Как заведующему ДОУ провести анализ педагогической деятельности воспитателей?

1594

Вопрос

Как заведующему ДОУ правильно провести анализ педагогической деятельности воспитателей? Схема анализа согласно ФГОС ДО и т.п.

Ответ

Схему, способы и методы анализа педагогической деятельности воспитателей заведующий ДОУ может осуществлять по своему усмотрению. Законодательство четких рекомендаций к этому не дает.

Обоснование из рекомендации

Что такое проблемно-ориентированный анализ?

<…>Так, анализ – это первый шаг на пути к определению целей. После проведенного анализа должно стать ясно, что надо изменять, улучшать, совершенствовать. Задача анализа состоит в том, чтобы конкретизировать и структурировать проблему, обеспечивая возможность ее решения по частям.

Анализ результатов – это сравнение того что есть в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) (или какие действительные результаты получились по завершению проделанной работы) с тем, что требуется в соответствии с нормативными установками (социальным заказом).

Анализ образовательного процесса – это поиск недостатков в организации образовательного процесса, которые привели к несоответствию между нормой (социальным заказом) и полученным результатом, с указанием степени этого несоответствия. В ходе анализа образовательного процесса может быть выявлено много недостатков, но тот, кто осуществляет этот анализ, должен уметь ранжировать выявленные недостатки по степени их влияния ("сильно", "средне", "слабо") и обозначить не более 3–5 недостатков, как основных причин неудовлетворенности полученного результата.

Анализ условий – это определение недостатков тех условий, которые являются причинами дефектов образовательного процесса. Это могут быть: неподготовленность кадров, отсутствие научно-методического обеспечения и др.

Традиционный анализ – начинается с выделения недостатков в условиях, а потом без логических обоснований связывают их с результатами. Схема такого анализа выглядит следующим образом: "Условия – Образовательный процесс – Результаты", т.е. "от начала к концу".

Проблемно-ориентированный анализ отличается от традиционного тем, что схема анализа предполагает движение "от конца к началу", т.е. от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы ДОУ, к недостаткам образовательного процесса, порождающего недостатки в результатах, а затем к недостаткам в условиях, определяющих дефекты образовательного процесса. Таким образом, схема проблемно-ориентированного анализа выглядит следующим образом: "Результаты – Образовательный процесс – Условия".

Рекомендуемый современной методологией (В.С. Лазарев, М.М. Поташник) путь анализа "от конца к началу" позволяет отсекать несущественные для конечного результата возможные области поиска проблем и оставлять в поле зрения только наиболее значимые. Тем самым рационализируется процесс анализа. Наряду с этим в ходе анализа выстраиваются логические связи между следствием (результат) и причиной (недостатки образовательного процесса и условий). Реализация такой схемы проблемно-ориентированного анализа предусматривает:

  • анализ результатов;
  • анализ образовательного процесса;
  • анализ условий.<…>

ФГОС ДО не определяет схему анализа занятий воспитателей. При его осуществлении можно применять вышеуказанные способы анализа. Провести анализ педагогической деятельности воспитателей можно путем проведения оперативного и тематического контроля.

Из рекомендации

Что такое оперативный контроль в дошкольном образовательном учреждении?

<…>Оперативный контроль и анализ в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) предполагают сбор информации количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает: проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для работы в книжном уголке и т.д.

Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль. Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может быть организован в форме:

  • беседы по содержанию образовательной программыс целью выявления, насколько четко воспитатель представляет задачи работы по определенному разделу;
  • беседы по календарному плану воспитателя по вопросам организации образовательной деятельности в той или иной форме;
  • консультации по составлению перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу с целью помочь педагогу выстроить систему работы по конкретной проблеме;
  • составлению конспекта непосредственно образовательной деятельности, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
  • совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приемы работы педагога-мастера.

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.<…>

Из рекомендации

Какие существуют методы тематического контроля в ДОУ?

<…>Содержание и формы организации детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) определяют методы тематического контроля. Чаще всего используются следующие методы.

Наблюдение педагогического процесса предполагает определение цели, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ. При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения.

В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе непосредственно образовательной деятельности будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного. После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого – показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа.

Итоговая непосредственно образовательная деятельность, цель которой – оценка уровня выполнения образовательной программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговая непосредственно образовательная деятельность проводится в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу образовательной программы, время которого четко определено.

Проверка календарных планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод тематического контроля в ДОУ. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам.

Беседы с детьми – один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с образовательной программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются.

Для создания полной картины реализации образовательной программы по изобразительной деятельности используется такой метод как анализ детских работ, который целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.<…>

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль