text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент дошкольного образования" экспресс-курс

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Современная предметно-развивающая среда в ДОУ

  • 12 июля 2012
  • 100

Вопрос

Что такое современная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении?

Ответ

Как отмечают специалисты и родители (законные представители), современные дети разительно отличаются от своих сверстников 10 лет назад. Они более информированные, раскованные, общительные, при этом чаще с ослабленным здоровьем, и потому требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Визуальное восприятие, образные представления о мире для детей играют сегодня значительно большую роль.

Дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) является частью образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками и взрослыми в социуме, радио и телевидение, Интернет, социальное окружение микрорайона, города и многое др.

Создавая предметно-развивающую среду в группе ДОУ, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, модельером, декоратором, костюмером, психологом, художником конструктором и т. д. Ему нужно добиться гармоничного соотношения материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и в тоже время с точки зрения решения задач актуального и перспективного развития, эстетичности, привлекательности, комфортности и безопасности.

Одним из непременных условий влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка является участие взрослого, который стимулирует познавательную деятельность детей, поддерживает имеющийся у них интерес, обеспечивает играми, игрушками, материалами для экспериментирования, отвечает на многочисленные вопросы или предлагает новые сферы деятельности, обеспечивает право выбора и поддержку детской инициативы.

В каждой группе, в каждом помещении ДОУ, предназначенном для организованной образовательной и самостоятельной деятельности, необходимо создать условия для формирования психологических новообразований, соответствующих определенному возрастному периоду. Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться с учетом развития интереса детей, стимулирования детской инициативы, ориентироваться на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Проектируя образовательное пространство в ДОУ, направленное на творческое развитие личности ребенка, необходимо обеспечить:

  • единство четырех пространств: пространства развития ребенка, пространства развития родителей (законных представителей), пространства развития педагогов, пространства развития окружающего социума;

  • единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми;

  • становление социально-педагогического партнерства с социумом.

Процесс развития ребенка и та среда, которую создают для него взрослые, становятся единой системой, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии. Поэтому важно создать личностно ориентированную предметно-развивающую среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения и развития их потребностей:

  • витальных, направленных на жизнеобеспечение (потребности в безопасности, усвоении этических норм и правил);

  • познавательных, определяемых родовым человеческим качеством искать и исследовать новое в своем окружении, близком и далеком, в самопознании;

  • общественных – потребность в общении с другими людьми, любви и признании, общественном одобрении, труде, значимой деятельности.

Таким образом, современное образовательное пространство ДОУ должно быть воплощением функциональных потребностей как детей, так и взрослых. Кроме того, сегодня можно говорить об актуальности креативной среды в ДОУ, создавать которую следует на дизайнерском уровне с учетом системного подхода, традиций и новаций.

Подборка лучших материалов, для руководителей дошкольных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>

  Что изменить в локальных актах по оплате труда и трудовых договорах по новым рекомендациям Минобрнауки

  2 Как с 1 июля оформлять документы, чтобы не нарушить новый ГОСТ

  Чек-лист для воспитателей «Как подготовиться к работе c детьми в летний период»

  Как организовать наблюдения с детьми этим летом. Рекомендации и конспекты

  Перевод обучающихся детского сада в летний период

  Удлиненные отпуска работников образования

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.