Влияние эмоциональной среды на успеваемость учащихся школы

6157

Работа классного руководителя требует от педагога глубоких знаний психологии школьника и умения правильно организовать работу класса, т. е. создать благоприятную атмосферу в коллективе для каждого ученика. В моей педагогической практике был опыт классного руководства в двух классах одновременно. Классный руководитель – это и педагог, и воспитатель, и организатор внешкольных мероприятий, и консультант для родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают “мамой” или “папой” учащегося, но у этого “родителя” нет никаких прав на ребенка, а есть ответственность и добрая воля воспитывать и опекать чужих детей.

Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конф­ликтов с педагогами и сверстниками.

И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?

Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста.

Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода (девиантное и асоциальное поведение, неблагополучная семья), можно отнести: толерантность и эмоциональную наполненность среды, сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника (методики определения уровней толерантности и эмоциональной наполненности представлены ниже). Также целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.

На основании результатов исследований можно утверждать следующее:

  • существует прямо пропорциональная зависимость между уровнем толерантности учителя и его профессионализмом как предметника. Высококвалифицированный предметник умеет привить к преподаваемой дисциплине интерес, он уважает аудиторию и, чувствуя себя уверенно, держится с классом спокойно, не раздражается и не оскорбляет учеников;
  • в классах, где все дети успешны и уважают друг друга, всегда высокий уровень положительной эмоциональной наполненности.

Анализ результатов исследований, проведенных в четырех 7-х и пяти 5-х классах, позволил выяснить, что от 30 до 60% учащихся не считают себя успешными в учебе. Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:

  • дети не чувствуют свою значимость;
  • с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;
  • детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками.

Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят. В свою очередь классный руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей-предметников и учеников, при помощи различных анкет, тестов и (или) проверки уровня самоактуализации.

наверх

Вопросы для оценки самоактуализации учащихся

1. Чувствуешь ли ты себя нужным?

Да   Нет  Не задумывался

2. Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость?

Да   Нет  Не задумывался

3. Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются?

Да   Нет  Не задумывался

4. Получаешь ли ты в школе то, чего тебе не достает дома?

Да   Нет  Не задумывался

5. Осознаешь ли ты себя полноценной личностью?

Да   Нет  Не задумывался

6. Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе?

Да   Нет  Не задумывался

7. Устраивают ли тебя твои отношения с учителем?

Да   Нет  Не задумывался

8. Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?

Да   Нет  Не задумывался

9. Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей?

Да   Нет  Не задумывался

10. Вносишь ли свой особый вклад в жизнь класса и школы?

Да   Нет  Не задумывался

Ключ. Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1), не задумывался (0). Определяется сумма баллов по каждому опросному листу. Определяется доля (в %) учащихся с положительной и отрицательной суммарной оценкой. Возможна случайная или сплошная выборка (по 10 чел.) в целевой аудитории.

наверх

Современный педагог – это психолог, стремящийся строить воспитание и обучение на основе объективных сведений о личности ребенка. Контролировать качество взаимоотношений ученика и ученика, ученика и учителя-предметника необходимо при планировании действий, при появлении проблем с учебой. Также нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему “Я”. Стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя можно поддерживать, используя популярную сегодня рейтинговую систему, при этом результаты рейтинга можно наглядно оформлять различными способами, это могут быть: графики; диаграммы; таблицы; цветовые табло; знаки поощрения для победителей рейтинга.

Рейтинговать надо желание быть успешным, достижения в учебе, в преодолении ребенком своих комплексов.

Классный руководитель может применять следующую методику: считается средний балл полученных учеником за неделю оценок (кроме неудовлетворительных), которые складываются независимо от предмета. Перечень включаемых в оценку предметов может быть различен, его можно обсудить вместе с ребятами и родителями, например: только основные предметы или наиболее сложные предметы для конкретного класса, ученика. По каждому предмету (уровню) можно определять лидеров. Возможно выделение лидеров по различным номинациям, но только позитивным, например: “открытие недели”, “стремительный взлет”, “стабильность”, “великая сила воли” и т. д.

Целесообразно для определения рейтинга выбирать те предметы, которые являются наиболее значимыми для конкретного учебного заведения. Количество их не должно быть большим, например, русский язык, алгебра, история и физика. Таким образом, в этом списке могут быть предметы гуманитарного, естественного и математического циклов.

Классные руководители, как правило, являются учителями-предметниками с большой учебной нагрузкой (от 18 ч в неделю и выше), поэтому дополнительная работа по подсчету баллов, набранных учащимися, может стать достаточно обременительной для учителя. Подсчет рейтинговых баллов могут осуществлять и сами учащиеся, имеется в виду учебный сектор или иная структурная единица классного самоуправления. Впоследствии дети осознают, что такой вид работы – это преж­де всего внимание к каждому из них, и начнут сами составлять свои личные рейтинги. Такая форма самоанализа – это возможность поговорить о своих проблемах, почувствовать себя членом коллектива, сверить свою самооценку с мнением других. Это поможет детям понять, что в своих проблемах они не одиноки, потому что схожие проблемы бывают, как правило, у нескольких человек.

И тут важна роль классного руководителя как организатора открытого или закрытого классного часа (в форме “ток-шоу” по откровенному и доброжелательному обсуждению проблем, а не личных неудач детей), а также в налаживании системы поощрений.

Такие зачетные листы не будут дублировать дневники, т. к. современные, технически экипированные ученики не только не подают дневники на оценку – часто они не носят их с собой, а домашние задания записывают в тетрадях или в записных книжках (в мобильных телефонах).

Также целесообразно отслеживать рост усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, динамику его успехов. Будучи классным руководителем, я использовала простую методику: в конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за “отчетный” год я ставила оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Такие таблички раздавались и ребятам на итоговом классном часе, и родителям на родительском собрании для размышлений о результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и достаточно эффективна.

Анализ проведения исследований и данных личного опыта позволяет сделать следующие выводы:

  • понятие “контроль учебы” гораздо шире, чем понятие “контроль успеваемости”, поскольку предполагает необходимость отслеживания и поддержания на должном уровне факторов, влияющих на успешность обучаемого;
  • хорошая учеба – это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что нерешаемых задач нет;
  • наиболее целесообразным способом контроля учебы является отслеживание стабильности отношения к учебе и усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, а также динамики его успехов. Ведь наибольшего внимания заслуживают не “стабильные” ученики, а стремящиеся “к взятию вершин”, упорные и “взлетевшие”;
  • уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы;
  • если в школе успехи детей в учебе станут контролировать все члены педагогического коллектива, прежде всего учителя-предметники, которые могут рейтинговать их по своему предмету, то у классного руководителя не будет особой проблемы с таким контролем.


Дополнительно: Методики и критерии оценки толерантности учителей, класса и родителей

Воробьева О.Я.

Источник: Справочник классного руководителя. 2007.

Дополнительные материалы: работа классного руководителя, учебная деятельность, контроль учебы, рейтинговая система, толерантность

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль