Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ

24 ноября 2019
134
Средний балл: 0 из 5

Индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ — технология совершенствования профессионального мастерства, которая представляет собой образовательную программу, дифференцированную под потребности педработника и обеспечивающую достижение планируемых результатов развития. Узнать больше о создании карты ИОМ и алгоритмах работы с программой можно из текста статьи.

ИОМ — это одновременно вектор образовательной траектории и средство самообразования воспитателя. Он актуален в связи с:

  • систематическими изменениями в законодательной базе в образовании и методической науке;
  • актуализацией потребностей всех участников образовательных отношений.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ

Модернизация отечественной образовательной системы требует от педагогов готовности активно внедрять инновации, осваивать новые педагогические технологии в рамках концепции постоянного профессионального и личностного роста. Индивидуализация образования педагогических работников осуществляется с учетом личных потребностей воспитателя и целевых ориентиров ДОУ. ИОМ обеспечивает педагогу право выбора, разработки и осуществления личной целенаправленно созданной программы развития педагогической компетентности.

По характеру деятельности педагогов выделяют следующие типы маршрутов: «Профессиональные достижения», «Проектная работа», «Педагогические исследования» и прочие. Работа над созданием и реализацией ИОМ педагога ДОУ предусматривает системный и последовательный подход к оценке текущего уровня профессионального мастерства воспитателя и планированию необходимого уровня квалификации. Недостаточно использовать пример индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ, поскольку образовательная траектория должна быть максимально индивидуализирована на основании полученных результатов диагностики и самооценки. Поскольку работа педагога над собой не должна прекращаться в течение всего профессионального пути, реализация маршрута в обязательном порядке предполагает процесс рефлексии, необходимой для перспективного планирования дальнейшего самообразованию и совершенствования, а также оценки эффективности предпринятых мер.

Представители администрации ДОУ оказывают всестороннюю помощь методическую и консультативную педагогам, расширяя их знания относительно возможностей методической работы, передовых технологиях и образовательных методиках развития профкомпетентности. Благодаря этому в ИОМ значительное внимание уделяется самообразованию, а также таким направлениям деятельности педагога, как участие в работе педагогического сообщества и методического объединения.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ: пример структуры

Единой установленной структуры образовательного маршрута воспитателя или учителя не существует, а потому каждый педагогический работник разрабатывает авторскую образовательную программу, включая в нее те содержательные разделы, которые считает нужным.

Используя образец индивидуального образовательного маршрута воспитателя ДОУ, даже молодой специалист сможет разработать программу повышения профессионального мастерства. Оформление ИОМ начинается с титульного листа документа, на котором указывают полное наименование ДОУ, название индивидуального образовательного маршрута, ФИО педагогического работника, дату и место создания. Дополнительно дается информационная справка об авторе маршрута: ФИО, должность и образование, педагогический стаж, квалификационная категория, аттестационный период.

Основная часть образовательной программы педагога состоит из двух ключевых блоков:

  1. Пояснительная записка — в этом разделе указывают тему самообразования, определяют цели и задачи работы, называют формы и планируемые результаты, выделяют сроки и принципы отчетности.
    • Выбирая тему работы, воспитатель оценивает ее актуальность, практическую ценность и значение для воспитательно-образовательной деятельности. В приоритете недостаточно освещенные в учебно-методической литературе направления работы.
    • Срок реализации ИОМ может варьироваться от года до пяти лет, поскольку зависит от глубины охвата и сложности выбранной темы, обнаруженных затруднений, локальных задач детского сада или непосредственно личных ориентиров педагога.
    • Формы самообразовательной деятельности: индивидуальные и коллективные (групповые). Последние реализуются через работу семинаров, методического объединения, обсуждение психологической и педагогической литературы (периодики), мастер-классы, курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, методические практикумы, творческие мастерские и другие мероприятия. В рамках индивидуальной работы педагоги ДОУ готовятся к прохождению аттестационных процедур, осваивают ИКТ, обобщают свой и передовой опыт, осуществляют самоанализ.
    • В подразделе ожидаемых результатов принято указывать повышение уровня педагогического мастерства и профессиональной компетенции, разработку авторских методический пособий, НОД, сценариев и программ, дидактических материалов, разработку и проведение мастер-классов, семинаров, участие в конференциях и профессиональных конкурсах.
    • Оформлять результаты работы воспитателям следует в виде педагогического проекта, творческого отчета или мастерской, портфолио, презентации.
  2. Содержательно-технологический раздел, в котором воспитатель дает список литературы, изученной им для выбора темы и ее разработки. Воспитатель указывает программно-методическое обеспечение своей образовательной программы, выделяя педагогические технологии, приемы и методики, которые он планирует освоить или внедрить в свою практику.
  3. Карта индивидуального образовательного маршрута педагога детского сада. План образовательной деятельности воспитателя, который чаще всего представляют в табличной форме, используя одну из двух популярных классификаций направлений работы. Карта объединяет различные образовательные линии, учитывая актуальные для воспитателя приоритеты, цели существующие ресурсы, навыки и затруднения.
ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы материалы, которые могут стимулировать образовательную работы воспитателя и его стремление к самообразованию

1. Новые методы и приемы, чтобы активизировать воспитателей на методических мероприятиях

2. Помогите воспитателю оценить себя – новая карта-матрица для самоанализа

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ по ФГОС

Согласно одной из классификаций, в ИОМ необходимо раскрыть пять направлений работы, каждому из которых в образовательной программе воспитателя соответствуют определенные виды деятельности, качественные и количественные показатели, сроки выполнения.

Профессиональное В этот раздел деятельности вносят мероприятия, направленные не изучение и освоение новых образовательных стандартов и программных требований, создание тематического планирования работы в группе детского сада, изучение передовых педагогических технологий, повышение квалификации посредством курсов, семинаров и мастер-классов, прохождение аттестационных процедур, создание авторских публикаций и участие в конкурсах педагогического мастерства.
Психолого-педагогическое Воспитатели активно осваивают материалы и литературу по детской психологии и педагогической деятельности в ДОУ, занимаются переосмыслением содержания воспитательной работы посредством внедрения инновационных технологий
Методическое
Одно из наиболее значимых направлений деятельности в индивидуальном образовательном маршруте воспитателя ДОУ по ФГОС. Он включает:
  • совершенствования навыков применения системно-деятельностного и индивидуализированного подхода к воспитанникам;
  • изучение и внедрение новых педагогических методов, форм и приемов. в том числе для работы с одаренными и детьми с ОВЗ;
  • изучение и следование успешному опыту коллег, участие в работе методического объединения города, района или региона, посещение открытых занятий и НОД коллег;
  • систематическое проведение самоанализа педагогической деятельности с последующим обобщением собственного опыта для его распространения; 
  • активное участие в работе методического объединения, заседаний педагогического совета ДОУ, педагогических конференциях. 
ИКТ-технологии
Поскольку педагогическим работникам важно не только использовать, но и активно внедрять ИК-технологии в воспитательно-образовательный процесс, это направление работы требует от воспитателя настойчивости и усердия. В ИОМ включают задачи по созданию:
  • личного сайта педагога и систематическому обновлению контента на нем;
  • страниц в социальных сетях и сервисах обмена сообщениями с коллегами и родителями воспитанников;
  • электронной почты для взаимодействия с единомышленниками; 
  • мультимедийных презентаций, тематических занятий, видео- и фотоматериалов.
Воспитателю необходимо включить в курс развития освоения мультимедийного проектора, актуальных для работы компьютерных программ, технологий проектирования воспитательно-образовательной деятельности, принципов сбора и анализа информации и вспомогательных материалов. 
Здоровьесбережение Внедрение здоровьесберегающих технологий, популяризация здорового образа жизни, сознательного отношения к своему здоровью. 

Продвижение по ИОМ демонстрируется по семестрам или месяцам. В карте индивидуального маршрута воспитателя, согласно другой классификации, выделяют три направления деятельности:

  1. Самообразование — персональный уровень деятельности, направленный на развитие определенных навыков и преодоление затруднений, обнаруженных в процессе диагностики педагогического мастерства. В индивидуальных образовательных маршрутах педагогов по ФГОС в детском саду чаще всего предполагает освоение передового опыта, практика использования ИКТ, посещение курсов повышения квалификации. Воспитатель работает с профильной литературой, посещает занятия коллег, занимается исследовательской деятельностью, разрабатывает новые методики работы.
  2. Методические объединения — организационный уровень работы, предполагающий участие в системе дошкольной методической деятельности, в муниципальных мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства, организацию и проведение НОД в рамках тематических декад. Важно подчеркнуть существенную взаимопомощь коллег, профильных специалистов (методистов, дефектологов, психологов) и участников методического объединения, благодаря которой воспитатели успешно реализуют методическую деятельность на всех уровнях.
  3. Профессиональные сообщества — командный уровень, предполагающий проектно-исследовательскую работу, обобщение педагогического опыта коллег и ведущих воспитателей.

В карте ИОМ должны найти отражение технологии корпоративного обучения, активных образовательных методик и взаимообучения. Первые преимущественно предполагают традиционные формы (круглые столы, заседания педсоветов, лекционные и семинарские занятия), то вторые обеспечивают развитие педагогической компетентности через дискуссии, игровые формы работы, дебаты, тренинги. Взаимообучение в образовательной программе воспитателя ДОУ может быть реализовано не только через посещение занятий коллег, но и через совместное создание банка методических разработок, мастер-классы и открытые обсуждения.

Эффективный контракт в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше об оформлении трудовых отношений, организации рабочего времени и отдыха, кадрового документооборота, оплате труда и эффективного контракта поможет учебная программа

«Трудовые отношения и кадровый документооборот»

Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ

Воспитателям важно не только вдумчиво и сознательно подходить к процессу разработки ИОМ, но также своевременно заполнять графы документа, касающиеся самоанализа и оформления результатов проделанной работы. В этом педагогу необходимо следовать принципам объективности и достоверности. По итогам реализации индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ по ФГОС проводится сопоставление запланированных и полученных результатов, что необходимо для последующего целеполагания, рефлексии и внесения корректив в текущий ИОМ. Результаты реализации образовательной программы воспитатели отражают в соответствующих графах карты ИОМ, где указывают:

  • что было достигнуто по каждому из направлений деятельности, отражая это в виде конкретного продукта — разработки НОД, дидактических материалов, сценариев, презентаций и прочего;
  • как педагог относится к собственным достижениям, считает ли их достаточными;
  • в какой форме будут представлены результаты работы (место и время, если речь идет о презентации, ссылки, если имеется в виду электронный формат отчетности).

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.