Современная предметно-развивающая среда в ДОУ

84

Вопрос

Что такое современная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении?

Ответ

Как отмечают специалисты и родители (законные представители), современные дети разительно отличаются от своих сверстников 10 лет назад. Они более информированные, раскованные, общительные, при этом чаще с ослабленным здоровьем, и потому требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Визуальное восприятие, образные представления о мире для детей играют сегодня значительно большую роль.

Дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) является частью образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками и взрослыми в социуме, радио и телевидение, Интернет, социальное окружение микрорайона, города и многое др.

Создавая предметно-развивающую среду в группе ДОУ, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, модельером, декоратором, костюмером, психологом, художником конструктором и т. д. Ему нужно добиться гармоничного соотношения материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и в тоже время с точки зрения решения задач актуального и перспективного развития, эстетичности, привлекательности, комфортности и безопасности.

Одним из непременных условий влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка является участие взрослого, который стимулирует познавательную деятельность детей, поддерживает имеющийся у них интерес, обеспечивает играми, игрушками, материалами для экспериментирования, отвечает на многочисленные вопросы или предлагает новые сферы деятельности, обеспечивает право выбора и поддержку детской инициативы.

В каждой группе, в каждом помещении ДОУ, предназначенном для организованной образовательной и самостоятельной деятельности, необходимо создать условия для формирования психологических новообразований, соответствующих определенному возрастному периоду. Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться с учетом развития интереса детей, стимулирования детской инициативы, ориентироваться на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Проектируя образовательное пространство в ДОУ, направленное на творческое развитие личности ребенка, необходимо обеспечить:

  • единство четырех пространств: пространства развития ребенка, пространства развития родителей (законных представителей), пространства развития педагогов, пространства развития окружающего социума;

  • единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми;

  • становление социально-педагогического партнерства с социумом.

Процесс развития ребенка и та среда, которую создают для него взрослые, становятся единой системой, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии. Поэтому важно создать личностно ориентированную предметно-развивающую среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения и развития их потребностей:

  • витальных, направленных на жизнеобеспечение (потребности в безопасности, усвоении этических норм и правил);

  • познавательных, определяемых родовым человеческим качеством искать и исследовать новое в своем окружении, близком и далеком, в самопознании;

  • общественных – потребность в общении с другими людьми, любви и признании, общественном одобрении, труде, значимой деятельности.

Таким образом, современное образовательное пространство ДОУ должно быть воплощением функциональных потребностей как детей, так и взрослых. Кроме того, сегодня можно говорить об актуальности креативной среды в ДОУ, создавать которую следует на дизайнерском уровне с учетом системного подхода, традиций и новаций.

Подборка лучших материалов, для руководителей дошкольных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>

1. Используйте в работе с педагогами активизирующие техники

2. Как провести генеральную уборку в пищеблоке

3. Внезапная проверка ГИТ: какие документы не вправе требовать инспектор

4. Что написать в должностной инструкции воспитателя, чтобы она соответствовала ФГОС

5. Убедитесь, что выполняете новые требования к зарплате администрации и работников

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль