Начала работу Первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста

29 сентября 2010 1604
В понедельник, 27 сентября в Москве Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова открыла Первую Всемирную конференцию по воспитанию и образованию детей младшего возраста. В Конференции участвуют министры из 65 стран, ведущие специалисты системы дошкольного воспитания.

В понедельник, 27 сентября в Москве Генеральный директор ЮНЕСКОИрина Бокова открыла Первую Всемирную конференцию по воспитанию иобразованию детей младшего возраста, напомнив, что воспитание детей вмладшем возрасте – "наилучшей гарантией от нищеты". "Нет лучшего моментадля ориентации развития в нужном направлении, чем в первые годы жизниребенка", - подчеркнула она.

В Конференции, организованной ЮНЕСКО, правительствомРоссийской Федерации и мэрией Москвы, участвуют министры из 65 стран,ведущие специалисты, академики и работники системы дошкольноговоспитания.

Начала работу Первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возрастаГенеральный директор ЮНЕСКО открыла конференцию вприсуствии мэра Москвы Юрия Лужкова, министра образования и науки РФАндрея Фурсенко, вице-президента Сейшельских островов Дэнни Фора, первойледи Азербайджана и Посла доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиевой иПредседателя Исполнительного совета ЮНЕСКО Элеоноры Митрофановой.

"Программы по воспитанию и образованию в раннемдетском возрасте более продуктивны, чем программы на любом другом уровнеобразования, - сказала в своей приветственной речи Ирина Бокова. – Это,возможно, один из наименее известных фактов в области формированияполитики и развития". Генеральный директор ЮНЕСКО также подчеркнулаважность программ ранеего воспитания для преодоления неравенства вдоступе к образованию, поскольку они являются «отправной точкой для игрыв равных условиях".  

"Число детей, не посещающих начальную школу, - а это69 миллионов, - могло бы быть сокращено, если бы  были разработаныадекватные программы для детей до 8-летнего возраста. Также сократилосьбы и число детей, которые слишком рано бросают школу. В Европе,например, до 50 процентов детей народа рома не смогут завершитьначальное образование. И это не справедливое начало их жизни."

Приветствуя прогресс, достигнутый в областидошкольного образования, начиная с 2000 года, Ирина Бокова указала, чтотем не менее только 15 процентов детей имеют доступ к дошкольномуобразованию в  странах Африки южнее Сахары,  19 процентов – в арабскихгосударствах, 28 процентов – в странах Центральной Азии и 36 процентов –в Южной и Западной Азии. «Масштаб прогресса огромный.  Особенно важното, что есть реальная причина для расширения доступа детей младшеговозраста к образованию», - считает Ирина Бокова.      

Андрей Фурсенко, министр образования и наукиРоссийской Федерации в своем привественном слове отметил, что Россияимеет немало достижений в области воспитания и образования детеймладшего возраста, но немаловажно узнать, какие новые подходы и формыдошкольного образования считаются сегодня в мире наиболее эффективными икак они работают.

Вице-президент Сейшельских островов Дэнни Форпризвал правительства действовать "быстро и целенаправлено". Онподчеркнул, что правительства должны уделять приоритетное вниманиепрограммам по дошкольному воспитанию и образованию и «продемонстрироватьсвою политическую волю, чтобы они были реализованы».

Понятие "ранний детский возраст" определяется какпериод с рождения до 8 лет. Это самое важное   время для развития мозга,но также это период крайней ранимости маленьких детей, что особеннозаметно в развивающихся странах, где ребенок в 4 из 10 случаев рискуетоказаться в условиях крайней нищеты и где каждый год 10,5 миллионовдетей младше 5 лет умирают от вполне излечимых болезней.

Московская конференция подведет итог достигнутым запоследнее десятилетие результатам, а также определит  пути длядостижения  государствами к 2015 году цели по расширению и улучшениювсеобщего доступа к воспитанию и образованию детей младшего возраста,особенно для наименее обеспеченных слоев. Кроме того, на ней будутисследованы механизмы, позволяющие зафиксировать намеченные цели и этапыих достижения, преодолеть препятствия, которые  мешают развитиюструктур, задействованных в воспитании и образовании детей младшеговозраста, и оценить достигнутый в этой области прогресс.

В центре дискуссий на конференции будут рассмотрены итакие темы, как разработка политики, расходы и финансирование,юридические и институциональные рамки; региональный опыт; качество иреагирование; социальное исключение и маргинальность, мониторинг ианализ. Будут также представлены результаты исследований в некоторыхстранах, позволяющие акцентировать внимание на наиболее эффективныхпрограммах, реализуемых в разных частях света.

Дополнительная информация о конференции

Начала работу Первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возрастаРекомендуем ознакомиться:
Доклад Министерством образования и науки РФ
Воспитание и образование детей младшего возраста

1. Государственная образовательная политика в сфере дошкольного образования.

Базовыми принципами развития системы российского образования являются:

  • открытость к общественным запросам и требованиям времени;
  • привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;
  • переход на современные образовательные технологии;
  • обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России.

Для обеспечения доступного качественного образования ключевое значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Создать равные стартовые возможности – значит, достичь оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста до начала обучения в школе.

Адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенка-дошкольника позволит ему быть успешным в школе. Именно поэтому достижение равных стартовых возможностей - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, которая обеспечивает конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Важность и значимость дошкольного образования, которую хорошо понимают представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, обусловлена следующим. Только дошкольное образование дает ребенку дошкольного возраста возможность самоопределиться в 3
обществе сверстников, тем самым достигнуть необходимого уровня социально-личностного развития, получить навыки социальной адаптации.

Далее, дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности - игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

В Российской Федерации существует законодательно закрепленное разделение полномочий в сфере дошкольного образования, согласно которому организация общедоступного дошкольного образования - компетенция или полномочие муниципалитета, органов местного самоуправления.

Компетенция субъекта Российской Федерации - разработка региональных программ развития образования, в том числе дошкольного образования, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, с тем чтобы они могли реализовать взятые на них полномочия. Российская Федерация обеспечивает разработку государственной политики в сфере дошкольного образования, а также нормативное правовое сопровождение функционирования системы образования,

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы (далее - Комплекс мер). Правительство Российской Федерации в июне 2007 года направило в федеральные органы исполнительной власти и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручение по реализации Комплекса мер.

В соответствии с разделением полномочий в сфере дошкольного образования Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.

На федеральном уровне деятельность системы дошкольного образования регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», другими нормативными документами.

2. О состоянии системы дошкольного образования в Российской Федерации.

Основной особенностью системы дошкольного образования Российской Федерации является то, что она представлена сетью образовательных учреждений разных типов и видов. При формировании сети дошкольных учреждений государство в лице органов власти всех уровней старается максимально учесть особенности детей, запросы их родителей.

Основной структурной единицей, в которой дети получают дошкольное образование, является группа детей дошкольного возраста. Группы имеют разную направленность с целью учета различных особенностей детей: общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную, оздоровительную.
Деятельность групп общеразвивающей направленности направлена на гармоничное и всестороннее развитие каждого ребенка.

Группы компенсирующей направленности создаются для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Основной целью деятельности таких групп является квалифицированная коррекция их недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В этих группах осуществляются дошкольное образование детей, а также комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

Группы детей дошкольного возраста могут работать в разном режиме полного (10,5 - 12 часов), укороченного (8-10 часов), продленного (14 часов) дня, круглосуточного или кратковременного (3-5 часов) пребывания. Такой различный режим пребывания связан как с особенностями самих детей, так и с потребностями их семей. Наибольшим спросом у родителей пользуются детские сады полного дня, в которых в течение 10 - 12 часов осуществляются присмотр, уход и дошкольное образование детей, в то время как их родители работают.

В течение времени пребывания в детском саду дети получают 3-5 разовое питание (в зависимости от длительности пребывания), организуется сон, обязательны прогулки. Следуя программе, реализуемой в учреждении, воспитатели и другие специалисты проводят занятия, играют с детьми, гуляют, проводят экскурсии.

Занятия проводятся по разным направлениям, по освоению различных образовательных областей и направлены на физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное развитие детей.

Прогулка в детском саду организуется так, что в ее процессе развиваются различные виды активности детей - познавательная, физическая, художественная. Во время прогулки воспитатели организуют наблюдение за явлениями живой и неживой природы, труд детей в природе (например, на огороде и в цветнике), различные игры. Дети конструируют из песка, деталей конструкторов, кубиков; они могут рисовать, используя цветные мелки; лепить из глины, мастерить различные поделки из природного материала. На любой прогулке уделяется особое внимание физическому развитию детей, организации различных подвижных игр.

Важную роль в развитии детей играет воспитательная составляющая; она направлена на воспитание культурно-гигиенических навыков, положительного отношения к труду, толерантного отношения к окружающим людям, патриотическое воспитание.

В зависимости от направленности групп и возраста детей различаются 8 видов дошкольных образовательных учреждений: детский сад, детский сад для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), детский сад для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), детский сад комбинированного вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей; центр развития ребенка - детский сад.

Группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учреждениях других типов (помимо дошкольных): в общеобразовательных учреждениях, в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в учреждениях дополнительного образования детей. При необходимости дошкольные группы могут создаваться в учреждениях культуры, учреждениях социального назначения.

В настоящее время дошкольное образование в Российской Федерации осуществляют около 57 тысяч дошкольных учреждений разных типов и видов, из них 43,3 тыс. - детские сады разных видов. В дошкольных учреждениях в настоящее время воспитывается более 5,3 млн. детей. Также отличительной чертой дошкольного образования России является то, что оно сочетается с присмотром и уходом за детьми. При этом важной составляющей присмотра и ухода является медицинское обслуживание детей в дошкольных учреждениях.

Поскольку в дошкольном возрасте физическое развитие и здоровье тесно связаны с интеллектуальным развитием детей, в каждом дошкольном учреждении работает медицинская сестра, в обязанности которой входят ежедневные профилактические осмотры детей, профилактические прививки, при необходимости - оказание первой медицинской помощи, контроль за организацией рационального питания, взаимодействие с педагогическими работниками и семьями детей в вопросах воспитания навыков здорового образа жизни.

Помимо медицинской сестры, по меньшей мере один раз в неделю осмотр детей в дошкольных учреждениях производит врач детской поликлиники, дважды в год проходят профилактические осмотры всеми специалистами детской поликлиники - педиатром, невропатологом, ортопедом, логопедом, офтальмологом и другими. На каждого медицинского работника в дошкольных учреждениях приходится в среднем около 90 детей дошкольного возраста. Для сравнения – у участковой медицинской сестры в детской поликлинике около 600 подопечных детей (от рождения до 14 лет).

Особенно сильна медицинская составляющая деятельности в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. Одной из функций этих учреждений является оказание ранней медицинской помощи детям и коррекция недостатков в их физическом и психическом развитии. У нас есть детские сады для детей с нарушениями в развитии речи, где ежедневно с каждым ребенком работают квалифицированные логопеды и психологи; детские сады для детей с нарушениями зрения, в которых дети получают помощь тифлопедагогов, офтальмологов; детские сады для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, где дети получают медицинскую помощь врачей-ортопедов, лечебный массаж, ежедневные занятия лечебной физкультурой. Работают детские сады для детей с другими ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления коррекционной работы эти детские сады укомплектованы медицинским персоналом, в них созданы соответствующие условия.

Следует отметить, что коррекционная работа в дошкольных учреждениях гармонично совмещается с дошкольным образованием. Дети получают не только медицинскую помощь, но и адекватное их возрасту развитие, которое позволит им быть успешными в дальнейшем образовании.

Образовательный процесс в дошкольных учреждениях осуществляют около 590 тысяч педагогических работников, среди которых воспитатели и старшие воспитатели, музыкальные руководители, воспитатели по физической культуре, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования. В среднем на одного педагогического работника приходится по 10 воспитанников дошкольных учреждений. Как правило, педагоги имеют профессиональное образование либо совмещают педагогическую деятельность с получением профессионального образования.

Условия предоставления дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми в дошкольных учреждениях регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, которые включают требования к помещению, его освещению и теплоснабжению, к обустройству (включая требования к детской мебели), к прогулочным площадкам, к организации питания детей. Так, нормативы площади земельного участка составляют не менее 29 кв.метров на 1 ребенка, при этом не менее половины этой площади должно быть озеленено. Также на участке детского сада обязательно оборудуются 1-2 физкультурные площадки.

Комната для игр и спальное помещение должны иметь площадь не менее 50 кв. метров. При этом в групповом помещении оборудуются умывальная и туалетная комнаты. В каждом дошкольном учреждении созданы музыкальный и физкультурный зал; в учреждениях, которые строятся с 90-х годов прошлого века, обязательно предусматриваются бассейны. Групповые помещения, в которых дети проводят более 50% времени пребывания в детском саду, разделены на:

  • прихожую с индивидуальными шкафчиками для одежды;
  • игровую комнату, в которой дети играют и занимаются;
  • спальню, в которой организуется дневной сон, а в группах круглосуточного пребывания - также ночной сон.

Во всех групповых комнатах, музыкальных и спортивных залах, кабинетах специалистов - психологов, логопедов, дефектологов и других - создается соответствующая среда. Мебель (столы, стулья, кроватки) подбирается по росту воспитанников, игрушки подобраны так, чтобы удовлетворить интересы и мальчиков, и девочек, чтобы развивать конструктивную и художественную деятельность, организовывать дидактические и сюжетные игры.

Существуют государственные механизмы определения соответствия созданных в дошкольных учреждениях условий установленным требованиям, а также определения государственного статуса дошкольного учреждения, его типа и вида. Это механизмы лицензирования и государственной аккредитации образования. Они позволяют контролировать качество предоставляемых услуг - как образовательных, так и медицинских.

Содержание дошкольного образования определяется основными и дополнительными образовательными программами. Требования к основной программе, как обязательному минимуму дошкольного образования, определены на федеральном уровне. Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Федеральные требования определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Федеральные требования учитывают, что содержание дошкольного образования должно охватывать все направления развития личности ребенка-дошкольника: социально-личностное, интеллектуальное, физическое, художественно-эстетическое.

Важно, что педагоги стараются конструктивно взаимодействовать с семьями воспитанников, чтобы обеспечить единство подходов к воспитанию и образованию детей и со стороны семьи, и со стороны детского сада. Каждый день родители получают информацию об успехах своего ребенка, могут обсудить с воспитателем волнующие их проблемы, получить квалифицированный совет.

За содержание ребенка в дошкольных учреждениях с его родителей (законных представителей) взимается родительская плата. Законом установлено, что размер родительской платы не может превышать 20% от всех расходов дошкольного учреждения на содержание ребенка дошкольного возраста. Для детей с ограниченными возможностями родительская плата не взимается.

Кроме того, государством установлена новая форма материальной поддержки граждан, имеющим детей дошкольного возраста, - компенсация части родительской платы. В 2007 - 2009 годах компенсацию получало в среднем более 4 млн. семей ежегодно.

3. Региональная политика в сфере дошкольного образования.

На региональном уровне основным мероприятием Комплекса мер является разработка и реализация региональных программ развития дошкольного образования как составной части региональной системы образования.

  • В Ростовской области принята "Областная целевая программа улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы", в которой предусмотрено введение 20,5 тысяч мест для дошкольников до конца 2010 года.
  • В Брянской области разработана областная целевая программа "Развитие образования в Брянской области на 2007-2010 годы", реализация которой предполагает увеличение охвата детей в возрасте от 1 года до 6 лет услугами дошкольного образования с 51% в 2006 году до 65% в 2009 году.
  • В Алтайском крае разработана и реализуется краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы», содержащая подраздел "Поддержка семей с детьми". В нем предусматривается: к 2015 году увеличить сеть ДОУ, создав около 21 тысячи дополнительных мест для детей дошкольного возраста. Для этого строятся новые здания, проводится реконструкция зданий, увеличивается количество групп в действующих детских садах.
  • Законом Красноярского края от 26 декабря 2006 г. № 21-5664 утверждена краевая целевая программа "Дети" на 2007-2009 годы, которой предусмотрено к 2009 году сокращение очереди для определения детей в дошкольные учреждения на 50%, обеспечение доступного дошкольного образования на 75%. 12

Кстати, Красноярский край (а также Пермский край), стремясь выполнить государственные гарантии на общедоступное дошкольное образование, пошли по интересному пути. Принимая во внимание трудности с осуществлением капитального строительства, введением в строй новых зданий детских садов, в этих регионах выплачивают из средств региональных бюджетов компенсацию тем родителям, дети которых нуждаются в дошкольном учреждении, но место в детском саду пока не может быть им предоставлено (по причине дефицита мест).

Размер компенсации равен нормативу на содержание одного ребенка в детском саду (в месяц). Таким образом родители, осуществляющие дошкольное образование своих детей дома, ежемесячно получают компенсации. При этом для того, чтобы обеспечить психолого-педагогическое сопровождение таких детей, создана система консультативных пунктов, родительских клубов, "Маминых школ", в которых родители могут получить консультацию психолога, методиста, музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре.

Особого упоминания заслуживает программа развития дошкольного образования в Москве, Краснодарском и Пермском краях и Челябинской области. Помимо строительства новых детских садов, реконструкции зданий, здесь апробируется такая форма дошкольного образования, как семейные дошкольные группы. Это дошкольные группы малой наполняемости (3-5 детей), которые могут создаваться в многодетных семьях, в свободных муниципальных помещениях, на дому у воспитателя. Важно, что каждая семейная дошкольная группа может получать разнообразную помощь и поддержку ближайшего детского сада, - и консультации специалистов, и медицинское обслуживание детей, и обучение воспитателей семейных групп.

В Москве созданы такие формы дошкольного образования, как Центры игрового развития детей и лекотеки, которые являются одновременно и учреждениями кратковременного пребывания детей, не посещающих детские сады, и центрами консультативной помощи их родителям. Особенно ценен опыт создания лекотек, в которых осуществляются коррекционные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализация.

Во многих субъектах реализуется региональный компонент приоритетного национального проекта "Образование". Постановлением Кабинета министров Республики Адыгея учреждены с 2008 года 10 ежегодных премий в размере 300,0 тысяч рублей каждая - лучшим муниципальным дошкольным образовательным учреждениям и 66 ежегодных премий в размере 30,0 тысяч рублей каждая - лучшим воспитателям муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) также с 2008 года учреждены 35 ежегодных премий для лучших педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в размере 50 тыс. рублей. Такие же ежегодные премии или гранты лучшим детским садам и лучшим воспитателям существуют в республиках Хакасия и Калмыкия, Краснодарском и Красноярском краях, Нижегородской, Оренбургской, Свердловской, Ульяновской областях, других субъектах Российской Федерации.

4. О перспективах развития дошкольного образования.

Перспективы развития системы дошкольного образования определяются рядом программных документов Правительства Российской Федерации: Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1663-р) и Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 9 октября 2007 года № 1351).

Так, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года предусмотрено:

  • внедрение моделей дошкольного образования, обеспечивающих каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста и полноценно общаться на государственном языке и языке обучения при поступлении в первый класс;
  • разработка механизма стимулирования создания системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми до 3 лет, включая создание центров поддержки семейного воспитания на базе дошкольных образовательных и других учреждений);
  • внедрение новых организационных форм дошкольного образования - так называемых «семейных детских садов» или встроенных детских садов, надомных или гувернерских групп, семейных клубов, социальных игровых комнат - как структурных подразделений муниципальных или государственных ДОУ, которые обеспечивают указанные формы кадрами, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение и контроль;
  • внедрение механизмов нормативного подушевого финансирования услуг дошкольного образования, предоставляемых образовательными учреждениями любых типов, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности;
  • поддержка муниципальных программ развития дошкольного образования, обеспечивающих внедрение современных моделей дошкольного образования;
  • нормативное и методическое обеспечение по вопросам развития негосударственного сектора дошкольного образования на основе муниципального задания.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает разработку и реализацию региональных программ развития системы дошкольного образования как составной части образовательной системы субъектов Российской Федерации.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль