Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Согласие родителей на логопедическое сопровождение ребенка

17 июля 2019
453
Средний балл: 0 из 5
Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста — комплекс мер, предпринимаемых с согласия родителей в ходе осуществления коррекционной работы с дошкольниками, у которых наблюдается недоразвитие фонематического слуха, нарушения слоговой и грамматической структуры речи, звукопроизношения, несформированность звуко-буквенного анализа и синтеза. Деятельность логопеда в детском саду предполагает:
  • своевременную психолого-педагогическую диагностику нарушений речи и отклонений речевого развития у воспитанников;
  • подбор оптимальных методик коррекционной работы для успешной адаптации детей в обществе;
  • преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у воспитанников, формирование звуковой культуры речи, 
  • работу над формированием предпосылок для усвоения грамоты и социализации;
  • взаимодействие коллегами и с родителями дошколят и их законными представителями;
  • консультативно-методическую деятельность. 

Логопедическое сопровождение детей в ДОУ

За весь период существования независимой России дети с ограниченными возможностями здоровья получали помощь в службах ранней помощи, группах кратковременного пребывания, консультативных пунктах и центрах игровой поддержки ребенка. К сожалению, сокращение финансирования подобных учреждений привело к закрытию большинства из них, а также к изменению подходов к оказанию ранней психолого-медико-педагогической поддержки в создаваемом в стране едином образовательном пространстве. Закрытию или существенному сокращению числа специализированных дошкольных учреждения поспособствовал еще и тот факт, что без речевой коммуникации включение детей с ОВЗ в коллектив нормально развивающихся сверстников практически невозможно.
Младшие дошкольники с ОВЗ, имеющие задержку психомоторного развития, не всегда выделяются среди сверстников без особых возможностей здоровья. Исключение составляют малыши с синдромом Дауна, расстройствами аутического спектра, установленными сенсорными дефектами: у них отклонения в развитии, особенности коммуникации и поведения проявляются в первые годы жизни. Это происходит потому, что речевые расстройства могут иметь первичный характер (тяжелые нарушения речи) или вторичный — системное недоразвитие речи при нарушениях интеллекта, опорно-двигательного аппарата, сенсорных дефектах / расстройствах зрительной и слуховой функций, расстройствах аутистического спектра, тяжелых множественных дефектах развития. Но несмотря на это все дети двигательные, речевые и познавательные навыки осваивают в особом, свойственном только им темпе. 
Модернизация системы дошкольного образования делает невозможной раннюю комплексную психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ и осуществление коррекционно-развивающих программ с воспитанниками детских садов. В результате коррекционные образовательные услуги преимущественно оказывают детям 5-6 лет, что снижает эффективность преодоления расстройств речи, включая такие патологии, как дизартрия, алалия, ринолалия, заикание. 
Альтернативой системе специального образования стала инклюзия детей с ОВЗ, которая предлагается в образовательных учреждениях дошкольного и школьного этапа. Для включения детей с особыми образовательными потребностями в коллектив нормально развивающихся сверстников в детском саду должны создаваться особые условия. 
Благодаря логопедическому сопровождению ребенка в ДОУ, систематической работе педагога-психолога, дефектолога и логопеда, социального педагога проводится не только диагностика отклонений, но и развитие коммуникативных, социальных и двигательных навыков у детей, что позволяет предотвратить увеличение числа детей с недостатками устной речи, составляющих «группу риска» по школьной дезадаптации. 

Особенности логопедического сопровождения детей в ДОУ

Логопедическая работа с детьми с ОВЗ требует гораздо больше времени, чем с воспитанниками детского сада, у которых речевое развитие протекает в норме. При правильно организованном психолого-педагогическом и логопедическом сопровождении возможно включение детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте в среду нормально развивающихся сверстников. Логопедическое сопровождение ребенка в ДОУ проводится в рамках четырех последовательных этапов. 
  1. Диагностика — осуществляется для выявления наличия, специфики и интенсивности речевых отклонений, проведения обследования и подготовки индивидуального логопедического маршрута. Используя арсенал современных диагностических методик, логопед вправе своевременно определить уровень речевого и психического развития, наличие отклонений в развитии, первичным или вторичным признаком которого является речевые дисфункции. 
  2. Коррекционно-развивающая работа — предполагает оказание помощи логопеда, психолога, социального педагога и дефектолога в коррекции недостатков в эмоционально-личностной и познавательной сферах, обеспечить дифференцированный и индивидуализированной подход к компенсации или коррекции имеющихся речевых дефектов. Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Индивидуальная и групповая работа способствует стимуляции развития и коррекции речевых навыков в различных видах деятельности детей, формированию коммуникативных невербальных и вербальных навыков, а также социализации детей с ОВЗ в процессе развития их познавательной и двигательной сфер. Предполагает разработку индивидуального коррекционного плана-маршрута с учетом индивидуальных особенностей и структуры дефекта. 
  3. Консультации — необходимы для отслеживание динамики эффективности работы, обеспечения непрерывности логопедического сопровождения воспитанников и членов их семей по вопросам коррекции речевого развития, успешной социализации детей, проблем в воспитании и обучении. Индивидуальные или групповые консультации направлены на повышение педагогической и логопедической компетентности родителей, помощи в решении вопросов относительно отклонений психофизического развития у детей. 
  4. Информационно-просветительская деятельность — проводится для повышения компетентности в вопросах обучения и воспитания детей с речевыми дисфункциями всех участников образовательных отношений, успешного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса, включая ПМПк.  

Сопровождение ребенка логопедом в детском саду предусматривает комплексную работу над связной речью, лексико-грамматическим строем речи, фонетико-фонематическими аспектами, основой письма и чтения. При этом специалисты используют дифференцированный подход к каждому воспитаннику, учитывая глубину и природу отклонений, особые образовательные потребности, работоспособность, внимательность и усидчивость, психические особенности ребенка. Для достижения максимального результата и предотвращения ранней утомляемости виды деятельности сменяют один другой, а упражнения повторяются, но с некоторыми элементами новизны, материал постепенно усложняется и дополняется игровыми методами, средствам наглядности и эмоциональности. 

Моделирование вариантов оказания логопедической помощи дошкольникам

Логопедическое сопровождение воспитанников детского сада призвано оказать помощь в адаптации и социализации детей с нарушениями развития речи, раскрытии их интеллектуального и личностного потенциала. Реализация индивидуальной логопедической программы сопровождения ребенка с ОВЗ является обязательным условием успешной адаптации дошкольника в среде сверстников, подготовки к школе, освоении дошкольного программного минимума. Сопровождение логопедом призвано оказать помощь тем детям, которым нарушения устной речи затрудняют освоение образовательной программы детского сада. Все субъекты коррекционно-развивающего процесса (воспитатели, педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, инструктора по физической культуре и музыкальные руководители) должны работать на достижение поставленных целей — создания единого коррекционно-развивающего пространства в соответствии с выбранной программой и на основе преемственности всех специалистов. 

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации по организации работы логопедической службы в детском саду
- Речевая викторина: подводим итоги логопедической работы


- Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности

Наряду с традиционными упражнениями, беседами, наблюдениями, пересказами и рассказами, опытные логопеды используют инновационные технологии, обеспечивающие всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, способствующие овладению навыками речевого общения, самостоятельной связной речи. К нетрадиционным коррекционным методикам относят сказко-, кукло-, арома-, фито-, цвето- и музыкотерапию, рефлексотерапию и песочную анимацию. Последняя незаменима для регулировки мышечного тонуса, развития фонематического слуха, диафрагмального дыхания, связной речи. 
Эффективное логопедическое сопровождение детей раннего возраста невозможно без игровых технологий, которые упрощают процесс формирования простых и сложных психических процессов, облегчают мотивационную деятельность и стимулируют активную познавательную работу. В игре дети долго сохраняют энергию, а поскольку испытывают потребность во взаимодействии, практикуют общение во всех доступных им формах. Логопеды используют все доступные подвижные, сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, развивающие и прочие игры. 
Технология наглядного моделирования, использующая символические аналогии, ускоряет и упрощает процесс запоминания нового материала, систематизации имеющихся знаний. Мнемотехника — искусство запоминания, согласно которому каждое слово, предложение или даже текст передается посредством схем и картинок. Такая технология упрощает освоение новой информации, развивает образное мышление, расширяет словарный запас. 
Особого внимания заслуживает технология моделирование образовательного пространства для детей раннего и дошкольного возраста и их родителей в ходе оказания логопедической помощи. В последние годы в нашей психолого-педагогической работе с детьми раннего и дошкольного возраста сформировалось несколько вариативных моделей оказания логопедической помощи детям 2–5-ти лет с первичным и вторичным речевым дизонтогенезом с учетом ограничения бюджетного финансирования на базе образовательных организаций и возможности оказания платных услуг. Использование данных моделей логопедического сопровождения предусматривает активное включение родителей в коррекционно-логопедический процесс и формирование у них психолого-педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей с ОВЗ. Моделирование предусматривает комплекс логопедических услуг:
  1. Систематические индивидуальные занятия логопеда дошкольного отделения образовательной организации (в рамках оказания платных услуг образовательным учреждением) с детьми 2-5-ти лет с первичным или вторичным речевым дизонтогенезом по запросу родителей. В рамках сопровождения родителей проводятся их индивидуальное консультирование по вопросам нормативного и нарушенного речевого развития, обсуждения речевых проблем их ребенка, обучения родителей специальным приемам общения со своим ребенком и закрепления сформированных специалистом речевых навыков в условиях семьи. 
  2. Разработка логопедом программы дополнительного образования (например, программы подготовки к школьному обучению, программы формирования различных видов деятельности посредством сказкотерапии и т.п.). Параллельно осуществляется индивидуальное и групповое консультирование родителей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности. 
  3. Систематическое консультирование логопедом диады «ребенок с ОВЗ – родитель» со смещением акцента с индивидуальных логопедических занятий с ребенком на занятия по формированию эффективного взаимодействия и двусторонней активной коммуникации в паре «ребенок с ОВЗ – родитель», в процессе самостоятельной работы родителя с ребенком в домашних условиях проводится интерактивный патронаж специалистом членов семьи через сайт. 
Подводя итог вышеизложенному, следует подчеркнуть необходимость разработки и апробации различных вариантов логопедической работы в новых образовательных условиях дошкольных отделений образовательных организаций. 

В справочной системе «Образование» представлена информация о том, как оформить согласие родителей на то, чтобы логопед мог обследовать ребенка или проводить занятия с ним

Роль родителей в логопедическом сопровождении дошкольников

Важно понимать, что любая коррекционная работа с ребенком в детском саду возможна только с письменного согласия родителей или его законных представителей. Согласие родителей на логопедическое сопровождение ребенка оформляется согласно образцу заявления, в котором в обязательном порядке указывается:
  • ФИО родителей и воспитанника;
  • заболевание или обнаруженную у ребенка патологию;
  • выбранную для него адаптированную образовательную программу;
  • формы работы;
  • функции и меры ответственности логопеда;
  • случаи, допускающие нарушение конфиденциальности.  
Согласие родителей на логопедическое сопровождение ребенка
Работая с детьми с ОВЗ, важным является взаимодействие в триаде «педагог – ребенок с ОВЗ – родитель». Для эффективного функционирования такой триады необходима многоэтапная индивидуальная и фронтальная работа с родителями детей с ОВЗ, включавшая следующие составляющие:  
  • диагностику детско-родительских отношений в паре «родитель-ребенок с ОВЗ», оценку уровня принятия родителями сложной ситуации развития ребенка с ОВЗ, их психолого-педагогической компетенции в вопросах развития детей в условиях онтогенеза и дизонтогенеза; 
  • привлечение родителей к участию в индивидуальных и фронтальных занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их присутствие на занятиях на начальном этапе работы снижало тревожность детей при нахождении в новом помещении, среди новых людей; 
  • перестройку внутренней установки и системы ценностей родителей и родственников ребенка с ОВЗ с целью ориентации на нужды ребенка, на адекватное принятие его сложной ситуации проблемного развития;  
  • развитие у родителей (законных представителей) мотивации к активному включению их в коррекционно-развивающий процесс, стремления помочь своему ребенку в сложившейся ситуации; 
  • анализ и выбор адекватных приемов общения со своим ребенком, обучение эффективному взаимодействию со своим ребенком, который осуществляют специалисты в индивидуальном порядке; 
  • формирование у родителей психолого-педагогической компетентности в вопросах нормативного развития и особенностей речевого, познавательного и двигательного развития при различных формах дизонтогенеза; 
  • обучение родителей методам и приемам психолого-педагогической, в том числе логопедической коррекции; 
  • создание совместно с родителями для ребенка с ОВЗ специальной стимулирующей коррекционно-развивающей среды в домашних условиях; 
  • выработка алгоритма закрепления родителями в домашних условиях сформированных специалистами у ребенка с ОВЗ умений и навыков (обязательное выполнение домашних заданий).
В рамках логопедического сопровождения ребенка с нарушениями речи в детском саду, для родителей проводятся семинары и мастер-классы, групповое и индивидуальное консультирование. Особое значение приобретает интерактивная поддержка взаимодействия специалистов сопровождения, педагогов и родителей, включение родителей воспитанников в единое образовательное пространство с учетом современных изменений системы дошкольного образования является актуальным направлением в рамках осуществления психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии. 
Именно поэтому в ДОУ или на уровне муниципалитета практикуется создание консультативных сайтов, содержащих ответы на все вопросы, возникающие у родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения их детей. В его помощью расширяются возможности для оперативного информирования и консультирования родителей детей, проведения просветительской работы, профилактики речевых нарушений и своевременного выявления отклонения речевого развития. 

Организационно-методические аспекты логопедического сопровождения, которые нуждаются в модернизации

Современная логопедическая служба сталкивается с трудностями ранней профилактики речевых дисфункций, разработки воспитательно-образовательных и коррекционных методик, сложностями в прогнозировании результатов работы. Немалую проблему составляет отсутствие преемственности дошкольных и школьных логопедических служб, недостаточное освещение вопросов логопедического сопровождения дошкольников с ОВЗ согласно положениям стандарта в методической литературе. 
Специалисты утверждают, что действующие организационно-методические аспекты логопедического сопровождения требуют усовершенствования. 
  1. Диагностические процедуры для детей с ОВЗ в ДОУ не должны сводиться только к логопедическим обследованиям, а подразумевать комплексную диагностику механизмов появления нарушений и всех линий развития. Штатный логопед должен владеть технологиями комплексного психолого-педагогического обследования, привлекать к нему дефектолога, поскольку для определения коррекционной стратегии важно выявить особенности познавательного развития и причины отклонений, а затем уделять внимание уровню сформированности речи. 
  2. Разработка индивидуального логопедического маршрута, который является частью адаптированной программы обучения и воспитания, направленной на социализацию и адаптацию ребенка в детском саду, формирование универсальных учебных действий, сглаживание речевых дисфункций. Разрабатывая логопедический маршрут для ребенка, логопед должен опираться на характер дефекта, акцентируя внимание на мотивации к развитию вербальных и невербальных коммуникативных навыков (это имеет стратегическое значение в ходе работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста).
  3. Взаимодействие с нормально развивающимися детьми позволит воспитанникам с ОВЗ получить навыки вербального и невербального общения. Логопед в инклюзивной группе должен помогать детям без речевых отклонений коммуницировать с воспитанниками, испытывающими трудности в общении. Нередко для этого стоит привлечь психолога, чтобы совместными усилиями мотивировать малышей на взаимодействие, толерантное и терпимое отношение к детям с ОВЗ, правильную интерпретацию используемых детьми коммуникативных средств. 
  4. Работа с родителями требует иных подходов к консультированию, чтобы взрослые знали, как правильно общаться с ребенком с особыми образовательными потребностями, как мотивировать их на коррекционно-развивающий процесс. Именно для этого специалисты с первых минут встречи (занятия) особое внимание уделяют обоснованности и целесообразности выбранных приемов и рекомендаций, необходимых для формирования познавательного, речевого или двигательного навыка. Специалисту важно сформировать у родителей установки на обязательность выполнения домашних заданий, регулярное повторение материала, а затем — обучить их приемам и навыками реализации  индивидуально ориентированной программы коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ по преодолению имеющихся у него отклонений. Родители должны научиться принципам формирования невербальных форм общения у детей, стимулировать речевую, познавательную и двигательную активность дошкольника, применять на практике рекомендации логопеда по особенностям общения с малышом в домашних условиях, работать над формированием у ребенка обращенной речи, которая служит предпосылкой для активной речи. Для этого важно работать над правильным зрительно-моторно-кинестетического восприятием, активизировать сенсорное развитие, учитывая определенную последовательность, возрастающую сложность, уровень развития импрессивной речи и познавательной деятельности. Развитие речи в процессе формирования познавательной сферы ребенка особенно актуально для детей раннего возраста с задержкой познавательного развития и детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Особое внимание специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом) и воспитателями уделяется работе с коллективом родителей нормально развивающихся воспитанников, посещающих инклюзивную группу. 
  5. Следует отметить, что при подготовке педагогических кадров, и прежде всего учителей-логопедов, к новым условиям образовательно-воспитательного процесса в дошкольной организации требуются иные, нежели раньше, подходы и технологии. Очень важно сформировать у будущих логопедов профессиональные умения и навыки в соответствии с новым федеральным государственным стандартом дошкольного образования и профессиональным государственным стандартом специального педагога, а также знания содержательных аспектов ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. От современных логопедов требуются навыки в области комплексной психолого-педагогической диагностики, знания специфики развития детей при разных вариантах дизонтогенеза и особенностей логопедической работы с различными категориями детей с ОВЗ. 

Эффективный контракт в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше об инклюзивном образовании в ДОО, особенностях организации инклюзивного образовательного процесса на дошкольном уровне общего образования, создании специальных образовательных условий для разных категорий обучающихся с ОВЗ поможет программа

«Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО»

Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ

Обнаруженные недостатки работы логопедических служб свидетельствуют о необходимости глобальной перестройки системы оказания логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в целом и подготовки логопедических кадров для дошкольного образования в частности. Необходимо учитывать, что не все дети раннего и дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями могут быть инклюзированы в общеобразовательные организации, но все должны получить необходимую комплексную психолого-педагогическую помощь. Следовательно, специальное образование должно сохранить свои позиции в системе дошкольного образования параллельно с инклюзивным обучением. Это будет способствовать тому, что большинство детей с ОВЗ смогут получить цензовое образование и быть адаптированы к окружающему их социуму. 
Необходимо раннее начало психолого-педагогической, в том числе логопедической коррекции специалистами, имеющими разностороннюю дефектологическую подготовку. На смену учителю-логопеду, владеющему только навыками работы с детьми с первичной речевой патологией, должен прийти логопед-дефектолог, способный оказывать логопедическую помощь различным категориям детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте. 

Логопедическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра

Для детей с расстройствами аутического спектра характерными являются нарушения речи. Сперва наблюдается задержка сроков произнесения первых фраз и слов, малыши затрудняются с поиском ответов на поставленные вопросы, экспрессивная речь не формируется, фразы являются отрывочными, интонации — нарушены, возможны разговоры с собой, автономная речь. В таких условиях от логопеда требуется максимум мастерства и профессионализма для поиска и применения методик обучения детей с аутизмом. 
Программа логопедического сопровождения ребенка с расстройствами аутического спектра предполагает индивидуальные и групповые занятия, позволяющие сформировать коммуникативные навыки, осознание пространственно-временной организации, скорректировать познавательные процессы. В передовых дошкольных образовательных учреждениях для этого используется специализированное оборудование: метроном, говорящее логопедическое зеркало, логопедические тренажеры, устройства для контроля речи и развития фонематического слуха, развивающие материалы, спирометры, игровой инвентарь. Учителю-логопеду важно организовать структурированное обучение в рамках среды, снимающей тревогу, стресс и фрустрации, приобщающей к формированию коммуникативной стороны речи. 
Традиционно используются следующие приемы работы
Группа приемов Характеристика
Традиционные
  • Словесные — беседы, пояснения, рассказы, педагогические оценки, «коммуникативные атаки»
  • Практические — моделирование, конструирование, игровые и творческие задания, звукоподражение, имитация речи других людей, вызывание вокализаций
  • Логопедический массаж — положительно влияет на состояние тканей и мышц речевого аппарат, стимулируя кинестетические ощущения.
Нетрадиционные
  • Вербально-поведенческий прием — моделирование повелительного операнта, выбор, подкрепление, дискретное обучение
  • Альтернативная коммуникация — звуковые игры, таблицы, карточки PECS, эмоциональное комментирование, интерактивный глобус
  • Кинезиологические упражнения — движения используются для развития речи
  • Работа с песком — терапия, направленная на формирование и развитие мелкой моторики, двигательной и зрительной координации
  • Глобальное чтение — развивается импрессивная речь, память и зрительное внимание, поскольку дети учатся узнавать слова, обозначающие понятные им предметы и явления, не по отдельным буквам, а целиком. 
Логопедическая работа с детьми с расстройствами аутического спектра требует индивидуально-дифференцированного подхода, построения заданий по принципу чередования дидактических игр и обучающих упражнений. Все они ориентируются на развитие предметно-практических умений, понимание обращенной речи, получение коммуникативных навыков и выработки целенаправленности поведения. Наряду с построением строго алгоритма работы логопеду важно контролировать утомляемость ребенка, сформировать комфортную для него среду, в которой все предметы будут подписаны. В речи предпочтительно использовать простые фразы и понятные термины, использовать таблицы, схемы и изображения, любые упражнения разбивать на этапы, мотивируя дошкольника на выполнение заданий. 

Логопедическое сопровождение детей с синдромом Дауна

Задержка речевого развития, трудности с овладением устной речью, семантикой и грамматическим строем являются неотъемлемыми симптомами синдрома Дауна. Дети плохо усваивают новые звуки, слова и словосочетания, не различают звуки окружающей речи, а фразовая речь у них формируется только к 6-7 годам. Поскольку в первые годы их речевое развитие остается на уровне отдельных звуков или лепета, для развития речи необходимо укрепление органов, участвующих в артикуляции. Слабость мускулатуры речевого аппарата провоцирует гипотонус, а по причине физиологических особенностей строения органов слуха они почти не слышат собственный голос, что затрудняет тренировку звукопроизношения и включение звуков в слова. Именно поэтому логопеды практикуют регулярные упражнения, направленные на развитие зрения и слуха у «солнечных детей», что стимулирует ориентировочные реакции и понимание обращенной речи.  
Как правило, в логопедической программе сопровождения ребенка с ОВЗ (синдромом Дауна) ключевое значение приобретает взаимодействие воспитателей, врачей и логопедов, которые выстраивают эффективную работу, способствующую приобретению коммуникативных навыков и мотивации к развитию речи. При этом специалисты учитывают особенности нервно-психического развития особенных воспитанников, их возраст и сензитивные периоды. Для каждого воспитанника применяется комплексный подход, который охватывает все линии развития, составляющие основу развития активной речи и понимания устной. 
Все логопедические упражнения строятся на принципах игры, но обязательно выполняют развивающие задачи. Систематическая работа позволяет проследить закономерности отклонений, чтобы прицельно воздействовать на них для развития психических процессов и двигательных функций, поскольку развитие осуществляется неравномерно. Особое место в логопедическом сопровождении дошкольников с синдромом Дауна занимает игровая деятельность, а также практика замещения слов движениями и жестами, которая активизирует разговорную речь. Если отказаться от выражения мыслей и эмоций посредством жестов, не имея возможности говорить, дети с синдромом Дауна способны проявлять агрессию и переходить на крик. В таком ключе использование жестов в развитии речи имеет ряд преимуществ:
  • «солнечные дети» жесты используют намного раньше, чем начинают говорить, что упрощает коммуникацию с родителями, медиками и педагогами;
  • с их помощью они преодолевают затруднения в выражении экспрессивной речи и решении сопутствующих психологических проблем;
  • посредством жестов дети быстрее накапливают собственный словарный запас, что помогает им лучше понимать окружающих.
Накопив необходимый словарный минимум, логопеды постепенно начинают работу по овладению звуками, на первых этапах сочетая их с жестами, а после — полностью заменяя их.   
Таким образом, алгоритм работы с воспитанниками ДОУ с синдромом Дауна проходит в несколько этапов:
  1. Обследование состояния речи. Логопеды и педагоги-психологи оценивают уровень сформированности речевой функции, концентрируя внимание на понимании обращенной речи, особенностях интеллектуального развития и его личностных характеристик.
  2. Разработка программы логопедического сопровождения и установление контакта с воспитанником. По результатам диагностики специалисты делают выводы о состоянии ребенка, но план занятий составляют только после тесного общения с ним. Только так педагоги и медики могут определить, какие задания больше заинтересуют малыша, что поможет привлечь его внимание, увлечь ребенка. 
  3. Непосредственно занятия (длительность не более 20-25 минут). Все упражнения требуют многократного повторения, поскольку скорость усвоения нового материала у детей с синдромом Дауна значительно отличается от других дошкольников. Чтобы внимание воспитанника не рассеивалось на посторонние вещи, особое внимание уделяется наглядности и возможности перехода от одного вида деятельности к другой, интерактив, игровые формы работы. Обязательным этапом занятий являются дыхательная, артикуляционная и мимическая гимнастика, вокально-голосовые упражнения, тренировка мелкой моторики. Материал постепенно усложняется по мере усвоения, пассивный словарь расширяется, дети учатся правильно произносить простые и сложные звуки, формируется мелодико-интонационную сторону речи.
  4. Работа над активным словарем. Используются книги и рисунки, карточки с изображением предметов и явлений, осваивая которые дошкольники изучают глаголы, прилагательные, наречия и предлоги. В результате информация о мире и словарный запас ребенка упорядочивается, что позволяет преобразовать ее в единую систему. Дети с особыми образовательными потребностями должны освоить язык общения, который предполагает не только произнесение слов, но и умение понимать, слушать, завязывать или поддерживать разговор, удовлетворяя свои потребности, в том числе и в социальной адаптации. 
Ввиду особенностей развития «солнечных детей», им сложно переносить полученные знания на практику, а потому коммуникативные навыки, полученные на занятиях практически не используются в повседневной жизни, однако при систематическом повторении можно преодолеть это. Более того, произносительный аспект речи у детей с синдромом Дауна развивается в течение всей жизни, чтобы повысить его шансы на адаптацию в обществе.  

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.