Правильность использования терминов "работа" и "взаимодействие" в контексте общения с родителями

51

Вопрос

Использование какого термина "работа" или "взаимодействие" является правильным в контексте общения педагогов с родителями?

Ответ

Общение педагогов дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) с родителями (законными представителями) воспитанников обладает рядом преимуществ:

  • непосредственность контактов педагогов и родителей (законных представителей);

  • возможность оказывать конкретную адресную помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, подготовке их к обучению в школе с учетом зоны актуального развития каждого ребенка;

  • наличие "обратной связи" между родителями (законными представителями) и педагогами.

Вместе с тем, реализация этих возможностей напрямую зависит от того, на каком уровне находятся взаимоотношения педагога с родителями (законными представителями) воспитанников. Признание современной наукой приоритета семейного воспитания вызвало необходимость поиска новых отношений в системе "детский сад – семья". Сегодня уже нельзя говорить о "работе" педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников. Данный термин в свете современных подходов является некорректным, т. к. предполагает наличие субъект-объектных отношений. А один из ведущих принципов организации взаимодействия ДОУ и семьи – это принцип подхода к родителям (законным представителям) как к активным субъектам этого процесса (Е.П. Арнаутова). Поэтому правильным является использование терминов "общение", "взаимодействие", а, говоря о высоком уровне такого общения, – "сотрудничество", "партнерство".

В толковых словарях понятия "взаимодействие", "сотрудничество", "партнерство" имеют единую основу, обозначающую совместное участие сторон в общем деле. Однако в контексте современных взглядов на вопросы общения педагогов ДОУ и родителей (законных представителей) важно их дифференцировать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социального восприятия и с помощью общения. Внутренней личностной основой взаимодействия и его результатом являются определенные взаимоотношения. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, оно служит проявлению истинных отношений (В.Н. Мясищев). Таким образом, общение педагогов ДОУ и семьи подразумевает организацию такого воспитания, при котором, взаимодействуя педагоги и родители (законные представители) постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на детей, т. е. действия общие, связанные, обусловленные и дополняющие друг друга.

Понятия "сотрудничество" и "партнерство" относятся к качественно более высокому уровню совместных действий, когда участие в общем деле основано на стремлении к взаимопониманию, осознании общих целей, доверительном отношении, общении с равных позиций, где ни одна из сторон не обладает привилегией оценивать, контролировать, указывать.

Признание активной позиции родителей ведет к необходимости включения их в деятельность ДОУ. Теория и практика дошкольного образования показывают, что подобное включение может быть разнообразным: от активного участия в специальных мероприятиях, направленных на повышение педагогической культуры, до непосредственного участия в принятии решений при планировании и организации развития учреждения.

Подборка лучших материалов, для руководителей дошкольных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>

1. Используйте в работе с педагогами активизирующие техники

2. Как провести генеральную уборку в пищеблоке

3. Внезапная проверка ГИТ: какие документы не вправе требовать инспектор

4. Что написать в должностной инструкции воспитателя, чтобы она соответствовала ФГОС

5. Убедитесь, что выполняете новые требования к зарплате администрации и работников



Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль