управление образованием.

Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ по ФГОС подразумевают использоваться ПК и мультимедиа для реализации целей педагога.

Выделяют несколько видов занятий при поддержке ИКТ:

  • с мультимедиа;
  • с компьютерной поддержкой;
  • диагностическое занятие.
Вопрос №1: Какие типы учреждений используют Инструкцию № 157

При мультимедийной поддержке на занятии в детском саду используют компьютер как доску. Педагог готовиться к уроку и отбирает материал по тематике. В ряде случаев проблематично подобрать информацию, и воспитатель прибегает к презентации посредством компьютерной программы.

Чтобы провести занятие достаточно использовать ПК, колонки, экран и проектор. В результате информация подается в эмоционально окрашенном виде, становится ярким наглядным пособием, обеспечивает высокие результаты усвоения знаний. Например, малыши хорошо разучивают элементы гимнастики для снятия зрительного напряжения.

Презентации в формате мультимедиа позволяют подавать материал для обучения и развития детей в виде образов, которые имеют под собой много четко структурированной информации. В  результате у детей развивают разные виды восприятия, данные откладываются не только в фотографической памяти, но и в ассоциативном виде.

Читайте также: Как создать цифровую образовательную среду. Опыт пермского детского сада >>>

Привлечение таких технологий направлено на развитие мыслительных образов у малышей. Именно мультимедийная подача позволяет ускорить обучающие процессы, снизить нагрузку на детей. Занятие проходит в оптимизированном режиме концентрации внимания и памяти, при включении мыслительных процессов. Работа поддерживает экологичное взаимодействие педагога и воспитанников, формирует целостное восприятие.

В основе презентационного материала упрощенная подача, рассчитанная на наглядное восприятие и запоминание информации на примере образов. Форму подбирают в зависимости от целей и задач занятия.

Среди преимуществ слайд-презентаций:

  • широкие возможности восприятия материала;
  • демонстрация информации посредством проектора позволяет увидеть объект в приближенном виде;
  • одновременное применение видео-, аудиоэффектов и анимации;
  • знакомство детей с объектами в форме, понятной для детского восприятия;
  • активация зрительных функций, тренировка глазомера;
  • возможность выводить информацию в виде распечатанных текстов крупным шрифтом для раздачи.

Привлекательные мыслеобразы вызывают у воспитанников интерес, способствуют хорошей усвояемости. На математических занятиях, при знакомстве с окружающим миром и музыкой дети лучше усваивают материал, если он подан в виде слайдов. Малыши учатся проводить исследования, зрительно воспринимать материал, выделять признаки времени и пространства, качественные и количественные характеристики, развивают зрительную память.

Вдохновитесь идеями для успешной работы

Сценарий интегрированного занятияОткрыть сценарий сейчас

Занятия с компьютерной поддержкой подразумевают применение игровых программ обучения. Детей рассаживают за компьютеры. Воспитатель может применять метод электронного учебника, когда занятие проходит в игровой форме. Так малыш учится самостоятельно знакомиться с материалом, делать задания и проходить проверку.

Благодаря компьютеру значительно увеличивается объем материала, с которым можно ознакомить детей. Малышей привлекает форма подачи, яркий и светящийся экран. Дети быстро переключаются с аудиального восприятия на визуальное. При этом анимация подпитывает интерес, нивелирует стресс, снимает напряжение. Важно грамотно подобрать материал для компьютерной демонстрации.

Применяются различные ресурсы для обучения дошкольников:

  • игры для развития образного мышления, зрительной памяти, воображения и творческих способностей;
  • анимированные говорящие словарики иностранных слов для усвоения языка;
  • изобразительные студии и графические редакторы;
  • игры-бродилки;
  • программы-занятия для развития навыков чтения и математики.

Применение ИКТ позволяет детям получать знания в большом объеме, пользоваться компьютером для самостоятельного знакомства с объектами и явлениями, которые опытным путем малыш исследовать не может. Ребенок развивает креативное мышление, учится распознавать символы на экране компьютера. На таких занятиях осуществляется переход от наглядного и образного восприятия мира к абстрактному мышлению.

Диагностическое занятие проводится с применением спецпрограмм. С помощью ИКТ разрабатывают тесты для диагностики детей разного возраста. Современные технологии позволяют отмечать уровень решения поставленной задачи каждым воспитанником по заданным показателям.

Когда используются ИКТ технологии в ДОУ, сокращаются временные и трудозатраты педагога (за счет установки нескольких ПК). На компьютере можно хранить диагностические результаты, отслеживать динамические изменения.

Новейшие технологии не только дают детям знания емко и в большом объеме, но и развивают их интеллектуально, творчески, учат самим искать и получать знания. Так воспитанники знакомятся с различными ситуациями, которые решают самостоятельно. Применение различных творческих игр служит мотивацией для разработки учебных занятий. Дети успешно развивают абстрактное мышление.

Для ребенка внеурочные занятия на компьютере воспринимаются естественно, поэтому информация эффективно сохраняется и используется, формируется благоприятный эмоциональный фон.

Сегодня роль педагога детского сада — это не только передать ребенку готовую информацию, но и научить малыша получать знания, творчески развиваться и задействовать воображение. Воспитанники с помощью ИКТ могут удовлетворять свою любознательность, систематизировать свои знания об окружающем мире.

Важно сформировать у ребенка потребности развиваться и нестандартно мыслить, преодолевать сложности в процессе решения задач. В образовательном процессе технологии позволяют:

  • привлекать пассивных слушателей;
  • обеспечивать наглядность обучения;
  • улучшать восприятие и запоминание информации;
  • формировать культуру обращения с информационными технологиями у детей.

При этом использование ИКТ не имеет риска для здоровья детей при условии грамотной организации процессов. Педагоги следуют определенным критериям применения технологий при работе с дошкольниками, родителями.

Педагоги разрабатывают методические занятия с использованием информационных технологий согласно ФГОС. Для ускорения процессов подготовки воспитатели создают и пользуются библиотеками презентаций и видеоматериалов, роликами.

Профессиональная организация процессов способна побуждать воспитанников к познанию мира и поиску информации через ИКТ. Работа с детьми строится по направлениям:

  • интеллектуальное развитие;
  • актуализация внимания;
  • развитие памяти и восприятия;
  • речевое развитие.

Работа может быть организована через слайд-шоу, презентационные ролики, фотоальбомы, аудиокниги и видео.

Аудиокниги — широко используются в воспитательном и образовательном процессе в детском саду. Они записываются в художественном исполнении и удобны для воспроизведения. Благодаря регулярному прослушиванию у малышей формируется правильная дикция, произношение, расширяется словарный запас.

При отборе сказок для прослушивания следует учитывать возрастные особенности детей:

  • 2-3 года — подходят короткие рассказы, в которых присутствуют повторы с песенками. Выбирают сказки «Репка», «Колобок», «Теремок».
  • до 5 лет — детям нравятся рассказы о животном мире с простым сюжетом, вокруг привычных ситуаций: поход в гости, приготовление еды, дружба, ссоры («Маша и медведь»).
  • до 6 лет — детей интересуют сложные сказки про волшебство, с драматическим сюжетом, с участием волшебных сил, фантастических героев.

Детям включают диски со сказками при подготовке ко сну, во время занятий. Малыши любят слушать аудио, называть сказки, узнавать героев, высказывают свои пожелания к прослушиванию. Аудиокниги успешно развивают воображение, пока у детей не появились навыки чтения.

Слайд-шоу представляет собой подборку видео и фото, которые поочередно показывают детям под музыкальное сопровождение или рассказ воспитателя. Среди возможностей анимации близкое рассмотрение объекта, выполнение плавных переходов по теме, наложение видеоэффектов с анимационными элементами и стихотворениями для удобства чтения воспитателем. Слайд-шоу применяют на утренниках, занятиях, при взаимодействии с родителями и на родительских собраниях.

Фотоальбомы — популярная форма ИКТ, которая позволяет развивать у детей представление об окружающей среде, а также систематизировать знания. Нередко такой материал используется в качестве пособия для обучения навыкам чтения. Тематика инфопродукта может быть разной.

При подготовке фотоальбома необходимо предусмотреть, чтобы на развороте была лишь одна картинка. Это не допустит рассеивание внимания. Изображения могут располагаться по горизонтали или вертикали, нередко присутствуют крупные надписи под картинкой или на развороте. Среди возможных тем фотоальбомов пользуются популярностью «Моя семья», «Кем работают родители» с фото и рисунками.

Видеоклип представляет собой последовательность кадров, которая занимает короткий промежуток времени. Это может быть сюжет из сказки или ситуация из жизни, музыкальное произведение, песенка с графическими и текстовыми вставками. Такие ИКТ применяется с учебной и информационной целью.

Видеоролик является небольшой историей или понятным сюжетом с видео оформлением и наложенным звуком. Детям легче запоминать, когда они один раз увидят. Выпускаются мультипликационные, игровые, компьютерные и комбинированные видеоклипы.

При подготовке материала следует построить демонстрацию понятно для детей, при этом увлекательно, с использованием крупных планов и ритмичной музыки. Наличие повышенной утомляемости и возбудимости, сложностей с произвольным вниманием требует тщательно подбирать визуальные и звуковые средства. Необходимо учитывать повышенную нагрузку на слуховые и зрительные органы, чтобы правильно определять подходящую длительность занятия.

С помощью роликов малышей учат базовым знаниям о природе, цифрах, буквах и формах. Средства ИКТ можно включать в занятия НОД в подготовительной группе. Это отличная возможность познакомить воспитанников с нюансами природных явлений, национальным колоритом разных стран. Видеоролики включают на физкультминутках, во время утренней гимнастики, а также на утренниках и играх.

Анимация или мультфильм — средство ИКТ, которое создают специалисты с использованием техники оживления персонажей. Такой формат просматривают на экранах компьютера и электронной аппаратуре.

Для малышей младшей группы желательно выбирать мультфильмы без озвучки и сопровождать их рассказом воспитателя. К 4-5 годам дети хорошо воспринимают короткие рассказы с сопровождением педагога. Обычно перед занятием воспитатель беседует с детьми, проводит подготовительные экскурсии, наблюдения, чтение книг. Во время вступления можно привлечь малышей идеей и содержанием фильма. Детям задают вопросы, на которые просят найти ответ при просмотре. В конце занятия определяют важные фрагменты и их значение. Для закрепления усвоенного материала можно предложить пересказать содержание или нарисовать.

Для старших дошкольников подходят озвученные фильмы. Развивающие мультики — это форма, при которой герои задают детям вопросы, напрямую обращаются с экрана. Так изучают математические действия, пробуют отличать цвета и формы, развивают внимание при поиске предметов, развивают речь. Дети любят вслух отвечать персонажам, повторять слова за ведущим.

Это отличное воспитательное средство. В ДОУ используют мультфильмы дидактической и психологической направленности. Малыши вместе с воспитателем смотрят и обсуждают увиденное. Например, по мультику «Золушка» учатся ценить семейные отношения, находить друзей. Самостоятельность и хозяйственность формируется при просмотре мультфильмов «Каникулы в Простоквашино». Мультик про пластилиновую ворону развивает творческое мышление и интерес к поделкам.

Требования по использованию ИКТ в работе с детьми

Программы должны удовлетворять следующим требованиям:

  • простота для самостоятельного изучения;
  • исследовательский характер;
  • развитие представлений и навыков;
  • повышенный технический уровень;
  • соответствие возрасту;
  • привлечение внимания.

Применение ИКТ технологии в ДОУ требует внимательной организации режима трансляции знаний, проведения занятий в соответствии с детским возрастом. Необходимо исключить следующие ошибки:

  • нарушение санэпид правил;
  • ошибочное определение цели и места ИКТ в деятельности ДОУ;
  • отсутствие плана;
  • случайное применение технологий;
  • перенасыщение анимационными фрагментами, рисунками;
  • несоответствие информации возрасту детей.

Воспитанники детских садов могут заниматься на компьютерной технике без вреда для здоровья, если предусмотрено хорошее освещение, экран передает четкое изображение и находится на расстоянии 65 см от глаз ребенка. Необходимо соблюдать эргономические требования, согласно которым длительность занятия для дошкольников не превышает 10-15 минут.

При подготовке мультимедийных презентаций для воспитанников детских садов рекомендуют учитывать следующие положения:

  • выполнять слайды в лицензированной программе;
  • правильно подбирать цветовые решения для картинок и фона (изображение должно быть ярче фона);
  • не применять более трех цветов;
  • количество слайдов должно зависеть от возраста детей;
  • длительность демонстрации одного слайда — в среднем 1 минута;
  • синхронизация демонстрируемого материала с рассказом педагога;
  • демонстрация выполняет функцию иллюстрации речи воспитателя;
  • музыку накладывают на слайды, где не звучит речь педагога;
  • осторожное использование звуковых эффектов, оказывающих сильное влияние

Чтобы уменьшить утомляемость детей при обучении с использованием компьютерной техники, специально организуют рабочее место:

  • устанавливают мебель по росту детей;
  • обеспечивают хорошую видимость экрана;
  • гарантируют достаточную освещенность;
  • располагают экран на уровне глаз;
  • применяют плазменные или ЖК мониторы;
  • детям, носящим очки, предлагают быть на занятии в них.

При проведении фронтальных занятий задействуют технику мультимедиа на расстоянии до малышей 2-2,5 м. Для предотвращения скопления статического электричества, снижения качества воздуха требуется проветривание помещения до занятия и после, а также уборка влажной тканью полов, протирка экранов, столиков.

Для организации занятий с ИКТ требуется оборудовать переносной или стационарный класс в соответствии с САНПиНом, обеспечить лицензионное ПО.

Воспитателями необходимо придерживаться правила периодичности мероприятий, которые могут проводиться 1-2 раза в неделю, согласно возрастным нормам. Применение информационно-коммуникативных технологий не является обучением информатике в детском саду.

Преимущества информационных технологий в детском саду

  • Значительное расширение применения электронных устройств для оперативной передачи данных.
  • Эффективное привлечение внимания детей звуком, мультипликационными роликами, движением. У малышей повышается интерес, благодаря динамичности демонстрации материала он хорошо усваивается. Обеспечение быстрого усвоения материала, развитие творческого мышления, воображения и памяти.
  • Возможность демонстрации особенностей окружающей среды, которые сложно или невозможно наблюдать воочию.
  • Обеспечение наглядности для лучшего восприятия и запоминания с учетом мышления мыслеобразами у детей. Включение моторной, слуховой и зрительной памяти.
  • Представление модели ситуаций, которые сложно увидеть в жизни.
  • Активация у детей интереса к поиску информации, исследованиям.

В образовательных процессах в детском саду можно применять не только раздаточный материал, но средства ИКТ для ознакомления с математическими элементами. При знакомстве с окружающим миром малыши учатся соединять изображения и звуки в целое, видеть всю полную картину происходящего. Такое внедрение коммуникационных средств повышает интерес, способствует запоминанию.

Коллективу детского сада важно использоваться компьютерные технологии для достижения положительных эффектов:

  • повышения уровня знаний, достижения целостности и эмоционального закрепления;
  • упрощения процедуры усвоения данных;
  • обогащения кругозора;
  • повышения интереса к предмету изучения;
  • увеличения эффективности работы воспитателя;
  • применения наглядности в занятиях. 

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.