Модернизация образования без социальных рисков (интервью)

3440

На вопросы о развитии системы образования Московской области отвечает министр образования Московской области Лидия Николаевна Антонова.

Модернизация образования без социальных рисков (интервью)Российские педагоги до сих пор входят в категорию низкооплачиваемых работников. Уровень их доходов Министр образования России Андрей Фурсенко метко назвал "национальным позором". Как обстоят дела с оплатой труда учителей Подмосковья?

Губернатор Московской области Борис Громов, правительство Московской области всегда считали приоритетной задачей решение социальных проблем подмосковных педагогов, в т. ч. повышение оплаты труда. Средняя заработная плата работников отрасли "Образование" Московской области с 1999 года выросла в 25 раз!

Большую роль в решении этого вопроса сыграл переход на новую систему оплаты труда в рамках реализации в нашей области Комплексного проекта модернизации образования. Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений по состоянию на 1 сентября 2009 года составляет 22 530 рублей, а в школах, в которых осуществляется апробация Модельной методики, – 24 390 рублей против 10 530 рублей в 2006 году.

Модернизация образования без социальных рисков (интервью)Подмосковные школы приняли в текущем году 65 тысяч первоклассников. При этом, по данным Минобрнауки России, в среднем по стране на одного учителя в школе приходится 9 учеников (для сравнения: в 1998–1999 гг. – 13). Существует ли в Московской области проблема недобора учеников? Будете ли вы закрывать недоукомплектованные сельские школы в новом учебном году?

Наполняемость классов в школах Московской области на октябрь 2009 года составляет: в городе 24 человека, в сельской местности – 15,3 человек. Это очень хорошие показатели. Уже второй год количество подмосковных школьников растет, в первый класс приходят на несколько тысяч ребятишек больше. Так что если и стоит вопрос о реорганизации общеобразовательных учреждений, в том числе на селе, то только там, где недостаточно хорошая материально-техническая база, где условия обучения не отвечают современным требованиям. Есть закон: если село против закрытия школы, значит, власти должны найти средства, чтобы это образовательное учреждение соответствовало стандарту качества. В Московской области всегда крайне осторожно подходили к осуществлению мер модернизации, предполагающих социальные риски. Реализация КПМО, и в частности направления "Развитие сети общеобразовательных учреждений", была нацелена на повышение эффективности использования ресурсов базовых школ в школьных округах и ресурсных центрах, оснащение базовых школ и ресурсных центров инновационным учебным оборудованием; апробацию внедрения модели "школы – ступени образования", разработку плана создания школ – ступеней образования в территориях, апробацию модели автономных учреждений, развитие сетевого взаимодействия учреждений.

Модернизация образования без социальных рисков (интервью)В настоящее время люди охотно приезжают жить в Подмосковье, растет и рождаемость. Нужны новые школы и детские сады, а уже имеющиеся требуют ремонта… Как планируется вести эту работу в условиях финансового кризиса? Есть ли перспективы?

Действительно, в Московской области продолжается рост количества детей дошкольного возраста: по состоянию на 1 января 2009 года их общая численность на 25 тысяч больше по сравнению с прошлым годом. Но у нас не снижаются темпы строительства новых образовательных учреждений, отвечающих современным требованиям. Всего в 2009 году построено 9 новых школьных зданий на 3323 обучающихся и 18 дошкольных учреждений на 2670 мест. А всего за прошедшие десять лет открыты 62 детских сада на 9042 места, 84 школы на 41 223 места.

Во всех муниципальных образованиях разработаны целевые программы по развитию сети дошкольных образовательных учреждений на ближайшие 5–10 лет, которые, наряду со строительством новых детских садов, предусматривают возврат в систему дошкольного образования зданий детских садов, использующихся не по целевому назначению. По результатам мониторинга на 1 августа 2009 года охват детей дошкольным образованием составляет 66,7%.

Конечно, количество детей, стоящих в очереди на устройство в детские сады, все еще велико. Поэтому нами в рамках предшкольной подготовки, параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования, апробируются новые модели – дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, культуры. В 2008–2009 учебном году предшкольным образованием охвачено более 22 тысяч детей.

Модернизация образования без социальных рисков (интервью)До недавнего времени учителя сельских школ Подмосковья получали компенсацию за жилье. А теперь якобы этой льготы лишились. Будет ли она возвращена? Имеют ли право школьники на компенсацию за проезд в общественном транспорте? Какие еще расходы муниципальных образовательных учреждений финансируются в этом году за счет средств областного бюджета?

Учителя сельских школ Подмосковья по-прежнему имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, и это право реализуется в Московской области в соответствии с Законом Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области". Закон является действующим, льгота существует, правда, изменился порядок ее реализации.

Предоставление обучающимся в образовательных учреждениях компенсации за проезд в общественном транспорте осуществляется в соответствии с Законом Московской области от 14 января 2005 года № 7/2005-ОЗ "О компенсации расходов на проезд к месту учебы и обратно отдельным категориям обучающихся" с учетом внесенных изменений.

Компенсационные выплаты на проезд предоставляются для возмещения расходов на проезд в пассажирском транспорте общего пользования Московской области (автобус, трамвай, троллейбус; кроме такси, маршрутного такси и железнодорожного транспорта пригородного сообщения) к месту учебы и обратно.

Компенсационные выплаты школьникам производятся администрацией образовательного учреждения один раз в месяц в размере 100% расходов на проезд после представления в образовательное учреждение месячного проездного билета или документов, подтверждающих факт оплаты проезда.

Финансирование расходов муниципальных образовательных учреждений за счет средств бюджета Московской области в 2009 году осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных образований Московской области межбюджетных трансфертов в виде субсидий и субвенций.

Из этих средств на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений направляются 7 субвенций, например на финансирование частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся; на реализацию мер социальной поддержки и социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство на 2009 год и другие.

Модернизация образования без социальных рисков (интервью)Кризис, затронувший многие сферы нашей жизни, не мог не коснуться и образования. В этой связи важен вопрос: какие кадры будут востребованы на рынке труда Подмосковья и, соответственно, какие специальности в вузах будут наиболее актуальными в ближайшие несколько лет?

Независимо от экономической ситуации всегда востребованы профессионалы. Но надо признать, что рынок перенасыщен специалистами в области экономики и менеджмента, а также гуманитариями. Зато не хватает квалифицированных кадров в технических отраслях, информатизации. Мы учитываем данную ситуацию при формировании контрольной цифры приема, увеличивая или уменьшая ее на те или иные направления подготовки специалистов.

В министерстве разработан план содействия трудоустройству выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. На базе десяти государственных образовательных учреждений создаются центры содействия трудоустройству выпускников. Региональным оператором является Московский государственный областной университет. Деятельность центров основана прежде всего на информационной поддержке: создается банк вакансий и рабочих мест, затем эта информация доводится до сведения студентов. Важной задачей этих служб является сотрудничество с работодателями, которые привлекаются для экспертизы учебных программ, на защиту дипломных проектов, для участия в государственных аттестационных комиссиях, организации дней открытых дверей.

Особую роль играют стажировки выпускников вузов. Так, например, за прошедший год службой университета "Дубна" по трудоустройству оказано свыше 450 консультаций, помощью в составлении резюме воспользовались 176 студентов, 12 выпускников посещали семинар по технологии трудоустройства. Целевая подготовка студентов университета по многим направлениям, с учетом будущих мест работы, ведется уже с третьего курса. Начинается она с учебно-производственной практики. Многие студенты, пройдя практику на предприятии, через несколько лет возвращаются туда на работу. На таких предприятиях Дубны, как Объединенный институт ядерных исследований, Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Радуга", НИИ прикладной акустики, созданы учебные лаборатории для студентов и рабочие места для них. Это позволяет готовить студентов для будущего трудоустройства на эти предприятия по таким направлениям, как физика, биофизика, химия, включая нанохимию.

По специальностям "Национальная экономика", "Маркетинг", "Товароведение", "Юриспруденция" выпускники устраиваются преимущественно по месту прохождения производственной практики. Так, например, в Коломенском государственном педагогическом институте показатель трудоустройства по специальности "Юриспруденция" на лето 2009 г. составляет 100%. Выпускники работают адвокатами в органах УВД и прокуратуры, в нотариальных конторах, в судах, в юридических отделах организаций и индивидуальными предпринимателями. Товароведы, маркетологи, экономисты трудоустраиваются менеджерами, сотрудниками в торговые и производственные организации. Легко находят работу выпускники по специальности "Педагогика и методика начального образования".

Модернизация образования без социальных рисков (интервью)Во исполнение поручения Президента России Дмитрия Медведева Минобрнауки России подготовило проект, предусматривающий организационные меры по апробации в субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". На сегодняшний день во всех общеобразовательных учреждениях Московской области изучаются предметы культурологического цикла. Как относятся к этому родители? Ведется ли подготовка специалистов по новому предмету?

Мне было отрадно слышать слова нашего Президента о том, что "…отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания, конечно, исключительно важны. Они затрагивают наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека". Для Московской области этот вопрос очень актуален. В направлении, обозначенном Президентом, мы идем уже несколько лет и, на наш взгляд, достигли определенных результатов.

Программы духовно-нравственного воспитания реализуются во всех муниципальных образованиях Московской области: их изучают более 55 тысяч учащихся с 1 по 11 классы в 718 школах. Занятия проводятся как обязательная дисциплина, факультативно, в форме кружковых занятий и элективных курсов.

По данным на конец 2008–2009 учебного года 993 педагога прошли соответствующую подготовку и преподают духовно-нравственную культуру в образовательных учреждениях Московской области. В наступающем учебном году планируется обучить свыше четырехсот учителей.

Для нас стали традиционными ежегодные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию: областные Рождественские чтения (в этом году состоятся седьмые по счету), областные открытые уроки, собрания педагогического актива, встречи Управляющего Московской епархией с руководителями учреждений образования, областные родительские собрания. В муниципальных образованиях Московской области проводятся методические семинары, конференции, олимпиады. Издается методическая литература.

Центральным событием этого года в работе по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи для нас стало проведение 13 сентября 2009 года в Коломне в Конькобежном центре открытого урока для школьников "Духовные родники Подмосковья", в котором принял участие Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Участниками урока стали около 6 тысяч школьников и студентов, педагогов из разных уголков Подмосковья, а также представители духовенства всех благочиний Московской епархии.

Большое значение имеет для педагогов Подмосковья участие в конкурсе "За нравственный подвиг учителя". В 2009 году лауреатами межрегионального этапа конкурса по Центральному федеральному округу стали Светлана Щелкунова из Сергиево-Посадского района и Дмитрий Самогаев, представитель Московского государственного областного университета.

Таким образом, за минувшие годы в Московской области накоплен значительный опыт сотрудничества между Церковью и сферой образования. Это находит отражение не только в обеспечении и организации собственно процесса обучения, но и в целом комплексе дополнительных мероприятий. Совокупно складываясь в годовой круг, они имеют большое воспитательное значение, которое трудно переоценить.

От родителей мы получаем только положительные отзывы о нашей работе – ведь независимо от того, является ли семья православной или нет, знание основ нашей традиционной культуры играет особую роль в формировании личности ребенка.

По данным Минобрнауки России, с 2006 года в рамках нацпроекта "Образование" 40 тысяч учителей – победителей конкурсов из всех регионов России стали обладателями президентской премии в размере 100 тысяч рублей, среди них и учителя Московской области. А какие еще существуют премии и системы по­ощрений для педагогов Подмосковья?

В области проводится большая работа по моральному и материальному поощрению педагогических работников Подмосковья. Начну с того, что учителя – победители нацпроекта, а их 377, получают еще и премию губернатора Московской области – а это 60 тысяч рублей (плюс к гранту Президента).

Кроме того, наградами Московской области являются: знак отличия "За заслуги перед Московской областью"; медаль "За безупречную службу"; знаки губернатора Московской области "За полезное", "Благодарю", "За труды и усердие"; почетное звание "Заслуженный работник образования Московской области"; почетное звание "Заслуженный деятель науки Московской области" и другие. Наград Московской области в 2008 году удостоены 562 работника системы образования.

Кроме областных наград есть и ведомственные награды. Так, за прошедшие месяцы 2009 года нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ" награждены 564 педагогических работника, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации награжден 581 педагогический работник, нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования РФ" – 5 педагогических работников, нагрудным знаком "Почетный работник среднего профессионального образования РФ" – 9 работников, нагрудным знаком "Почетный работник начального профессионального образования РФ" – 30 работников. По данным на 1 августа 2009 года почетное звание "Заслуженный работник образования Московской области" присвоено 800 педагогам.

Особо хочу отметить уникальную премию губернатора Московской области "За достижения в области образования". Она ежегодно вручается выдающимся работникам, учреждениям системы образования области. В 2008 году лауреатами этой премии стал коллектив авторов методических материалов по внедрению в систему образования Московской области этнокультурных знаний, связанных с историей, традициями и духовно-культурным наследием Подмосковья.

Модернизация образования без социальных рисков (интервью)Лидия Николаевна, как решается задача информатизации образования
в Московской области?

В 2008–2009 учебном году в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" доступ в Интернет получили 1309 образовательных учреждений.

В течение года ежеквартально отслеживалось использование интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе. В учебное время различные сайты посещали 111 742 школьника из образовательных учреждений Московской области, во внеурочное время – 73 335 школьников. Самым популярным является портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.

Наиболее распространенные формы использования ресурсов сети Интернет в урочное время – создание мультимедийных презентаций (16,7% от общего количества часов работы в Интернете) и подготовка к ЕГЭ (12,8%). Наибольшее количество учебного времени с использованием интернет-ресурсов затрачивается на подготовку и изучение предмета "Информатика" (15,1% от общего количества учебных часов). Равный интерес вызывают ресурсы по русскому языку и математике, немного уступают по популярности иностранные языки, история и естествознание.

Повысился уровень оснащенности общеобразовательных учреждений компьютерами: три года назад на один компьютер приходилось 34 учащихся, сейчас – 19,1 учащихся. Компьютерный парк состоит из 38 853 машин, из которых 33 454 используются в учебном процессе, а 5399 – в административной деятельности.

Двухлетний период со дня подключения общеобразовательных учреждений к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование" истек. С 1 ноября 2008 года в Московской области начат постепенный переход на финансирование предоставления образовательным учреждениям услуг доступа к сети Интернет из бюджета Московской области. Муниципальным образованиям выделены денежные средства: в виде субвенций – в 2008 году и в виде субсидий – в 2009 году. Все муниципальные образования при переходе на оплату интернет-трафика из средств бюджета Московской области руководствуются Положением о предоставлении и расходовании субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на внедрение современных образовательных технологий, критериях отбора муниципальных образований Московской области – получателей указанных субсидий и их распределения на 2009 год, утвержденным постановлением Правительства Московской области.

В рамках повышения квалификации в области ИКТ активно продолжают свою работу Московский областной центр интернет-образования и система Межшкольных методических центров поддержки информатизации общего образования. Система РКЦ-ММЦ включает в себя 24 Меж­школьных методических центра и Региональный координационный центр Московского государственного открытого университета. В 2008–2009 учебном году 800 учителей Подмосковья прошли обучение в Московском областном центре интернет-образования по программам кратко­срочных курсов в объеме 72 часов и дополнительных курсов в объеме 40 часов. В Центре проводятся разнообразные виды занятий и отчетных мероприятий: лекции, практические занятия, компьютерное тестирование, круглые столы, мастер-классы, тематические семинары для учителей разных специальностей.

Кроме того, в Московской области регулярно проходят различные мероприятия по развитию ИКТ. Так, 26–27 июня 2009 года в городе Троицке в рамках Конгресса конференций "Информационные технологии в образовании" состоялась XX международная конференция "Применение новых технологий в образовании".

В рамках конференции были подведены итоги Московского областного конкурса учителей "Компьютер и школа". Конкурс проходил по четырем номинациям: "Лучший урок информатики с использованием информационных технологий"; "Использование информационных технологий в начальной школе"; "Использование информационных технологий на уроках естественно-математического цикла"; "Использование информационных технологий на уроках гуманитарного цикла". В конкурсе приняли участие 288 учителей из 43 районов Московской области.

Проблемам и перспективам дистанционного образования была посвящена V юбилейная международная Internet-конференция "Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития", традиционно проходившая в Московском государственном областном университете. В рамках пленарного заседания конференции были подведены итоги конкурса на лучшую разработку курса дистанционного обучения в "vosmgou".

Проблемы разработки новых методов, технологий и технических средств повышения надежности и качества инновационных и информационных технологий в образовании и на производстве обсуждались на III международной научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании, науке и производстве".

Модернизация образования без социальных рисков (интервью)Как Вы оцениваете результаты Единого государственного экзамена,
насколько, по Вашему мнению, они объективны?

В этом году школы Подмосковья, как, впрочем, и системы образования других регионов, держали ответственное испытание: введение в штатный режим Единого государственного экзамена. Все выпускники средней школы (а в Подмосковье это 40 тысяч человек, из них более 35 тысяч – выпускники этого года) сдавали обязательные экзамены по математике и русскому языку, а ребята, решившие продолжать обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, – еще и экзамены по выбору.

Анализируя ход ЕГЭ, можно отметить: у Московской области есть определенные положительные результаты. Так, все выпускники в срок, обозначенный нормативными документами, были обеспечены сертификатами с результатами экзаменов, что позволило им без проблем претендовать на получение профессионального образования. В ходе проведения ЕГЭ в правительство Московской области, министерство образования, федеральные структуры не поступало жалоб и обращений от населения области о нарушениях при проведении экзаменов. По 10 предметам из 14 доля выпускников подмосковных школ, показавших результат ниже минимального балла (попросту говоря, "получивших двойки"), меньше, чем в среднем по России.

Мы считаем Единый государственный экзамен хорошим инструментом для оценки качества образования. Конечно, существует опасность, что в некоторых образовательных учреждениях педагогический процесс может быть перенаправлен на "натаскивание" учащихся на выполнение тестовых заданий. Поэтому мы обращаем внимание муниципальных органов управления образования, руководителей учреждений на то, что ЕГЭ – одна из форм контроля качества образования, которая не должна привести к снижению роли школы в решении проблем развития и воспитания школьника.

Интервью подготовлено редакцией журнала "Справочник руководителя образовательного учреждения"

Оформить подписку на журнал можно в интернет-магазине >>

Подробнее о журнале можно узнать на сайте издания >>

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль