Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Конфликтные ситуации в ДОУ

  • 13 марта 2019
  • 49179
Конфликтные ситуации в детском саду — противоречия, агрессия и иные трудные жизненные ситуации, которые возникают в ДОУ между работниками учреждениями, детьми, родителями и педколлективом или администрацией. Это столкновение противоположно направленных интересов, целей, мнений, позиций и взглядов, которое приводит к непониманию оппонента и агрессии. 

Конфликтные ситуации между детьми

В процессе познания мира дети неизбежно сталкиваются интересами, прощупывают границы дозволенного, учатся находить свое место в детском коллективе. Конфликтные ситуации в ДОУ между детьми — способ получения жизненно важного опыта, умения отстаивать свое мнение или находить компромиссы. Однако отправляя своего ребенка в детский сад, родители надеются, что он получит необходимые навыки и знания, но в результате он невольно приобретает опыт решения конфликтных ситуаций. 

Разновидности конфликтов в детском саду

Конфликты между детьми закономерно возникают на всех этапах дошкольного детства: самые маленькие ссорятся из-за игрушек, дети постарше — из-за ролей в играх, а завтрашние школьники — из-за правил игры. Общаясь, дети проявляют зачатки коллективных взаимоотношений, развиваются как личность. Дошкольники демонстрируют конфликтное поведение, когда:
  • не хотят совершать определенные действия;
  • стремятся получить чужую вещь или игрушку;
  • демонстрируют лидерское поведение, неподчинение режиму (отказываются кушать или выполнять режимные моменты), требованиям педагогов;
  • выражают соперничество или неприязнь к другим малышам;
  • капризничают или ведут себя агрессивно.
Конфликтное поведение может быть спровоцировано неблагополучным микроклиматом в семье, спецификой физического и психического развития, детскими страхами и психологическими барьерами, недостаточным терпением, коммуникативными навыками, неумением детей выполнять определенные действия, а также профессиональной несостоятельностью воспитателей. 
ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации касательно профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в детском саду, которые следует использовать педагогам и представителям администрации
-

Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике


- Как не допустить нервный срыв у воспитателей в середине учебного года. Советы педагога-психолога

По направленности конфликты в детском саду различают на:
  • Внешние — возникают в ходе противоречий, появляющихся в процессе совместной деятельности детей, общения, выполнения определенных действий. Чаще всего они проявляются у малышей, которые не овладели межличностными отношениями, а потому им свойственна ситуативная агрессия, временное проявление капризности или повышенной тревожности, принятия норм справедливости и правильности. В результате вступления во внешние конфликтные ситуации детей в детском саду они становятся более ответственными, получают навыки принятия самостоятельных решений и выхода из затруднительных ситуаций. Если педагоги корректно смоделируют конфликтную ситуацию в процессе обучения, им удастся использовать ее в качестве средства воспитания нравственности, выработки механизма принятия самостоятельных решений, построения гармоничных отношений с другими детьми.  
  • Внутренние — крайне сложно диагностируются и возникают в процессе ведущей игровой деятельности. Его вызывают разница запросов и объективных возможностей ребенка, возражения, связанные с игровой деятельностью. Детям не под силу справиться с внутренними противоречиями без помощи взрослых, поскольку внутренний мир ребенка терпит притеснения, малыши не могут удовлетворить свои потребности, психологически изолируются от сверстников. Конфликты внутреннего типа опасны тем, что мешают гармоничному развитию личности ребенка, становлению полноценных отношений со сверстниками и старшими. 

Причины разногласий между детьми и способы их проявления

В сложных ситуациях дети не всегда способны отказаться от собственных целей и желаний, понять и принять позицию другого человека, что приводит к конфликтам, которые сопровождаются отсутствием стремления к компромиссу и сопереживания. Поскольку дети дошкольного возраста не всегда осознают свои желания и чувства, они не могут понять, что ощущает оппонент их спора, видит только внешнее проявление чувств. В ходе коммуникации малышам проще высказаться самому, чем выслушать другого, что приводит к напряженным ситуациям и повышает градус общения детей. К счастью, в процессе взросления характер общения меняется, появляется умение бесконфликтно взаимодействовать. 
Возраст детей Причина Проявление конфликтности
Дети младшей группы (2-3 года) Не умеют адекватно выражать свои желания и эмоции, а потому часто вступают в конфликты из-за игрушек, разрушенных результатов труда друг друга. Плачем и применением физической силы они призывают взрослых помочь им в разрешении противоречий. Не освоим чувство эмпатии, дети устанавливают границы безопасности, где находятся и их игрушки, покушение на которые рассматривается ими как покушение на личное пространство. К сожалению, чаще всего взрослые, которые не желают и не умеют делиться своими вещами с другими, требуют этого от детей, осознавших права на собственность (игрушки).  Дети чаще всего свою агрессию проявляют посредством физической силы: кусаются, дерутся, толкаются, рушат результаты труда других детей, забирают сладости или игрушки. Так они привлекают к себе внимание, прощупывают границы дозволенного или подсознательно сигнализируют о проблемах с адаптацией в детском саду. 
В средней группе (4-5 лет) Дошкольники проще находят общий язык, но ссоры возникают из-за нежелания играть вместе, следовать инструкциям друг друга, признавать главенство другого. Разногласия возникают на фоне роли персонажей в игре, сюжетов и правил. Агрессия чаще всего проявляется в словесной форме: дети ябедничают, указывают соперникам, что и как делать, отказываются выполнять то, что от него ждут. Требуют вмешательства старших, когда топают ногами, кричат, плачут.
В подготовительной и старшей группе дети 5-6 лет Дети все реже ссорятся из-за того, во что играть, чаще предметом спора становится действия, сюжеты или персонажи игры, корректность следования правилам игры. Конфликтуют в процессе отстаивания собственного мнения и позиции. Не осмысливая свои эмоции и действия, они могут невольно обидеть словами или поступками других детей. В этом возрасте детям очень важно одобрение окружающих, принятие их сверстниками, потому желают выделяться, исполнять оригинальные роли в игре, а в случае провала или удачи ведут себя непредсказуемо (неудачи часто провоцируют их на зависть и агрессию).  Старшие дошкольники начинают обзываться, дразниться, в конфликтных ситуациях обещают жаловаться старшим, грозятся перестать разговаривать/дружить с участником конфликта, используют угрожающие интонации, делают логические обоснования («Я первый», «Я тоже хочу», «Это мое»), руководствуется общепринятыми правилами («Надо делиться», «Нужно быть вежливым», «Нельзя обижать маленьких»).

Дети традиционно используют два пути выхода из затруднительного положения: деструктивный (уход, игнорирование, агрессия, привлечение взрослых и другие методы) и конструктивный (конфликт не только продвигают, но и реализуют решение конфликтных ситуаций в ДОУ путем общения, переговоров, договора и компромисса). Эффективность конструктивного пути доказывает тот факт, что популярностью пользуются смышленые, умелые, ловкие дети, с которыми легко и приятно общаться, кто не нарушает правила игры и может договориться о чем-угодно. Непопулярными, напротив, становятся те, которые отличаются плаксивостью, агрессивным поведением, повышенной тревожностью, несообразительностью, они не умеют играть, не контролируют свое поведение. 
Конфликтные ситуации в ДОУ

Решение конфликтной ситуации между детьми в ДОУ

Профилактика — лучшее решение конфликтной ситуации, потому важно научить детей мирно играть, быть взаимно вежливыми и внимательными, отстаивать свои позиции без физической силы и оскорблений. 
Для эффективного разрешения конфликтной ситуации в детском саду необходимо проведение анализа умений и навыков, уровня развития каждого ребенка воспитателями. Педагоги должны не только внимательно разбираться в сложившейся конфликтной ситуации, но и стараться предупредить детскую агрессию, обращая особое внимание на склонных к агрессии малышей. В случае разногласий между детьми педагогам необходимо:
  • разобраться в причинах ссоры;
  • попросить каждого участника конфликта объяснить причины своих поступков, переживания и желания;
  • спокойно и уверенно спрашивать у спорщиков, пытались ли они найти бесконфликтное решение вопроса, стремились ли избежать ссоры, понимают ли, насколько обижают друг друга;
  • если обидчик очевиден, воспитателю следует предложить ему извиниться, исправить ситуацию (вернуть игрушку, помочь восстановить испорченную вещь или результат труда другого ребенка). 
Воспитатели помогают детям найти мирный выход из ситуации, к тому же в процессе взросления они учатся понимать и слушать друг друга, поддерживать и сопереживать. При правильном подходе, когда педагог учит малышей управлять своими чувствами, контролировать эмоции и действия, в непринужденной обстановке показывает примеры решения сложных ситуаций, они постепенно начинают объективно воспринимать своих сверстников, оценивать свои поступки. 
Особого внимания заслуживает позиция членов семей воспитанников. Когда возникают конфликтные ситуации в детском саду, родителям воспитанников категорически запрещено:
  1. Ругать ребенка, не прояснив причины и характер разногласий, публично наказывать сына или дочь, тем самым уничтожая его самооценку. Любые наказания и разговоры следует проводить наедине, а потому не менее важно не разрешать другим порицать и ругать малыша при окружающих. Заслуживающего наказания нельзя оставлять без него, но разобраться во всем лучше дома.
  2. Отмахиваться от проблемных ситуаций в детском саду, считая их несерьезными. Невмешательство взрослых может привести к тому, что дети станут жертвами агрессоров в будущем, не научившись заканчивать споры и выходить из затруднительных ситуаций в детстве. Иногда, чтобы завершить конфликт дошколят, достаточно незначительного вмешательства взрослых.
  3. Избегание (смена группы, детского сада, игровой площадки) — не способ разрешения противодействия, а метод затягивания ссоры. Следуя такому алгоритму, ребенок никогда не научится противостоять агрессии, находить бесконфликтный выход, а потому будет чувствовать себя неуверенно в споре, не станет отстаивать свою позицию. 
  4. Обвинять педагогов, других детей и их родителей, демонстрируя исключительную правоту своего малыша, настраивая его против окружающих. Активная конфронтация родителей с окружающими закрепит в сознании ребенка некорректную модель поведения в споре. 
Нежелательно сложные беседы с детьми вести вечером, когда они утомлены после насыщенного эмоциями дня или расслаблены в предвкушении сна. Следует ругать малыша только за актуальные поступки, не вспоминая все прошлые проступки, избегая обобщений в форме «ты всегда». В разговоре следует приводить понятные и честные аргументы, не снижая статус ребенка за счет собственного, использовать сарказм, угрожать или играть чувствами малыша, рассказывая ему, что пока он сам не зарабатывает или не имеет должного опыта, он не может выражать свои мысли.
Ребенка нужно слушать, отказавшись от ярлыков, снижающих чувство собственного достоинства («ленивый», «непослушный», «глупый»), поскольку рано или поздно ребенок воспримет их как данность и будет стараться им соответствовать. Аналогичным действием обладают фразы «Ты никогда не сможешь/никогда не изменишься». Учить бесконфликтному поведению можно, начиная с себя, давая пример вежливости и толерантности, а ругать за плохие поступки или привычки можно только в том случае, если родители сами не были в них обличены. Родители часто проецируют трудности своего ребенка на собственный неудачный опыт из детства, отождествляя свои психологические травмы, преувеличивая ситуации, однако начинать нужно с себя, чтобы после привить навыки и умения своим детям. Потому что конфликтными часто становятся дети, лишенные внимания и любви, а потому родителям важно присмотреться к своему ребенку, больше разговаривать с ним, рассказывать о себе, проявлять искреннюю заинтересованность и уважение. Участники конфликтов нуждаются в понимании родителей, им важно, чтобы мамы и папы объяснили им ситуацию, рассказали, почему другие дети проявляют агрессию, как вести себя в этом случае. При этом дошкольники должны стать полноценными участниками процесса познания, а не безмолвными слушателями. Только так они смогут увидеть в других людей, осознать их чувства и потребности. 

Профилактика конфликтов между детьми

Полностью предотвратить ссоры в детском саду не нужно и нельзя, поскольку только путем разрешения конфликтных ситуаций в детском саду малыши приобретают коммуникативный опыт, необходимый для успешной социализации. 
Воспитатели и родители, выступая вместе, должна научить детей дружить, справляясь с проявлениями эгоизма, демонстрируя отзывчивость и уважение к другим, сопереживание, заботу и внимательность. Для начала достаточно показать сыну или дочери, как познакомиться с другими детьми, что сказать и что сделать, как реагировать в той или иной ситуации, используя ролевые и сюжетные игры. Важен родительский пример общения, наличие верных друзей, готовых прийти на помощь, стремление быть рядом с семьей, проводить время весело, активно и разнообразно. Чтобы помочь детям получить коммуникативный опыт и влиться в коллектив сверстников, достаточно стимулировать общение не только в песочнице или на детских секциях, но также во время различных мероприятий, встреч, экскурсий, походов в кино и театр. 
Особое значение приобретают сказки, на примере которых дети могут получить бесценный опыт разрешения конфликтных ситуаций, примеры благородства, честности и доброты. Обсуждая с ребенком сюжет сказки или мультфильма, важно слушать и понимать его, делать корректные замечания, высказывать свое мнение, не навязывая его, отказавшись от нотаций и нравоучений. Для профилактики  конфликтного поведения детей родителям целесообразно использовать совместное чтение книг, игровую и совместную творческую деятельность, что позволит сформировать открытую и доброжелательную личность, в простой и доступной для детей форме, демонстрируя им правильные с точки зрения общечеловеческих ценностей и морали алгоритмы. 

Конфликты между работниками детского сада

Конфликтные ситуации в коллективе ДОУ — не редкость, что обусловлено спецификой трудового процесса (должностными обязанностями и организацией труда), личностными потребностями педагогов (необходимостью в отпуске, повышении оклада, отдыхе), особенностями характера и поведения женщин, преимущественно составляющих коллектив детского сада и больше мужчин склонных к ссорам. В случае возникновения разногласий, каждый участник ссоры занимает позицию, которая несовместима или противоположна мнению другого, межличностные конфликты являются столкновением личностей, чьи цели, взгляды, черты характера и ценности кардинально отличаются. 
Несмотря на неизбежность производственных конфликтов, те из них, что не переходят на личности и не дискредитируют оппонентов, просто необходимы. Так, «позиционные конфликты», возникающие между работниками разных подразделений или служб, не только способствуют здоровой конкуренции, но и помогают руководителю объективно оценить работу подчиненных, вступивших в конструктивное противостояние. Отрицательно сказываются на деятельности детского сада конфликты, вышедшие за пределы профессиональных отношений. 
В этом случае уместна не конфликтная комиссия в ДОУ, а грамотное управление, принятие эффективных организационных решений, предупреждающих противостояние подчиненных.

Причины разногласий между педагогами

Педагогическому коллективу свойственна нормативность, накаленная психологическая атмосфера и конкурентность. Внутриколлективные отношения обусловлены чувством уважения к коллегам, ответственности и доверия друг к другу, профессиональной общности. В случае отсутствия какой-либо из составляющих, причинами ссор в коллективе педагогов чаще всего становятся:
  • отсутствие материального и морального удовлетворения от работы;
  • зависимость воспитателей от эффективности работы представителей вспомогательного персонала;
  • перенос проблем, которые должно решать руководство ДОУ, на горизонтальный уровень — в плоскость выяснения отношений между коллегами;
  • нехватка поддержки со стороны руководства, невыполнение заведующей своих функциональных обязанностей, что сказывается на работе педагогов. 
Психологические особенности взаимоотношений между коллегами в детском саду могут провоцировать конфликты:
  1. взаимная неприязнь и симпатия часто становится причиной несправедливых кадровых и административных решений, что накаляет межличностные отношения педагогов;
  2. нетолерантное отношение, вызванное расовыми, религиозными, культурными и иными различиями людей способствует появлению неблагоприятной психологической атмосферы;
  3. отсутствие психологической коммуникации — коллеги, руководство и подчиненные не учитывают мнения, потребности и состояния друг друга, не принимают во внимание чужую точку зрения, замечания и советы;
  4. «территориальность» — опытные работники негативно относятся к тому, новички или сотрудники, не входящие в их круг общения, используют «обжитую» комнату отдыха, рабочую зону или пространство;
  5. личностное своеобразие работников — отсутствие само- и взаимного уважения, агрессивность, неумение сдерживать свои эмоции, некоммуникабельность, неумение идти на компромиссы (избыточная принципиальность), тревожность.   

Разновидности производственных конфликтов в ДОУ

Социально-психологические разновидности конфликтов влияют на способы разрешения ситуации. По типу трудные жизненные ситуации бывают:
  • реакцией на профессиональные затруднения, невозможность выполнить трудовую функцию или конкретное задание;
  • ответом на препятствия в достижении личных целей;
  • порождением разности восприятия профессионального поведения и норм трудовой деятельности;
  • спровоцированными личной несовместимостью работников. 

В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогический коллектив, в силу специфики его трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением. Полезная информация о том, какие конфликты происходят в детском саду доступна в справочной системе «Образование»

По направлению разногласия бывают:
  1. «горизонтальными» — участвуют коллеги, которые не находятся в подчинении друг у друга (часто возникают между опытными и молодыми воспитателями, педагогами, работающими в разных или в одной группе ДОУ);
  2. «вертикальными» — ссоры между руководителем и подчиненным (встречаются в 75-80 % случаев);
  3. «смешанными» — объединяют оба типа. 
Участниками конфликтных ситуаций могут быть:
  • Воспитатель — воспитатель. Агрессия возникает по причине личной антипатии, несовпадения мнений по профессиональным вопросам, чувства личной и профессиональной нереализованности, ревности из-за отношений коллеги с детьми или родителями.
  • Воспитатель — старший воспитатель. Педагог игнорирует предложения и профессиональные советы старшего коллеги, демонстрирует отсутствие интереса к внедрению передового опыта, профессиональному росту, не заинтересован в реализации образовательных программ. Им не удается построить конструктивную модель взаимодействия. 
  • Старший воспитатель — заведующий ДОУ. Коллеги игнорируют педагогические взгляды друг друга, они сталкиваются с разногласиями в выборе вектора воспитательно-образовательного развития. 
  • Воспитатель — руководство ДОУ. Подчиненные не удовлетворены условиями и оплатой труда, стилем руководства, выдвигаемые к ним требования не соответствуют заявленным по должности. 

Особенности ссор и противоречий в детском саду: разрешение конфликтов

Примеры конфликтных ситуаций в ДОУ доказываются, что независимо от типа, причины возникновения и продолжительности, все они протекают по определенному сценарию: завязка, открытое противостояние, исход или переход на новый уровень (затухание). Заведующей детского сада иногда достаточно побеседовать с конфликтующими работниками и свидетелями их противостояния, чтобы выяснить причины ссоры, а иногда и раскрыть на них глаза участников противостояния. Руководителю порой приходится непросто, если речь идет о педагогах, которым свойственны:
  • стремление доминировать, быть во всем первым и оставлять последнее слово за собой;
  • несправедливые и поспешные оценки действий коллег, ущемление их прав и значения в жизни учреждения;
  • бескомпромиссная прямолинейность суждений, бесцеремонность и настойчивость, которая граничит с навязчивостью;
  • консерватизм взглядов, мыслей и убеждений, острое противостояние новому, стремление защищать устаревшие традиции;
  • напряженная инициативность, переоценка своих возможностей. 
В этом случае заведующему для разрешения конфликтных ситуаций в ДОУ необходимо провести максимально объективный психологический анализ разногласия, учитывая собственные наблюдения за взаимоотношениями работников, мнение свидетелей. В ходе анализа оценивается степень конфликтности подчиненных, наличие у них корпоративной культуры, проявление ведомости или лидерства, отзывчивость и толерантность. 
Руководителю не следует становиться участником спора, достаточно придерживаться позиции лица, заинтересованного в нормализации сложившихся межличностных осложнений, а не стороннего наблюдателя. Идеальной является роль посредника, контролирующего процесс решения разногласий путем переговоров, что позволяет им найти удобный для всех сторон выход.
Выделяют пять вариантов поведения в случае конфликта:
  1. Приспособление (уступки). Спорщик, ощущая преимущество оппонента, сдает позиции, отказываясь от своих прав и слов, приспосабливается к мнению другой стороны. Для сохранения благоприятных отношений он уступает, отказываясь от собственных интересов. Используется в том случае, когда предмет разногласий важнее для оппонента, чем для индивида, либо же если важнее сохранение хороших отношений.
  2. Уклонение. Оппонент не желает сотрудничать для поиска решения, отстаивать свои права, а потому уклоняется от прямой конфронтации, уходя от ответственности за принятие решения. Это актуально, если решение конфликта требует слишком больших усилий или когда исход ссоры не интересен ее участникам.
  3. Конкуренция. Прямое противоборство индивидов в стремлении доказать свою правоту, достичь цели, используя все доступные средства. Этот метод актуален, когда участники воспринимают как выход из нее только победу или поражение, подразумевая непримиримый антагонизм. 
  4. Сотрудничество — оба участника конфликта в ходе обмена мнениями активно ищут решение, которое удовлетворит каждого, учитывая их интересы. В этом случае обе стороны должны быть заинтересованы в обсуждении и выработке единого решения. 
  5. Компромисс. Благодаря взаимным уступкам и поиску промежуточных решений удается найти выход, от которого ни одна из сторон не выиграет, и не проиграет. Актуальна в случае горизонтальных конфликтов, когда оба участника имеют одинаковую власть и взаимоисключающие интересы, но не имеют достаточно времени.

Решение конфликтных ситуаций между педагогами

Заведующий ДОУ, чтобы предотвратить или решить имеющиеся конфликты в коллективе, оценивает их поступки, выявляет причины недоброжелательности, стремясь направлять взаимоотношения подчиненных в толерантном и дружелюбном ключе. При этом руководителю следует придерживаться личностно-ориентированной модели, способствуя повышению уровня корпоративной культуры, для чего актуально своевременно сообщать подчиненным о принципах премирования, объективно оценивать их старания и работу, проявлять заботу и не злоупотреблять своим положением. 
Реагируя на разногласия педагогов, заведующему необходимо проявлять мудрость и миролюбие, сохранять принципиальность и отказаться от мстительности. Чтобы создать благоприятный психологический климат в коллективе и снизить деструктив, заведующему детским садом важно отказаться от крика и неконструктивной критики в общении с подчиненными (критиковать поступки, а не человека), быть пунктуальным, самокритичным и уметь признавать свою неправоту, слушать других, подчеркивать достоинства подчиненных, а замечания высказывать без посторонних, выполнять те правила и нормы, соблюдения которых он требует от педагогов. 
Эффективными приемами реагирования на служебный конфликт являются:
  1. Мнение третьего или эксперта — попросить другого педагога безэмоционально и предельно объективно пояснить суть разногласий. 
  2. Организационные мероприятия. Создание так называемого организационного буфера, устраняющего многие служебные контакты. Как крайнее средство используется перемещение работников. Перемещать рекомендуется обоих работников, применяя этот способ только тогда, когда другие меры исчерпаны и каждый из конфликтующих действует убежденно и по существу в интересах коллектива.
  3. Нормализовать отношения, взяв часть вины на себя.
  4. Воспитательное воздействие, убеждение конфликтующих в общности цели, доказательство взаимной выгоды от совместной работы, анализ причин конфликта с целью показать его несерьезность.
  5. Внимательно разобраться в ссоре, уточнив, какая доля субъективных факторов присутствует, какие личностные барьеры препятствуют миру и чем грозят последствия происшествия.
  6. Разделение объекта спора. Уточнение границ полномочий, ответственности, компетенции. Поручение одному из конфликтующих решить другой, не менее важный вопрос, тогда как спорный вопрос решает второй участник конфликта. Передача спорного вопроса третьему лицу.
Проанализировав ситуацию, важно выяснить причину и зону конфликта, истинные мотивы, двигающие участниками. Нередко коллеги могут конфликтовать в течение долгих месяцев или лет, но открыто не признаваться в этом. На деле заведующему нужно признать факт существования конфликта, обозначить его участников, определить возможность проведения переговоров, на которых следует разработать варианты мирного решения конфликта, а после реализовать его. Иногда переговоры при участии руководителя заканчиваются принятием решения, которое никто не собирается выполнять, а потому, чтобы проблема не усугубилась, а причины, вызвавшие конфликт, исчезли, важно стремиться выполнить то, о чем договорились спорщики. 
Ввиду сложности разрешения противоречий, важно проводить в коллективе профилактическую работу. В качестве примера профилактики конфликтных ситуаций в детском саду используют тренинги, проведение совместных мероприятий, мастер-классы, внеклассные мероприятия (походы, экскурсии, торжества), которые позволяют сплотить коллектив, научить коллег делегировать обязанности, быть толерантнее и терпимее друг к другу. 

Конфликты между родителями в детском саду

В случае, когда разногласия возникают между родителями, каждая сторона, как правило, не желает слушать другого, считая свою позицию единственно верной. В этой ситуации решение конфликтных ситуаций в детском саду доверяют воспитателю, который при наличии достаточного опыта сможет устранить взаимные претензии еще в зародыше ссоры. Если претензии возникают на фоне конфликтного поведения одного из детей, что негативно отражается на жизни и здоровье других воспитанников, целесообразно:
систематически общаться с родителями трудного ребенка, воспитателем;
  • привлечь к ситуации штатного психолога или социального педагога;
  • под контролем педагогов без угроз и грубости общаться с ребенком, убеждая его отказаться от сложного поведения;
  • поговорить со своим ребенком, дать советы о том, как вести себя с трудным малышом. 
Важно, чтобы ссоры между родителями проходили без детей, поскольку нередко взрослые выходят за рамки приличий, а взаимная неприязнь родителей может отразиться на взаимоотношениях детей. 

Противоречия между родителями и воспитателями детского сада

От согласованности семейного и профессионального подхода к воспитанию детей зависит эффективность воспитательно-образовательного процесса, степень освоения детьми необходимых навыков и знаний, психологический комфорт в детском коллективе. К сожалению, разногласия стали нормой современного общения, а потому взаимодействие педагогов и родителей часто оборачивается конфликтом интересов, мировоззрений и воспитательных приемов. Педагоги предостерегают родителей от навязывания своих методов воспитания, поскольку воспитатели годами нарабатывают методический и практический опыт, с которым не могут сравниться знания мам и пап. К тому же в каждом ДОУ имеются собственные апробированные педагогические приемы, которые за годы работы доказали свою эффективность, тогда как передовые и даже экспериментальные взгляды родителей могут полностью противоречить им.
Конфликтные ситуации в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о нормативно-правовом регулировании образовательной деятельности ДОО, разработке основной образовательной программы дошкольного образования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО»

Конфликтные ситуации в ДОУ Конфликтные ситуации в ДОУ Конфликтные ситуации в ДОУ Конфликтные ситуации в ДОУ
Направления конфликтов между родителями и педагогами:
  • Воспитатель — члены семьи воспитанников. Разногласия спровоцированы разным отношением к поведению ребенка, его психологическим и физиологических особенностям, недостаточное или чрезмерное внимание к дошкольнику, завышенные требования к нему.
  • Родители — руководство ДОУ. Администрация в недостаточной мере проинформирована о семье воспитанника, а родители — о жизнедеятельности в детском саду, педагогическом коллективе, принципах работы. 
Долгое время конфликты между педагогами и родителями осуществлялись по схеме «начальник — подчиненный», где в роли обвинителя выступали воспитатели, однако теперь родители обладают опытом и знаниями в области психологии, российского законодательства, а потому не допускают давления на себя, требуя общения на равных. Чтобы эффективнее построить взаимоотношения, воспитателям важно знать 8 8 психологических типов «трудных» родителей):
  1. «Паровой каток». Идет напролом, агрессивен, бесцеремонен и временами даже груб. Часто не видит и не слышит ни себя, ни собеседника. Взаимодействие рассматривает как игру-соревнование, боится оказаться неправым и, чтобы не проиграть, нападает первым. Направляет свою агрессию на всех, а не на кого-либо конкретно, потому с ним нужно говорить спокойно, кратко и уверенно. Последняя фраза должна быть за педагогом.
  2. «Скрытый агрессор». Склонен к скрытой агрессии, прямое нападение не характерно, действует исподтишка, потому важно вывести его на открытое противостояние, а после помочь ему из него выйти. 
  3. «Разгневанный ребенок» . Как обиженный ребенок может неожиданно взорваться. Не в состоянии простить ни себе, ни другим потерю над ситуацией. Постоянно недоволен самим собой. Воспитателю стоит проявить к нему сочувствие. 
  4. «Жалобщик» Всегда всем недоволен, не верит ни себе, ни другим и во всем разочарован. Ему нужно показать, что педагог понимает проблему, переключить его энергию на поиск выхода из проблемы. Ему важно, чтобы его услышали и поняли. 
  5. «Всезнайка». Все знает лучше других и не терпит компетентности других. Хочет управлять событиями, соперников буквально парализует острыми замечаниями и бестактностью. Используя местоимения: «мы», «у нас», можно превратить такого родителя в союзника. 
  6. «Молчун» Сильно переживает по любому поводу и ни с кем не делится своими переживаниями. Ощущает безысходность и заражает всех окружающих этим ощущением. Постоянно стремится к совершенству и не может его достичь. С ним следует найти и подчеркнуть в оценках все то, что является полезным и конструктивным.
  7. «Сверхпокладистый». Очень хочет понравиться другим и пытается сделать это любой ценой. Готов делать все, что угодно, лишь бы понравиться, и, как правило, подводит в трудную минуту. С ним важно строго договариваться: что, где, когда, подчеркивать, что важна правдивость высказываний. 
  8. «Скрытный» .Находится в тени, не проявляет себя, боится ответственности. Не тщеславен, не стремится к самоутверждению. Такого родителя при разговоре необходимо подбадривать шутками. Показать, что позиция «в тени» не только вредит самому родителю, но и может иметь отрицательные последствия для ребенка.
К воспитателям в детском саду предъявляются особые требования, поскольку они работают в условиях эмоционального напряжения и высокого уровня ответственности, им ни к чему разногласия с родителями, которые происходят по субъективным и объективным причинам. К последним относят низкую квалификацию, пренебрежительное и недобросовестное отношение к своим обязанностям. Субъективные причины педагогов и родителей гораздо разнообразнее:
  • неоправданно положительное отношение — отдавая малыша в ДОУ, родители думают, что педагоги проведут с детьми всю необходимую воспитательно-образовательную работу, а им не придется заниматься с малышами;
  • некорректный образ воспитателя в глазах родителей — педагога воспринимают учителем, оценивающим успехи и неудачи мам и пап, источника рекомендаций, советов и помощи, которые касаются не столько детей, сколько родителей;
  • опытные воспитатели искренне любят детей и готовы помогать родителям в воспитании и обучении дошколят, однако мамы и папы могут воспринимать это навязыванием своей точки зрения и нравоучительством. 
Часто родители недовольным тем, что с их сыном или дочерью мало занимаются, не уделяют должного внимания, не создают условия для укрепления здоровья, не следят за тем, все ли он съедает, или заставляют съедать всю порцию, ограничивают свободу детей, не защищают одних малышей от агрессии других. 
Причина Выход из конфликтной ситуации
Педагог дает некорректные рекомендации, проявляет настойчивость, требуя от родителей неукоснительному следованию советам

Чаще всего конфликтные ситуации с родителями в ДОУ возникают в период адаптации малышей к новым условиям. В это время мамам и папам целесообразно прислушаться к советам педагогов, которые отмечают, что проще всего адаптируются в детском саду дошколята, лишенные гиперопеки родителей. Иногда опытные педработники рекомендуют забрать ребенка из детского сада, поскольку он еще не готов к жизнедеятельности учреждения (альтернатива — приводить малыша только на прогулку или на первую половину дня). Если воспитатель ведет себя надменно и бесцеремонно, что негативно отражается на отношениях родителей и их детей, стоит обратиться к заведующей учреждения, сменить группу или детский сад.

Воспитатель в своей работе допускает вопиющие нарушения

Чтобы оценить адекватность претензий к педработнику, следует объективно выяснить, сталкивались ли с аналогичными проблемами родители других воспитанников или нет. 

  • Если конкретный случай — исключительный, необходимо пересмотреть свои требования к воспитателю, возможно они завышены и не соответствуют действительности. 
  • Если халатность и некомпетентность воспитателя отмечают и другие родители, имея доказательства и составив заявления, необходимо обращаться сперва к заведующему, а после — в вышестоящие инстанции. 
Личные и профессиональные качества педагога далеки от идеала Иногда воспитатель ведет себя резко и грубо, делает поспешные выводы, позволяет себе ставить диагнозы ребенку и допускает другие ошибки. В этом случае спасением может стать беседа на отвлеченные темы, возможно, найти точки соприкосновения. Если это не удается, можно предложить супругу/супруге или другому члену семьи коммуницировать с педагогом.
Разница поколений и взглядов на воспитание Многие представители старшего поколения, работающие в ДОУ, придерживаются традиционных методик воспитания, которые прогрессивным родителям могут показаться устаревшими. Долгое время от детей требовали безоговорочного послушания и послушности, а сегодня акцент сместился на индивидуальность, наличие прав и свобод ребенка, всестороннее развитие личности малыша. Если родители и педагоги в детском саду придерживаются кардинально отличных взглядов, истину им придется искать посередине путем компромиссов и конструктивного диалога на условиях взаимного уважения.

К сожалению, даже самым опытным и талантливым педагогам иногда не хватает такта для бесконфликтного общения с родителями воспитанников. Найти правильный подход к взрослым порой гораздо сложнее, чем к детям, потому педагоги не умеют без агрессии и субъективных оценок доносить информацию о дошкольнике, не обращаются за помощью в реализации воспитательных задач к родителям («Ваня сегодня красиво рисовал/пел, но есть проблема, которая вызывает обеспокоенность… С чем это может быть связано? Как поступить в таком случае?»). Несмотря на то что воспитатели могут предъявить родителям аналогичный список претензий (часто неуважительно разговаривают с педагогами при детях, не уделяют малышам внимание, не занимаются их воспитанием, поздно забирают, забывают положить детям сменную одежду и обувь, не заботятся о том, чтобы дети имели базовые навыки самообслуживания), они стремятся находить компромиссы во всем. 
Чтобы избежать проблем опытные воспитатели стремятся избегать конфронтации с членами семей воспитанников, для чего:
  • максимально информируют родителей о специфике работы детского сада, стремятся безэмоционально и спокойно рассказывать как хорошее, так и плохое о ребенке;
  • вовлекают их в жизнедеятельность группы и ДОУ, проводят занятия и семинары в так называемых «Школах для родителей», повышают их педагогическую культуру, учат бесконфликтному решению проблем;
  • устанавливают тесное взаимодействие с родителями через социальные сети и мессенджеры (если общением руководит воспитатель, в сообществе будут подниматься более важные темы, чем подарки на праздники и организация похода в театр);
  • делятся в созданном сообществе фотографиями повседневной жизни воспитанников (в результате родители видят, что их дети играют, гуляют, занимаются, а не плачут, скучая по маме).
Знающие родители, в свою очередь, не забывают предупреждать педагогов о том, что ребенок, например, может капризничать, потому что устал после насыщенных выходных, что плохо себя чувствует или скучает по появившемуся домашнему питомцу, чтобы воспитатель проявил к нему больше внимания и такта. Они всегда помнят, что детский сад — помощь, но не альтернатива родительскому воспитанию. Таким образом, при правильном построении взаимодействия с членами семей детей им удастся найти бесконфликтный выход из любой внештатной ситуации. 
Родители и педагоги в детском саду должны выступать единой командой, способной научить детей избегать конфликтов, находить компромиссы, что позволит им чувствовать себя увереннее в школьном или рабочем коллективе. 

Конфликтная комиссия в детском саду на страже решения разногласий

Если участникам спора не удается прийти к единому решению, а проблемные ситуации в ДОУ возникают слишком часто, помочь в решении споров сможет конфликтная комиссия в детском саду, которая формируется приказом заведующего на постоянной основе, для решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций, возникающих в учебном и воспитательном процессе между педагогами, воспитанниками и родителями (законными представителями). Чтобы созвать комиссию, достаточно оформить соответствующее заявление в течение 10 дней с момента нарушения прав.
Комиссию составляет нечетное число членов — представителей родительского комитета, педагогов, профсоюзных работников. Комиссия рассматривает спорные вопросы, конфликтные ситуации, связанные с организацией образовательного процесса, предоставлением образовательных услуг и другие спорные  вопросы, обращаясь к участникам разногласий за объективными данными, приглашая их на заседания. Все члены комиссии работают на общественных началах, но фиксируют ход и решения заседаний в протоколах. Конфликтная комиссия вправе:
  • рекомендовать приостанавливать или отменять ранее принятое решение участников образовательного процесса на основании проведенного изучения рассматриваемой ситуации, вопроса  для разрешения возникшей  конфликтной ситуации;
  • рекомендовать изменения в локальных актах ДОУ с целью демократизации основ управления или расширения прав воспитанников;
  • разъяснять конфликтующим сторонам их обязанность соблюдения положений законодательных актов, действующих на территории РФ, положений Устава ДОУ,  норм  и правил, установленных локальными актами дошкольного образовательного учреждения и других положений нормативно-правовых актов;
  • принимать решение по каждому спорному вопросу, относящемуся к ее компетенции.
Альтернативным методом предотвращения и решения конфликтов между членами семей, педагогами и администрацией детского сада является установка видеонаблюдения в стенах учреждения. Современные системы видеонаблюдения не требуют специальных навыков, достаточно иметь смартфон или ПК, через доступ к которому можно наблюдать за всем, что происходит в ДОУ. Такой подход к безопасности детей может дополнительно стимулировать воспитателей качественно выполнять свою работу (в том числе и отказаться от издевательств, быть более внимательными к состоянию и вещам ребенка), но с другой стороны может создать дополнительный дискомфорт для тех, кто свои обязанности выполняет добросовестно, но не может работать под пристальным вниманием. 

Обсудить статью в наших группах:


Вконтакте resobr.ruВконтакте
Фэйсбук resobr.ruФэйсбук
Одноклассники resobr.ruОдноклассники

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.