Получите в подарок пылесос >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС

27 сентября 2019
207
Средний балл: 0 из 5

Одной из важнейших задач ДОУ, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), является поддержание и укрепление детского здоровья. Ответственность за состояние воспитанников возлагается на педагогов детских садов. Физически крепкие малыши лучше обучаются и более эффективно развивают навыки. Именно поэтому кроме общеукрепляющих методик, в работе ДОУ применяются здоровьесберегающие технологии, направленные на прививание детям навыков здорового образа жизни и воспитания в них гармонично развитой личности. 

Особенности здоровьесберегающих технологий в ДОУ 

При правильной организации деятельности педагоги тщательно продумывают все нюансы режима детей с учетом их потребностей. В результате обеспечивается гармоничное развитие малышей в благоприятной среде без стрессов и непомерных нагрузок.

Факторы, влияющие на здоровье дошкольников

Существует ряд факторов, которые могут оказать негативное воздействие на здоровье детей в детском саду:

  • недостаточное количество внимания или родительского контроля в отношении здоровья ребенка;
  • некорректная организация процесса обучения (без учета требований СанПиН);
  • использование во время занятий методик без учета возрастной специфики группы дошкольников. 

Дети совершенствуют свои умения, находят новые и раскрывают уже имеющиеся интересы. Кроме знаний и навыков, воспитатели (совместно с физкультурными и музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования, психологами, логопедами и медсестрами) стараются привить малышам привычки ЗОЖ, используя для этого виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ, которые имеют различную направленность: контроль и поддержка благоприятного психологического состояния, поддержание оптимального уровня двигательной активности, диспансеризация, правильное питание, организация процесса обучения согласно гигиеническим и санитарным стандартам.

Цели и задачи здоровьесберегающих технологий в ДОУ 

В таблице перечислены основные задачи здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

Задачи

Младшие группы (1,5-4 года)

Средняя и старшая группы (4-6 лет)

Подготовительная группа (6-7 лет)

Воспитательные

Создание мотивации к регулярному выполнению физических упражнений и правильному питанию, воспитание опрятности.


Развитие коллективизма, стремления заниматься спортом, прививание полезных привычек.

Воспитание осознанного отношения к личной гигиене, обучение тому, как избегать вредных привычек, поощрение желания самостоятельно заниматься спортом.

Развивающие

Развитие способности точно повторять показываемые действия, внимания, двигательных навыков, координации движений, мелкой моторики и тактильного восприятия, формирование навыков культуры и гигиены.   

Совершенствование навыков культуры и гигиены, развитие всех разновидностей восприятия и умения выполнять действия по команде, развитие гибкости, точности и ловкости движений.

Профилактика умственного перенапряжения, повышение двигательной активности, развитие логического мышления и аналитических способностей.

Образовательные

Формирование представлений о здоровье и правильном питании, о деятельности врачей и медсестер, расширение словарного запаса.

Формирование представлений о работе разных органов и систем организма, обучение навыкам соблюдения питьевого режима и сбалансированного питания, пополнение словарного запаса.

Обучение простым техникам снятия эмоционального и физического напряжения, формирование представлений о заболеваниях и методах защиты от них.

Разновидности здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС

Перечислим основные виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ. В зависимости от используемых средств и методов воздействия на дошкольников, они подразделяются на:

  • социально-психологические – направлены на поддержание эмоциональной стабильности и хорошего настроения (сказкотерапия путем сочинения, инсценировки или прослушивания сказочных историй, психогимнастика для борьбы со страхами, снижения агрессии и т.д., песочная терапия в виде игр с кинетическим песком для развития мозговой активности, музыкотерапия в форме танцев, игр или расслабления под музыку, цветотерапия в виде творческой работы с материалами приятных расцветок или просмотра разноцветных изображений);

  • физкультурно-оздоровительные – улучшение состояния здоровья с помощью разных видов двигательной активности (примеры таких здоровьесберегающих технологий в ДОУ - физкультминутки в седине длительных сидячих занятий, пальчиковые игры в виде упражнений для пальцев рук и кистей, улучшающие мозговую активность и эмоциональное состояние детей, дыхательная гимнастика для тренировки выносливости, развития речевого дыхания и релаксации, специальные техники для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, самомассаж для снятия мышечного напряжения, упражнения для глаз для укрепления органов зрения и снятия напряжения);

  • медико-профилактические – коррекция состояния здоровья, укрепление иммунитета, профилактика болезней путем контроля со стороны медработников (постоянное наблюдение за состоянием воспитанников, закаливание с помощью солевого, водного, воздушного и солнечного воздействия, фитотерапия с помощью витаминных чаев или коктейлей для профилактики простуд во время эпидемий, оксигенотерапия с помощью кислородных коктейлей для общего укрепления организма и профилактики хронической усталости);

  • здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ – обучение воспитанников основам ЗОЖ (занятия по вопросам здоровья, зарядка после пробуждения).

Педагог детского сада, планирующий использовать здоровьесберегающие технологии в ДОУ, должен пройти аттестацию. Перед этим ему необходимо изучить соответствующие методические материалы и ознакомиться с опытом других воспитателей, читая периодические издания педагогической тематики, статьи на профильных интернет-сайтах или посещая соответствующие мероприятия. Формирование и внедрение здоровьесберегающих технологий в практическую деятельность ДОУ происходит в тесном взаимодействии с медицинским персоналом, родителями и руководством дошкольного образовательного учреждения.      

Методика и специфика внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в группах ДОУ могут использоваться в различных формах. Главное условие – занятия должны быть увлекательными и вызывать приятные эмоции у детей.

В младших группах практикуются наблюдения и опытная работа, двигательная активность, различные игры, изготовление поделок, беседы и другие виды деятельности. В средних группах – разнообразные сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. В старших группах – обсуждение проблемных вопросов, проекты, исследования, продуктивная творческая деятельность, ведение дневника, а в подготовительных – игры-драматизации, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, изготовление сложных поделок и т.д. Во всех возрастных группах проводятся разнообразные мастер-классы, дни здоровья и досуговые мероприятия на тему здоровьесберегающих технологий в ДОУ для дошкольников и их родителей.    

Игровые и досуговые формы здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Игры, проводимые в рамках учебы и воспитания дошкольников, интегрируются с основными здоровьесберегающими технологиями в ДОУ. Подобная активность помогает детям совершенствовать свои умения и узнавать новые факты об окружающем мире. 

Особенности проведения игровых занятий:

  • педагог принимает непосредственное участие во всех игровых занятиях с детьми младшего возраста, а в средних группах – только в новых играх;
  • у детей младшего дошкольного возраста занятия проходят индивидуально или в подгруппах, поскольку таким образом лучше усваивается информация;
  • игры проводятся с использованием средств, соответствующих возрастным особенностям дошкольников: в младших группах – маски и безопасные предметы, в средних и старших – костюмы и комплекты для сюжетно-ролевых игр, в подготовительной – конструкторы, комплекты настольных игр, самодельные изделия;
  • во всех группах проводятся занятия и закаливания на свежем воздухе;
  • дети от 5 лет участвуют в соревновательных играх.

Посмотреть варианты игр с использованием технологий здоровьесбережения в ДОУ можно по ссылке: 

Досуговые мероприятия в детских садах предполагают как самостоятельную работу, так и занятия в рамках разных тематик, в том числе, с применением здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС с привлечением родителей. 

Виды досуговой деятельности:

  • физкультурная – эстафеты, подвижные и соревновательные игры, нетрадиционная гимнастика;
  • литературно-музыкальная – разучивание и исполнение стихов и песен, прослушивание рассказов о ЗОЖ, музыкальные игры;
  • творческая – арт-терапия, изготовление поделок, постановка театральных сценок на тему здоровья и др.

Как проводятся занятия с применением здоровьесберегающих технологий в ДОУ 

Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ являются преимущественно интегрированными и включают элементы из художественной, познавательной, эстетической или двигательной сфер.   

Занятия имеют следующую структуру:

  1. Организационная часть в виде приветствия, оглашения темы и подготовки к работе.
  2. Введение – использование наглядных, песенных и др. материалов, сюрпризов и игровых ситуаций для мотивации детей.
  3. Основной блок занятия – раскрытие темы с помощью разных видов работы.
  4. Рефлексия – обмен впечатлениями, подведение итогов.

Методика занятий с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна учитывать необходимость регулярной смены деятельности у малышей. Для этого в состав малоподвижных занятий обязательно включаются разминки. Важно по мере возможности индивидуализировать работу в соответствии с интересами детей разной половой принадлежности, варьировать виды занятий между воспитанниками и выдавать детям задания различной степени сложности. Деятельность дошкольников непрерывно контролируется с использованием элементов поощрения.    

Продолжительность занятий с применением здоровьесберегающих технологий в группах ДОУ должна соответствовать требованиям СанПиН, установленным для занятий непосредственно образовательной деятельностью. Для младших дошкольников данный параметр составляет не более 15 минут.   

Анализ деятельности в рамках здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Проведенные занятия анализируются по разным параметрам (психологическое состояние детей, их вовлеченность в учебный процесс, эффективность методов и средств, соответствие тем и методики возрастным параметрам воспитанников) и оцениваются по 3-балльной шкале: 1 – плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо. Анализ необходим для определения эффективности использованных приемов, обнаружения недостатков в программе здоровьесбережения и корректировки ее методики с целью улучшения.  

Здоровое и гармоничное развитие детей возможно исключительно при условии позитивного и слаженного взаимодействия воспитателей и медицинских работников детского сада с детьми и их родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ делает процесс обучения более интересным и конструктивным, а у воспитанников формируется осознанное желание заботиться о собственном здоровье и вести здоровый образ жизни.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.