Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

6472

Вопрос

Как составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка?

Ответ

Одним из способов реализации задач индивидуализации и дифференциации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья, особенными образовательными потребностями. Цель создания индивидуальных образовательных маршрутов – это обеспечение формирования и реализации образовательных потребностей детей на основе оптимизации и выбора образовательной, психологической и физической нагрузок.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам (внешним – по округу или городу, и внутренним – внутри одной образовательной организации), которые реализуются одновременно или последовательно. Выбор того или иного индивидуального маршрута обучения детей с ОВЗ определяется комплексом факторов:

  • возрастом ребенка;

  • состоянием здоровья ребенка;

  • уровнем его готовности к освоению образовательной программы;

  • возможностью раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам;

  • особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

  • профессионализм специалистов образовательных организаций;

  • возможностями образовательной организации удовлетворить специальные и особые образовательные потребности ребенка;

  • возможностями материально-технической базы образовательной организации;

  • возможностью и желанием семьи обучаться у специалистов и продолжить занятия со своим ребенком дома;

  • наличием в регионе, где проживает семья, коррекционных специальных и других образовательных организаций.

Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает следующие этапы:

  • комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями с целью определения актуального уровня развития и их потенциальных возможностей;

    Внимание

    Эту работу в системе образования выполняют Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), работающие в составе образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ПМС – центры), или самостоятельно. По результатам обследования даются рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания (внешние или внутренние образовательные маршруты). При согласии родителей (законных представителей) с заключением и рекомендациями ПМПК им может быть выдано на руки заключение ПМПК с рекомендациями. Заключение ПМПК предоставляется родителями (законными представителями) в комиссию по комплектованию, которая знакомится с заключением ПМПК и выдает родителям варианты образовательных организаций, структурных подразделений с соответствующим профилем.

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели);

  • выбор вариантов реализации поставленной цели;

  • оформление листа индивидуального образовательного маршрута (внешнего и внутреннего);

  • моделирование индивидуально ориентированных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий, учитывающих особенности психофизического развития детей данных категорий;

  • осознание и соотнесение специалистами и семьей индивидуальных потребностей и возможностей с внешними требованиями.

При составлении индивидуального образовательного маршрута необходимо довести до родителей (законных представителей) следующую информацию:

  • о предельно допустимых нормах образовательной нагрузки;

  • основных образовательных программах;

  • дополнительных коррекционно-развивающих программах;

  • содержании психолого-педагогической коррекции;

  • возможности и правилах внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обеспечивается выбором или созданием индивидуально-ориентированных образовательных программ, которые в соответствии с заданной функцией должны обладать следующими характеристиками:

  • обеспечение реализации права ребенка и его родителей (законных представителей) на выбор темпов достижения личностно-значимого результата по направлениям деятельности;

  • наличие "индивидуальной составляющей", отражающей развитие индивидуальных особенностей детей.

Внешние индивидуальные образовательные маршруты могут составляться в рамках образовательного пространства округа или города. Внутренние индивидуальные образовательные маршруты могут составляться консилиумом образовательной организации (или специалистами структурных подразделений ДОО) при наличии в составе организации разных форм дошкольного образования и\или групп кратковременного пребывания, возможности оказания дополнительных услуг.

Примерная модель продвижения в учреждении ребенка с ограниченными возможностями может быть следующей: Служба ранней помощи – лекотека – группа кратковременного пребывания "Особый ребенок" – группа для детей со сложным дефектом – массовые (инклюзивные) группы – школа. Данная модель позволит ребенку влиться в среду здоровых сверстников.

Подборка лучших материалов, для руководителей дошкольных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>

1. Используйте в работе с педагогами активизирующие техники

2. Как провести генеральную уборку в пищеблоке

3. Внезапная проверка ГИТ: какие документы не вправе требовать инспектор

4. Что написать в должностной инструкции воспитателя, чтобы она соответствовала ФГОС

5. Убедитесь, что выполняете новые требования к зарплате администрации и работников

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль