Методы исследования семейного воспитания

496

Вопрос

Какие методы исследования семейного воспитания являются наиболее эффективными?

Ответ

Исследование семейного воспитания может осуществляться с помощью разнообразных методов. При этом важно помнить, что именно их грамотное сочетание поможет получить объективные знания о ребенке и его родителях, определить оптимальные педагогические условия воспитания в данной конкретной семье.

Т.А. Марковой выделены две группы методов исследования проблем семейного воспитания:

  • направленные на углубленное изучение относительно узкого круга семей (целенаправленные наблюдения, беседы, опытная экспериментальная работа и др.);

  • направленные на сбор материала о состоянии вопроса в широкой практике семейного воспитания (социально-педагогические, социологические и социально-психологические методы: анкетирование, интервьюирование и др.).

Наблюдение – незаменимый источник информации. Оно всегда имеет определенную цель. При помощи этого метода можно узнать о стиле семейного воспитания, индивидуальных особенностях детей, типичных затруднениях родителей, применении ими тех или иных методов воздействия на детей и др. Например, можно наблюдать за тем, как общаются взрослые и дети по дороге в дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ), в утренние и вечерние часы. Как взрослые поддерживают стремление ребенка к познанию, самостоятельности и др.

Беседа помогает выявить положительные стороны семейного воспитания, типичные проблемы воспитания, ошибки и трудности родителей. Она проводится в доверительной обстановке, конфиденциально, в ее основе лежит диалог. Во время беседы записи не ведутся. Она строится таким образом, чтобы родители захотели вступить в диалог, отвечать на вопросы, приводить примеры, делиться опытом. Поэтому педагогу важно давать положительную характеристику ребенку и говорить о том, что для родителей важно и интересно. Беседа является одновременно и методом исследования семейного воспитания, и формой взаимодействия.

К методам диагностики семейного воспитания можно отнести метод родительских "сочинений". Родителям предлагается написать сочинение о своем ребенке по предложенному плану. Затем оценивается их умение "видеть" ребенка, приводить примеры из опыта воспитания. Сочинения в устной форме можно предложить и детям на темы "Моя любимая игрушка", "Как я провел лето" и др.

Особо следует выделить дневниковые записи, которые ведут сами родители. Анализ дневников позволяет увидеть многие стороны семейной жизни, выявить нормы, социальные ценности конкретной семьи. Дневники ценны тем, что в них отражаются результаты систематических наблюдений, непроизвольные высказывания. Кроме того, они не только помогают установить причины того или иного поведения ребенка, но и являются своеобразным обобщением опыта воспитания.

Метод сопоставления характеристик семьи и ребенка предполагает, что педагог и родители составляют характеристики независимо друг от друга. Данный метод помогает выявить общее, типичное для семейного воспитания.

Используются и другие методы: фиксация дня ребенка, анализ детских рисунков, рассказов на заданную тему, запись вопросов родителей и др.

Относящийся ко второй группе метод анкетирования предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответа. С помощью анкетирования можно получить следующую информацию: состав семьи, положительный опыт воспитания, типичные затруднения родителей, их отношение к ДОУ, потребности в педагогических знаниях, педагогические установки родителей и др. Достоинством данного метода является его доступность, возможность охвата большого количества респондентов. Бытует мнение, что анкету составить легко. Однако неверно составленная анкета даст неверную информацию. Поэтому педагогам важно учитывать такое требование, как постепенное усложнение вопросов: постановка более общих вопросов в начале и последующий переход к сложным и важным вопросам в середине анкеты.

Таким образом, единого универсального метода исследования семейного воспитания нет, они используются в комплексе, взаимодополняя друг друга. Их можно применять в разных ситуациях: дома, на улице, в ДОУ, в присутствии обоих родителей, брата или сестры воспитанника, в разных видах деятельности. При этом родители в исследовательской работе участвуют только по желанию.

Подборка лучших материалов, для руководителей дошкольных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>

1. Используйте в работе с педагогами активизирующие техники

2. Как провести генеральную уборку в пищеблоке

3. Внезапная проверка ГИТ: какие документы не вправе требовать инспектор

4. Что написать в должностной инструкции воспитателя, чтобы она соответствовала ФГОС

5. Убедитесь, что выполняете новые требования к зарплате администрации и работников

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль