Портфолио избавит от деления школьников на "отличников" и "двоечников"

29 декабря 2009 1046
Школьный образовательный стандарт второго поколения предъявляет к ученикам новые требования. Оценки знаний, которую дает единый госэкзамен (ЕГЭ), уже не достаточно, и необходима система диагностики индивидуальных достижений учеников. О том, как такая система может выглядеть и для чего она нужна, рассказывает проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета Юрий Забродин.

Школьный образовательный стандарт второго поколения предъявляет к ученикам новые требования. Оценки знаний, которую дает единый госэкзамен (ЕГЭ), уже не достаточно, и необходима система диагностики индивидуальных достижений учеников. О том, как такая система может выглядеть и для чего она нужна, рассказывает проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета Юрий Забродин.

- Юрий Михайлович, если уже существует ЕГЭ, то зачем создавать систему диагностики индивидуальных достижений учащихся?

- Одна из колоссальных проблем образования на сегодняшний день качества образования. ЕГЭ оценивает лишь предметные знания школьников. Однако новый стандарт общего образования помимо этого содержит и другие критерии оценки

В Европе, к примеру, уже давно практикуется комбинация педагогической и психологической оценки школьников. Наши психологи уже вполне умеют это делать, осталось только развить эту практику.

- Что даст такая система образованию и самим школьникам?
- Выпускники получат возможность выстраивать для себя образовательные маршруты после окончания школы, будут знать свои слабые и сильные стороны, а также здраво оценивать свои возможности. Все это позволит судить не только о системе образования и ее эффективности, но и о каждом отдельном ребенке в этой системе.

Сейчас вся типологизация сводится к делению детей на успевающих и отстающих, отличников и двоечников. Такая оценка слишком грубая. Ведь речь идет об индивидуальной оценке каждого школьника, а не исключительно его знаний по каждому из предметов. К тому же подобные оценки применяются учителями зачастую предвзято, на основании каких-либо собственных представлений и предрассудков, что недопустимо. Знает, к примеру, ученик, в каком году произошло сражение под Аустерлицем, значит ему

- В какой же форме будет осуществляться оценка личностных качеств каждого ученика? Будет ли это некий экзамен?
- Категорически нет. Говоря о системе диагностики, мы, наоборот, хотим уйти от таких жестких систем оценки. На мой взгляд, это может быть своего рода портфолио или паспорт ученика, который по мере обучения ребенка в школе станет постепенно наполняться информацией. Система диагностики ни в коем случае не должна быть системой разового контроля. Это должен быть мониторинг состояния ученика, который будет осуществлять школьный психолог вместе с учителем.

Проблемы возникают не одномоментно. Если, к примеру, учитель вступил в конфликт с кем-то из учеников, он должен проанализировать ситуацию, возможно, вместе с психологом, и занести результаты в портфолио ученика, не доводя событие до крайнего напряжения с обеих сторон. Анализ подобных случаев поможет лучше понять характер ребенка, его поведение в стрессовых ситуация. Такое наблюдение будет чем-то похоже на систему, действующую сейчас в медицине.

Однако есть и опасность, что, вследствие недостатка внимания и осведомленности, появятся портфолио, содержащие только

- Когда можно ожидать появления системы в действии?

- В национальном масштабе это пока вопрос открытый, но если говорить о Москве и Московской области, то, на мой взгляд, в ближайшие два-три года какие-то элементы уже могут быть реализованы в отдельных школах. Это опять же зависит от того, заинтересуются ли идеей в департаменте образования правительства Москвы, Московской области и Минобрнауки России.

У нас в университете уже есть определенные наработки в создании психологических портретов школьников и выстраивании образовательных маршрутов с ориентацией на индивидуальные характеристики учащихся. Несмотря на то, что ранее мы занимались диагностикой детей с ограниченными возможностями, методика работы и технологии оценки личностного роста остаются неизменными и для обычных ребят.

Источник: РИА Новости

Источник: www.menobr.ru



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль