Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Развитие речи в детском саду

  • 18 июля 2019
  • 297

Формирование речевых компетенций является одной из главных задач учебно-воспитательной работы в условиях дошкольной образовательной практики. Универсальные учебные действия, выработка которых предусмотрена ФГОС ДО, тесно связаны с умением связно выражать свои мысли, чувства и эмоции. Развитие речи в детском саду — сложный педагогический комплекс, направленный на привитие будущим первоклассникам ряда навыков:

  • готовности управлять с помощью речи действиями, адекватно реагировать на озвученные просьбы;
  • формулировать монологические высказывания, поддерживать диалог на простейшие темы;
  • составлять устные рецензии касательно увиденного или услышанного (картинка, рассказ);
  • владеть способами и приемами, необходимыми для быстрого освоения грамоты.

Актуальность проблемы развития речи в детском саду

Процесс возрастных изменений, неизменно связанный с расширением компетенций, характеризуется достижением определенных физических и интеллектуальных показателей. Практика развития речи ребенка в детском саду направлена на формирование целостной парадигмы психических процессов и эмоционально-волевой сферы. Как известно, важнейшими отличиями человека является способность к познанию внешнего мира посредством памяти, мышления, воображения и, конечно же, речи, без овладения средствами которой невозможно добиться высоких показателей интеллекта.

Многолетняя педагогическая практика доказывает, что одного лишь достижения того или иного возраста недостаточно для формирования коммуникативных компетенций. Если ребенок растет в условиях благоприятной речевой среды, где взрослые неизменно открыты к ведению диалога и на собственном примере демонстрируют особенности реагирования на различные языковые ситуации, у малыша формируется способность выражать свои потребности, а позже — мыслить и воображать, закрепляя положительные эмоционально-волевые качества. Если дошкольник пребывает в атмосфере коммуникативной закрытости, его интеллектуальное развитие замедляется, и уже на этапе подготовки к школе возникают серьезные проблемы с овладением средствами родной речи. Истории известно немало случаев, как печальных, так и трагических, когда дети младенческого возраста, пребывавшие в аномальных условиях, испытывали серьезные сложности с освоением базовых речевых действий, и в конечном итоге оказывались психически недоразвитыми.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации по организации речевого развития дошкольников в детском саду читайте в журнале «Справочник рукводителя дошкольного учреждения»:

- Организуйте раннюю диагностику дисграфии и дислексии у детей

 (нормативная база)

Как объяснить родителям, что у ребенка проблемы в развитии

 (сценарий мини-консилиума)

Развитие речи в детском саду по ФГОС связано с необходимостью обеспечения своевременности и полноты обучения. На первых ступенях возрастного развития мозг малыша активно развивается, происходит формирование его основных функций. При этом в домашних условиях родители ввиду непонимания важности развития речевых навыков не уделяют формированию коммуникативных компетенций должного внимания, и это становится большой проблемой на пути гармоничного воспитания. В раннем возрасте органы речи (полость носа и рта, гортань, язык, губы) недостаточно развиты и неподвластны ребенку, но со временем и при условии систематических тренировок интеллект в полной мере подчиняет мускулатуру, что способствует свободной артикуляции и позволяет активно работать над дикцией и содержательным составом речи.

Воспитателям важно помнить, что речь является высшим показателем умственных способностей растущего человека, и при реализации комплекса речевого развития можно обеспечить не только гармоничное формирование интеллекта и эмоционально-волевой сферы, но и создать почву для успешного обучения в школе.

Цель и задачи детского сада по развитию речи дошкольников

Работа по обучению устной речи является одним из приоритетных направлений умственного воспитания детей дошкольного возраста. Комплекс развития речи в детском саду направлен на обучение воспитанников средствами свободного общения в бытовых и учебных ситуациях, формирование навыка свободно, доступно и полно выражать свои мысли в понятной для собеседников форме.

Детская речь может расцениваться как надежное коммуникативное средство только в том случае, если она понятна окружающим и позволяет передавать весь спектр эмоций и пожеланий без прикладывания дополнительных усилий (например, использования указательных жестов). При условии благоприятной речевой среды данные навыки вырабатываются в семьях, чаще всего непреднамеренно, под влиянием родителей, во время общения со сверстниками и другими взрослыми. В таких случаях цели и задачи детского сада по речевому воспитанию сводятся к расширению активного словаря, отработке отдельных речевых навыков, выработке чистоты произношения посредством применения различных методических приемов в ходе планомерного и последовательного обучения.

Дошкольная воспитательная практика предусматривает формирование коммуникативных компетенций на всех этапах пребывания ребенка в детском саду: во время режимных моментов, учебных занятий, организованной и свободной деятельности. В ходе совместного взаимодействия дошколята учатся совершенствовать навыки владения родным языком не только в непосредственном общении, но и приобщаются к традициям вежливой и ситуативной коммуникации, приучаясь правильно выбирать обращения, тему разговора, выполнять словесные поручения и выражать свои эмоции в социально допустимой форме. Нередко занятия и уроки по развития речи в детском саду включают, помимо отработки коммуникативных компетенций, правила поведения во время разговора (не опускать голову, а смотреть в лицо), изучение базовых правил вежливости, выработку умения строить высказывание в зависимости от ситуации (монолог, диалог, простая дискуссия).

Чтобы обеспечить высокий уровень эффективности речевого развития в детском саду, педагогам при проектировании учебно-воспитательного процесса следует принимать во внимание индивидуальные психоэмоциональные характеристики дошколят. Так, в рамках группы легко выделить маленьких болтунов, не стесняющихся ступать в разговор и демонстрировать речевые умения, но проявляющих несдержанность, неумение слушать товарищей, поддерживать беседу, требующих постоянного внимания, в том числе в развязной форме. Повышенная речевая активность в такой форме вредна для самого ребенка, поэтому ее важно последовательно корректировать и направлять в нужное русло. Еще одна проблемная группа воспитанников, требующая внимания в ходе речевого развития, — застенчивые дети, для которых высказывание перед группой вызывает значительный стресс. Такие малыши нередко боятся отвечать на поставленные вопросы, проявлять коммуникативную активность, а потому их успехи в овладении языком долгое время остаются незаметными. В силах воспитателя — выстраивать обучение родной речи таким образом, чтобы обеспечить последовательное и гармоничное развитие для всех малышей без исключения, чему в полной мере способствует тенденция индивидуализации образования и необходимость реализации ФГОС.

В числе значимых проектов по развитию речи в детском саду хочется также выделить воспитание увлеченности дошкольников художественным словом. Малые литературные формы и поэтические произведения оказывают большое влияние на интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие, оставаясь при этом одним из основных инструментов обогащения активного словаря. В юном возрасте важно познакомить ребенка с удивительным миром фольклорной мудрости, с небольшими стихотворными формами, доступными для быстрого заучивания, доступными для понимания произведениями отечественных и зарубежных классиков. Для многих дошкольников именно художественные произведения позволяют познакомиться с разнообразием природы, богатством окружающего мира, социальными нормами и культурными постулатами. Активная увлеченность детей гаджетами позволяет создать положительные условия для активной коммуникации, но она не может стать равноценной заменой художественному слову. Именно поэтому в практиках дошкольного воспитания должна быть отведена достаточная роль слушанию и рассказыванию сказок, разучиванию стихов и пословиц, организации театральной, проектной, поисковой, творческой деятельности на основе литературных произведений.

Развитие речи в детском саду

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о правовых основах сотрудничества участников образовательных отношений, психологических принципах работы педагога с семьей поможет учебная программа «Взаимодействие с родителями обучающихся для достижения образовательных результатов в ОО»

Развитие речи в детском саду Развитие речи в детском саду Развитие речи в детском саду Развитие речи в детском саду

Итак, конечные задачи детского сада в обучении дошкольников родному языку:

  1. Научить детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи).
  2. Воспитать навыки организованной речевой деятельности.
  3. Обогащать словарь.
  4. Воспитать любовь к художественному слову.
Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течение всего пребывания ребенка в детском саду.

Методика развития речи в детском саду

За годы успешной деятельности поколения отечественных педагогов накопили значительный опыт по вопросам обучения дошкольников родному языку. Методика развития речи в детском саду предусматривает реализацию определенной последовательности педагогических действий, направленных на последовательное приобщение детей к овладению звуковой грамотой, лексическим и грамматическим строем, принципами построения монологической и диалогической речи, в старшем дошкольном возрасте — подготовку к письму. В ходе обучения воспитанники усваивают, что слова обозначают предметы и явления окружающего мира, а это значит, что для точного выражения своих мыслей нужно подбирать наиболее близкие по смыслу слова, которые можно усвоить в ходе общения, прослушивания и чтения художественной литературы, непосредственно на занятиях.

Первая младшая группа

Подготовка к овладению средствами родного языка начинается с первой младшей группы, когда воспитанники пребывают на возрастной ступени двух-трех лет. Программное содержание в данной группе нацелено на тренировку артикуляционного аппарата посредством гуления и лепета, слухового сосредоточения, формирование пассивного словаря, закрепление умения повторять за воспитателем простые слова. С целью создания развивающей речевой среды воспитатели озвучивают малышам простые словесные поручения, предусматривающие коммуникативную активность («Спроси у Маши и расскажи мне…», «Что ты рассказал Диме? Что он тебе ответил?»). Не менее эффективным является рассматривание картинок, игрушек, предметов (самостоятельно или группой) с последующим озвучиванием педагогом интересных фактов и рассказов.

Технологии развития речи в детском саду также строиться на последовательном формировании пассивного словаря и созданию условий для постепенного введения выученных слов в повседневную речь. В раннем дошкольном возрасте малышей учат находить предметы по названию, цвету, расположению в пространстве, называть место их нахождения, имитировать различные движения или элементы поведения со звуковым сопровождением. Параллельно ведется работа по обогащению детского словаря существительными (названия игрушек, предметов личной гигиены, транспортных средств), глаголами, обозначающими трудовые действия, личностные взаимоотношения, эмоциональное состояние, наречиями. Не менее важными являются тренировки звуковой культуры речи: упражнения, направленные на отработку отчетливого произнесения отдельных звуков, звукоподражаний, простейших фраз, использование силы и высоты голоса.

В первой младшей группе детей учат правильно употреблять существительные и местоимения с глаголами, строить фразы в прошедшем и будущем времени, изменять глаголы по лицам, использовать предлоги, строит простые вопросы и отвечать на них полными предложениями. Чтобы создать оптимальные условия для тренировки связной речи, педагоги поощряют детей рассказывать об увиденном или услышанном, комментировать картинки, задают вопросы после группового прослушивания сказок и рассказов. Благодаря этому на конец учебного года показатель развития речи в детском саду характеризуется достижением самых младших дошкольников следующих успехов:

  1. Наличие активного словарного запаса объемом 1000-1200 слов.
  2. Готовность максимально точно воспроизводить за взрослыми небольшие предложения, в том числе вопросительные и восклицательные.
  3. Умение ответить на заданный вопрос или адекватно отреагировать на словесную просьбу, поделиться важной информацией.
  4. Сопровождение речью бытовых и игровых действий. Слушание небольших рассказов без наглядного сопровождения.
  5. Использование речи как основного коммуникативного средства.

Вторая младшая группа

Когда дети достигают возраста трех-четырех лет, а речь становится основным средством общения с миром, программа развития речи в детском саду прописывается с опорой на формирование правильного звукопроизношения и продолжение работы по тренировке связной речи. В рамках проектирования развивающей речевой среды воспитатели способствуют созданию коммуникативных ситуаций посредством озвучивания поручений, многократного повторения форм обращения к взрослым, демонстрации принципов налаживания контактов со сверстниками («Можно мне поиграть с тобой?»). В течение дня воспитанникам предлагаются для изучения картинки, книги, предметные изображения и другие наглядные материалы, создающие поводы для коммуникативной активности, а также наборы предметов для расширения знаний об окружающем мире и пополнения пассивного, а после — и активного словаря. В процессе ежедневной деятельности воспитателям необходимо продолжать рассказывать о житейских ситуациях и забавных случаях, задавать вопросы, побуждать малышей рассказывать об особенностях семейного быта, проказах домашних питомцев, впечатлениями о путешествиях.

Педагогическая деятельность по расширению активного словаря воспитанников ведется посредством уточнения называний отдельных предметов и явлений из ближайшего окружения, а также последовательного повторения лексических конструкций, связанных с ними. Развитие речи в детском саду на данном возрастном этапе предусматривает рассмотрение отдельных элементов предметов (у пальто — карманы, рукава, воротник), их характеристик (цвета, размеры, текстура, форма), свойств (стекло легко бьется), положение в пространстве (близко-далеко, на окне). Также важно обращать внимание воспитанников на группы предметов, сходные по характеристикам или способу использования (ложки — вилки — ножи, подушка — одеяло — простынь), выделять обобщающие слова, а еще — называть части суток.

 Цели и задачи развития речи

С целью совершенствования звуковой культуры речи малышей трех-четырехлетнего возраста учат четко произносить базовые гласные и отдельные группы согласных звуков (п — б — т — д — к—г; ф — в; т — с — з — ц). По-прежнему ведется педагогическая работа по тренировке артикуляционного аппарата, слухового восприятия и речевого дыхания, выработке правильного темпа речи и интонационной выразительности. Воспитателю важно поощрять детей говорить в спокойном темпе, избегая повышения голоса и излишней жестикуляции.

Значимыми средствами развития речи во второй младшей группе детского сада является упражнения, направленные за закрепление первичных знаний о грамматическом строе речи. Чтобы обеспечить поступательный прогресс, необходимо продолжить учить дошкольников правильно согласовывать существительные и местоимения с глаголами, формировать знания о единственном и множественном числе (ребенок — дети), расширять простые предложения посредством прилагательных и наречий. Формирование потребности в озвучивании своих мыслей, эмоций и впечатлений продолжает оставаться одним из основных инструментов развития связной речи, которая продолжается в ходе рассматривания иллюстраций, работы с дидактическим материалом, постановке инсценировок и небольших театральных действий. Ввиду того, что внимание малышей остается неустойчивым, воспитателю необходимо систематически напоминать о формах вежливого обращения к взрослым, проговаривать фразы, способствующие началу коммуникативного взаимодействия, а также напоминать о культуре ведения беседы (выслушивать собеседника, не перебивая).

На момент выпуска из второй младшей группы от воспитанников ожидается:

  1. Готовность по собственной инициативе, при заинтересованной поддержке собеседника рассказать об увиденном или услышанном, своих эмоциях и переживаниях.
  2. Способность отвечать на вопросы взрослых, касающихся зоны ближайшего развития; отвечать полными предложениями, включающими различные части речи.
  3. Театрализовать известные сказки, используя игрушки или фигурки настольного театра.

Средняя группа

Согласно программному содержанию педагогическая работа по развитию речи в средней группе детского сада нацелена на закрепление навыков правильного звукопроизношения, пересказывания и составления небольших рассказов. Для детей четырех-пятилетнего возраста развивающая речевая среда должна в полной мере удовлетворять потребности в получении различной информации, что будет способствовать расширению возможностей для коммуникативной активности и любознательности. Отличным организационным решением является создание в группе «Уголка интересных вещей», куда стоит последовательно помещать различные предметы и изображения явлений окружающего мира, выходящие за пределы ближайшего окружения. Это могут быть наборы картинок с изображением экзотических животных, растений и фруктов, транспортных средств, достопримечательностей родного города, а также интересный инструментарий (увеличительное стекло, магнит).

Помимо работы в «Уголке интересных вещей», пополнять и активизировать детский словарь следует введением существительных, обозначающих названия профессий, связанных с ними глаголов (пекарь сеет муку, месит тесто, печет хлеб, готовит торты), наречий, определяющих местоположение предмета в пространстве, различных состояний природных условий (пасмурно, солнечно) и настроения людей (весело, грустно). В рамках занятий по развитию речи в детском саду воспитанников средней группы учат заменять пространственные определения более точными (не тут, а слева), использовать обобщающие слова, максимально точно отражать сущность предмета. Рассказывая об интересных событиях или явлениях, инициируя проектную, исследовательскую или поисковую деятельность, воспитатель создает поводы для коммуникативной активности, в ходе которой показывает примеры вежливо и продуктивного общения со сверстниками и взрослыми.

Направления развития речи в ДОУ

На данном этапе возрастного развития следует предоставить воспитанникам возможность активного экспериментирования со словами. На пятом году жизни словотворчество является важным показателем интеллекта, при этом взрослые должны ненавязчиво указывать правильные формы слов с их последующим закреплением. Аналогичное правило касается трактовки отдельных лексем, поскольку смех над языковыми ошибками может восприниматься ребенком болезненно и провоцировать отказ от дальнейших экспериментов.

Важным этапом педагогической деятельности по развитию речи в детском саду остается создание условий для отработки правильного звукопроизношения, тренировки фонематического слуха и артикуляционного аппарата, проработки дикции. В ходе чтения сказок, разучивания стихотворных форм важно помогать воспитанникам совершенствовать интонационную выразительность речи, активно использовать вопросы и восклицания. Что касается грамматики, то на первый план выходит отработка активного использования существительных в единственном и множественном числе, именительном, родительном и винительном падежах, изучение повелительного наклонения глаголов, употребление несклоняемых слов. Также педагогам необходимо инициировать использование в речи детей простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, особенно при составлении монологов и диалогов.

На момент перехода со средней группы в старшую воспитанники должны овладеть рядом компетенций, в числе которых хочется выделить следующие:

  1. Расширение активного словаря за счет названий и предметов, не входящих в круг личного опыта.
  2. Активное использование слов, определяющих эмоциональное состояние, нравственные качества и черты характера, разнообразные характеристики предметов.
  3. Реализация принципов словообразования на базе известных слов.
  4. Выделение первого звука в слове, осмысленная интонационная активность.
  5. Употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций при необходимости передачи причины и следствия.
  6. Подробно описывать картинки, игрушки с предметной детализацией (при заинтересованном содействии взрослых).
  7. Драматизировать отрывки из знакомых сказок, рассказывать фантазийные истории.
  8. Активно сопровождать бытовую, игровую и сюжетную деятельность звуковым сопровождением.

Старшая группа

Для дошкольников, достигших возраста пяти-шести лет, занятия по развитию речи в детском саду преимущественно направлены на совершенствование фонематического слуха и составление самостоятельных содержательных высказываний. Чтобы создать среду, активно способствующую освоению воспитанниками родной речи, воспитателями необходимо:

  1. Продолжить знакомить детей с многообразием окружающего мира: предлагать для рассматривания различные иллюстрации и презентации, мини-коллекции, книги, открытки, фотографии, марки, монеты, карты растительного и животного мира, иллюстрации достопримечательностей родного края и Москвы, репродукции картин известных мастеров. Данное тематическое наполнение подбирается с учетом программного содержания.
  2. Поощрять детские попытки делится различными данными, уточнять источник получения той или иной информации (рассказ друга, интернет, выставка).
  3. Оказывать помощь по превращению отдельных высказываний в цельный содержательный рассказ с зачином, основной частью и концовкой.
  4. Подсказывать речевые обороты для вежливого и эмоционального обрамления речи, улаживания спорных и конфликтных ситуаций.

С пяти- и шестилетками словарная работа ведется в ходе открытия знаний о предметах быта, растительном и животном мире, профессиях, социальных и культурных особенностях, значимых исторических событиях. На данном возрастном этапе следует использовать пособия по развитию речи в детском саду, позволяющие систематически тренировать воспитанников в подборе существительных к прилагательным (сладкий — сахар, мед, торт), синонимов и антонимов, обобщающих слов.

Параллельно необходимо закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков в составе слова, учить детей определять место того или иного звука в слове, тренировать фонематический слух. Не менее важной является работа по закреплению верного грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, прилагательных — с существительными, постановка ударений, соблюдение правила чередовании согласных, образование однокоренных слов). Новые задания для детей строятся для включения в активный словарь прилагательных и наречий в сравнительной степени, овладения принципами включения в высказывания прямой и косвенной речи. Преимущественно отработка коммуникативных навыков осуществляется в ходе проектирования развернутых диалогов, подразумевающих озвучивание полных и содержательных ответов обеими сторонами, с поддержанием доброжелательного тона общения и использование средств интонационно образности. Общение воспитателя с педагогами протекает в режимных моментах, в периоды организованной и самостоятельной активности, в то время как занятия по развитию речи в детском саду преимущественно посвящают составлению рассказов по плану или по образцу (на основе представленной сюжетной картины), придумыванию концовок к незнакомым сказкам, свободному фантазированию, а также работе над дикцией.

К моменту выпуска из старшей группы дошкольники должны уметь:

  1. Вести диалог со сверстниками и взрослыми, адекватно реагируя на вопросы и ответы; быть готовыми подробно объяснить правила хорошо знакомой игры.
  2. Самостоятельно составлять рассказы по образцу, основываясь на личном опыте или содержании представленных картинок. Использовать в монологах прямую и косвенную речь, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
  3. Кратко пересказывать сказки, небольшие литературные произведения.
  4. Подбирать к существительным прилагательные и слова, близкие по значению, образовывать ряд однокоренных слов.
  5. Определять место звука в слове, работать над улучшением дикции.

Подготовительная группа

Целевые занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада направлены на освоение основ грамоты и подготовку к письму. Детей активно тренируют выполнять элементы звукового анализа, делить слова на слоги, складывать слова и предложения, тренироваться в составлении содержательных высказываний. В рамках формирования развивающей речевой среды важно реализовывать комплекс педагогических методов и приемов, направленных на совершенствование родного языка как основного средства общения, создавать «ситуации общения» по темам, наиболее интересным дошкольникам (на основе просмотра мультфильмов, кинолент, выполнения проектов или исследований), а также в ходе продолжения знакомства с окружающим миром. Задача педагога — способствовать уточнению и расширению высказываний воспитанников, учить озвучивать предположения, обоснования своей точки зрения и выводы, используя формулы словесной вежливости, а также поощрять проявления живого интереса и любознательности. Неизменно важно вести с детьми живой диалог, рассказывать интересные и поучительные жизненные истории, тем самым создавая возможности для формирования коммуникативных компетенций в неформальной ситуации и реализуя задачи нравственного воспитания.

Методы развития речи в детском саду

Для обогащения речи детей продолжается работа над формированием бытового, социально ориентированного и специального учебного словаря детей, пополнения эмоционально-оценочной лексики. Чтобы способствовать последовательному развитию речи дошкольников в детском саду, воспитателю важно инициировать тренировки по подбору синонимов, уточнению смысла отдельных слов, отработке дикции и фонематического слуха, грамотной расстановке слов в предложении. Дети старшего дошкольного возраста в ходе организованной и самостоятельной досуговой деятельности должны отрабатывать монологическую и диалогическую формы речи, учиться содержательно и емко пересказывать литературные тексты, составлять рассказы по картинкам, где изображена последовательность действий. Как правило, воспитанники проявляют значительную заинтересованность в выполнении необычных заданий: коллективном составлении поздравительной открытки или письма заболевшему человеку, сочинении фантазийных рассказов и сказок.

В подготовительной группе наиболее значимая работа ведется по подготовке к письму и обучению в школе. Шестилеткам необходимо дать представление о предложении (без стандартного определения), упражнять в составлении простых предложений, учить делить слова на слоги и проводить обратное действие.

По итогам анализ развития речи в детском саду выпускники подготовительной группы должны демонстрировать следующие умения и навыки:

  1. Свободно участвовать в коллективных беседах, предусматривающих постановку вопросов и формулирование полных содержательных ответов.
  2. При общении проявлять участие, доброжелательность, использовать формы словесной вежливости.
  3. Использовать в речи простые и сложные предложение, синонимы и антонимы.
  4. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
  5. Пересказывать, представлять с элементами драматизации сказки и рассказы, составлять монологические высказывания по сюжетной картинке, из личного опыта или о предмете.

Воспитанников всех возрастных групп на всех этапах дошкольного обучения необходимо поощрять изъяснятся самостоятельно, проявлять активность в общении со сверстниками и взрослыми. В случае выявления признаков неблагополучия в формировании речи (отсутствие выраженного лепета и интереса на обращения взрослых в младшем дошкольном возрасте, игнорирование речи как основного инструмента коммуникации, множественные логопедические нарушения) воспитателю следует инициировать обращение за помощью к логопеду или дефектологу, проводя консультации с родителями.

Педсовет по развитию речи в детском саду

В условиях перехода на ФГОС система дошкольного образования получила новые приоритетные направления для развития. Обозначены цели и задачи, соответствующие требованиям времени (использование ИКТ, ведение проектной и исследовательской работы), но вместе с тем актуальными остаются базовые проблемы воспитания, к числу которых следует отнести и обучение детей родному языку. Именно поэтому так важна консолидация усилий в данном направлении, действенным методом которой является организация педсоветов по развитию речи в детском саду.

В числе основных тем, требующих детального рассмотрения и коллективного обсуждения, остаются следующие:

  1. Выбор программных продуктов, педагогических методов, средств и приемов, способствующих формированию необходимых коммуникативных компетенций детей.
  2. Проблемы речевого развития дошкольников разных возрастных групп и пути их преодоления.
  3. Пути активного взаимодействия с родителями по направлению.
  4. Возможность включения логопедической составляющей в учебно-воспитательный комплекс на фоне индивидуализации обучения.

Реализуя комплекс анализа развития речи в детском саду, большинство педагогов сталкиваются с несостоятельностью применяемых педагогических мер из-за отсутствия выраженного конечного результата. Практика показывает, что все меньше воспитанников могут продемонстрировать грамотную, образную, богатую описаниями речь, при этом родители ввиду высокой занятости и недостаточной осведомленности осознают масштаб проблемы в неполной мере. Большинство дошкольников, в том числе выпускников подготовительной группы, выражают свои мысли односложными предложениями, неохотно делятся впечатлениями об увиденном или услышанном из-за отсутствия базовых коммуникативных навыков, неспособны грамотно озвучить простейшие формы и пожелания. В домашних условиях традиционное семейное общение заменяется активностью в социальных сетях или просмотром телепрограмм, а досуг сводиться к редким совместным поездкам, где также нет времени и места для активной коммуникации. На фоне этого мотивация воспитателей к ведению масштабной работы по развитию речи в условиях детского сада последовательно снижается, что обуславливает еще большее усугубление проблемы.

В ходе методических консультаций по развитию речи в детском саду, во время педсоветов важно наметить приоритетные направления работы по направлению, опираясь на результаты самообследования, данные анализа и ожидания потребителей образовательных услуг. Благодаря новым техническим возможностям есть возможность выделить и распространить инновационный педагогический опыт по речевому развитию детей, уверенно сочетая его с традиционными методами работы.

Так, опираясь на мнение академика М. М. Кольцовой, установившей, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук, всеми доступными методами нужно пытаться привлечь внимание воспитанников детского сада к различным предметам. Следует принять во внимание и донести до родителей: сегодня есть множество игрушек, развивающих мелкую моторику. Это специальные мягкие кубики, развивающие коврики, сконструированные из различных материалов и т. д. Для тех семей, кто не может позволить себе купить такие игрушки, есть возможность изготовить их самостоятельно, собственными руками. Можно из старой одежды сшить такие кубики, наполнив их различными материалами — горохом, крупами. Развивающие коврики также можно изготовить в домашних условиях из простого одеяла. В интернете есть много инструкций по изготовлению таких изделий. Кроме того, в ход можно пустить и свою фантазию. Это — лишь одно из средств развития речи в детском саду, которые могут быть рассмотрены в комплексе с остальными во время педагогического совета или консультаций.

Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития в детском саду

В числе эффективных способов взаимодействия с родителями по направлению хочется выделить тематические групповые собрания, в ходе которых следует раскрыть важность своевременного овладения детьми средствами родной речи, продемонстрировать базовые артикуляционные упражнения, способы увеличения активного словарного запаса и улучшения дикции, а также оформление информационных стендов, проведение дней открытых дверей с обязательным посещением занятий по речевому развитию, организация совместных досугов. С целью оказания помощи семьям воспитателям следует разработать практические рекомендации, как организовать деятельность по развитию речи дошкольников в семье, например:

  1. Делиться с детьми интересными историями из детства, взять за правило обсуждение совместно увиденного или услышанного (во время выполнения бытовых дел, прогулок, поездок, путешествий).
  2. Показывать различные предметы из зоны ближайшего окружения, рассказывать об их свойствах и характеристиках.
  3. Вместе разучивать стихотворения, читать сказки и стихи.
  4. Использовать доступные средства ИКТ для расширения словарного запаса, тренировки артикуляционного аппарата.

В рамках педсоветов следует обязательно уделять внимание проблеме активного взаимодействия с родителями воспитанников, испытывающих значительные трудности в овладении родным языком. Помимо базовых занятий по развитию речи в детском саду, следует обеспечить логопедическое и дефектологическое сопровождение, при необходимости — разработать индивидуальные программные продукты, чтобы создать оптимальные условия для формирования коммуникативных компетенций в процессе подготовки к школьному обучению.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.