Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Открытие библиотеки детского сада - важное событие. Перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду. Рекомендуем сценарий первой экскурсии в библиотеку для воспитанников старшей группы дошкольного учреждения.
Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Открытие библиотеки детского сада - важное событие. Перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя.
Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду. Рекомендуем сценарий первой экскурсии в библиотеку для воспитанников старшей группы дошкольного учреждения.
Предварительная работа:
- расставить детскую художественную литературу на стеллажах по алфавиту (ярко выделить буквы);
- установить каталожные ящики в пределах досягаемости дошкольников;
- изготовить отдельные каталожные карточки на произведения детской художественной литературы (на каждого ребенка);
- подобрать фотографии с изображением библиотечных залов (с большим количеством книг в несколько этажей);
- подобрать книги – большую ималенькую, толстую и тонкую, с картинками и без, с изображением природына обложке и изображением техники;
- организовать выставку, посвященную Г.Х. Андерсену;
- выбрать мягкую игрушку –хранителя ключа (в данном случае это крысенок Лаврик вшапочке-конфедератке, очках и с книжкой в лапках);
- приготовить маленькие ножницы на подносе.
Актуально сейчас:
Программа воспитания и обновлённая ООП ДОО. Как изменения в документации отразятся на работе музыкального руководителя и что стоит сделать за лето
Именины Мухи‑Цокотухи. Музыкальный сценарий про насекомых, летние игры и дружбу
Ход экскурсии:
(Библиотекарь заходит в группу. В руках у него красивый пакет, в котором спрятался крысенок Лаврик.)
Библиотекарь: Здравствуйте, девочки и мальчики! Я хочу пригласить вас наувлекательную экскурсию. Вы у нас самые старшие и наверняка знаете,какие помещения есть в нашем детском саду?
Дети: Музыкальный зал, физкультурный зал...
Библиотекарь: Я хочу пригласить вас туда, где вы еще ни разу не были. Может быть, кто-нибудь догадался, куда?
(Ответы дошкольников. В каждой группе находятся дети, умеющие читать и уже прочитавшие надпись на двери библиотеки.)
Библиотекарь: Кто может ответить на вопрос, что же такое библиотека и для чего она нужна?
Дети: В библиотеке хранятся разные книги и журналы. Их можно брать, рассматривать, читать.
(Пока дети отвечают, библиотекарь достает из пакета крысенка Лаврика.)
Библиотекарь: Совершенно верно. Ну что ж, пойдемте. Ключ от библиотекихранится у моего помощника – крысенка Лаврика. Посмотрите на него. Каквы думаете, он умный? Почему вы так решили?
Дети: Потому что он в очках и с книжкой в лапках.
(Дети с воспитателем и библиотекарем подходят к двери, на которой виситтабличка с надписью "БИБЛИОТЕКА", картинка, изображающая книги, а переддверью натянута красная ленточка.)
Библиотекарь: Вот мы и пришли. Скажите, ребята, а это точно библиотека?Правильно, кто-то прочитал, а кто-то – догадался по картинке. Давайтепрочитаем вместе, что написано.
(Воспитанники произносят слово, а библиотекарь показывает соответствующие буквы.)
Библиотекарь: Дети, давайте вспомним, что такое библиотека. В слове"библиотека" первая часть "библио" – означает "книга", а "тека" –"хранилище". Что получилось?
Дети: Хранилище книг.
Библиотекарь: Добро пожаловать в книжкин дом. Ой, мы не сможем войти.Видите эту ленточку? Сегодня – открытие библиотеки нашего детского сада,и мы – первые посетители. Полагается торжественно перерезать ленточку.
(Библиотекарь достает поднос с ножницами и предлагает воспитателюназвать ребенка, который лучше всех проявил себя на "Неделе детской книги". Ему предоставляется честь торжественно перерезать ленточку.После чего все дети входят в библиотеку и удивленно разглядываютстеллажи.)
Библиотекарь: У кого из вас дома много книг? У кого есть книжные полки или книжный шкаф? А у кого отдельная комната – библиотека? В нашейбиблиотеке книги хранятся на специальных открытых полках – стеллажах.Отгадайте, сколько здесь книг?
(Ответы детей.)
Библиотекарь: В нашей библиотеке более тысячи книг. Но это не так много.Мы ведь в детском саду. Когда вы пойдете в школу, то запишитесь вшкольную библиотеку. Вы увидите, что она гораздо больше. А если вшкольной библиотеке не будет книг, которые вам нужны, вы с мамой пойдетев районную библиотеку. Там еще больше книг. Посмотрите, какиесуществуют огромные библиотеки!
(Библиотекарь демонстрирует фотографии.)
Библиотекарь: Сейчас я вам открою один секрет: каждая книга в библиотеке имеет свой документ. Какие документы есть у ваших родителей? Что там написано?
Дети: Паспорт и водительские права.
Библиотекарь: Вот и у книг есть документ – каталожная карточка. Как выдумаете, что на ней должно быть написано? Что важно знать про книгу?
Дети: На ней должно быть написано название книги, кто ее автор.
Библиотекарь: Правильно. Также указывается, где и когда эту книгу издали. Рассмотрите карточки.
(Каждому ребенку дается карточка. Тот, кто умеет читать, озвучивает фамилию автора и название книги, указанные на карточке.)
Библиотекарь: Хранятся эти карточки в специальных ящиках. Кто мненапомнит, что означает слово "библиотека", а точнее его часть "тека"?Как вы думаете, как будет называться место, где хранятся карточки?Карто….
Дети: Картотека.
Библиотекарь: Правильно. Посмотрите нашу картотеку – выдвиньте ящики ирассмотрите карточки. А как же нам найти нужную карточку, а затем икнигу? Откуда мы узнаем, где какая книга стоит?
(Дети предлагают свои варианты.)
Библиотекарь: Представьте, что наши стеллажи пустые. Мы принесли книги инам их нужно расставить. Как мы будем это делать? Давайте подумаем,какие бывают книги?
(Если воспитанники затрудняются ответить, демонстрируются пары книг – большая и маленькая, толстая и тонкая.)
Библиотекарь: Если расставить книги таким образом: здесь большие, здесьмаленькие, легко ли нам будет найти нужную, если мы не знаем, какая она?Как еще можно расставить книги?
(Библиотекарь показывает книги о природе и книги о технике, наводит детей на мысль о тематическом расположении книг.)
Библиотекарь: Иногда в библиотеках книги стоят по темам. В нашейбиблиотеке вся литература для взрослых расставлена именно так. Для тогочтобы понять, книги какой тематики стоят на полке, я поставила по однойкниге так, чтобы была видна обложка с ярким рисунком. Как вы думаете, очем книги на этой полке?
(Библиотекарь показывает полку, где стоит книга с изображением детей, занимающихся физкультурой.)
Дети: О спорте, физкультуре.
Библиотекарь: Правильно. А теперь посмотрите на центральный стеллаж.Здесь собраны книги для детей. Они стоят не по темам. Сейчас я вамоткрою еще один библиотечный секрет. Что это за длинные разделителивыступают между книгами. Что на них написано?
Дети: Буквы.
Библиотекарь: Книги в библиотеке располагаются по алфавиту, по фамилиямавторов. Давайте проверим. Вы помните, какая первая буква алфавита, акакая последняя?
Дети: "А" и "Я".
Библиотекарь: Попробуйте найти книгу со стихами С.Я. Маршака. На какую букву надо искать?
Дети: На букву "М".
Библиотекарь: Молодцы. Теперь посмотрите на выставку в нашей библиотеке(Педагог показывает выставку, посвященную Г.Х. Андерсену.) Как выдумаете, кому она посвящена?
(Ответы детей.)
Библиотекарь: У вас в группе тоже есть книжный уголок. Кому сейчас посвящена выставка? Почему?
(Ответы детей.)
Скачайте шаблон положения о смотре-конкурсе на лучший книжный уголок в группе ДОО
Скачать в .docx
Библиотекарь: Правильно, второго апреля – День рождения Ганса Христиана Андерсена – замечательного сказочника. В этот день также отмечаютМеждународный день детской книги. Давайте попробуем найти книги этогописателя в библиотеке. Сначала найдем каталожную карточку, затем – книгуна полке.
(Воспитанники ищут книгу.)
Библиотекарь: Какие вы молодцы: первый раз в библиотеке, а смогли сразунайти книгу. Уверена, вы будете приходить сюда еще не раз. Когда вампонадобится какая-нибудь книга, а ее у вас не окажется – добропожаловать в библиотеку! Здесь же будут проходить выставки книг,посвященные писателям, поэтам или художникам детских книг. До свидания!
(В группе воспитатель подводит итоги, беседует с детьми о библиотеке ДОУ, вспоминает значение слов "библиотека", "картотека", библиотечные секреты, способы расположения книг и т. д.)