Владимир Путин и Андрей Фурсенко обсудили вопросы подготовки вузов к приёмной кампании 2010 года

10 июля 2010 1035
Председатель Правительства России Владимир Путин провёл рабочую встречу с Министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко. В ходе встречи обсуждались вопросы подготовки вузов к приёмной кампании текущего года, интеграции вузовской и академической науки, создания Дальневосточного федерального университета, а также разработки программы комплексной модернизации профессионального образования в субъектах Российской Федерации.

Председатель Правительства России Владимир Путинпровёл рабочую встречу с Министром образования и науки Российской ФедерацииАндреем Фурсенко. В ходе встречи обсуждались вопросы подготовкивузов к приёмной кампании текущего года, интеграции вузовской иакадемической науки, создания Дальневосточного федерального университета, а такжеразработки программы комплексной модернизации профессиональногообразования в субъектах Российской Федерации.

       Стенограмма начала встречи В.В.Путина с А.А.Фурсенко:

       В.В.Путин: Андрей Александрович! У нас сейчас осуществляетсянесколько программ по созданию и укреплению федеральных университетов,исследовательских университетов. Разработана программа поддержкивузовской науки и вообще образования. Вы знаете, недавно я был вАкадемии наук. В целом неплохо идет работа и по поддержке академическойнауки, но в Академии наук услышал озабоченность, связанную с тем, что,как считают ученые, в последнее время наблюдается некотороепротивопоставление вузовской науки академической. В этой связи хотел быобратить Ваше внимание на то, что у нас - и Вы это хорошо знаете - вСоветском Союзе, да и в России, основные средства всегда вкладывались вакадемическую науку. Я думаю, что вполне обоснованно то, что сейчасМинистерство делает при поддержке Правительства: поддерживает ивузовское образование, и вузовскую науку. Но, разумеется, оба этинаправления должны гармонично развиваться, вести к определенной, каксейчас модно говорить, синергии, давать общий хороший результат, ни вкоем случае не должны быть противопоставлены друг другу. Первый вопроскак раз и заключается в этом - как министерство планирует организоватьэту работу по двум направлениям? И потом еще вопрос, связанный сподготовкой к запуску проекта по Дальневосточному университету.

       А.А.Фурсенко: По синергии. Несколько лет тому назад, ВладимирВладимирович, Вы подписали закон об интеграции науки и образования, гдебыли сняты все барьеры между наукой и образованием, устраненыискусственные препятствия к тому, чтобы создавать базовые кафедры вакадемических институтах и лаборатории академических институтов вуниверситетах.

       То есть законодательно мы сняли какие бы то ни было препятствия квзаимодействию. Более того, могу сказать, что когда мы отбиралинациональные исследовательские университеты - конкурс был, - то всоставе конкурсной комиссии примерно третью часть составлялипредставители Академии наук, наши ведущие ученые. Именно они определяли,какие университеты следует поддержать. В качестве критериев ониподчеркивали именно необходимость более тесной связи с фундаментальнойнаукой академии. И не случайно одним из победителей конкурса сталакадемический университет, который Вы хорошо знаете, - возглавляемыйЖоресом Ивановичем Алферовым. Несмотря на то что это очень необычныйуниверситет (в нем очень мало ребят, и начинает он учить только смагистратуры), он оказался среди победителей и вместе со всемиостальными составляет эту сеть.

       Поэтому я считаю, что противопоставления нет, - есть желающиепоговорить об этом. Но на самом деле это абсолютно деструктивно - нетолько противопоставление, если бы оно было, но и сами разговоры обэтом.

       В.В.Путин: Понятно. То есть позиция министерства заключается втом, что...

       А.А.Фурсенко: ...что только совместная работа может дать реальныйрезультат. Но при этом очень важно, чтобы вузы действительно былиравноправными и сильными игроками в области проведения исследований.

       Внутренняя конкуренция важна не только для вузов - она важна идля Академии наук, потому что должна быть жесткая и честная конкуренция.И в этом плане могу сказать, что финансовая поддержка академии, на мойвзгляд, ничуть не уступает.

       Мы оценивали ситуацию с победителями конкурсов в рамкахфедеральных целевых программ. Академические институты участвуют тампримерно в том же объеме, что и различные университеты, высшая школа.Хотя, как Вы знаете, университетов у нас сегодня больше, чемакадемических институтов, и они более активно участвуют в федеральныхцелевых программах, потому что часть академических институтов, ксожалению, зациклена на своем внутреннем финансировании, считая, чтоучаствовать в каких-то конкурсах не так и обязательно.

       Большая часть академических институтов участвует в конкурсах,которые проводят наши фонды - Российский фонд фундаментальныхисследований и Российский гуманитарный научный фонд. И там большинствопобедителей - это как раз представители академической науки. Поэтому ядумаю, что разговоры о противопоставлении - искусственные. Иногда ихведут те люди, которые по тем или иным причинам не смогли выигратьконкурс, а иногда - те люди, которые не хотят участвовать в этихконкурсах, потому что считают, что деньги должны давать просто так. Этотоже есть, к сожалению. Хотя могу сказать, к счастью, самые сильныеакадемические институты участвуют и побеждают.

       В.В.Путин: Мы разговаривали с президентом Академии наук по поводуучастия академии в запуске проекта нового Дальневосточного университетана острове Русский, который должен состояться после проведения АТЭС.Как идет работа?

       А.А.Фурсенко: Там есть одна проблема, которая связана с тем, чтокандидатура на должность ректора этого университета - мы как раз хотелибы, чтобы она "пришла" не из высшей школы, а именно из Академии наук...Мы даже обращались в академию с просьбой дать нам кандидатуры, но людииз академических институтов хотели бы остаться у себя на работе. В этом иесть проблема. Я могу сказать, что на самом деле там, куда приходятлюди из академии и возглавляют работу вузов, там есть результат. Вот,например, Сибирский федеральный университет возглавил очень известныйакадемик Ваганов - человек с очень хорошей научной репутацией. Он пришелиз Академии наук. Я считаю, что именно поэтому Сибирский федеральныйуниверситет сегодня является одним из лидеров среди университетов новойформации.

       В.В.Путин: Нужно продолжить усилия по формированию не толькокадрового состава будущего Дальневосточного университета, но и посозданию концепции его развития. Мало построить здания - нужныинтеллектуальное сопровождение и наполнение.

       А.А.Фурсенко: Концепцией мы занимаемся очень активно. Сегоднявысшая школа на Дальнем Востоке, пожалуй как нигде в России,интегрирована с Академией наук. И высокое качество целого рядафакультетов, кафедр определяется тем, что во главе их стоят заведующиелабораториями, директора академических институтов - люди с очень хорошейнаучной репутацией. Их возможности видны и молодым ребятам, они тянутсяза ними. Вы помните, Вы встречались с некоторыми их представителями. Иони говорят, что это взаимодействие высшей школы и академии и определяеткак успех Дальневосточного отделения Академии наук, так и достаточнохорошее качество университетов на Дальнем Востоке. Это тоже одно издоказательств того, что это противопоставление искусственно идеструктивно.

       В.В.Путин: Я сейчас не о противопоставлении. Я говорю о том, чтонам нужно довести до конца запуск нового Дальневосточного университета.Вот я о чем говорю. И прошу Вас не упускать это из виду. И следующаятема: закончился учебный год. Как наши высшие учебные заведения -университеты, институты, другие учебные заведения - готовы к работе свыпускниками школ, с абитуриентами?

       А.А.Фурсенко: Сегодня есть опасная проблема - я однажды Вам ужедокладывал - это то, что из-за демографии у нас падает количествовыпускников. И сегодня вузы борются за каждого выпускника, особенно затех, кто показывает хорошие знания.

       Какие есть положительные тенденции? В этом году количествовыпускников, которые сдают Единый государственный экзамен по такимпредметам, как информатика, физика, химия, возросло. У нас общееколичество выпускников падает, а людей, которые сдают ЕГЭ, - возрастает.Это означает, что та работа по профориентации, которую ведут и вузы, иПравительство, не проходит зря и ребята начинают в большей степениинтересоваться точными науками, в перспективе - реальной экономикой.Причем возрастание существенное. Например, количество ребят, которыесдают в этом году химию, выросло на 30%, информатику - почти на 20%.

       Вузы волнуются. Я бы сказал, что сегодня, сейчас волнуютсявыпускники, но еще больше волнуются вузы. Сколько им удастся набратьхороших ребят для учебы? Я знаю, что идет серьезная профориентационнаяработа, идет агитация, и эту работу сейчас мы вводим в регулярные рамки.Сегодня гораздо активнее и Союз ректоров, и ведущие вузы -исследовательские, федеральные - работают непосредственно со школами.

       У нас сейчас, к счастью, меняется в лучшую сторону ориентациямолодых ребят. Мы видим, что больше ребят пошло в науку, в инновационныйсектор. Но с учетом демографической ситуации этого недостаточно. И мыхотели бы предложить - мы начали разрабатывать программу попереподготовке уже взрослых людей, для того чтобы они смогли работать вновой экономике, в инновационной экономике.

       В.В.Путин: Таким образом можно было бы занять ипрофессорско-преподавательский состав вузов.

       А.А.Фурсенко: Да. Это очень важно, потому что это новые рабочиеместа, и, кстати, интересные рабочие места. Если бы Вы поддержали этопредложение, то я просил бы дать соответствующее поручение нам вместе сМинэкономразвития и Минфином, для того чтобы мы такую программуразработали и внесли в Правительство. Потому что опыт комплексноймодернизации общей школы у нас уже есть - в рамках нацпроектов: Выпомните, были проекты по комплексной модернизации. Сегодня, мне кажется,такую программу надо делать с участием регионов. Очень важно, чтобырегионы включились в реформирование, модернизацию профессиональногообразования.

       В.В.Путин: Хорошо, подготовьте предложения. Сформулируйте.

Источник: www.government.ru

Источник: www.menobr.ru



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль