Аналитический обзор НИР по проблеме "Гигиена и охрана здоровья детей и подростков"

19 ноября 2010 1006
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения Российской академии медицинских наук Научного центра здоровья детей РАМН опубликовало результаты исследования за 2009 год о здоровье школьников.

Аналитический обзор за 2009 год >>

Анализ результатов антропометрических обследований учащихся 1-4-х классов позволил выявить тенденцию увеличения продольных размеров тела современных детей и изменение его пропорций по сравнению со школьниками 70-х годов ХХ века, что может служить основанием для пересмотра действующих ГОСТов на мебель ученическую.

Дана гигиеническая оценка разных видов ученической мебели и вариантов их использования в начальной школе. Впервые разработана классификация ученической мебели на основе ее систематизации по данным современной отечественной и зарубежной литературы, патентов на изобретения и полезные модели. Обоснован совмещенный вариант использования разных видов учениче ской мебели, что спо собствует повышению работоспособности, снижению психо - эмоционального напряжения и оптимизации функционального состояния организма учащихся. Обоснован алгоритм гигиенической оценки новых видов ученической мебели. Показано, что современные виды ученической мебели, предъявляющие повышенные требования к условиям сохранения равновесного положения тела учащихся (накладное балансировочное сиденье, сиденье типа «пресс-папье») могут быть использованы только в условиях свободной (не навязанной) учебной деятельности (рисование, ручной труд), в том числе на самоподготовке в школах полного дня.

Разработаны методические рекомендации "Гигиенические требования к использованию ученической мебели в начальной школе", позволяющие проводить контроль за соблюдением правил использования ученической мебели в соответствии с гигиеническими рекомендациями. Использование данных о распределении учебных комплектов мебели в 1-4 классах с учетом изменений физического развития современных детей младшего школьного возраста позволит снизить распространенность несоответствия функциональных размеров ученической мебели росто-возрастным особенностям учащихся. Разработанные информационно-справочные материалы по эргономическим параметрам ученической мебели для младших школьников позволят обосновать функциональные размеры современных видов ученической мебели

Изучена распространенность и структура нарушений осанки, статических деформаций позвоночника и стоп у учащихся начальных, 4 средних и старших классов. Выявлено, что в процессе обучения в школе с 1- го по 11-й классы количество детей с нарушениями и заболеваниями костно- мышечной системы (КМС) увеличивается с 58,1% до 70,8% у мальчиков и с 62,5% до 78,1% - у девочек. Наибольшая распространенность сколиозов выявлена в старшей возрастной группе. По сравнению с учащимися начальных классов частота их встречаемости к окончанию школы возрастает в 1,7 раза у мальчиков и в 5,9 раз у девочек.

На моделях разных видов образовательных учреждений (физико-техническая школа, технический лицей, средняя общеобразовательная школа) установлена негативная роль повышенных учебных нагрузок и социальных факторов в формировании патологии КМС у старшеклассников. Показано, что наличие выраженных дефектов позвоночника оказывает влияние на формирование особенностей их психологического статуса. У этих школьников чаще выявляется эмоциональная неустойчивость, нарушения психологической адаптации и др. Установлено, что среди мальчиков старших классов по сравнению со средними классами распространенность плоскостопия постепенно снижается, у девочек же отмечается постоянный рост частоты плоскостопия. На основании полученных данных о распространенности и структуре функциональных нарушений и заболеваний позвоночника и стоп, а также о влиянии психологических и социальных факторов на состояние костно- мышечной системы научно обоснован алгоритм профилактики и оздоровления подростков старшего школьного возраста.

Разработана методика оценки высоты костного свода стопы для диагностики деформаций стоп у подростков. Оформлена заявка на изобретение "Способ и устройство для количественного определения высоты костного свода стопы". Разработана муниципальная программа "Профилактика и оздоровление детей с нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы в условиях образовательных учреждений".

Дана гигиеническая оценка предшкольной подготовки. Показано, что удельный вес современных детей 6-летнего возраста, имеющих достаточный уровень развития школьно-необходимых функций (т.е. зрелых и среднезрелых), составляет 80-84%. Установлено, что наиболее результативной подготовкой детей к школе является подготовка на базе дошкольного учреждения: процент зрелых детей за год обучения увеличился на 16%, в сравнении с предшколами полного и неполного дня – 15% и 10%. Дополнены данные о показателях физического развития детей 5-летнего возраста, занимающихся на предшкольной ступени обучения на базе ДОУ в сравнении с предшкольниками на базе общеобразовательных школ.

Уточнены научные данные, характеризующие динамику нарастания отклонений в состоянии здоровья детей, обучающихся в предшколах: наибольшее количество детей со сниженными показателями физического развития в конце первого года обучения в школе выявлено среди первоклассников, пришедших из предшкол; среди них также встречается больше детей, отнесённых к III и IV группам здоровья (57%), в сравнении с 5 первоклассниками, обучавшихся в ДОУ – 41%. Наибольшее количество детей с высоким уровнем тревожности было выявлено среди посещавших предшколы неполного дня (25%), а наименьшее – среди посещавших ДОУ (16%).

Подтверждена гипотеза о нарастании значительных степеней утомления в процессе обучения у детей 6 лет, не имеющих достаточно высокого уровня школьной зрелости. Результаты изучения умственной работоспособности в динамике года свидетельствуют об увеличении числа детей со значительным утомлением: до 53% в предшколах полного дня, до 28% в предшколах неполного дня и только до 11% при организации учебного процесса в ДОУ. Эти данные согласуются с результатами изучения субъективного психо-эмоционального состояния детей в динамике учебной недели: количество детей с неблагоприятным эмоциональным состоянием выросло во всех группах сравнения и составило: 46% и 41% в предшколах, соответственно – с полным и неполным днём пребывания, 10% - в дошкольных образовательных учреждениях. Разработаны практические рекомендации, определяющие условия, режим предшкольной подготовки, порядок поступления в предшколу, объём учебной нагрузки, двигательной активности.

Разработан и апробирован механизм сетевого взаимодействия образовательных учреждений (13 школ и 8 детских садов Южного ОУО Департамента образования г. Москвы) по реализации сетевых проектов, посвященных реализации основных направлений сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях разного типа (детские сады и общеобразовательные школы, школы полного дня) и вида (ОУ "Детский сад - начальная школа", ДОУ общеразвивающего, компенсирующего и комбинированного видов).

Гигиенически обоснованы 15 сетевых проектов по 4 блокам: формирование предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, технологии повышения двигательной активности детей дошкольного и школьного возраста в разных видах двигательной деятельности в детском саду и школе, психолого- педагогические здоровьесберегающие технологии сопровождения образовательного процесса в детском саду и школе, система непрерывного обучения здоровью старших дошкольников, младших, средних и старших школьников, формирования у них устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

Проведен мониторинг работоспособности, физического развития и состояния здоровья дошкольников и школьников образовательных учреждений, реализующих разные сетевые проекты, в соответствии с разработанной программой и унифицированными протоколами исследования.

Определены особенности влияния современных образовательных программ на состояние здоровья гимназистов. Расширены представления о влиянии образовательных программ Л.В.Занкова, М.Монтессори на организм гимназистов на уровне адаптационных реакций. Установлены существенные ра зличия в динамике вз аимодействия "школьно- зависимых" функциональных систем в зависимости от программ обучения.

Установлено, что использование программы обучения Л.В. Занкова в начальной школе приводит к повышению уровня резервных возможностей организма гимназистов при переходе к предметному обучению и способствует эффективной биологической и социально-психологической адаптации, повышению работоспособности и успешности обучения гимназистов.

Научно обоснованы психофизиологические критерии отбора детей для обучения по данным образовательным программам (III B, Оренбургская ГМА). Обоснована и разработана модель пансиона образовательного учреждения как современной здоровьесберегающей системы формирования здоровья младших школьников. Применение предложенной системы пансиона, направленной на рациональную организацию учебного процесса, режима дня с использованием здоровьесберегающих технологий, способствовало увеличению числа гармонично развитых детей, детей с 1 и 2 7 группой здоровья, повышению резервов биологической и социальной адаптации.

Показана медицинская и педагогическая эффективность работы системы пансиона в условиях образовательного учреждения, характеризующаяся повышением работоспособности учащихся и успешностью их обучениям (III B, Оренбургская ГМА). Проведена оценка состояния и результатов профилактической работы школ г.Екатеринбурга путем анонимного анкетного опроса основных целевых групп профилактической деятельности (904 учащихся 7 и 10 классов, 912 родителей и 191 педагога) в 2008-09 учебном году.

Отмечены положительные изменения в здоровье, образе жизни детей, медицинской и профилактической активности их семей, организации профилактической работы в школах. Отрицательная динамика выявлена по показателям самооценки здоровья среди 10-классников, распространенности потребления психоактивных веществ и компетентности в ситуациях, связанных с их потреблением - среди 7-классников. Отмечено улучшение психологического благополучия, воспитательной и образовательной роли семьи и школы.

Учителя чаще стали использовать активные формы обучения, однако еще редко используются профилактические образовательные программы интегрированного характера. В профилактической работе лично участвуют лишь каждый десятый родитель и менее половины учащихся, большинство из них - в качестве пассивного зрителя. Учителя отмечают отсутствие системного подхода и низкую эффективность работы школ в этом направлении.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль