Дошкольное образование – основа процветания нации

17 сентября 2010 1348
О проблемах дошкольного образования, об особенностях образования детей младшего возраста в России и других странах рассказала председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО и постоянный представитель России при этой организации Элеонора Митрофанова.

27-29 сентября вМоскве пройдет Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованиюдетей младшего возраста. О важности и главных проблемах дошкольногообразования, об особенностях образования детей младшего возраста вРоссии и других странах в интервью РИА Новости рассказала председательИсполнительного совета ЮНЕСКО и постоянный представитель России при этойорганизации Элеонора Митрофанова.

- Элеонора Валентиновна, почему Всемирная конференция ЮНЕСКОпо воспитанию и образованию детей младшего возраста проходит именно вРоссии?

- Россия традиционно уделяет большое внимание вопросам образования. В2006 году, выбирая приоритеты для первого в истории председательстваРоссии в "Группе восьми", руководство нашей страны исходило из того, чтотемы должны иметь практическое значение для всего мирового сообщества.После всесторонних обсуждений ими стали международная энергетическаябезопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование.

Важность, которая придается данному вопросу в глобальном масштабе,понятна. Обучение является непрерывным процессом, который начинается прирождении и продолжается до преклонного возраста. При этом каждый егоэтап имеет важные последствия для жизни человека и общества. Поэтомуглобальная задача XXI  века в сфере образования – развитие всеобъемлющихсистем обучения в течение всей жизни: от раннего детства до зрелоговозраста. Важнейшая цель на нынешнем этапе – обеспечение общедоступного икачественного дошкольного образования.

В ЮНЕСКО образование является одним из важнейших направленийдеятельности. Среди наших основных приоритетов я бы назвала реализациюрассчитанной до 2015 года Программы «Образование для всех» (ОДВ), идостижение Целей в области развития, сформулированных в Декларациитысячелетия. Первая цель Программы ОДВ – расширение и совершенствованиекомплексных мер по воспитанию и уходу за малолетними детьми, особенно вотношении наиболее уязвимых и обездоленных детей. Пять целей Декларациитысячелетия, относящихся к охране здоровья, питанию и образованию детей,тесно связаны с Программой ОДВ.

Россия имеет серьезные наработки в области образования, в том числе вотношении воспитания детей дошкольного возраста. Кроме того, нашастрана – активный член ЮНЕСКО, поэтому мы просто не можем оставаться встороне. Учитывая важность этой проблемы, мы предложили проект резолюциио проведении в Москве Всемирной конференции по воспитанию и образованиюдетей младшего возраста, которая и была принята на 35-й сессииГенеральной конференции ЮНЕСКО.

- Почему для дальнейшего развития человека дошкольный возраст играет столь важную роль?

- Ранний возраст – это самый чувствительный период. Онхарактеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, социальном иэмоциональном развитии. Значительное, я бы даже сказала, решающееразвитие мозга происходит до достижения ребенком шести-семилетнеговозраста, и особенно в первые три года жизни, когда формируются (или же -не формируются) основные нейронные связи. При этом дети младшеговозраста весьма уязвимы. Плохой уход, лишения, недоедание, отсутствиевнимания и насилие негативно воздействуют на ребенка и травмируют его, изачастую необратимо.

Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организованограмотно, у ребенка своевременно формируются базовые качества личности(мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяютребенку успешно обучаться не только в начальной школе, но и напоследующих ступенях развития. Иными словами, то, что мы получили вдошкольном возрасте, оказывает влияние на нашу дальнейшую жизнь.

- Какие проблемы, с Вашей точки зрения, существуют в этой сфере?

- Проблем здесь много. С одной стороны – это недостаток внимания кданному вопросу на политическом уровне. С другой – это, конечно же,финансово-экономический кризис, который по-прежнему оказывает серьезноевлияние на формирование национальных бюджетов.

Здесь необходимо понять главное: дошкольное образование (от 0 до 6лет) – залог процветания и благосостояния наций. Кроме того, не следуетзабывать, что вложенные средства окупаются, когда человек достигаетзрелого возраста.

Поэтому воспитание и образование для детей младшего возраста должнобыть общедоступным (например, в некоторых странах девочки лишеныдошкольного образования) и качественным.

Национальные правительства, на которых лежит основная ответственностьза выполнение образовательных задач, должны создать такие условия,чтобы каждый ребенок мог достичь адекватного уровня развития до началаобучения в школе. Качество зависит от многих факторов, включаясоответствующие возрасту учебные программы, наличие игровыхвозможностей, книг и других учебных материалов, социальные стимулы,здравоохранение, питание и санитарию. Необходимо и достаточноеколичество учителей, которые прошли подготовку для занятий с детьми наразличных уровнях.

Как я уже говорила выше, ассигнования на дошкольное образование неуходят в песок, а окупаются. Научные исследования показывают, что дети,получившие качественное воспитание в дошкольном возрасте, как правило,продолжают образование в высших учебных заведениях. Они не тольконаходят работу, но и получают более высокую заработную плату.Соответственно, они накапливают сбережения и вносят больший вклад всистему социального обеспечения. Поэтому забота о дошкольном образованиидетей ограждает их от нужды и криминальных рисков в будущем.

- Как решаются эти вопросы в различных странах?

- Нельзя не признать, что важность раннего периода детства все болееосознается в глобальном масштабе. Это, как я уже говорила, отмечено вПрограмме ОДВ, Декларации тысячелетия и других документах и политическихдекларациях, которые поддерживают многие страны.

Следует отметить, что это не только выражение намерений наполитическом уровне, которые провозгласили государства. На сегодняшнийдень достигнуты определенные результаты – во всем мире детям младшеговозраста уделяется все больше внимания, а школу сегодня посещает большедетей, чем когда-либо. После проведения Всемирного форума по образованиюв 2000 году резко увеличился охват начальным образованием. Во многихстранах перед девочками и женщинами открылись более широкие возможностидля обучения. Это особенно заметно в странах Африки, в Южной и ЗападнойАзии.

Тем не менее вопросы воспитания и образования детей младшего возрастана национальном уровне все еще нередко оказываются за рамками  политикии, соответственно, часто бывают лишены должного финансирования.

Эта тема зачастую не затрагивается в проектах национального развития –например, в стратегиях снижения нищеты. Далеко не во всех государствахоформлены институциональные рамки, которые позволили бы решать проблемукомплексно. Сложность очевидна – эта задача относится к компетенцииразличных министерств, ведомств и организаций (здравоохранение,образование, питание, социальное обеспечение и образование). Многиестраны не принимают необходимых мер на политическом уровне длявоспитания и образования детей в возрасте до трех лет, хотя эта проблемастоит наиболее остро. Очевидно и то, что правительства уделяют маловнимания в дошкольном возрасте и гендерному паритету. Я хочуподчеркнуть, что все эти проблемы свойственны развитым и благополучнымстранам.

- Какова же в таком случае ситуация в развивающихся и бедных государствах?

- Приходится констатировать, что в мире есть немало государств, впервую очередь в Африке, где проблема образования в целом, и воспитаниядетей младшего возраста в особенности, стоит весьма остро. Развивающиесяи беднейшие страны почти ничего не вкладывают в эту сферу. Вбольшинстве стран Африки на образование уделяется менее 0,1% бюджетныхденег, в других чуть больше – около 1%.

В дополнение к этим трудностям финансово-экономического характерадетям самого младшего возраста угрожают последствия глобальногопотепления, которое вызывает все более жестокие экологические катастрофыи природные бедствия. Особый подход необходим к государствам, которыепереживают конфликтные и в постконфликтные ситуации. Во Всемирномдокладе по мониторингу ОДВ за прошлый год было отмечено, что не всестраны близки к достижению целей ОДВ к 2015 году. В нем такжеподчеркивается, что при нынешних тенденциях миллионы детей по-прежнемубудут лишены доступа к начальному образованию.

Вывод, я думаю, очевиден. Без политической воли и решительныхдействий указанные выше проблемы не решить. Национальные правительствадолжны уделять пристальное внимание всему комплексу вопросов, связанных своспитанием и образованием дошкольников. Необходимо разрабатыватьсоответствующие законодательные нормы, целевые программы, стратегии и,разумеется, выполнять их, а также вкладывать в это адекватные средства.

- Какова ситуация с воспитанием и образованием детей младшего возраста в России?

- В России воспитанию и образованию детей дошкольного возрастауделяется серьезное внимание. Во-первых, каждый гражданин России имеетправо на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, это правозакреплено в Конституции. Во-вторых, у нас разработаны соответствующиеправовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях. Не будуперечислять – их немало, и касаются они различных аспектов образования.В-третьих, у нас существует разнообразная сеть образовательныхдошкольных учреждений - общеразвивающие, компенсирующие,комбинированные, оздоровительные, которые соответствуют различнымособенностям развития ребенка.

Система дошкольного образования рассматривается сегодня в России какодин из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а такжеулучшения демографической ситуации. Нельзя ожидать увеличениярождаемости, не предоставив гарантий того, что ребенок будет устроен вдетский сад и там за ним будет обеспечен должный уход, в том числе сточки зрения организации питания и физической подготовки. Нашистатистические данные показывают, что при наличии доступных учрежденийпо уходу за детьми, количество рабочих часов матерей увеличивается почтивдвое.

Министерство образования России подготовило добротный региональныйдоклад о состоянии и развитии дошкольного образования в России – этотдоклад будет одним из основных на Московской конференции.

- Каких результатов ждет Россия от этой Конференции?

- На Московской конференции представители государств-членов ЮНЕСКО(приглашено около тысячи участников из 193 стран) проанализируютосновные политические подходы разных стран к воспитанию и образованиюдетей младшего возраста, проведут оценку финансовых ресурсов, выделяемыхна дошкольное образование, а также рассмотрят различные сопутствующиепроблемы.

По итогам Конференции планируется выработать реалистичный пландействий (или некую «дорожную карту»), который будет способствоватьреализации первой цели Программы ОДВ и Целей в области развития,относящихся к охране здоровья, питанию и образованию детей. Этот план,как я уже говорила, особенно важен для беднейших стран. Разумеется,ЮНЕСКО в рамках своей компетенции окажет содействие этим странам с точкизрения глобальной координации и технической помощи.

Результаты Конференции будут обсуждаться на предстоящей сессииИсполнительного совета ЮНЕСКО в октябре. Как показала дискуссия напредыдущей встрече, развивающиеся страны обеспокоены тем, что в условияхглобального финансово-экономического кризиса согласованные намеждународном уровне цели в области образования не будут достигнуты.

Несмотря на то, что Московскую конференцию организует ЮНЕСКО, наРоссии также лежит огромная ответственность. Это – первый в историиЮНЕСКО форум, посвященный воспитанию и образованию детей младшеговозраста. Россия инициировала проведение Конференции и является еедонором. Разумеется, мы будем прилагать все возможные усилия длявыполнения Плана дальнейших действий, который будет выработан в Москве.

www.rian.ru

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль