Современная предметно-развивающая среда в ДОУ

60

Вопрос

Что такое современная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении?

Ответ

Как отмечают специалисты и родители (законные представители), современные дети разительно отличаются от своих сверстников 10 лет назад. Они более информированные, раскованные, общительные, при этом чаще с ослабленным здоровьем, и потому требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Визуальное восприятие, образные представления о мире для детей играют сегодня значительно большую роль.

Дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) является частью образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками и взрослыми в социуме, радио и телевидение, Интернет, социальное окружение микрорайона, города и многое др.

Создавая предметно-развивающую среду в группе ДОУ, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, модельером, декоратором, костюмером, психологом, художником конструктором и т. д. Ему нужно добиться гармоничного соотношения материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и в тоже время с точки зрения решения задач актуального и перспективного развития, эстетичности, привлекательности, комфортности и безопасности.

Одним из непременных условий влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка является участие взрослого, который стимулирует познавательную деятельность детей, поддерживает имеющийся у них интерес, обеспечивает играми, игрушками, материалами для экспериментирования, отвечает на многочисленные вопросы или предлагает новые сферы деятельности, обеспечивает право выбора и поддержку детской инициативы.

В каждой группе, в каждом помещении ДОУ, предназначенном для организованной образовательной и самостоятельной деятельности, необходимо создать условия для формирования психологических новообразований, соответствующих определенному возрастному периоду. Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться с учетом развития интереса детей, стимулирования детской инициативы, ориентироваться на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Проектируя образовательное пространство в ДОУ, направленное на творческое развитие личности ребенка, необходимо обеспечить:

  • единство четырех пространств: пространства развития ребенка, пространства развития родителей (законных представителей), пространства развития педагогов, пространства развития окружающего социума;

  • единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми;

  • становление социально-педагогического партнерства с социумом.

Процесс развития ребенка и та среда, которую создают для него взрослые, становятся единой системой, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии. Поэтому важно создать личностно ориентированную предметно-развивающую среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения и развития их потребностей:

  • витальных, направленных на жизнеобеспечение (потребности в безопасности, усвоении этических норм и правил);

  • познавательных, определяемых родовым человеческим качеством искать и исследовать новое в своем окружении, близком и далеком, в самопознании;

  • общественных – потребность в общении с другими людьми, любви и признании, общественном одобрении, труде, значимой деятельности.

Таким образом, современное образовательное пространство ДОУ должно быть воплощением функциональных потребностей как детей, так и взрослых. Кроме того, сегодня можно говорить об актуальности креативной среды в ДОУ, создавать которую следует на дизайнерском уровне с учетом системного подхода, традиций и новаций.

Подборка лучших материалов, для руководителей дошкольных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>

1. Используйте в работе с педагогами активизирующие техники

2. Как провести генеральную уборку в пищеблоке

3. Внезапная проверка ГИТ: какие документы не вправе требовать инспектор

4. Что написать в должностной инструкции воспитателя, чтобы она соответствовала ФГОС

5. Убедитесь, что выполняете новые требования к зарплате администрации и работников



Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль