Какие требования к порядку обеспечения доступности дошкольного образования?

13

Вопрос

Какие обязательные требования к порядку обеспечения доступности дошкольного образования в ДОУ, не специализирующемся на обучении детей с ОВЗ?

Ответ

Порядок обеспечения доступности дошкольного образования для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи регулируется Порядком, утв. Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309.

Руководителями организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

- содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

- наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

- предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;

- наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

- адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

- обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;

- оказание иной помощи (п. 3, 4 Порядка).

В целях обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья организуется: 

1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;
- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;

2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений) (п. 19 Порядка, утв. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014).

Требования к зданиям и помещениям дошкольных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены разделом X СанПиН 2.4.1.3049-13.

Из рекомендации

Как обеспечить доступность образовательной организации

<…>Паспорт доступности ДОУ– основной документ, который содержит информацию о доступности образовательной организации.

Паспортизацию школ и детских садов проводят органы управления в сфере образования совместно с образовательными организациями. С этой целью формируют комиссию, в состав которой включают представителей общественных объединений инвалидов муниципального образования (п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309).

По итогам экспертной оценки состояния доступности и оценки данных образовательной организации комиссия разрабатывает паспорт доступности (п. 14 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309). Форма паспорта не утверждена, поэтому за основу можно взять образец, который предложен в письме Минобрнауки России от 12 февраля 2016 г. № ВК-270/07.

В паспорт доступности ДОУ включают:

  • краткую характеристику объекта;
  • оценку объекта с точки зрения доступности для инвалидов и выявленные недостатки;
  • оценку уровня доступности оказываемых услуг и недостатки в обеспечении условий их доступности;
  • перечень работ, которые будут проведены для обеспечения уровня доступности, предусмотренного законодательством.

Доступность образовательной организации комиссия оценивает по показателям, которые приведены в Порядке, утвержденном приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309. В случае если часть условий отсутствует или не соответствует заявленным требованиям, образовательная организация утверждает перечень работ, которые направлены на устранение выявленных несоответствий. Эти работы учитывают, когда проводят:

  • капитальный и текущий ремонт, реконструкцию, модернизацию;
  • переоснащение сада и закупку нового оборудования.

Финансирование работ органы управления образованием закладывают в текущие нормативы, и при разработке дорожных карт на будущий период.<…>

Вышеперечисленное относится ко всем ДОУ, в том числе не специализирующимся на обучении детей с ОВЗ.

То, что в настоящий момент в ОО отсутствуют дети с подобными нарушениями, не означает, что такие дети не будут приняты в ОО в дальнейшем. Поэтому данное обстоятельство не освобождает ОО от выполнения требований доступности.

Ваши коллеги рекомендуют:

Тематическое приложение:
«Аттестация педагогов»

быстрая подписка: 8-800-775-4822


Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль