Соотношение частей образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО

989

Вопрос

Как вычислить соотношение частей образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО?

Ответ

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования), диапазон соотношения частей образовательной программы дошкольного образования теперь расширен: обязательная часть не менее 60%, часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 40%.

Для сравнения: в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрауки России от 23.11.2009 № 655 (утратил силу с 1 января 2014 г.) (далее – ФГТ), пропорция частей образовательной программы составляла 80/20%.

В настоящее время вопрос о том, какие характеристики частей образовательной программы являются измеряемыми в указанном объеме, – один из актуальных для педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО). Очевидно, что ни ФГТ тогда, ни ФГОС дошкольного образования сейчас не дают на него четкого ответа. Выход – обратиться к так называемой общедозволительной формуле правового регулирования "разрешено все то, что прямо не запрещено". В соответствии с этим принципом можно ориентироваться на временной критерий – "измерять" соотношение времени, отведенного для реализации обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. В некоторых случаях это вполне уместно – когда часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, легко дифференцируема, отделима от обязательной части. Например, плавание как вид двигательной активности ребенка не отражен во ФГОС дошкольного образования, поскольку содержание дошкольного образования, для реализации которого не во всех ДОО России созданы соответствующие условия, не может входить в обязательную часть образовательной программы. Поэтому плавание (в тех ДОО, где есть бассейны), как правило, включается в часть образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Время, необходимое для решения задач, связанных с плаванием, легко "посчитать".

Возможны и другие варианты: когда часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, по содержанию является самостоятельной, а во временном отношении не может быть отделена от обязательной, поскольку ее содержание (в первую очередь в интересах ребенка) должно реализовываться в рамках интеграции с обязательной частью. Например, задачи парциальных программ по экологическому, социально-эмоциональному, интеллектуальному развитию детей целесообразно решать вкупе с задачами по познавательному, социально-коммуникативному развитию обязательной части образовательной программы. В подобных случаях временной способ измерения не подходит, лучше прибегнуть к условному "измерению" содержания образовательной программы. Для этого следует примерно посчитать, сколько задач стоит в обязательной части программы, сколько – в части, формируемой участниками образовательных отношений, и определить соотношение полученных объемов.

Подборка лучших материалов, для руководителей дошкольных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>

1. Используйте в работе с педагогами активизирующие техники

2. Как провести генеральную уборку в пищеблоке

3. Внезапная проверка ГИТ: какие документы не вправе требовать инспектор

4. Что написать в должностной инструкции воспитателя, чтобы она соответствовала ФГОС

5. Убедитесь, что выполняете новые требования к зарплате администрации и работников

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль