text

Бесплатный вебинар 13 ноября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Роль родителей в психологической готовности ребенка к школе

  • 9 августа 2012
  • 50

Вопрос

Какую роль в психологической готовности ребенка к школьному обучению играют родители?

Ответ

Родители (законные представители) играют важнейшую роль в развитии ребенка, тем более в психологической готовности к школьному обучению. Тема подготовки ребенка к школе является для них актуальной и значимой. Современные родители информированы по многим вопросам воспитания и развития детей. Они имеют возможность изучать разнообразную литературу, знакомиться со взглядами специалистов на страницах различных периодических изданий, пользоваться информацией сети Интернет. Однако проведенные исследования показывают существенные расхождения теоретических взглядов родителей (законных представителей) c практикой семейного воспитания.

Многие родители (законные представители) полагают, что наиболее значимым для подготовки ребенка к обучению в школе, является развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Но на практике наибольшее внимание они уделяют обучению ребенка навыкам чтения, письма и счета. Исследования показали, что очень мало внимания уделяется таким вопросам, как здоровье и физическое развитие ребенка. Эти стороны подготовки детей к обучению в школе или просто не рассматриваются родителями (законными представителями), или считаются ими чем-то само собой разумеющимся.

Основные трудности, возникающие у родителей (законных представителей) при подготовке детей к школе, связаны со сниженной мотивационной и волевой готовностью ребенка, физической незрелостью организма, недостаточной развитостью таких психических познавательных процессов как память, внимание, а также с отсутствием времени для общения с дошкольником.

Другой важной стороной подготовки детей к обучению в школе и дальнейшей успешной адаптации уже в процессе обучения является воспитательная позиция родителей (законных представителей). Исследования показывают, что если они принимают ребенка, уделяют ему достаточно внимания, разделяют его интересы, являются положительным примером для подражания, тогда дошкольник развивается полноценно благодаря тому, что он находится в адекватных условиях для развития. Если же родители (законные представители) не принимают ребенка, его интересы, увлечения, его мысли и чувства кажутся им несерьезными, и они игнорируют их, то ребенок не видит смысла и стремления к положительным действиям, которые могли бы способствовать более благоприятной психологической готовности к школьному обучению.

Проблемы возникают и при авторитарных методах воздействия на ребенка, подавлении инициативы и чувства собственного достоинства, завышенных ожиданиях родителей (законных представителей). Исследования специалистов показали, что те родители (законные представители), которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности.

Переход к школьному обучению совпадает по возрасту с кризисным периодом. Этот этап сам по себе достаточно сложен для ребенка. Новая социальная ситуация развития, новые требования, новая позиция ученика. От родителей (законных представителей) требуется безоговорочная поддержка, понимание и принятие ребенка в предшкольный период. Авторитарная позиция с их стороны может усугубить процесс адаптации, снизить интерес к школе и обучению в целом.

Гиперопекающая позиция родителей (законных представителей) предполагает заботу, ограждение ребенка от трудностей. Однако в результате у детей также отсутствует самостоятельность, инициатива. А переход в школу требует от ребенка большей самостоятельности, ощущения себя человеком, стоящим на новой позиции. Родители же, как показывают исследования специалистов, гиперопекающей позицией наносят серьезный вред процессу подготовки детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. В результате, приходя в школу, дети оказываются неприспособленными к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, главная задача родителей (законных представителей) в процессе предшкольной подготовки – поддержать интересы и инициативы ребенка, сформировать у него познавательный интерес, способствовать возникновению и закреплению желания учиться, заботиться о его здоровье и физическом развитии. Расхождение теоретических представлений родителей (законных представителей) с практикой воспитания свидетельствует о необходимости оказания им квалифицированной помощи.

Подборка лучших материалов для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>

Первое собрание заведующего с родителями в новом учебном году. Готовый сценарий и памятки

Как заведующему подготовить и провести установочный педсовет. Сценарий и повестка

Когда проводить День знаний: 1 или 3 сентября? Образец приказа

Что включить в циклограмму работы на сентябрь – 21 встреча с родителями, воспитателями, учредителем

Неделя безопасности в детском саду. Образец приказа о проведении

«Страшный сон», «Моя жизнь» и «Желаю Вам...». Практикум для воспитателей по общению с родителями

Циклограмма работы управляющего совета детского сада на 2018/19 учебный год

Какие документы должны подготовить педагоги к началу учебного года

Какие ошибки исправить в планировании работы детского сада на 2018/19 учебный год

Как организовать развивающую среду в яслях с учетом ФГОС и СанПиН. Методические рекомендации

График оперативного контроля на сентябрь и образцы карт

Новые критерии оценки качества дошкольного образования: познавательное развитие детей. Часть 2

38 мероприятий у вас в сентябре. Циклограмма работы

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.