Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

6290

Вопрос

Как составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка?

Ответ

Одним из способов реализации задач индивидуализации и дифференциации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья, особенными образовательными потребностями. Цель создания индивидуальных образовательных маршрутов – это обеспечение формирования и реализации образовательных потребностей детей на основе оптимизации и выбора образовательной, психологической и физической нагрузок.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам (внешним – по округу или городу, и внутренним – внутри одной образовательной организации), которые реализуются одновременно или последовательно. Выбор того или иного индивидуального маршрута обучения детей с ОВЗ определяется комплексом факторов:

  • возрастом ребенка;

  • состоянием здоровья ребенка;

  • уровнем его готовности к освоению образовательной программы;

  • возможностью раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам;

  • особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

  • профессионализм специалистов образовательных организаций;

  • возможностями образовательной организации удовлетворить специальные и особые образовательные потребности ребенка;

  • возможностями материально-технической базы образовательной организации;

  • возможностью и желанием семьи обучаться у специалистов и продолжить занятия со своим ребенком дома;

  • наличием в регионе, где проживает семья, коррекционных специальных и других образовательных организаций.

Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает следующие этапы:

  • комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями с целью определения актуального уровня развития и их потенциальных возможностей;

    Внимание

    Эту работу в системе образования выполняют Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), работающие в составе образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ПМС – центры), или самостоятельно. По результатам обследования даются рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания (внешние или внутренние образовательные маршруты). При согласии родителей (законных представителей) с заключением и рекомендациями ПМПК им может быть выдано на руки заключение ПМПК с рекомендациями. Заключение ПМПК предоставляется родителями (законными представителями) в комиссию по комплектованию, которая знакомится с заключением ПМПК и выдает родителям варианты образовательных организаций, структурных подразделений с соответствующим профилем.

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели);

  • выбор вариантов реализации поставленной цели;

  • оформление листа индивидуального образовательного маршрута (внешнего и внутреннего);

  • моделирование индивидуально ориентированных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий, учитывающих особенности психофизического развития детей данных категорий;

  • осознание и соотнесение специалистами и семьей индивидуальных потребностей и возможностей с внешними требованиями.

При составлении индивидуального образовательного маршрута необходимо довести до родителей (законных представителей) следующую информацию:

  • о предельно допустимых нормах образовательной нагрузки;

  • основных образовательных программах;

  • дополнительных коррекционно-развивающих программах;

  • содержании психолого-педагогической коррекции;

  • возможности и правилах внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обеспечивается выбором или созданием индивидуально-ориентированных образовательных программ, которые в соответствии с заданной функцией должны обладать следующими характеристиками:

  • обеспечение реализации права ребенка и его родителей (законных представителей) на выбор темпов достижения личностно-значимого результата по направлениям деятельности;

  • наличие "индивидуальной составляющей", отражающей развитие индивидуальных особенностей детей.

Внешние индивидуальные образовательные маршруты могут составляться в рамках образовательного пространства округа или города. Внутренние индивидуальные образовательные маршруты могут составляться консилиумом образовательной организации (или специалистами структурных подразделений ДОО) при наличии в составе организации разных форм дошкольного образования и\или групп кратковременного пребывания, возможности оказания дополнительных услуг.

Примерная модель продвижения в учреждении ребенка с ограниченными возможностями может быть следующей: Служба ранней помощи – лекотека – группа кратковременного пребывания "Особый ребенок" – группа для детей со сложным дефектом – массовые (инклюзивные) группы – школа. Данная модель позволит ребенку влиться в среду здоровых сверстников.

Подборка лучших материалов, для руководителей дошкольных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>

1. Используйте в работе с педагогами активизирующие техники

2. Как провести генеральную уборку в пищеблоке

3. Внезапная проверка ГИТ: какие документы не вправе требовать инспектор

4. Что написать в должностной инструкции воспитателя, чтобы она соответствовала ФГОС

5. Убедитесь, что выполняете новые требования к зарплате администрации и работников



Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль