п

16 февраля 2010 787
В Государственной Думе прошли Парламентские слушания, посвященные "Законодательному регулированию деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности". Так российскими парламентариями был подхвачен призыв президента Дмитрия Медведева обеспечить равный доступ к федеральному бюджету государственным и частным школам. Однако, на фоне других законопроектов, которые будут вскоре приняты, может произойти фактическая приватизация госсектора в образовании и вытеснение сектора негосударственного.

В Государственной Думе прошли Парламентские слушания, посвященные "Законодательному регулированию деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности". Так российскими парламентариями был подхвачен призыв президента Дмитрия Медведева обеспечить равный доступ к федеральному бюджету государственным и частным школам. Однако, на фоне других законопроектов, которые будут вскоре приняты, может произойти фактическая приватизация госсектора в образовании и вытеснение сектора негосударственного.

Идея уравнять в правах школы разных форм собственности здравая и справедливая. До 2005 года действовало положение статьи 5 закона "Об образовании", которое обязывало государственные или муниципальные органы финансировать частные образовательные учреждения. Оно было уничтожено печально знаменитым ФЗ №122, также известным, как "Закон о монетизации льгот". Обязанность превратилась в право. С этого момента все школы, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, утратили льготу, освобождающую их от уплаты налогов, в том числе платы за землю, на которой расположены школьные здания.

Теперь, в 2010 году Минобрнауки предстоит вернуться на пять лет назад и разработать проект федерального закона о финансовых гарантиях государства на получение общего образования в школе, независимо от того, частная она или государственная. Но, это не приведет к исправлению ситуации.

Государственные и негосударственные школы в России и так уравнены в правах: их положение одинаково незавидно. В России действуют около 700 частных школ, в них обучаются около 70 тысяч человек, что составляет лишь 0,5% всех школьников. Вовсе не все частные школы – элитные школы для богатых. Во многих учатся дети-инвалиды (их в стране – полтора миллиона), которые просто не могут проходить обучение в обычных школах. Некоторые такие школы существуют на добровольные пожертвования.

На Парламентских слушаниях присутствовали представители 36 регионов страны. Многие говорили о том, что, с одной стороны, негосударственный сектор образования успешно душат налогами, повышенной арендной платой, приравнивая его к коммерческим структурам (40% денег уходит на уплату аренды). Что активно закрывают детские учреждения дополнительного образования (с ними просто отказываются перезаключать арендные договоры). По официальным данным, закрыто уже 30 подобных учреждений.

С другой стороны, и финансирование государственного образования составляет лишь 50% от минимальной потребности. К тому же, на протяжении 20 лет мы наблюдаем многократные попытки приватизации государственных образовательных учреждений.

Последняя – закон об автономных учреждениях (АУ) 2006-го года.

Благодаря усилиям общественности, удалось добиться признания перехода в АУ добровольным. Поэтому теперь появился новый законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". По мысли заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, данный законопроект может абсолютно нивелировать призыв президента России уравнять в правах школы разных форм собственности.

Законопроект состоит из трех основных позиций. Первая: экономическая самостоятельность бюджетных организаций с 1 января следующего года расширяется практически до уровня автономных учреждений. Это вернет им свободу распоряжения финансовыми активами. Если бы законопроект ограничивался лишь этим положением, его можно было бы только приветствовать.

Вторая: у государственных и муниципальных бюджетных учреждений отнимаются гарантии бюджетного финансирования. В том числе они переводятся на финансирование путем государственных заданий. Соответственно они лишаются права на субсидиарную ответственность учредителя. А это открывает дорогу банкротству. С помощью госзадания в любой момент можно закрыть любое государственное или муниципальное учреждение. В группе особого риска – сельские школы, которые и так планомерно уничтожаются.

Третье положение наносит серьезный удар по негосударственному сектору образования. Предполагается исключить из закона «Об образовании» положения о совместном учредительстве негосударственных образовательных учреждений. Если учесть, что сейчас 95% из них имеют более одного учредителя, то, как только этот законопроект вступит в силу, придется их перерегистрировать, и начнутся конфликты.

"Зачем это делается? Вот тут-то мы и приблизились к истине, - объяснил  Олег Смолин. - Государственные муниципальные учреждения надо сбросить с бюджета, вытолкнуть в рынок (пусть зарабатывают деньги как могут). Бюджетным организациям фактически придается статус автономных учреждений. А параллельно надо зачистить поле от конкурентов, резко сократив число акторов и услуги, предлагаемые негосударственным сектором. Так возникает некоторая логика между двумя противоестественными сторонами отечественной госполитики: фактическая (частичная) приватизация государственного сектора и вытеснение негосударственного".

Понятно, что все это продиктовано ставшим обычным, режимом экономии бюджетных средств. А будущий законопроект о равном финансировании школ государственных и частных, существенной роли не сыграет. Это не означает, что не нужно добиваться возвращения налоговых льгот для негосударственных школ; бороться за их бюджетное финансирование и за льготы по аренде… То есть, за равенство школ частных и государственных.

"Прогноз мой вполне определенен: если закон будет принят в прежней редакции, - сказал Олег Смолин, - то объем бюджетных социальных благ резко сократится, а объем платных услуг государственных муниципальных учреждениях резко увеличится. Но ведь население в период кризиса богаче не стало".

Источник: "Русский журнал"

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль