Мнение Министра образования России о новом образовательном стандарте для старшей школы

18 февраля 2011 831
Согласно точке зрения Министра образования и науки Российской Федерации, Андрея Фурсенко, проект новых стандартов для старших классов общеобразовательного учреждения, подготовленный экспертами, а не министерством, еще очень далек от того, чтобы быть принятым и утвержденным.

Законопроекты "Об образовании в РФ" и новых Федеральных государственных образовательных стандартов вызвали широкий общественный резонанс. 

Учителя, родители, блоггеры, чиновники обсуждали нововведения. 11 тысяч комментариев к проекту закона "Об образовании в РФ", более 20 тысяч подписей под письмом президенту страны с просьбой отложить введение стандартов.

"Российская Газета " представила точку зрения Министра образования и науки Российской Федерации на все самые острые вопросы, которые задавали Андрею Фурсенко учителя, депутаты, сенаторы и родители.

О новых стандартах старшей школы
Проект новых стандартов для старшей школы, подготовленных, подчеркну, экспертами, а не министерством, еще очень далек от того, чтобы быть принятым и утвержденным. Помните, как было со стандартами для начальной школы? Разрыв между внесением предложений и принятием был два месяца. А пилотное внедрение началось позже, чем через год: с 1 сентября 2010 года по новым стандартам начали учиться около 200 тысяч первоклассников. Это время потребовалось на разработку программ, написания учебников и переподготовку учителей. Могу сказать, что от учителей, школьников, родителей приходят хорошие отзывы.

По основной школе между внесением стандарта и утверждением прошло семь месяцев. И он начнет поэтапно реализовываться не раньше 1 сентября 2012 года.

Что касается стандарта для старшей школы, то на сегодняшний день даже не стоит вопрос о его реальном введении. Пока мы не достигнем если не консенсуса, то очень широкого согласия по этому стандарту, он не будет мною утвержден. И только после утверждения может быть определена дата начала апробации.

Об обязательных предметах в старшей школе

Четыре предмета - ОБЖ, физкультуру, курс "Россия в мире" и подготовку индивидуального проекта - действительно предлагается сделать одинаковыми для всех старшеклассников. Но это ни в коей мере не значит, что они будут основными в образовательной программе. Они общие и будут преподаваться на едином для всех уровне. Для каждого ребенка обязательно чистить зубы по утрам и вечерам. Но ведь это не значит, что основное, чему надо учить ребенка, - это чистить зубы! Физкультура не может быть основным предметом в школе. Но мы должны добиваться того, чтобы независимо от того, кем хочет стать школьник - гуманитарием, технарем, инженером или рабочим, - он должен быть здоровым.

Старшеклассник в обязательном порядке будет изучать 10-11 предметов, с учетом вышеназванных. Так, к примеру, и математика, и русский язык присутствуют в списке обязательных предметов, вопреки тому, что говорят. Другое дело - предусмотрены разные уровни их освоения. Если человек - гуманитарий, то не надо ему изучать в старших классах основы математического анализа. Так же и с другими общеобразовательными предметами. Если внимательно прочитать стандарты, то это становится ясно. Идея новых стандартов заключается в том, что ребята в этом возрасте имеют право выбирать свой путь.

Об апробации стандартов

Принято решение, что в отличие от стандартов начальной и основной школы стандарт для старшеклассников перед началом пилотного внедрения должен будет пройти обязательную апробацию. И эта апробация, независимо от того, как быстро пойдет обсуждение, начнется не раньше 1 сентября 2013 года. А в полной мере согласованный стандарт старшей школы будет запущен в использование не раньше 2020 года.

Еще раз, чтобы не было никаких двойных прочтений: этот вопрос будет внесен на официальное подписание только в тот момент, когда мы действительно достигнем достаточно серьезного, полного понимания того, каким стандарт должен быть.

О проекте закона "Об образовании в РФ"

Главный вывод, который можно сделать по итогам общественной дискуссии, - законопроект об образовании получил заметный общественный резонанс. Общее число комментариев - около 11 тысяч.

Президент назначил специальную комиссию для анализа и учета всех замечаний, поступивших к проекту закона об образовании. Если обратиться к тематике положений законопроекта, которые получили наибольшее число комментариев, то это, безусловно, права обучающихся и педагогов. Большинство склоняется к необходимости принятия закона, хотя и с существенной доработкой.

Пока не будут выработаны решения, имеющие общественную поддержку по основным концептуальным положениям законопроекта, министерство не будет форсировать его принятие и не будет предлагать его для рассмотрения Думе.

О сокращении школ

За последнее десятилетие произошло уменьшение количества школьников более чем на 30 процентов. А количество школ уменьшилось менее чем на 30 процентов.

Могу сказать, что считал и считаю, что целый ряд школ, которые не соответствуют современным требованиям, надо закрывать, а вместо них строить новые. Держаться за ветхие школы неправильно. Зачастую в школе, в которой учатся 5-7 человек - а у нас таких школ сегодня почти 5 тысяч, - научить ничему толковому, к сожалению, не могут. Исключение тут составляют начальные школы, когда даже один хороший учитель может дать очень много совсем юным ученикам.

В каждом отдельном случае решение должно приниматься в интересах ребят. Не в интересах сохранения юрлица школы, а в интересах детей.

О нарушениях на экзаменах

Нам известны случаи сдачи учителями ЕГЭ  за своих учеников. В отличие от многих нарушений, которые происходили в прошлые времена, эти случаи теперь выявляются. И люди, которые ведут противоправные действия, серьезно наказываются. Это большое достижение, что сегодня создана такая система, благодаря которой подобные нарушения могут быть отслежены и люди, которые им способствуют, серьезно наказаны.

О псевдообразовании

Да, у нас, увы, есть псевдовузы. Но могу сказать, что за время работы нашего министерства процесс открытия новых вузов и филиалов практически остановился.

Сегодня я подписываю приказы о закрытии подвальных и полуподвальных филиалов чуть ли не каждый день. И по каждому приказу у меня появляются письма, звонки из регионов: мол, в принципе все это правильно, но вот этот филиал, пожалуйста, не трогайте, а этот вуз оставьте в покое.

Но мы движемся вперед. Этому во многом поспособствовало создание сети ведущих университетов: возникает лидер, вокруг которого начинают группироваться другие вузы. У студентов появляется возможность получать более качественное образование.

Мы сейчас ужесточаем систему лицензирования. Пытаемся добиться того, чтобы желание получить высшее образование удовлетворялось в достойных вузах. Тут не может быть кампаний по закрытию десятков и сотен высших учебных заведений. Это очень важный и чувствительный момент для тех, кто учится, и для тех, кто учит. С каждым конкретным случаем нужно разбираться отдельно, что мы сегодня и делаем.

О подушевом финансировании школ

Мне часто приходят вопросы о том, что 83-ФЗ не учитывает особенности функционирования сельских школ, в том числе малокомплектных.

Мы специально оговаривали, и это есть во всех документах, что к малокомплектным школам система нормативно-подушевого финансирования не относится. Это знают в регионах. Более того, нормативно-подушевое финансирование не должно быть элементом сравнения школы в маленьком городке или в селе и школы в большом городе. Это скорее элемент политики и поддержки школ, которые находятся в одинаковых условиях.

Сегодня все школьное финансирование находится на региональном уровне, так что в этом плане новый закон ничего не меняет. Тем не менее наше министерство считает, что и на федеральном уровне необходим определенный инструмент, в том числе финансовый, для поддержки лидеров либо, наоборот, для поддержки тех, кто оказывается в очень сложном положении. Именно поэтому в новой Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы мы впервые включили абсолютно новый пункт: субсидии регионам. Субсидии будут выделяться по конкурсу тем регионам, которые лучше всех обеспечивают развитие дошкольного, школьного и профессионального образования.

О детских садах и зарплате воспитателей

За последние пять лет количество мест в детских садах увеличилось на миллион человек. Но и очередь, к сожалению, растет.

Именно для решения этой проблемы в новой ФЦПРО мы ввели специальный раздел по поддержке развития детских садов.

Одновременно сегодня уже существуют возможности для создания и других форм дошкольного образования: семейных детских садов, группы кратковременного пребывания. Мы развиваем предшкольное образование.

Важно, чтобы статус воспитателя детского сада был не ниже статуса преподавателя начальных классов школы. Зарплата воспитателям выплачивается из регионального бюджета. Я считаю, что нужно увеличивать зарплату педагогов, причем на всех уровнях, включая дошкольный. Но вопрос финансирования здесь - это мандат каждого региона. Поэтому решение об увеличении зарплаты должно приниматься региональными законами.

О лидерах
Мир сегодня меняется, меняются стандарты, у нас появились новые образовательные лидеры. Почему сегодня в лидерах находятся скандинавские страны? Почему сегодня там Сингапур? По одной простой причине: они не боятся меняться, они не боятся двигаться вперед. И мы не должны этого бояться.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тематические подборки нормативных документов с комментариями экспертов, документы Минобрнауки России, Рособразования и Рособрнадзора, указы Президента РФ, федеральные законы, документы Правительства РФ Вы найдетев ежемесячном специализированном журнале -

 "Нормативные документы образовательного учреждения"

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль