-15% при подписке в феврале Получить скидку>>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Кто принимает решение о создании в ДОУ групп комбинированной направленности?

  • 13 декабря 2018
  • 12

Вопрос

Кто принимает решение о создании в ДОУ групп комбинированной направленности?

Ответ

Детский сад принимает решение самостоятельно с учетом требований устава. Если в детском саду есть дети с ОВЗ, то создание комбинированной или компенсирующей группы обязательно. Такие дети не могут посещать группу общеразвивающей направленности. Количество штатных единиц определите самостоятельно.  Включение в штат специалистов сопровождения зависит от рекомендаций ПМПК. Все специалисты, которые работают с детьми с ОВЗ, должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в объеме от 72 часов по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ или введения ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

Обоснование из рекомендации

Как организовать работу детского сада

<…> Чтобы создать условия для обучения и воспитания детей, детский сад открывает группы. Решение об открытии тех или иных групп руководитель детского сада принимает самостоятельно с учетом требований устава, в котором учредитель может указать особенности функционирования образовательной организации или количество и вид групп. Группы можно открыть также по указанию учредителя, чтобы обеспечить потребность населения в услугах детского сада.<…>

Из рекомендации

Как составить штатное расписание образовательной организации

<…> Образовательная организация самостоятельно составляет штатное расписание и определяет наименования должностей и количество штатных единиц по каждой конкретной должности (подп. 4 ч. 3 ст. 28 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Штатное расписание может составлять любой работник, на которого возложена такая функция (например, руководитель организации, кадровик, бухгалтер).<…>

Из рекомендации

Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

<…>Обучение и воспитание детей с ОВЗ и с инвалидностью в образовательной организации обеспечивает работа педагогического коллектива – учителей и специалистов сопровождения – педагогов-психологов, учителей-дефектологов (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), учителей-логопедов, тьюторов, ассистентов, медицинских работников.

Ситуация: какое образование должны иметь педагоги и специалисты сопровождения

Педагоги образовательной организации, в том числе реализующие программу коррекционной работы, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда;

б) по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»;

в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по специальности «Специальная психология»;

б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии.

Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по специальности «Логопедия»;

б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;

в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.

Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введения ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.

Ситуация: должен ли руководитель иметь специальное образование, если образовательная организация реализует АООП

Руководящие работники (административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введения ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

Как распределяются обязанности специалистов при обучении детей с ОВЗ

Учителя и специалисты сопровождения разрабатывают и реализуют адаптированные программы. При этом содержание предмета адаптирует учитель, а специалисты сопровождения ему помогают в части выявления особых образовательных потребностей и проводят коррекционно-развивающие занятия.

Тьютор находится рядом с учеником и помогает ребенку осваивать содержание программы.

Тьютор может выполнять следующие функции:

1) педагога сопровождения, воспитателя, который:

  • оказывает помощь;
  • выполняет рекомендации ПМПК;
  • ведет педагогическую и воспитательную работу;
  • обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса;
  • включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив на переменах;
  • организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ;
  • помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать;

2) специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога).

Объем работы тьютора с ребенком определяет ПМПК – от нескольких часов до полной занятости в день.

Например, для учащихся с расстройствами аутистического спектра тьютор может быть рекомендован на полный день. В этом случае он будет присутствовать на всех уроках (п. 29 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).

Ассистенты (помощники) оказывают техническую помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам:

  • переносят инвалидные коляски;
  • оказывают обучающимся помощь при посещении туалетных помещений, столовой;
  • ориентируют ребенка в здании образовательной организации.

О необходимости организовать техническую помощь детям с ОВЗ и с инвалидностью говорится в части 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, пункте 23 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, пунктах 18–19 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014.

Минобрнауки России в письме от 11 марта 2016 г. рекомендует введение персонального ассистента в расчете одной единицы на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента.

Учащихся с расстройствами аутистического спектра сопровождают педагоги-психологи. Они проводят индивидуальные занятия по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей. На одну ставку должности педагога-психолога приходится пять–восемь учащихся с расстройствами аутистического спектра.

Включение в штатное расписание специалистов сопровождения зависит от рекомендаций ПМПК, которые образовательная организация обязана выполнить.

Объем нагрузки специалиста сопровождения зависит от числа обучающихся с ОВЗ в организации.<…>

Из рекомендации

Удлиненные отпуска работников образования

<…> Продолжительность отпуска педагогических работников детских садов – 42 календарных дня (п. 1 раздела I приложения к постановлению Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466).

Исключение – педагогические работники детских садов, которые работают с обучающимися с ОВЗ или нуждающимися в длительном лечении (п. 4 раздела I приложения к постановлению Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466). То есть это педагогические работники, которые:

  • работают в группах компенсирующей или оздоровительной направленности либо
  • непосредственно взаимодействуют с указанными категориями детей в группах комбинированной направленности.

Дело в том, что только в таких группах может осуществляться образовательная деятельность детей с ОВЗ или детей, которые нуждаются в длительном лечении:

  1. в группах компенсирующей направленности реализуют адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с ОВЗ;
  2. группы оздоровительной направленности создают для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении;
  3. в группах комбинированной направленности осуществляют совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ.

Это определяет пункт 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 № 1014.

Продолжительность удлиненного отпуска для таких педагогических работников – 56 календарных дней.

При этом не имеет значения количество детей, с которыми работает педагогический работник. Нормативные правовые акты не содержат соответствующих ограничений. То есть для отпуска продолжительностью 56 календарных дней достаточно, чтобы работник при выполнении должностных обязанностей взаимодействовал хотя бы с одним ребенком с ОВЗ и (или) нуждающимся в длительном лечении.<…>

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.