text

✎ Скидка 25% и 90 дней подписки в подарок! Получи ДВОЙНУЮ выгоду >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Как формировать у детей умение высказывать свои мысли и принимать чужие

  • 22 мая 2014
  • 36

Вопрос

Как формировать у детей умение высказывать свои мысли и принимать чужие?

Ответ

В возрастном периоде от 6 до 9 лет (старший дошкольный и младший школьный) важная задача – научиться формировать и высказывать свое мнение, а также понимать и принимать точку зрения других людей. На первый взгляд, задача кажется вполне простой и понятной. Но к сожалению, в большинстве семей процесс общения сводится к постановке задач и контролю за их выполнением: "Ты оделась? А колготки? Мы же опаздываем в детский сад (на занятия, в школу искусств)! Ты ел?".

Иногда родители задают вопросы, на которые ребенок может дать развернутый ответ, например: "Что было в детском саду? Как тебе мультик? Почему небо голубое?". Но если малыш слишком долго, на взгляд взрослых, думает или же отвечает неправильно – они тут же его перебивают и начинают говорить сами. Потом звучит риторический вопрос: "Ты понял(а)?". Ребенок, конечно же, кивает головой. Но если спросить его, что именно он понял, окажется, что его восприятие отключилось где-то на 20-й секунде родительского монолога.

Как ни странно, в образовательных организациях у педагогов бывает больше времени и возможностей общаться с детьми, которые до 7–8 лет сами подходят к взрослым, задают вопросы или высказывают свое мнение – был бы действительно заинтересованный слушатель. Многие педагоги любую совместную деятельность с детьми превращают в дискуссионный клуб. Например, рисуют белку и спрашивают: "А как вы думаете, почему она летом рыжая, а зимой серая?". И если все начинают говорить одновременно, грамотный педагог вводит правила, которые поддерживает сам.

Принципы проведения такой дискуссии просты:

  1. Высказываться следует по очереди. Кто хочет сказать – поднимает руку.

  2. Что бы ни говорил ребенок, взрослый может уточнять ("Ты имеешь в виду то-то, то-то?") и обобщать ("То есть вот так…"). И обязательно должен подчеркнуть, что высказанное мнение интересно.

  3. Дабы все не заскучали, нужно уделять одному ребенку не более 2–5 минут. В конце обязательно обобщить услышанное. Если ребенок уже перескочил на другую тему – отметить: "Это тоже интересно, и в следующий раз мы об этом поговорим, а сейчас все-таки о белках". Правда, если цель педагога – разговорить аудиторию для общения на разные темы, то можно просто "закруглить" репликой: "Спасибо, очень интересно ты рассказала, я вижу, Петя и Лена тоже хотят что-то сказать – давай передадим слово кому-нибудь из них".

  4. Если мнения детей сильно отличаются от общепринятых, например: "Это Дед Мороз зимой белок красит" или "Это папа-белка своей семье новые шубы покупает", – то можно привести точку зрения ученых. Но не следует преподносить ее с позиции: "Вы сейчас полную ерунду сказали, а на самом деле правильно так". Нужно отметить, что мнение ученых такое же интересное и ценное, как и мысли детей.

Подборка лучших материалов, для руководителей дошкольных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Приносящая доход деятельность» в формате pdf >>>

  Что изменить в локальных актах по оплате труда и трудовых договорах по новым рекомендациям Минобрнауки

  2 Как с 1 июля оформлять документы, чтобы не нарушить новый ГОСТ

  Чек-лист для воспитателей «Как подготовиться к работе c детьми в летний период»

  Как организовать наблюдения с детьми этим летом. Рекомендации и конспекты

  Перевод обучающихся детского сада в летний период

  Удлиненные отпуска работников образования

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Ресурсы
Образования

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.