Духовно-нравственное воспитание личности: опыт Санкт-Петербурга

16 сентября 2010 1582
Рекомендуем ознакомиться с методическим письмом "Духовно-нравственное воспитание личности в системе гражданско-правового образования в школах Санкт-Петербурга". В рамках общей системы гражданско-правового образования школьников выделено четыре этапа по годам обучения. Методический материал размещен на портале "Менеджер образования".

Духовно-нравственное воспитание личности в системе
гражданско-правового образования в школах Санкт-Петербурга.

Методическое письмо.

Модернизация российского общества, ее перспективы и тенденции делают особенно значимой проблему духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, которые должны быть главной активной силой преобразования экономики, социальной жизни и культуры в нашей стране.

Эту историческую потребность ярко отразили применительно к школе авторы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – Москва "Просвещение" 2009.

В Концепции утверждается, что "именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся" (с.5). Созданная в условиях подготовки для школ нового федерального образовательного стандарта общего образования, данная Концепция является его методологической основой (с.6).

Отметим, что в усовершенствованном варианте содержания Концепции – духовно-нравственное воспитание рассматривается как задача всей школы, педагогов, преподающих как комплекс традиционных учебных предметов, так и, как вариант, работающих «по программам обучения основам религиозной культуры и светской жизни". В Концепции указывается: "Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования". 

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средства массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

"Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции" (с.6).

Содержание Концепции требует от каждого учителя найти свое место в решении задач воспитания самостоятельной творческой личности гражданина и патриота. Неслучайно перечень основ осуществления духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника Концепция начинает с "нравственного примера педагога".

Из Концепции:

"Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога , который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя". Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя" (с. 20).

Признавая актуальность задач воспитании школьников, сформулированных в Концепции и предлагаемых принципов их реализации, педагогическим коллективам школ Санкт-Петербурга необходимо в новом учебном году проанализировать воспитательный потенциал как учебных предметов, так и внеурочной деятельности учащихся (включая дополнительное образование) с позиций духовно-нравственного развития и воспитания личности.

При этом целесообразно обратить внимание на опыт образовательных учреждений, реализующих систему гражданско-правового образования в школе ("Петербургская модель").

Кратко охарактеризуем эту систему:

Концепция гражданско-правового образования в школе была разработана в Санкт-Петербургском университет педагогического мастерства в 1994 г. Автор концепции (с ее последующей детализацией) – Н.И. Элиасберг. После экспериментальной проверки в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга предложенная система в мае 1995 г. Была представлена на коллегии Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга и рекомендована к внедрению в ОУ города. К 1998 г. была завершена работа по созданию целостного научного и учебно-методического комплекса по этико-правовому образованию и воспитанию гражданина России. Свидетельством высокой оценки качества и значимости данного комплекса для развития образования в РФ явилось присуждение в 2000 г. автору концепции и комплекса книг Н.И. Элиасберг Государственной премии Правительства РФ в области образования. С 1998 г. по рекомендации Комитета по образованию Санкт-Петербурга началось внедрение системы гражданско-правового образования в массовую практику ОУ города.

В настоящее время целостная система гражданско-правового образования реализуется в каждой шестой школе города, половина из которых работает в данном направлении свыше пяти лет.

В принятой Правительством нашего города Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-20010» была подчеркнута необходимость всесторонней поддержки данной системы для ее дальнейшего распространения и внедрения в практику работы ОУ. 

В настоящее время признанием особой значимости Петербургской модели гражданско-правового образования для решения задач гражданского и патриотического воспитания учащихся явилась ее победа (первое место в номинации «Региональные воспитательные программы») в о Всероссийском конкурсе, проведенным навстречу 65-летию Великой победы (март 2010 года).

Одной из отличительных черт данной системы является ее целостность - охват всего период школьного образования.

В рамках общей системы гражданско-правового образования школьников выделено четыре этапа по годам обучения:

 I этап – начальная школа, II этап – основная школа с 5 до 7 класса; III этап – 8-9 классы; IV этап - полная средняя школа - 10-11 классы.

Ядро этой системы составляет этико-правовая вертикаль, охватывающая все этапы.

Этико-правовую вертикаль составляют обществоведческие учебные курсы этико-правового содержания. Это:

I этап -  курс "Я и мой мир" - 1 час в неделю в 1-4 классах.

II этап – курс «Обществознание. Социальная практика» - 1 час в неделю в 5, 6, 7 классах.

III этап – курс обществознания «Права человека в свободной стране» - по 1 часу в неделю в 8 и 9 классах.

IV этап – курс обществознания и отдельный курс «Право» - 2 часа в неделю.

Отличительной чертой этико-правовой вертикали являются единство и преемственность в отборе содержания, а также методов преподавания, широкое применение интерактивных технологий.

Возникает вопрос – Какова причина долгожительства системы гражданско-правового образования в Санкт-Петербурге?

Ответ: Причин "долгожительства" несколько.

Это, во-первых, реалистичность системы – она опирается на глубокое изучение практики работы школы и создана практиками. Поэтому она соответствует возможностям педагогов, не единиц, а многих.

Во-вторых, обеспеченность всех этапов системы целостным учебно-методическим комплексом для учащихся и педагогов. Особенно важно, что для каждого этапа созданы пособия учителя и руководителя школы, включающие материалы научные, нормативные, методические, дидактические из опыта работы, позволяющие учителю самостоятельно подготовиться к преподавания.

В-третьих, сложилась система оперативной помощи учителям и руководителям школ, работающим в рамках данной системы и углубленной курсовой подготовки в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

В-четвертых, адекватность данной системы потребностям общества и задачам школы. Поддержка ее органами управления образованием.

В-пятых, постоянно подтверждаемая жизнью школы и судьбами учащихся эффективность Петербургской модели гражданско-правового образования.

Каковы же показатели эффективности реализации Петербургской модели гражданско-правового образования?

Ответ. В первую очередь, это позитивные личностные изменения, происходящие у педагогов и учащихся. Это толерантность, готовность к диалогу, чувство собственного достоинства, самоуважение и уважение к другим людям. Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что целенаправленная системная работа по гражданско-правовому образованию в соответствии с Петербургской моделью способствует решению задачи профилактики правонарушений несовершеннолетних и воспитанию гражданских свойств личности.

Сегодня в школах, где уже сложилась данная система, включающая не только уроки, но и внеклассную и школьную работу, функционирует ученическое самоуправление, учащиеся принимают активное участие в олимпиадах по общественным дисциплинам и в проектах гражданской направленности (например, в акции «Я – гражданин России»).

Анализ отсроченных результатов показал, что выпускники школ, где реализовывалась Петербургская модель, характеризуются социально-гражданской компетентностью, интересом к общественным наукам, хорошо ориентируются в жизни общества, осознанно выбирают в качестве будущих профессий политологию, психологию, юриспруденцию, социологию, активно участвуют в жизни высших учебных заведений и в избирательных компаниях.

Сопоставление содержания системы гражданско-правового образования с содержанием Концепции позволяет сделать ряд обоснованных выводов.

1. Содержание Петербургской модели и ее общая направленность совпадает со сформулированным в Концепции «национальным воспитательным потенциалом».

Из Концепции:

"Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящие и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации" (с.12).

2. Система гражданско-правового образования (Петербургская модель) по целям, задачам, принципам педагогической деятельности соответствует Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

3. Преподавание в школах Санкт-Петербурга, входящих в «этико-правовую вертикаль» курсов, а также организация связанных с ними форм внеурочной деятельности будет способствовать реализации в данных ОУ определенных в Концепции целей и задач.

Назовем особенности "Петербургской модели", которые позволяют успешно реализовывать идеи Концепции:

  • Целостность и системность нравственного, гражданского и патриотического образования, которое обхватывает все этапы школьного образования с 1 по 11 класс, обеспечивает преемственность между этапами и органическую связь между учебным процессом и внеурочной деятельностью школьников
  • Ярко выраженная воспитательная направленность – нацеленность на формирование у учащихся нравственной, правовой и политической культуры личности, патриотизма и гражданственности.
  • Особое внимание в духовно-нравственном воспитании формированию у учащихся ценностных ориентиров индивидуальных, общественных, национальных, государственных.
  • Создание в учебном процессе «этико-правовой вертикали» в виде специальных учебных курсов с 1 по 11 класс, обеспеченных комплектами книг учебно-методическими комплексами для учителей и учащихся.
  • Уникальные авторские психолого-педагогические технологии, обеспечивающие в процессе преподавания единство словесных и деятельностных методов, единство логики и чувств, способствующих развитию в коллективах учащихся коммуникативной культуры, толерантности, самоорганизации и творчества.
  • Открытость  этой системы гражданского образования окружающей социальной среде и ее профилактическая направленность (накоплен опыт партнерских связей).

Все вышеизложенное позволяет обратиться с рекомендацией-призывом. Призыв к педагогам и руководителям школ Санкт-Петербурга:

 Обратить внимание на широкие возможности духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в процессе реализации системы гражданско-правового образования в школе. В то же время необходимо признать, что под влиянием Концепции, сама система гражданско-правового образования требует дальнейшего развития, совершенствования.

Обращение к Концепции становится мощным фактором обогащения содержания Петербургской модели, входящих в нее учебных курсов, а также внеурочной деятельности рядом базовых национальных ценностей, к разработке методики их представления школьникам. Такая позитивная трансформация должна стать результатом совместного исследования и педагогического поиска ученых, методистов, руководителей и учителей школ.

Практической реализации духовно-нравственного развития личности у учащегося в системе гражданско-правового образования будут посвящены проводящиеся в новом учебном году курсы повышения квалификации в СПб АППО, дифференцированные по этапам данной системы. Программа данных курсов для руководителей школ, учителей начальных классов, основной и старшей школы с учетом содержания Концепции существенно переработана.

Литература
Комплекты книг к учебным курсам , входящим в Петербургскую модель гражданско-правового образования в школе.

Начальная школа. Курс "Я и мой мир" 1-4 классы.

  1. Элиасберг Н.И. Права ребенка – это ваши права. Учебное пособие для начальной школы. – СПб СМИО Пресс, 2004
  2. Элиасберг Н.И. Учимся думать о себе и о других. Книга для чтения и размышления – 2-е изд. испр. СПб. Специальная литература, 1999
  3. Элиасберг Н.И, Этика и право в начальной школе. Как преподавать курс «Я и мой мир». Книга для учителя. – СПб. Перспектива, 2009
  4. Элиасберг Н.И. Этика и право в начальной школе. Приложение 1 к книге для учителей «Как преподавать курс «Я и мой мир». Уроки для 1-4 классов по теме «Права человека и их защита» Курс «Я и мой мир». – СПб. Перспектива, 2009

Основная школа 5-7 классы.

  1. О самом главном. Книга для учителей и размышления о ценностях жизни об этике и праве в 6-7 классах. Составители Морозова С.А., Элиасберг Н.И.. Автор текста Элиасберг Н.И. – СПб. Специальная литература, 1998
  2. Обществознание. Социальная практика 5-7 классы. Программа и примерное планирование курса. – СПб. Перспектива, 2005 г.
  3. Элиасберг Н.И. Обществознание. Социальная практика. Учебное пособие по обществознанию для 6-7 классов основной общеобразовательной школы. - СПб. Союз, 2006
  4. Элиасберг Н.И, Сунгурова Г.С, Нерознак Д. А. К толерантности шаг за шагом. Учебное пособие для учащихся основной школы – СПб Перспектива; Союз, 2008

Основная школа 8-9 классы.

  1. Элиасберг Н.И. Обществознание. Права человека в свободной стране. 8-9 классы. Программа и примерное планирование курса – СПб. Перспектива, 2005
  2. Элиасберг Н. И.; Морозова С,А, Воронцов А.В. Обществознание. Права человека в свободной стране. Учебное пособие по обществознанию для 8-9 классов основной общеобразовательной школы: 2-е издание – СПб. Союз. 2006
  3. Элиасберг Н.И, Сунгурова Г.С, Нерознак Д. А. К толерантности шаг за шагом. Учебное пособие для учащихся основной школы – СПб Перспектива; Союз, 2008

Страшная школа 10-11 классы.

  1. Элиасберг Н.И. Гуманитарные миры. Европейские мыслители о человеке и обществе. Программа и примерное планирование элективного интегративного курса для 10-11 классов общеобразовательной школы. – СПб. Перспектива, 2005
  2. Элиасберг Н.И. и др. Европейские мыслители о человеке и обществе. Учебное пособие по обществознанию и гуманитарным дисциплинам для 10-11 классов средней общеобразовательной школы. Элективный курс. – СПб, Перспектива. 2006
  3. Элиасберг Н.И. Право. Учебное пособие по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы. – СПб. Перспектива, 2006

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      БЕСПЛАТНО
      • Как в конце года провести оценку профессиональной деятельности воспитателей?

      • В статье:

        • ✱ Предлагаем критерии, по которым вам будет проще оценить деятельность воспитателей по итогам учебного года.
        • ✱ Специальный сервис покажет результаты и проблемные зоны в работе каждого воспитателя.
        Доступ на 3 дня
        БЕСПЛАТНО






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль