-15% при подписке в феврале Получить скидку>>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Как в рабочие программы ввести мониторинг детского развития?

  • 17 декабря 2018
  • 91

Вопрос

Разрабатываем рабочие программы на каждую возрастную группу. По желанию экспертной группы необходимо внести в рабочие программы мониторинг детского развития. Какие действия ДОУ?

Ответ

Порядок разработки рабочих программ регулирует локальный акт ОО. Представьте  диагностику развития детей в рабочей программе в виде диагностических карт. Составляйте их на основе планируемых результатов детей и их возможных достижений.

Обоснование из рекомендации

Как разработать рабочую программу дошкольного образования

<…>Чтобы разработать рабочие программы, создайте рабочие объединения педагогов. Обеспечьте преемственность программ в разных возрастных группах.<…>

<…>Рабочие программы могут быть частью образовательной программы детского сада. Их разрабатывают педагоги детского сада под руководством старшего воспитателя.

Заведующий, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (УВР) и старший воспитатель создают структуру рабочей программы. Включают все материалы, необходимые воспитателю в работе.

Структуру рабочей программы дошкольного образования каждый детский сад определяет самостоятельно. Заведующий ДОО утверждает структуру рабочей программы локальным актом (приказом, распоряжением).<…>

Рассмотрим, что включить в разделы рабочей программы. В разделе I укажите название программы, ее цель и задачи.

Внимание: Не повторяйте в рабочей программе все содержание основной образовательной программы дошкольного образования.

Раздел II. Возрастные особенности развития детей

Чтобы сформулировать возрастные особенности детей данной возрастной группы, используйте основную образовательную программу (ООП), пособия по дошкольной педагогике и психологии, возрастной физиологии. К работе над разделом привлеките педагога-психолога.

Все особенности описывайте сжато, выделяйте главное. Придерживайтесь плана:

  • главная особенность возраста;
  • развитие психических процессов (восприятие, память и внимание, мышление, воображение);
  • особенности эмоционального развития;
  • общение;
  • речь;
  • гендерное развитие;
  • физическое развитие;
  • кругозор;
  • деятельность.

РАЗДЕЛ III. Индивидуальные особенности детей

Опишите индивидуальные особенности детей с двух сторон: семьи и детского сада. Опирайтесь на наблюдения педагогов за детьми и мнение родителей о своем ребенке.

Выясните особенности развития, которые родители считают проблемными. Узнайте у них о привычках ребенка, любимых занятиях, игрушках, личностных особенностях. Используйте анкеты и опросные листы.

РАЗДЕЛ IV. Основные содержательные направления работы с детьми. Система работы по реализации образовательных областей. Возрастные задачи развития. Способы поддержки детской инициативы

В этом разделе рабочая программа тесно пересекается с ООП ДОО. Опирайтесь на нее, когда формулируете общую систему работы по реализации образовательных областей и задачи работы для конкретной возрастной группы. Избегайте больших текстов.

Для каждой образовательной области, отдельных направлений и содержательных линий в рамках образовательных областей отразите возрастную специфику развития и преемственность задач и содержания педагогической работы.

При формулировке возрастных задач развития опирайтесь:

  • на направления работы, обозначенные в содержании образовательных областей во ФГОС ДО;
  • обобщенные задачи, сформулированные в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования (ПООП ДО).

В рабочей программе конкретизируйте цель и задачи, обозначенные в ООП ДО. Содержательные линии опишите в приложении к возрастным особенностям развития речи детей конкретной возрастной группы. Укажите психолого-педагогические условия решения задач.

Задачи развития по всем направлениям должны сопровождаться описанием способов поддержки детской инициативы. В рабочей программе поддержку детской инициативы разбейте на три содержательных блока: развивающая предметно-пространственная среда; позиция воспитателя; организация детей в разных формах образовательного процесса. В каждом блоке пропишите действия педагогов по поддержке детской инициативы.

РАЗДЕЛ V. Планируемые результаты образовательной работы

Опишите планируемые результаты развития детей и их возможные достижения. Планируемые результаты формулируйте для каждой возрастной группы по образовательным областям (отдельным направлениям развития детей в рамках образовательных областей). Опирайтесь:

  • на целевые ориентиры развития детей, приведенные во ФГОС ДО;
  • рекомендации образовательных программ дошкольного образования (вариативные авторские комплексные и парциальные программы, которые ДОО берет за основу построения образовательного процесса).

Сформулированные планируемые результаты станут основной для разработки диагностических карт, в которых педагоги отмечают свои наблюдения за развитием детей.

РАЗДЕЛ VI. Модель работы с детьми на день

Укажите формы организации образовательного процесса в течение дня и виды детской деятельности с привязкой к режиму дня. Заложите возможность вести подсчет времени, которое запланировано для проведения занятий, на прогулку, организацию самостоятельной и игровой деятельности детей.

РАЗДЕЛ VII. Модель работы на неделю

Опишите формы организации образовательного процесса в течение недели. В отличие от сетки занятий, в модели представьте не только занятия, но и иные формы совместной образовательной работы педагогов и детей.

РАЗДЕЛ VIII. Модель работы на год

Укажите темы, которые педагоги рассматривают с детьми в течение года (согласно ООП ДОО). Учитывайте рекомендации образовательных программ дошкольного образования.

РАЗДЕЛ IX. Комплексно-тематическое планирование (план образовательной работы)

Составьте план на основе моделей образовательного процесса на неделю и год. Укажите тему недели, основное содержание образовательной работы и возможные формы образовательного процесса. План образовательной работы можно сделать частью рабочей программы или оформить как отдельный документ.

Совет: Если вы используете материалы книги «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО» (части 1 и 2) либо пособия с подробными планами-сценариями занятий, то в планировании образовательного процесса можете ограничиться ссылками на пособия. Это облегчит работу по написанию планов.

РАЗДЕЛ X. Индивидуальные маршруты развития детей

Индивидуализация – один из принципов дошкольного образования. Любой ребенок требует индивидуального подхода и учета его образовательных потребностей и возможностей. Но есть особые категории детей, которым нужно особое внимание педагогов. Например, дети с ОВЗ, которые воспитываются вместе со сверстниками с нормативным развитием в группах комбинированной направленности. Для таких групп используют ООП общеразвивающей направленности. Чтобы адаптировать программу для детей с ОВЗ, разработайте индивидуальные образовательные маршруты.

Индивидуальные образовательные маршруты также нужны для одаренных детей, обучающихся с повышенной или пониженной активностью, часто болеющих, детей с признаками социальной неуверенности.

РАЗДЕЛ XI. Взаимодействие с семьями воспитанников (план на год)

План работы с родителями в детских садах традиционно оформляют отдельным документом. Используйте его, чтобы заполнить раздел.

РАЗДЕЛ XII. Перечень используемых пособий

Воспитатели проводят инвентаризацию используемых ими пособий, оценивают их на предмет соответствия принципам и содержанию ФГОС ДО. Сверьте перечень с пособиями, которые перечислены в организационном разделе ООП ДОО.

РАЗДЕЛ XIII. Приложение: результаты наблюдений за детьми, педагогической диагностики

Дополните рабочую программу диагностическими картами. Воспитатели могут взять их за основу педагогической диагностики.

Диагностические карты составляйте на основе планируемых результатов образовательной работы, которые сформулированы в разделе V рабочей программы. Систему условных обозначений для заполнения карт педагог формирует самостоятельно.<…>

ФГОС ДО, пункт 4.3

<…> Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.<…>

ФГОС ДО, пункт 3.2.3

<…> При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.<…>

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.