Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками

22 сентября 2010 757
Интересное путешествие в мир старых вещей и удивительных изобретений человечества может получиться, если на занятии показать детям картины, иллюстрации. Рекомендуем материалы из журнала "Введенская сторона" о таких старых предметах, как серп, зеркало, утюг, шахматы, зонтик, часы, перчатки, скрипка, колесо.

Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьникамиИнтересное путешествие в мир старых вещей и удивительных изобретений человечества может получиться, если на занятии показать детям картины, иллюстрации. Рекомендуем материалы из журнала "Введенская сторона" о таких старых предметах, как серп, зеркало, утюг, шахматы, зонтик, часы, перчатки, скрипка, колесо.

СЕРП – символ возделывания хлеба – основы нашей жизни и творчества. Инструмент, которым на протяжении множества веков жали(косили) хлеба. За это время он практически не изменился. Егопримитивная и при этом гениальная конструкция оказалась стольсовершенна, что пока ни у кого не хватило способностей усовершенствоватьего. Мог ли серп не попасть в историю мировой культуры? Труднопредставить отрицательный ответ. Предлагаем на следующих страницахпосмотреть на нашего героя в контексте изобразительного искусства.

ЧАСЫ - когда-то в допотопные времена человек стал наблюдать за солнечным лучом и бегущей тенью, а потом воткнул в песок палку, – началось счисление времени. Благодаря изменчивой Луне, он стал считать дни и месяцы. Голубые исполины Стоунхенджа и огненные пирамиды в долине Гизы - это первые общественные часы. Были у них, правда, свои недостатки: в карман не положишь и точное время они показывали лишь два раза в год. Но человек стремился к совершенству и, конечно, мечтал покорить время. Сначала появились магические числа на циферблате, потом – полуось и теневая стрелка, упертая в земную ось. Хронометрами становились размеченная чертами горящая свечка, пережатая в середине колба с песком, сосуд с вытекающей жидкостью. Создание водных часов – клепсидров - ликвидировало зависимость от Солнца и погоды, и водный поток символизировал быстротекущую жизнь. Прошло много веков прежде, чем появилось Высокое Часовое Искусство, и часы стали похожи на нас. Они потеряли монументальность. Внутри – тихий стук сердца. На их точность так же влияет гравитация Земли. Они украшают себя в зависимости от моды – то изысканно великолепны, искусственно декоративны, то просты и бесхитростны. Часы, естественно, стали предметом и объектом искусства, ибо то и другое – украшения в мире иллюзий… А пространство времени так и остается за горизонтом нашего понимания.

КОЛЕСО – удивительное изобретение. Настолько удивительное, что дает повод задуматься: сам ли человек его придумал или ему колесо подарено небесами. Энциклопедии пишут бесхитростно: колесо? – круглый (как правило), свободно вращающийся или закрепленный на оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить. Колесо повсеместно используется в различных механизмах и инструментах. Широко применяется для транспортировки грузов. Дата изобретения неизвестна. Первые упоминания о колесе встречаются в Месопотамии в 4-м тысячелетии до н. э. Модель колеса обнаружена при раскопках древней стоянки Сунгирь Владимирской области – ему 25 тыс лет!
Колесо не только полезно и красиво, но и загадочно, мистично, таинственно. Оттого ему, его образу уделяется место в разных религиях мира. Например, в метафорическом обожествлении в виде “вечного возвращения”, реинкарнации. В различных культурах колесо является символом движения солнца, в буддизме оно символизирует закон и истину, симметрию и совершенство Дхармы, мирные перемены. Крылатое колесо ассоциируется со скоростью, колесо колесницы – с правлением и властью. В греко-римской мифологии колесо с шестью спицами – атрибут Зевса (Юпитера) как небесного бога. Многим известно выражение “колесо Фортуны”, то есть колесо судьбы.

ЗОНТИК - говорят, что зонтик придумали китайцы в далекой древности. В Китае испокон века зонтик спасал не от струящихся с неба потоков воды, а от палящего солнца. Потому и делали их там не из ткани, а из рисовой бумаги. И уже тогда художники расписывали их яркими рисунками, используя всю широту своей фантазии. В средние века от утомленных солнцем китайцев зонтик перешел к утомленным дождями европейцам. И первое время здесь, как и на Востоке, он был привилегией богатых людей. Есть сведения, что первый зонт появился у Марии Антуанетты. Он весил 1,5 кг и был сделан из китовой кости. Позже, когда зонтики стали доступны менее знатным слоям населения, их попытались уменьшить в размерах. Первый складной зонт был сконструирован еще в XVII веке. Со временем женщины сообразили, что зонтик помимо своего прямого предназначения может еще служить и украшением их внешнего вида. И он становится дополнением к нарядному платью. Произошло это в позапрошлом столетии. Зонтики, особенно от солнца, стали неотъемлемой частью гардероба уважающей себя дамы, и в большинстве своем сочетались с каким-нибудь определенным нарядом. А для этого их изготавливали из той же ткани, что и платья, отделывали такими же кружевами, шелковыми лентами и оборками. Во французском языке для каждого из видов зонта есть отдельное слово: ombrelle – маленький зонт от солнца, parasol – зонт от солнца,
parapluie – зонт от дождя. С этого времени зонт стал одним из самых часто встречающихся героев картин художников.

Серп Курительная трубка Скрипка Часы Перчатки
Утюг Зеркало Колесо Зонтик Шахматы


Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Петров, «Сватовство чиновника к дочери портного», 1890, х.м
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Эдгар Дега «Гладильщицы»
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Н. Симонович-Ефимова, «Девичья», 1911, х.м
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Рик Воутерс, «Гладильщица», 1912, х.м
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Дурай Тибор «Соседки», 1935, х.м
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Борис Непомнящий, «Утюги», пастель
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Александр Шевченко, «Гладильщица», 1920, х.м
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Эдгар Дега, «Гладильщица»
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Владимир Лебедев, «Прачка», 1920, гуашь
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Ман Рей, «Объект», 1963
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Владимир Овчинников, “Красный утюг”, х.м.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Пабло Пикассо, «Женщина, гладящая утюгом», 1904, х.м
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
З. Серебрякова, «За туалетом», х.м., 1909 г.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
П. Пикассо, «За туалетом», х.м., 1906 г.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
М. Шагал, «Зеркало» х.м., 1915 г.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Д. Цвек-Джордан «Интерьер» 2000 г., х.м.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
А. Никич, «Первый день Нового года», 1972 г.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Матисс, «Зеркало», х.м.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Т. Яблонская, «Невеста», 1966 г.
Искусство и старые вещи: материалы для занятий с дошкольниками и младшими школьниками
Ф. Валлоттон, «Интерьер», х.м., 1904 г.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль