Портфолио избавит от деления школьников на "отличников" и "двоечников"

29 декабря 2009 1061
Школьный образовательный стандарт второго поколения предъявляет к ученикам новые требования. Оценки знаний, которую дает единый госэкзамен (ЕГЭ), уже не достаточно, и необходима система диагностики индивидуальных достижений учеников. О том, как такая система может выглядеть и для чего она нужна, рассказывает проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета Юрий Забродин.

Школьный образовательный стандарт второго поколения предъявляет к ученикам новые требования. Оценки знаний, которую дает единый госэкзамен (ЕГЭ), уже не достаточно, и необходима система диагностики индивидуальных достижений учеников. О том, как такая система может выглядеть и для чего она нужна, рассказывает проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета Юрий Забродин.

- Юрий Михайлович, если уже существует ЕГЭ, то зачем создавать систему диагностики индивидуальных достижений учащихся?

- Одна из колоссальных проблем образования на сегодняшний день качества образования. ЕГЭ оценивает лишь предметные знания школьников. Однако новый стандарт общего образования помимо этого содержит и другие критерии оценки

В Европе, к примеру, уже давно практикуется комбинация педагогической и психологической оценки школьников. Наши психологи уже вполне умеют это делать, осталось только развить эту практику.

- Что даст такая система образованию и самим школьникам?
- Выпускники получат возможность выстраивать для себя образовательные маршруты после окончания школы, будут знать свои слабые и сильные стороны, а также здраво оценивать свои возможности. Все это позволит судить не только о системе образования и ее эффективности, но и о каждом отдельном ребенке в этой системе.

Сейчас вся типологизация сводится к делению детей на успевающих и отстающих, отличников и двоечников. Такая оценка слишком грубая. Ведь речь идет об индивидуальной оценке каждого школьника, а не исключительно его знаний по каждому из предметов. К тому же подобные оценки применяются учителями зачастую предвзято, на основании каких-либо собственных представлений и предрассудков, что недопустимо. Знает, к примеру, ученик, в каком году произошло сражение под Аустерлицем, значит ему

- В какой же форме будет осуществляться оценка личностных качеств каждого ученика? Будет ли это некий экзамен?
- Категорически нет. Говоря о системе диагностики, мы, наоборот, хотим уйти от таких жестких систем оценки. На мой взгляд, это может быть своего рода портфолио или паспорт ученика, который по мере обучения ребенка в школе станет постепенно наполняться информацией. Система диагностики ни в коем случае не должна быть системой разового контроля. Это должен быть мониторинг состояния ученика, который будет осуществлять школьный психолог вместе с учителем.

Проблемы возникают не одномоментно. Если, к примеру, учитель вступил в конфликт с кем-то из учеников, он должен проанализировать ситуацию, возможно, вместе с психологом, и занести результаты в портфолио ученика, не доводя событие до крайнего напряжения с обеих сторон. Анализ подобных случаев поможет лучше понять характер ребенка, его поведение в стрессовых ситуация. Такое наблюдение будет чем-то похоже на систему, действующую сейчас в медицине.

Однако есть и опасность, что, вследствие недостатка внимания и осведомленности, появятся портфолио, содержащие только

- Когда можно ожидать появления системы в действии?

- В национальном масштабе это пока вопрос открытый, но если говорить о Москве и Московской области, то, на мой взгляд, в ближайшие два-три года какие-то элементы уже могут быть реализованы в отдельных школах. Это опять же зависит от того, заинтересуются ли идеей в департаменте образования правительства Москвы, Московской области и Минобрнауки России.

У нас в университете уже есть определенные наработки в создании психологических портретов школьников и выстраивании образовательных маршрутов с ориентацией на индивидуальные характеристики учащихся. Несмотря на то, что ранее мы занимались диагностикой детей с ограниченными возможностями, методика работы и технологии оценки личностного роста остаются неизменными и для обычных ребят.

Источник: РИА Новости

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль