Победитель Всероссийского конкурса "Учитель года-2009" о математике и учениках.

17 февраля 2010 583
На каждом уроке надо забывать, что ты знаешь, и учиться заново - вот один из основных принципов работы победителя Всероссийского конкурса "Учитель года-2009", математика из школы N 5 Магнитогорска Натальи Никифоровой.

На каждом уроке надо забывать, что ты знаешь, и учиться заново - вот один из основных принципов работы победителя Всероссийского конкурса "Учитель года-2009", математика из школы N 5 Магнитогорска Натальи Никифоровой.

Российская газета: Наталья Сергеевна, по данным исследований, российский учитель сегодня имеет женское лицо. Мужчин в школе катастрофически мало. Выходит, педагогика все-таки женское дело?

Наталья Никифорова: Скорее наоборот. Мне кажется, что образование ребенка состоит из двух частей. Сначала закладывается база каких-то логических "операций", скажем, умение аналитически мыслить, анализировать текст, рассуждать. Этому должна учить женщина. Когда эта база уже есть, к работе с ребенком, особенно если он одаренный, должен подключаться мужчина. В школе он нужен обязательно! Все-таки мужчины, рискну сказать, более творческие люди, чем женщины. Ну и потом у мальчиков всегда должен быть пример правильного поведения перед глазами. Ведь школа сегодня - это по сути второй дом, там ребенок учится, там же может делать и домашние задания, там же и всякие кружки...

РГ: Ваши любимые классы - это с 9-го по 11-й. Но старшеклассники самый трудный возраст. Как вам кажется, что больше всего сегодня их тревожит?

Никифорова: Мне кажется, что в их головах произошло смешение хорошего и плохого. Нет сформированной системы ценностей, и они сами от этого очень страдают. А тут еще этот сериал "Школа"... Получается, что хорошее еще не сформировали, а плохим уже пичкаем. Если сравнить, к примеру, с моими школьными годами, дети очень перегружены информацией, разной и зачастую ненужной. И еще они очень болезненные. Причем у них болезни усталого взрослого человека. Мои ребята, например, часто жалуются на мигрень. У ребенка этого не должно быть.

РГ: Сколько у вас уроков в неделю?

Никифорова: В первой половине дня 26-28, а во второй - работа с одаренными детьми.

РГ: А еще школа олимпиадного резерва... Ваш основной принцип в работе с вундеркиндами?

Никифорова: Когда беру новый класс, я часть информации как бы забываю. И вместе с детьми все это познаю заново. И мне каждый раз самой очень интересно: а что же получится в этот раз? Например, с девятиклассниками, у которых веду геометрию, мы еще ни одну теорему не доказали так, как написано в учебнике. Дети все время находят удивительные, нестандартные ходы, которые - и это главное - приводят к правильному результату. Это очень интересно, и я всегда с волнением жду новый урок. Математический факт остается фактом, как бы он ни был доказан. Так что в математике, вопреки некоторым утверждениям, достаточно места для творчества. Есть такая фраза: "Он стал поэтом, потому что для математики у него не хватило фантазии". Я с ней полностью согласна. Тот, кто знаком с математикой поверхностно, считает, что это только цифры и формулы. На самом деле математика - это в первую очередь умение мыслить и творить.

РГ: Ваша самая любимая сфера в любимом предмете?

Никифорова: Я предпочитаю геометрию. Хотя когда сама училась в школе, жутко ее не любила. А начала преподавать - и "раскусила". Оказалось, что она гораздо лучше и качественнее развивает творческое мышление. Алгебра - это алгоритмическое мышление и действие больше по образцу. А в геометрии, напротив, очень мало задач, которые решаются "по образу и подобию". Можно знать всю теорию, но алгоритма применения, как такового, не существует. К моему сожалению, в школе на геометрию приходится всего 2-3 часа в неделю, а на алгебру - в два раза больше.

РГ: Вы поступали в педагогический институт, а окончили уже Магнитогорский госуниверситет. Сейчас говорят о том, что некоторые педвузы необходимо преобразовать в факультеты классических университетов. Поучившись и там, и там, как считаете, что лучше?

Никифорова: Не думаю, что в больших классических вузах можно гораздо лучше подготовить педагога в целом. Скорее, более прочной в этом случае будет фундаментальная подготовка именно по предмету. Если я учитель математики, то, в частности для работы с одаренными детьми, должна знать глубоко не только педагогику, но и сам предмет. Может, с этой точки зрения и имеет смысл такое объединение.

РГ: Правительство пообещало активно помогать молодым педагогам и материально, и жильем. На ваш взгляд, что сегодня нужно в первую очередь?

Никифорова: Когда я начала работать в школе, у моей семьи не было квартиры. И если бы тогда не повезло, то я из школы бы ушла. Это первое. Второй момент: молодой педагог в силу молодости не может брать очень большое количество часов. Ведь на подготовку к урокам он, ясное дело, тратит больше времени, чем опытный учитель. Думаю, молодым специалистам в школах очень поможет особенная надбавка, которая позволит чувствовать себя более уверенно. Мне, признаюсь, в свое время этого не хватало.

РГ: Какая зарплата у одного из лучших учителей России?

Никифорова: Я работала и работаю еще в нескольких местах, кроме своей школы. Честно говоря, даже расчетный листочек ни разу в бухгалтерии школы не брала. То, что получаю сейчас, меня вполне устраивает.

РГ: Вашей дочке сейчас четыре года. Вы пытаетесь ей объяснить элементарную математику?

Никифорова: Знаете, когда она только родилась, я, как всякая мамочка, считала, что должна научить ее читать, писать - то есть обязательно ее развивать как можно раньше. А потом подумала и решила - нет. Не надо маленьких детей пичкать информацией. Они ее сами возьмут, когда нужно. Я стараюсь, чтобы мой ребенок побольше гулял и был здоровым.

РГ: Наталья Сергеевна, Год учителя, которым объявлен 2010-й, начался буквально в прямом эфире - с сериала "Школа". Вы его смотрели?

Никифорова: Пришлось. У меня дома нет телевизора, но я попросила знакомых записать мне пару серий. Честно говоря, не совсем поняла, на какую аудиторию рассчитан сериал. Если он для взрослых, то должен идти вечером, но никак не в шесть часов, когда его смотрят дети. Если для детей, то непонятно, почему в нем такой давящий негатив. Не утверждаю, что все показанное в фильме - неправда. Это есть, но не в таком концентрированном виде. Наши дети все-таки гораздо лучше и умнее, чем те, которых показывают в кино. Мне интересна сама манера съемки - в духе документального кино. Но к сериалу надо все-таки относиться как к художественному фильму.

РГ: А что ваши ученики говорят?

Никифорова: Старшеклассники сказали, что им скучно, что это "Дом-2" для детей.

РГ: А если бы вы снимали свой сериал о школе, каким бы он был?

Никифорова: Мне кажется, что это должно быть что-то веселое в сочетании с серьезностью.

Источник:"Российская газета"

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль