text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Как заведующему ДОУ провести анализ педагогической деятельности воспитателей?

  • 6 апреля 2017
  • 5644

Вопрос

Как заведующему ДОУ правильно провести анализ педагогической деятельности воспитателей? Схема анализа согласно ФГОС ДО и т.п.

Ответ

Схему, способы и методы анализа педагогической деятельности воспитателей заведующий ДОУ может осуществлять по своему усмотрению. Законодательство четких рекомендаций к этому не дает.

Обоснование из рекомендации

Что такое проблемно-ориентированный анализ?

<…>Так, анализ – это первый шаг на пути к определению целей. После проведенного анализа должно стать ясно, что надо изменять, улучшать, совершенствовать. Задача анализа состоит в том, чтобы конкретизировать и структурировать проблему, обеспечивая возможность ее решения по частям.

Анализ результатов – это сравнение того что есть в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) (или какие действительные результаты получились по завершению проделанной работы) с тем, что требуется в соответствии с нормативными установками (социальным заказом).

Анализ образовательного процесса – это поиск недостатков в организации образовательного процесса, которые привели к несоответствию между нормой (социальным заказом) и полученным результатом, с указанием степени этого несоответствия. В ходе анализа образовательного процесса может быть выявлено много недостатков, но тот, кто осуществляет этот анализ, должен уметь ранжировать выявленные недостатки по степени их влияния ("сильно", "средне", "слабо") и обозначить не более 3–5 недостатков, как основных причин неудовлетворенности полученного результата.

Анализ условий – это определение недостатков тех условий, которые являются причинами дефектов образовательного процесса. Это могут быть: неподготовленность кадров, отсутствие научно-методического обеспечения и др.

Традиционный анализ – начинается с выделения недостатков в условиях, а потом без логических обоснований связывают их с результатами. Схема такого анализа выглядит следующим образом: "Условия – Образовательный процесс – Результаты", т.е. "от начала к концу".

Проблемно-ориентированный анализ отличается от традиционного тем, что схема анализа предполагает движение "от конца к началу", т.е. от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы ДОУ, к недостаткам образовательного процесса, порождающего недостатки в результатах, а затем к недостаткам в условиях, определяющих дефекты образовательного процесса. Таким образом, схема проблемно-ориентированного анализа выглядит следующим образом: "Результаты – Образовательный процесс – Условия".

Рекомендуемый современной методологией (В.С. Лазарев, М.М. Поташник) путь анализа "от конца к началу" позволяет отсекать несущественные для конечного результата возможные области поиска проблем и оставлять в поле зрения только наиболее значимые. Тем самым рационализируется процесс анализа. Наряду с этим в ходе анализа выстраиваются логические связи между следствием (результат) и причиной (недостатки образовательного процесса и условий). Реализация такой схемы проблемно-ориентированного анализа предусматривает:

  • анализ результатов;
  • анализ образовательного процесса;
  • анализ условий.<…>

ФГОС ДО не определяет схему анализа занятий воспитателей. При его осуществлении можно применять вышеуказанные способы анализа. Провести анализ педагогической деятельности воспитателей можно путем проведения оперативного и тематического контроля.

Из рекомендации

Что такое оперативный контроль в дошкольном образовательном учреждении?

<…>Оперативный контроль и анализ в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) предполагают сбор информации количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает: проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для работы в книжном уголке и т.д.

Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль. Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может быть организован в форме:

  • беседы по содержанию образовательной программыс целью выявления, насколько четко воспитатель представляет задачи работы по определенному разделу;
  • беседы по календарному плану воспитателя по вопросам организации образовательной деятельности в той или иной форме;
  • консультации по составлению перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу с целью помочь педагогу выстроить систему работы по конкретной проблеме;
  • составлению конспекта непосредственно образовательной деятельности, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
  • совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приемы работы педагога-мастера.

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.<…>

Из рекомендации

Какие существуют методы тематического контроля в ДОУ?

<…>Содержание и формы организации детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) определяют методы тематического контроля. Чаще всего используются следующие методы.

Наблюдение педагогического процесса предполагает определение цели, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ. При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения.

В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе непосредственно образовательной деятельности будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного. После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого – показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа.

Итоговая непосредственно образовательная деятельность, цель которой – оценка уровня выполнения образовательной программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговая непосредственно образовательная деятельность проводится в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу образовательной программы, время которого четко определено.

Проверка календарных планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод тематического контроля в ДОУ. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам.

Беседы с детьми – один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с образовательной программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются.

Для создания полной картины реализации образовательной программы по изобразительной деятельности используется такой метод как анализ детских работ, который целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.<…>

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.