Повышение квалификации педагогов детского сада

26438

Одним из важных направлений программы модернизации российского образования является совершенствование системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. Наряду с привычным курсовым обучением на базе традиционных институтов повышения квалификации в регионах появляются разнообразные дополнительные формы обучения и переподготовки.

В Челябинской области, например, это мастер-классы и стажировки на базе лучших ДОУ, управленческие школы и консультационные пункты, семинары и дистанционное обучение.

Подробнее о региональном опыте повышения квалификации специалистов дошкольного образования рассказывает гость редакции – начальник Управления дошкольного образования Минобрнауки Челябинской области Е.С. Комарова.

До недавнего времени в России одной из самых серьезных проблем в сфере повышения квалификации дошкольных работников было отсутствие средств на переподготовку кадров. Эта сложность не обошла стороной и Ваш регион: по данным статистики, в период муниципализации дошкольных учреждений количество педагогов в бюджетных детских садах Челябинской области увеличилось в пять раз, а план переподготовки оставался на уровне начала 90­х. Сегодня ситуация принципиально изменилась. Какие решения в этой связи были приняты на региональном и местном уровнях?

Е.С. Комарова: ситуация, из которой мы выбирались, действительно была угрожающая: еще совсем недавно некоторые педагоги и руководители муниципальных образовательных учреждений приезжали в областной центр повышать свою квалификацию после 17-летнего перерыва! Подобные события происходили даже в период активных структурных изменений, обновления содержания дошкольного образования и педагогических технологий. Для того, чтобы вывести организацию переподготовки кадров на новый уровень, мы приняли региональную Программу дошкольного образования в Челябинской области сначала на 2006–2010 годы, а теперь уже и на 2010–2014 годы*, в которой предусмотрели целевое направление средств из областного бюджета для повышения квалификации и переподготовки педагогов детских садов, для приобретения новых образовательных программ и современной методической литературы. Это позволило консолидировать финансовые ресурсы бюджетов двух уровней и направить их по наиболее чувствительным направлениям. Результат не замедлил сказаться: в среднем в Челябинской области ежегодно повышают квалификацию 3,5–4 тыс.специалистов дошкольного образования и эта цифра в целом соответствует нормативным потребностям областной системы дошкольного образования.

Важную роль сыграло, безусловно, и укрепление структуры переподготовки кадров, нашей основной базы и площадки – Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО). В частности, была открыта кафедра дошкольного образования, где штатная численность преподавателей увеличивалась по мере роста набора слушателей курсов.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Также мы создали дополнительные учебные округа на местах, приблизив их к местам жительства педагогов из глубинки и сельской местности. И, конечно же, в сотрудничестве с Магнитогорским Государственным университетом, Челябинским Государственным педагогическим университетом приняли ряд решений по увеличению в Челябинской области количества научно-педагогических кадров. Был увеличен набор студентов на дошкольные специальности, широкое распространение получили представительства вузов и иные формы, приближающие обучение к месту жительства педагогов. Нашим достижением является то, что за последние 4 года доля специалистов с высшим образованием в общем количестве педагогических работников детских садов области увеличилась с 23% до 37%. Наконец, 4 года назад по инициативе Челябинского Государственного педагогического университета в нем был открыт докторский совет по специальности "Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)". На сегодняшний день в данном совете уже защитилось около 30 кандидатов и 5 докторов педагогических наук.

Это специалисты, которые непосредственно занимаются обучением и повышением квалификации педагогов?

Е.С. Комарова: да. И одно из главных позитивных изменений заключается в том, что количество кандидатов наук в кадровом составе ЧИППКРО, обеспечивающих повышение квалификации дошкольных педагогов, сегодня составляет десять человек, а еще совсем недавно, в 2001 году, был всего один такой специалист.

То есть была обеспечена возможность мобильного взаимодействия, когда специалисты не только приглашают к себе, но и обучают педагогов и руководителей ДОУ на местах?

Е.С. Комарова: конечно. Например, курсы повышения квалификации 1-й и 2-й квалификационных категорий проходят, в т. ч., и на базе отделов образования городов: Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Копейска, Кыштыма, Миасса, Сатки, Троицка и др. Кроме того, к участию в курсах активно привлекаются преподаватели дошкольного факультета Магнитогорского государственного университета, других вузов и педагогических колледжей.

Как уже было сказано, база переподготовки максимально приближается к месту жительства педагогов, это позволяет экономить средства на командировочных расходах работников ДОУ, что немаловажно. За время реализации областной целевой программы более 2,5 тыс. педагогов прошли курсовую подготовку, разработанную авторами программ нового поколения, таких как "Радуга", "Из детства в отрочество", "Детство" и др. При этом все образовательные программы повышения квалификации для работников дошкольного образования имеют практико-ориентированную направленность. К проведению учебных занятий привлекаются высококвалифицированные работники дошкольных учреждений, а практические занятия проводятся на базе лучших учреждений, имеющих статус Центра развития ребенка – детский сад первой категории. Опыт работы этих учреждений по дидактическому и методическому обеспечению образовательного процесса в ДОУ предлагается слушателям для ознакомления и использования на практике.

Какие направления передачи опыта наиболее востребованы в регионе?

Е.С. Комарова: в настоящее время особенно актуальным становится решение проблемы передачи опыта конкретного педагогического коллектива другим образовательным учреждениям по направлениям, значимым для развития системы образования. Это вопросы, связанные с управлением ДОУ в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности, автономии, с личностно-ориентированным взаимодействием воспитателя и ребенка, взаимодействием ДОУ и семьи, а также с оценкой качества дошкольного образования.

Несмотря на многочисленные возможности, которые открывает система курсовой подготовки педагогических и управленческих кадров, она имеет ряд ограничений. Какие альтернативные формы повышения профессионального уровня дошкольных работников Вы используете?

Е.С. Комарова: информатизация образования, безусловно, увеличила наши возможности. Сегодня на базе ЧИППКРО на бюджетной и хозрасчетной основах можно повысить уровень квалификации в рамках модульно-накопительной системы с использованием дистанционных образовательных технологий по одной из предложенных для обучения схем. Заявки на повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий тоже принимаются дистанционно, по электронному адресу.

 На официальном сайте ЧИППКРО создан и успешно действует Виртуальный методический кабинет (ВМК). ВМК – это новая форма сетевого взаимодействия пользователей ресурса как в режиме реального, так и отложенного времени; место, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения на форуме, получить консультацию по интересующему вопросу, скачать материалы с электронного ресурса. Структура ВМК аналогична структуре образовательной программы повышения квалификации, утвержденной в ЧИППКРО. Материалы для размещения в ВМК отбираются по принципам межпредметностности и надпредметности. Содержание разделов ВМК определяется на основании образовательных программ определенного уровня и направленности (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование).

Что Вы могли бы порекомендовать специалистам из других регионов, которые сталкиваются с проблемами при решении задач повышения квалификации и переподготовки работников дошкольного образования?

Е.С. Комарова: для начала необходимо принять региональную программу развития дошкольного образования – это позволит финансово и организационно выстроить работу.

Учредители образовательных учреждений должны предусматривать средства на повышение квалификации работников и предоставлять их коллективам образовательных учреждений на принципах подушевого финансирования, с тем, чтобы педагоги сами могли выбирать программы, формы и технологии обучения, включая дистанционные. Средства учредителя в ДОУ должны направляться не на образовательный процесс – это обязанность субъекта Российской Федерации, а на гарантии и компенсации работникам, повышающим квалификацию.

Так, согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Возмещение работнику командировочных расходов осуществляется в случае направления на повышение квалификации с отрывом от работы в другую местность.

Следует помнить, что периодичность повышения квалификации, определяемая как "не менее одного раза в пять лет", не во всех случаях может быть достаточной. Например, сейчас происходят кардинальные изменения, связанные с принятием Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования* и готовятся примерные общеобразовательные программы. С этими новшествами нужно ознакомить работников не через пять лет, а уже сегодня.  

Беседовала С.В. Макарова

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль