Школа неравных возможностей

21 декабря 2009 760
Депутаты Мосгордумы приняли во втором чтении закон о совместном обучении и воспитании здоровых детей с ровесниками-инвалидами. Эксперты и родители особенных детей отмечают, что реализации документа мешает еще множество преград. Две трети столичных школ и детских садов не приспособлены для нужд людей с ограниченными возможностями, остро не хватает дефектологов и специфических навыков у "обычных" учителей, а образовательные инклюзивные учреждения не имеют никаких финансовых преференций.

Депутаты Мосгордумы приняли во втором чтении закон о совместном обучении и воспитании здоровых детей с ровесниками-инвалидами. Эксперты и родители особенных детей отмечают, что реализации документа мешает еще множество преград. Две трети столичных школ и детских садов не приспособлены для нужд людей с ограниченными возможностями, остро не хватает дефектологов и специфических навыков у

Формально права граждан с ограниченными возможностями и здоровых россиян, в том числе и на качественное образование, равны. Однако до недавнего времени воспользоваться конституционным правом дети-инвалиды – а их в городе 26,6 тыс. – не могли. Подавляющее большинство московских школ и детсадов отправляли малышей с ограниченными возможностями либо в специализированные образовательные заведения, либо на домашнее обучение. Аргументы были педагогов, мест

Ситуация должна радикально измениться уже с начала следующего года, когда Мосгордума примет так называемый закон об инклюзивном образовании в третьем чтении. Нормативный акт не имеет аналогов в России. Кредо документа ". Родители смогут сами выбрать место учебы для малыша, разработать индивидуальный план занятий, и при желании посещать уроки вместе с ребенком. Правда, в учреждении таких детей должно быть не больше 10% и не более трех в одном классе, иначе школа начнет считаться коррекционной. Также закон предусматривает возможность обучения на дому – тогда родители получат денежную компенсацию. В любом случае решение, где учиться ребенку, будет принимать мама или папа, а не директор школы – за немотивированный отказ учреждению будет грозить крупный штраф.

Больше всего опасений у инициаторов законопроекта вызывало то, как здоровые школьники воспримут соседство с детьми-инвалидами. В ряде школ в этом году прошли Павел Обиух и Юлия Симонова устроили один из таких уроков в актовом зале ГОУ ЦО № 1429. Ученики 3 "Б" обсудили, почему вместо определений "слепой" и "глухой" стоит использовать "незрячий" и "неслышащий". Школьникам рассказали, что такое пандус и почему он нужен маломобильным гражданам, показали, как выглядит азбука Брайля. Ученики назвали профессии, для которых инвалидность – не помеха. "Спортсмен, переводчик, учитель, дирижер", – наперебой выкрикивали увлекшиеся уроком малыши. "Коляска не мешает мне путешествовать, встречаться с друзьями", – говорит Юлия Симонова. "А я, несмотря на то что потерял зрение, получаю второе высшее образование, работаю, хожу на футбол и дискотеки", – делится со школьниками Павел Обиух.

Но одних только "уроков доброты" недостаточно, отмечают эксперты. "При инклюзивном образовании существуют риски: для детей, родителей, учителей, – пояснила "НИ" директор школы № 518, где уже несколько лет работают экспериментальные инклюзивные классы, Ольга Боруцкая. – Ребенок должен "вестись" с детского сада, нельзя прийти в школу неадаптированным, тогда и малыш не вольется в коллектив, и коллектив не примет его".

Как ни странно, больше всего протестов введение инклюзивного образования вызвало у взрослых. По данным опроса, проведенного летом среди родителей, 80% мам и пап не хотели бы совместного обучения своих детей с ровесниками-инвалидами. 20% затруднились ответить. Сильнее всего возмущаются не родители, а педагоги. "Малыша-колясочника удалось устроить в детский сад только после доверительной беседы с администрацией, гуманитарных технологий при Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) Юрий Баусов. – Не сами малыши были против, а персонал, с ними пришлось беседовать, как с детьми малыми. И это с учетом того, что мальчик умненький и спокойный, у него был бы свой помощник, дополнительных усилий от нянечек и воспитателей не требовалось".

Но даже если поменять сознание общества удастся в короткие сроки, закон все равно нельзя будет реализовать в полной мере. По данным комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям, 50% детей-инвалидов учатся в общеобразовательных школах, однако к их нуждам приспособлено не более 20% зданий. Кроме того, школы, решившиеся ввести инклюзивное образование, получают только моральное удовлетворение: такое образовательное учреждение финансируется так же, как и обычное, а учителя в инклюзивных школах не получают никаких надбавок. Понятно, что в такой ситуации очереди на курсы дефектологии из обычных педагогов не выстраиваются.

Источник: Газета "Новые Известия"

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль