Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Перспективное планирование в старшей группе

20 ноября 2019
170
Средний балл: 5 из 5

Перспективное планирование в старшей группе ДОУ подразумевает разработку системы комплексной педагогической работы, направленной на поддержание развития детей в период дошкольного детства. В статье представлены рекомендации по составлению перспективных планов для старшей группы, опорные материалы и полезные файлы для скачивания.

В современных образовательных условиях определение векторов ведения педагогической работы является ключевой организационной задачей. Перспективное планирование в старшей группе ДОУ направлено на:

  • повышение общего уровня знаний, эрудированности и воспитанности детей старшего дошкольного возраста на основе удовлетворения природного познавательного интереса и повышения личной мотивации;
  • выявление, развитие интеллектуальных, психофизических, творческих способностей воспитанников;
  • привитие навыков продуктивной самостоятельной активности по разным направлениям деятельности и самообслуживанию;
  • применение широкого круга педагогических методов и форм работы для обучения детского контингента;
  • подготовка детей к успешной адаптации в социуме;
  • повышение профессионального уровня педагогического работника за счет реализации качественно новых методических решений.

Перспективное планирование в старшей группе по ФГОС

Определение ключевых направлений ведения педагогической работы в старшей группе детского сада, отражаемое в документах перспективного и календарно-тематического планирования, осуществляется на основе выбранной к реализации программы дошкольного образования с учетом возрастных и личностных показателей развития воспитанников и специфики образовательной ситуации в ДОУ. Цель перспективного планирования в старшей группе по ФГОС — обеспечение научно-обоснованного подхода к процессу воспитания, обеспечение его системности, целостности и эффективности за счет грамотного выбора и последовательного осуществления различных методических решений.

Поскольку проектирование педагогической деятельности неизменно ограничено организационными рамками, непосредственно перед определением основного содержания планирования целесообразно указать его основные ориентиры:

  1. Участниками учебно-воспитательного процесса в старшей группе являются дети, достигшие пяти-шестилетнего возраста, их родители (законные представители) и педработники ДОУ.
  2. Воспитатели, ответственные за организацию образовательного комплекса в старшей группе, знают специфику педагогической работы в ближайшей школе, владеют средствами обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.
  3. Предусмотренная в ходе перспективного планирования в старшей группе образовательная деятельность должна охватывать все направления развития и предусматривать возможность систематической организации всех видов развивающей деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  4. Ведение психолого-педагогической работы с воспитанниками старшей группы строится с использованием традиционных и инновационных методов и форм организации коллективной работы — утренников, продуктивных досугов, сеансов свободного экспериментирования, квестов, реализацию проектов и пр. Основанием для выбора технологий педагогического взаимодействия являются результаты комплексного анализа показателей развития воспитанников, включая длительность посещения детского сада каждым ребенком подотчетной группы.
  5. С целью обеспечения продуктивной самостоятельной деятельности воспитанников в помещениях, на участках группы создается соответствующая возрасту предметно-развивающая среда. Организация игр, прогулок, режимных моментов осуществляется таким образом, что обеспечить педагогу организационную возможность оказать индивидуальную помощь воспитанникам по всем направлениям развития.
  6. При перспективном планировании в старшей группе ДОУ необходимо предусмотреть возможность взаимодействия с представителями семей по вопросам организации целостности образовательного комплекса системно в утренние и вечерние часы (с 7.00 до 8.30 и с 17.00 до 19.00 соответственно), а также периодично при организации исследовательской, проектной, досуговой и других видов деятельности. Дополнительно воспитатель совместно с другими специалистами детского сада проводит консультирование родителей в рамках реализации психолого-педагогической поддержки семей.
  7. НОД в старшей группе осуществляется в форме занятий, наблюдений, сеансов экспериментирования, экскурсий, дидактических игр — обязательно в первой половине дня. Совместная деятельность воспитанников старшей группы и воспитателя в теплое время года осуществляется на групповом участке. Занятия физической культурой и музыкой организуются в специально оборудованных залах по подгруппам.

Опорные точки, определяющие специфику содержания перспективного планирования в старшей группе на год, могут меняться с целью создания оптимальных условий для гармоничного возрастного развития дошкольников. Так, в группах компенсаторной направленности режимные моменты могут быть пересмотрены ввиду психофизических особенностей детей. При проектировании образовательного комплекса для воспитанников с тяжелыми или множественными патологиями развития количество реализуемых областей и может быть сокращено в пользу формирования навыков активной социализации, или могут быть пересмотрены нормативы занятости по отдельным видам деятельности. С целью создания оптимальных условий для ведения содержательной педагогической деятельности в старшей группе необходимо ориентироваться на содержание нормативных документов, выбранной к реализации ООП ДО и реальные образовательные потребности дошкольников.

Перспективное планирование в старшей группе по образовательным областям

Главным принципом организации учебно-воспитательного комплекса в условиях внедрения системно-деятельностного подхода является обеспечение преемственности и целостности, что является возможным только при условии грамотного проектирования ключевых направлений развития и обеспечения их взаимосвязи. Рассмотрим подробнее задачи перспективного планирования в старшей группе по образовательным областям.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации по руководству деятельностью педагогического состава ДОУ читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

- Как составить перспективно-календарный план работы с детьми

 (инструкция для воспитателей)

Как составить план взаимодействия детского сада и школы, чтобы решить задачи преемственности

 (образец плана)

Социально-личностное развитие (образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность»)

Учитывая психофизические особенности возрастного развития детей 5-6 лет, педагогическая работа в старшей группе по данному направлению должна способствовать развитию активности, инициативности, самостоятельности, а также:

  1. Содействовать становлению социально-ценностных ориентаций и взаимоотношений, а именно формированию доброжелательных отношений между детьми в группе, о природе положительных и отрицательных поступков, принципах взаимоуважения, толерантности, адекватного восприятия критики, подкрепленной фактами.
  2. Формировать предпосылки трудовой деятельности.
  3. Закреплять навыки воспитанников по ведению безопасной жизнедеятельности, в том числе в нетипичных ситуациях (на природе, во время праздничных мероприятий).
  4. Поддерживать созидательное отношение детей к окружающему миру, заботливое отношение к другим людям, природе, представителям животного и растительного мира.

Познавательное развитие (образовательная область «Познание»)

Осуществляя перспективное планирование образовательной деятельности в старшей группе в области познания, необходимо способствовать:

  • расширению детского кругозора, последовательному упорядочиванию и систематизации представлений воспитанников об окружающем мире, созданию предпосылок для самостоятельной поисковой и исследовательской активности;
  • своевременному интеллектуальному развитию дошкольников посредством формирования базовых математических знаний и элементарных навыков проведения анализа, совершенствованию пространственного воображения, тренировке логического мышления;
  • становлению знаково-символической функции, на сформированность которой указывает наличие первичных представлений о моделировании, проявление воображения и творческого мышления;
  • воспитанию чувства патриотизма, уважительного отношения к исторической памяти, своему народу и стране.
Перспективное планирование в старшей группе

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о нормативном обеспечении педагогической деятельности, социально-психологических закономерностях развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, принципах психолого-педагогической культуры воспитателя поможет учебная программа «Компетенции воспитателя»

Перспективное планирование в старшей группе Перспективное планирование в старшей группе Перспективное планирование в старшей группе Перспективное планирование в старшей группе

Речевое развитие (образовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)

С целью удовлетворения возрастных образовательных потребностей пяти-шестилеток работа по направлению, предусмотренная в рамках подготовки в обучению в школе документами перспективного планирования в старшей группе, должна быть направлена на:

  • развитие грамматического строя, лексической и произносительной стороны речи воспитанников;
  • совершенствование навыков связной речи детей посредством отработки монологических и диалогических высказываний, составление описаний, повествований, пересказов;
  • подготовку к освоению письменной форме речи, что предусматривает «постановку» руки к письму, формирование элементарных графических умений, анализе и составлении условных обозначений.

Художественно-эстетическое развитие (образовательные области «Художественное творчество», «Музыка»)

Реализация данного направления развития детей старшей группы охватывает широкий комплекс задач, включая продуктивную активность, приобщение ко всем видам искусства (изобразительное, музыкальное, словесное) через знакомство с признанными шедеврами (полотна И. Шишкина, И. Левитана, В. Серова, И. Грабаря, П. Кончаловского), инициирование личностного детского самовыражения через попытки творчества, развитие эстетического вкуса и потребности в созидании, создании прекрасного. Таким образом, в документ перспективного планирования в старшей группе по темам необходимо включить:

  • изобразительную деятельность — продолжить развивать навыки воспитанников в сфере сюжетного, предметного, декоративного рисования, переходя от целостного к фрагментарному, знакомить с образцами и техниками народного творчества (Городец, Гжель) и прикладного искусства, тренировать навыки простого анализа (например, устанавливать сходства и различия);
  • лепку, предусматривающую совершенствование навыков пяти-шестилеток по работе с глиной, пластилином и другими видами безопасных пластических масс в ходе (рекомендована лепка предметов с натуры, мелких деталей, создание предметов посуды ленточным способом, отработка сглаживания форм, выразительности сюжетных образов, лепка по представлению, отработка навыков аккуратной работы);
  • аппликацию — воспитанники старшей группы учатся вырезать одинаковые фигуры и создавать их них изображения (предметные и сюжетные), осваивают прием обертывания;
  • художественный труд, занятия которым согласно перспективному планированию в старшей группе стоит посвятить совершенствованию навыков работы детей с бумагой посредством создания объемных фигур, работе с готовыми выкройками при производстве игрушек для сюжетно-ролевых игр (сумок, шапок, флажков), элементов дидактических пособий;
  • слушание музыки, направленное на привитие детям навыков классификации частей музыкальных произведений (вступление, основа, заключение), их жанров, различение звучания разных музыкальных инструментов, градации звуков по высоте в пределах квинты;
  • пение и песенное творчество, подразумевающее совершенствование навыков сольного и хорового пения, импровизации и сочинительства;
  • музыкально-игровое и танцевальное творчество (развитие чувства ритма, закрепление навыков исполнения танцевальных движений, их самостоятельного придумывания с учетом особенностей звукового сопровождения, игра на детских музыкальных инструментах).

Физическое развитие (образовательные области «Физическая культура», «Здоровье»)

Перспективное планирование физического развития воспитанников старшей группы в ДОУ должно способствовать полноценному возрастному развитию и совершенствованию основных показателей здоровья. Для этого необходимо:

  1. Создавать условия для всестороннего обогащения двигательного опыта детей.
  2. Продолжать поддерживать потребность воспитанников в разнообразной самостоятельной двигательной деятельности.
  3. Формировать предпосылки осознанного ведения ЗОЖ, личностного стремление к чистоте и аккуратности.

Комплексно-перспективное планирование для старшей группы: опорные материалы

Составление перспективного плана определяет базис педагогической деятельности с детьми пяти-шести лет, на основе которого разрабатывается годовой и календарно-тематический план с опорой на методические пособия. При осуществлении перспективного планирования работы в старшей группе целесообразно использовать «Комплексные занятия» под редакцией Н.Е. Вераксы, а также другие пособия, разработанные в помощь воспитателям старшей группы:

  • И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений»
  • О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
  • В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
  • Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»
  • Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду»
  • Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала»

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.