Воспитательно-образовательный процесс в детском саду

669

Педагогический процесс в ДОУ – это синтез всех видов деятельности воспитанников, взаимодействие детей и педагогических работников, администрации детского сада и родителей. Он ориентирован на гармоничное развитие личности, обучение и воспитание дошколят и выполняет ряд важных функций:

  • интеграции в социум;
  • развивающую;
  • адаптивную;
  • обучающую.

Процесс обучения и воспитания строится на субъект-субъектном характере общения воспитателей и дошкольников. Его отличает динамичность, вариативность, комплексный подход, целенаправленность, многофакторность. Результатом воспитательно-образовательных действий становится всестороннее развитие малыша, предусматривающее художественно-эстетические, познавательно-речевые, социально-личностные и физические навыки.

Педагог для достижения эффективного взаимодействия с воспитанниками может использовать несколько позиций общения с дошколятами:

  • учительская позиция – воспитатель использует методы показа, объяснения, рассказа для того, чтобы обучить малыша тому, что еще недоступно ему в силу возраста;
  • партнерская – педагог на равных условиях с воспитанниками участвует в труде, познании и играх, он использует методы совместного обсуждения, предложения и совета;
  • опекунская – чтобы сподвигнуть детей на активность и самостоятельность, педагоги сознательно демонстрируют ошибки, собственные затруднения (на помощь им приходят методы обсуждения, рассказа, проблемной ситуации).

Новая программа профессиональной переподготовки
для специалистов детских садов

Менеджмент дошкольного образования

Лекторы — эксперты отрасли
Диплом установленного образца
Период обучения — 3 месяца (250 часов)


или звоните 8 800 7754822


Принципы реализации образовательно-воспитательного процесса

Существует ряд принципов реализации образовательно-воспитательного процесса:

  1. Непрерывность и системность. Задачи должны решаться систематически в течение дня в тесной взаимосвязи теории и практики. Так, воспитатели могут рассказывать о функциях мыла и воды, постепенно прививая гигиенические навыки, знакомить дошкольников с деревьями и кустарниками, обучая их заботе об окружающей среде.
  2. Учет возрастных особенностей. Воспитателям следует создать условия для гармоничного роста личности детей, дать им возможность самосовершенствоваться, заниматься видами деятельности, приносящими удовольствие. При этом важно руководствоваться адекватными требованиями к успехам дошкольников, уровню их развития. Ключевым принципом является также эмоционально-психологический комфорт дошкольников, который способствует успешности деятельности, удовлетворению потребностей дошколят, позитивной оценке их качеств и результатов занятости.
  3. Дифференциация и индивидуализация. Чтобы детская индивидуальность проявилась в полной мере, следует создать для этого необходимую почву. Воспитатель должен соотносить возможности, потребности и интересы детей в ходе организации образовательно-воспитательного процесса. Дифференциация позволяет объединять дошкольников с разным уровнем развития для того, чтобы уровень развития познавательных и мыслительных процессов повышался.

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации должен удовлетворять основные потребности детей:

  • Эмоционально положительный контакт, доброжелательность окружающих создают у детей ощущение принятости в обществе, психологической защищенности, только на основании доверительного отношения к взрослым у ребенка формируется база для социальной активности, общения и взаимодействия с другими воспитанниками.
  • Информационный обмен и процесс познания выражается у малышей через вопросы, эксперименты, поисковые действия.  Воспитателям важно не только сохранить, но и развить устойчивый познавательный мотив.
  • Самоутверждение и активность относятся к базовым потребностям дошкольников и выражаются в желании малыша проявлять инициативу, поступать самостоятельно, походить на взрослых. Воспитателям важно не только стимулировать эти потребности, но и подготовить детей к самостоятельности.
  • Общение со сверстниками и признание окружающими – потребности, которые тесно взаимосвязаны между собой. Педагоги реализуют их, стимулируя продуктивную совместную деятельность дошкольников, содержательное общение между сверстниками, посредством формирования коммуникативной культуры.
  • Органические потребности воспитанников заключаются в питании, двигательной активности, которые осуществляются различными видами деятельности, сменяющими друг друга.

Воспитательный и образовательный процесс в ДОУ

Виды детской занятости в соотношении с образовательными формами

Таблица
Скачать в .docx

Деятельность дошкольников Формы
Игровая Игры с правилами и сюжетом
Двигательная Подвижные игры с правилами и элементами дидактики, соревнования, игровые упражнения
Коммуникативная Игры по правилам и с сюжетом, беседы, обсуждения, ситуативные разговоры, занятия с загадками
Продуктивная Мастерская детского творчества, осуществления проектной деятельности
Исследовательская и познавательная Игры, моделирование, коллекционирование, экскурсии, наблюдения, экспериментирование, поиск выхода из проблемных ситуаций, проектная занятость
Трудовая Совместная занятость, проекты, дежурства, поручения
Изучение художественной литературы Чтение, разучивание, обсуждение
Художественно-музыкальная Импровизация, исполнение, слушание, музыкальные игры, экспериментирование, творческая мастерская

Важно учесть, что образовательный процесс в ДОУ строится на строгом регламенте групповой и самостоятельной работе. Режимные моменты (прием пищи, прогулки, утренняя гимнастика) позволяют осуществлять образовательную деятельность, тогда как играм отводится немало времени. В качестве ключевого вида занятости детей они уместны до и после завтрака, между образовательной деятельности, на прогулке и после сна. Чтобы дошкольники могли наилучшим образом освоить и закрепить предложенный педагогами материал, следует учитывать допустимые объемы образовательной нагрузки. Ее распределяют с учетом требований СанПиН и возраста воспитанников ДОУ. 

Таблица
Скачать в .docx

Возраст Длительность непрерывной образовательной деятельности в день/минут Допустимая образовательная нагрузка в первой половине дня/минут Образовательная нагрузка в неделю Дополнительные кружки, секции, студии/в неделю
2-3 года 8-9 минут 8-9 минут 90 минут -
4 года менее 15  менее 30 2,45 часа 1 раз
5 лет менее 20 менее 40 4 часа 2 раза
6 лет менее 25 менее 45 6,15 часа 2 раза
7 лет менее 30  менее 90 8,5 часов 3 раза

В летнее время образовательно-воспитательный процесс заключается в играх на свежем воздухе, экскурсиях, подвижных играх, соревнованиях, повышенной двигательной активности. Образовательная деятельность возобновляется осенью.

Подробнее по теме читайте в материалах:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль