Поддержка детской инициативы в ДОУ: как и в каком локальном акте фиксировать?

10

Вопрос

Требования ФГОС ДО о поддержке детской инициативы в ДОУ. Обрнадзор при проверках требует фиксировать поддержку, но не объясняет, как это делать. Как и в каком локальном акте фиксировать детскую инициативу? В 273 ФЗ прописана обязанность образовательной организации хранить в архиве результаты освоения программы, а ФГОС ДО не называет, что это за результаты. С точки зрения закона что это должно быть: рисунки, удостоверения? Дошкольная организация должна выдавать документ об освоении программы дошкольного образования. Что в этом документе писать? Обрнадзор требует, чтобы документ был напечатан в типографии.

Ответ

Фиксировать поддержку не нужно. Определите способы и направления в образовательной программе. Педагог использует их в работе по своему усмотрению.

Указанная норма Закона определяет не обязанность, а право образовательной организации. Отсутствие такого учета в дошкольных организациях не является нарушением.

Обоснование

ФГОС ДО в п. 3.2.5 указывает на необходимость поддержки индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы в ДОУ и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

ФГОС ДО устанавливает данное положение в качестве принципа педагогической работы. Поддержка обеспечивается в процессе обучения воспитателем. Проще говоря, нельзя заставить ребенка выполнять занятия, которые он не хочет выполнять. Его инициатива выражается в выборе развивающих занятий. Требований об их фиксации законодательство об образовании не содержит.

Возможно, имеется в виду требование к содержательному разделу образовательной программы. В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО в содержательном разделе Программы должны быть представлены способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ. Если возникают трудности в форме определения такого раздела, используйте в качестве примера авторские программы дошкольного образования, прошедшие экспертизу, на сайте ФИРО.

Согласно п. 11 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях, относится к компетенции образовательной организации.

Буквальное толкование данной нормы означает: на законодательном уровне не устанавливается указания по порядку ведения такой деятельности в организации, это вопрос внутренней работы, который образовательная организация определяет самостоятельно.

Как правило, дошкольные организации такой учет не ведут, это не является нарушением. Это связано со спецификой работы. Как вы отметили, результаты дошколят не поддаются оценке в целях учета. Более того, ФГОС не определяет что это необходимо.

В соответствии с п. 3.2.3 ФГОС ДО при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики детей в ДОУ (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики детей в ДОУ (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Также, примерная образовательная программа дошкольного образования рекомендует не применять такие формы учета, не использовать в качестве планируемых результатов целевые ориентиры.

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п. 4.3).

Ваши коллеги рекомендуют:

Тематическое приложение:
«Аттестация педагогов»

быстрая подписка: 8-800-775-4822


Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль