Педагогическая практика в детском саду

131061

Каждая дошкольная образовательная организация принимает на практику студентов педагогического института. Как организовать успешное взаимодействие педагогов ДОО и практикантов, помочь будущим воспитателям преодолеть профессиональные барьеры и состояться как специалистам, успешно пройти испытательный период при приеме на работу? Ответы на эти и другие вопросы представлены в статье.  

Значение педагогической практики в детском саду

Профессиональные пробы студента-педагога в детском саду являются важным звеном профессиональной подготовки. Образовательными стандартами государственного образца в программе педагогических вузов предусмотрено проведение нескольких видов учебной практики, но стажировка в ДОО является ключевым моментом для формирования компетенций будущего специалиста. Педагогическая практика организовывается для студентов на четвертом году обучения, что позволяет уверенно применять полученные знания, организовать образовательный процесс в ДОО, уверенно подходить к решению профессиональных задач, реализовать творческие проекты

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Управление персоналом»


Дневник педагогической практики в детском саду: подготовительная работа

Основной целью проведения педагогической практики является формирование у студентов профессионально значимых качеств личности педагога дошкольного образования. В ходе тестовой профессиональной деятельности у практикантов закрепляется теоретическая база, создается устойчивый интерес к профессии, формируется понимание необходимости совершенствовать приобретенные компетенции, отточить профессиональное мастерство.

Практикантам важно понимать порядок прохождения практики, знать, что распределение на практическое обучение проводится задолго до его начала, а потому у всех желающих есть возможность заранее познакомиться с руководителем, базовым учреждением и даже воспитанниками в группах. Чаще всего вузы направляют для ознакомления в детские сады группы студентов комплектностью 6-10 человек – такими мобильными коллективами легко управлять и групповому руководителю, и руководителю ДОО.

До начала практической деятельности в вузах принято проводить совещания, на которых обязательно выступает представитель деканата, руководители практики, методисты, организаторы семинаров и семинаров-практикумов. На данном этапе студенты могут получить заготовки для последующего успешного написания дневника педагогической практики в детском саду, поскольку на таких собраниях практикантам раздают анкеты, методические материалы.

Следующий этап подготовки – проведение совещания в детском саду, в ходе которого за членами педагогического коллектива закрепляются студенты. Практикантов знакомят с содержанием учебных целей, определяют характер, цели и задачи, степень ответственности за ход и план воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Таким образом, будущие педагоги получают положительную мотивацию к деятельности и могут переходить непосредственно к выполнению поставленных заданий и заполнению отчетной документации. 

Скачайте инструкцию для руководителя при приеме студента на практику
Скачать в .docx

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Когда следует составлять отчет по педагогической практике в детском саду

Начало практики знаменуется проведением общефакультетской конференции, после которой практиканты расходятся по детским садам, знакомятся с новыми условиями. Методистам детских садов на момент начала стажировки рекомендуется создать методические уголки с информацией для практикантов: педагогическими разработками, вариантами мониторинга, графиками работы студентов. На данном этапе будущим воспитателям нужно сосредоточиться на изучении вспомогательных материалов, приобретении профессионально-педагогических умений , а подготовку дневника по практике в детском саду заполненного отложить на более поздний период. 

Руководитель ДОО должен донести до членов педагогического коллектива, что студенты не являются кадровыми сотрудниками, сначала их нужно обучить, а потом требовать выполнения педагогических заданий. 

В детском саду практикант находится в течение 6 ч посменно в соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем (примерно: 1-я смена – с 8.00 до 14.00, 2-я смена – с 13.00 до 19.00). Дни практики, пропущенные по уважительной причине (подтвержденной медицинскими справками, выписками, заявлениями), следует отработать в другое время. Студенты работают под контролем воспитателей, один-два раза в неделю за профессиональной деятельностью практикантов наблюдает групповой руководитель, отражая выводы в «Дневнике наблюдений за студентами». 

Дневник практики в детском саду: периоды практической деятельности

Весь период практической деятельности условно делится на несколько этапов: ознакомительно-адаптационный, диагностико-прогностический, конструктивно-исполнительский, итоговый. 
Ознакомительно-адаптационный период продолжается 1-3 дня, его длительность зависит от индивидуальных качеств практикантов. Некоторые студенты быстро овладевают методами работы воспитателей, легко знакомятся с детьми, а потому буквально с первых часов пребывания в ДОО начинают оттачивать профессиональное мастерство. 

Во время ознакомительно-адаптационного периода будущим воспитателям очень важно провести мониторинг освоения детьми разделов программы дошкольного образования, познакомиться с характерными особенностями управления детским коллективом. Постепенно, по мере овладения практическими приемами и принципами организации работы педагога ДОУ, студенты могут переходить к организации досуга дошкольников – от отдельных ее видов до управления группой на протяжении полного рабочего дня. Например, в первый день пребывания на практике студенту могут предложить провести отдельные режимные моменты, на следующие – провести одно занятие. До конца первой недели пребывания в ДОУ будущие воспитатели смогут организовать все виды деятельности дошкольников. 

Во время диагностико-прогностического этапа студенты обязаны завершить психолого-педагогическую практику в ДОУ, диагностику и проанализировать ее результаты, чтобы составить индивидуальный план профессиональной практической деятельности с учетом требований программы дошкольного образования. После этого практиканты конкретизируют цели, задачи и ход практической деятельности путем составления недельных тематических планов, которые утверждаются групповым руководителем. В этот период у многих будущих воспитателей после практики в детском саду дневник уже есть на руках – документ, отражающий результаты и проблемы профессиональной деятельности. Дневник можно вести в табличной форме.

Скачайте примерную форму дневника студента-практиканта
Скачать шаблон в .docx

Примерная форма дневника студента-практиканта
Дата Анализ педагогической деятельности Комментарии руководителя

На конструктивно-исполнительском этапе студенты работают в качестве воспитателя по своему проекту педагогической деятельности, реализуют поставленные задачи, выполняют все профессиональные функции педагога дошкольного образования. 

Одна из профессиональных функций педагога ДОО – осуществление преемственности в образовательной работе с семьей. С этой целью практиканты используют различные формы работы с родителями: беседы, консультации, открытые занятия, анкетирование, подготовка выставок, стендов. 

На последней неделе студенты проводят зачетные виды деятельности: организация по одному виду учебной и внеучебной деятельности. В течение всего времени студенты активно участвуют в общественной и культурной жизни коллектива: производственных собраниях, профессиональных конкурсах, концертах, спектаклях для детей и сотрудников.

Воспитатели детского сада имеют право привлекать практикантов к усовершенствованию предметно-развивающей среды в группах, изготовлению раздаточных материалов и другим видам деятельности, направленным на оснащение образовательного процесса. 

Итоговый этап охватывает последние два дня пробной практической деятельности. В это время студенты:

  • осуществляют итоговую диагностику детей с целью выявления реализуемого ими педагогического проекта;
  • анализируют результаты своей профессиональной работы;
  • составляют отчетную документацию, в том числе предоставляют групповому руководителю дневник педагогической практики в ДОУ студента заполненный.

В предпоследний день пребывания в детском саду организуется итоговое совещание, на котором обсуждается деятельность каждого практиканта, составляются характеристики на практикантов. Проводится выставка пособий и игр, изготовленных студентами. На итоговом совещании в дошкольном учреждении студентам выставляется предварительная оценка по практике. Окончательно она утверждается на заседании кафедры. 

Критерии оценки практической деятельности студентов :

  • уровень сформированности профессионально-педагогических умений;
  • профессиональная компетентность;
  • отношение к оьбе, проявление профессионально значимых качеств;
  • качество выполнения всех задач и видов работы на практике;
  • качество и своевременность сдачи отчетной документации. 

Отчет по педагогической практике в детском саду и другая документация

После прохождения профессионального тестирования в дошкольной образовательной организации студенты обязаны подготовить:

  • индивидуальный план с отметкой о его выполнении; 
  • дневник практики в детском саду
  • план учебно-воспитательной работы с дошкольниками; 
  • конспекты зачетных видов деятельности; 
  • материалы по работе с родителями; 
  • отчет по оказанию помощи детскому саду (в изготовлении наглядных пособий, учебных материалов, игрушек, атрибутов к играм, оформлении помещений, участков и др.); 
  • отчет по педагогической практике в детском саду (самоанализ педагога детского сада, самоанализ профессионального становления, реализация поставленных задач, самооценка выполнения различных видов деятельности, положительные и отрицательные стороны, предложения по совершенствованию взаимодействия между вузами и детскими садами). 

На итоговой конференции по практике в вузе обсуждаются следующие проблемы:

  • характеристика педагогической деятельности базового дошкольного учреждения и материально-техническая оснащенность воспитательно-образовательного процесса;
  • учет методов работы воспитателя, уровня развития и особенностей детей при реализации собственного проекта педагогической деятельности; результативность запланированных мероприятий;
  • самоанализ организации учебных и внеучебных видов деятельности дошкольников;
  • реализация работы с родителями;
  • самооценка профессионально-педагогических умений; участие в жизни педагогического коллектива и оказание помощи в оснащении педагогического процесса;
  • успехи и трудности при прохождении практики;
  • предложения по совершенствованию организации практики. 


Трудовые отношения в общеобразовательных организациях

Виталий Матвеев, зав. лабораторией образовательного права Московского городского педагогического университета

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль