Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Инновационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ

  • 11 июля 2019
  • 71

В последние годы, с изменением вектора государственной образовательной политики, принципы организации учебно-воспитательного процесса в детских садах претерпели значительные изменения. Поиск возможностей для удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг является одним из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных организаций, что обусловливает необходимость использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ, позволяющие:

  • обеспечить высокий уровень вовлеченности семей в процесс воспитания детей, даже в условиях высокой занятости взрослых;
  • систематически проводить изучение социального состава родительской общественности, выявлять семьи «группы риска»;
  • последовательно реализовывать дифференцированное психолого-педагогическое сопровождение;
  • наладить доверительные отношение с мамами и папами, что положительно сказывается на общих показателях образовательного процесса.
ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Читайте в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» рекомендации по организации сотрудничества с родителями воспитанников:

- Что должно быть на сайте детского сада в разделе для родителей

 (нормативы и рекомендации)

Союз родителей – помощник дошкольного образования

 (линчый опыт)

Актуальность использования инновационных форм взаимодействия с родителями в ДОУ

Согласно актуальным законодательным нормам, в частности ст. 18 Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», первичное право на воспитание детей остается за родителями, которые должны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного образования. За дошкольными образовательными учреждениями как социальными институтами закреплена обязанность по оказанию всесторонней поддержки в воспитании подрастающего поколения — для этого рекомендовано использование традиционных и инновационных форм взаимодействия с родителями в ДОУ.

С изменением условий социальной действительности, переходом к модели рыночной экономики и необходимостью функционирования в условиях свободной конкуренции, детские сады сталкиваются с множественными проблемами. С одной стороны, представители семей, занятые решением вопросом экономического, а порой и фактического выживания, проявляют неготовность к активному сотрудничеству с представителями ДОУ. Неизменно сохраняется контингент родителей, принимающих во внимание только необходимость удовлетворение материальных нужд малышей, или критически воспринимающих какие-либо советы и замечания от педагогов. С другой стороны, количество бюджетных дотаций, без которых, к сожалению, невозможна полноценная работа детских садов, зависят от общего числа воспитанников и показателей наполненности групп. В свете этого активное сотрудничество с родителями является не только значимой идейной, но и практической задачей, для решения которой в условиях нового времени нужно применять инновационные формы взаимодействия, позволяющие обеспечить реальный результат.

Сложность отношений воспитателей и родителей преимущественно продиктована разными системами ценностей. Если для педагогов дошкольного образования важно обеспечить целостность организации работы группы с созданием оптимальных условий развития для всех дошкольников без исключения, то для каждого из родителей значимо то, насколько успешно ребенок «вписывается» в систему и чувствует ли себя комфортно в ее границах. При условии донесения особенностей реализуемой образовательной стратегии в детском саду до мам и пап, что может быть достигнуто, в частности, посредством применения нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, создаются предпосылки направленного воспитательного воздействия с достижением желаемого результата. В случаях, когда достигнуть координации усилий не удалось, разворачивается негласное противоборство, педагогические стремление рассеиваются или вовсе нивелируются за счет противопоставления, от чего в конечном итоге страдают интересы дошкольника.

Чтобы обеспечить комплексную психолого-педагогическую поддержку воспитательных инициатив родителей, крайне важно наладить с ними продуктивное общение, основанное на взаимоуважении, доверии и такте. Практика показывает, что традиционная практика налаживания контактов преимущественно демонстрирует низкую эффективность, и это касается всех форм взаимодействия:

  1. Ежедневное общение с родителями дошкольниками в утренние и вечерние часы преимущественно оказывается стихийным. По утрам родители спешат на работу, а вечером — проявляют низкую заинтересованность в ведении бесед из-за усталости. И даже если у мамы или папы есть несколько свободных минут, необходимость обеспечения безопасности и содержательного досуга не позволяет воспитателю сосредоточиться и уделить должное время налаживанию контакта.
  2. Еженедельные беседы, темой которых является индивидуальные особенности развития воспитанника. Сделать общение конструктивным поможет поиск новых форм взаимодействия с родителями в ДОУ, изменение формата бесед, проводимых согласно графику, в особенности с родителями малышей, которые имеют особые образовательные потребности ввиду ОВЗ и нуждаются в помощи узкопрофильных специалистов (медработника, психолога, дефектолога).
  3. Ежемесячные сборы, которые могут ошибочно восприниматься родителями как формальность, предусматривающая обязательное присутствие только «для галочки». При этом нельзя не отметить, что для большинства родительских собраний характерна малоинформативность, обсуждение непопулярных тем, отсутствие возможностей для установления обратного контакта.

Таким образом, проблема эффективного взаимодействия с родителями в детском саду остается неизменно актуальной, поэтому поиск нестандартных форм и методов сотрудничества, отличающихся высокими показателями продуктивности, является приоритетным направлением для ведения педагогического поиска.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ

Пересмотр устоявшихся практик сотрудничества с семьями воспитанников обуславливает необходимость строго учета реальных образовательных потребностей, интересов родительского коллектива, особенностей функционирования детского сада, регионального и многих других факторов. Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ исключительно ради новаций, без отслеживания показателей эффективности, является заведомо ошибочной тактикой, поскольку сохраняется высокий риск непринятия представителями семей новых методов сотрудничества, не дающих ожидаемого результата, с последующим отказом от экспериментов, которые могут быть более удачными. Перед внедрением инноваций воспитателю следует провести аналитическую работу, используя доступные методики — опросы, анкетирования. Полученные данные помогут выявить специфику семей и практикуемых педагогических традиций, что необходимо для определения индивидуальных и групповых потребностей.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о правовых и этических основах сотрудничества воспитателя с родителями, современных формах и методах работы по направлению, получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО»

Инновационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ Инновационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ Инновационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ Инновационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ

В качестве эффективного способа анализа можно использовать усредненный критерий вовлеченности мам и пап в жизнь детского сада, который подсчитывается как среднее арифметическое. В рамках обозначенного промежутка времени можно подсчитать, сколько раз представители каждой семьи бывали на родительских собраниях и других совместных мероприятиях (конкурсах, праздниках, мастер-классах, экскурсиях, тематических занятиях), оказывали ли посильную помощь в оснащении педагогического процесса (создании детских костюмов, декораций для праздников, подборе экспонатов для групповых выставок и мини-музеев). По результатам удастся выделить несколько групп взрослых (лидеры, сознательные и ведомые, критические наблюдатели), при организации работой с каждой из которых можно применять различные инновационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ для того, чтобы:

  1. Повысить уровень родительской компетентности.
  2. Гармонизировать семейные и родительско-детские отношения.
  3. Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

На данный момент в отечественной педагогике представлено широкое разнообразие нетрадиционных методов взаимодействия с представителями семей в детском саду, но большинство этих методических разработок нуждается в дальнейшем изучении, обобщении и апробации. Популярная классификация инновационных форм работы с родителями дошкольников разработана Т.В. Кротовой.

Наименование Цель использования Формы реализации
Информационно-аналитические Выявление образовательных потребностей, интересов и запросов семей, актуального уровня педагогической компетентности.

«Почтовый ящик».

Анкетирование, опросы

Составление социального паспорта группы.

«Телефон доверия».

Досуговые Установление эмоционального контакта между участниками учебно-воспитательного процесса — воспитателями, дошкольниками и их родителями.

Познавательные мероприятия.

Тематические праздники.

Экскурсии, квесты.

Мастер-классы.

Участие в выставках.

Познавательные Ознакомление родителей с психофизическими особенностями возрастного развития, формирование практических навыков воспитания, в том числе методов коррекции проблемных педагогических ситуаций. 

Педагогическая гостиная с приглашенными экспертами.

Устные воспитательные журналы.

Дидактические игры.

Открытие педагогической библиотеки для родителей.

Организация бесед в нетрадиционной форме.

Наглядно-информационные, информационно-ознакомительные, информационно-просветительские Ознакомление представителей семей с особенностями работы детского сада, принципами воспитания детей согласно требованиям государственной образовательной политики и ФГОС. 

Подготовка информационных проспектов.

Создание тематической группы в мессенджерах с информированием о различных событиях.

Открытые занятия.

Все представленные нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в детском саду позволяют повысить эффективность организации учебно-воспитательного процесса, обеспечить возможность для доверительного общения с мамами и папами, бабушками и дедушками, создать предпосылки для улучшения эмоциональной насыщенности детско-родительских контактов, закрепления за ребенком особого социального статуса в семье при условии, что сотрудничество будет строиться с учетом выявленных интересов и особенностей. В свете этого считаем необходимым рассмотреть каждое из нетрадиционных направлений взаимодействия с родителями подробнее.

Инновационные информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями в ДОУ

Грамотная организация сотрудничества воспитателей с представителями семей невозможна без сбора информации о социальном статусе, взглядах на воспитание ребенка, особенностях организации педагогических практик в домашних условиях. Новые информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями в ДОУ направлены на сбор данных, необходимых для обеспечения личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку в ходе организации воспитательного процесса — запросов и интересов родителей, установление эмоционального контакта мам и пап с педагогами для выработки совместной педагогической стратегии.

К числу информационно-аналитических форм взаимодействия в детском саду следует отнести следующие:

  1. Опросы, тесты, анкетирование.
  2. Разработка социального паспорта семьи.
  3. Создание «почтового ящика доверия» или «телефона доверия».

Важно понимать, что указанные организационные модели не являются новаторскими сами по себе, но нетрадиционным может быть практика их использования. Так, опросы и тестирование можно проводить в удобном для родителей формате, раздав бланки для домашнего оформления или разослав их по почте. Доступность бесплатных сервисов для общения — мессенджеров — позволяет создать тематическую группу, в которой удобно проводить информирование и опросы для быстрого сбора необходимых данных. Как показывает практика, большинство родителей не готово открыто высказывать свою позицию, поэтому сбор мнений по вопросам, не требующим идентификации, лучше проводить анонимно, в том числе посредством телефона или «ящика доверия» — это поможет получить достоверные сведения.

Досуговые формы взаимодействия с родителями в детском саду

Показательно, что досуговые формы работы с представителями семей, кажущиеся наиболее простыми в организации, порой вызывают огромное количество затруднений, поскольку связаны с реализацией целого комплекса задач, координацией усилий большого числа людей и необходимости учета интересов всех участников образовательного процесса. Вместе с тем формы взаимодействия с родителями в ДОУ, направленные на организацию совместного досуга, являются востребованными и полезными, поскольку они способствуют быстрому знакомству мам и пап с особенностями работы детского сада, выявлению поведения ребенка в группе, получению опыта сотрудничества не только со специалистами дошкольного образования, но и другими родителями.

Чтобы сблизить участников воспитательного процесса, установить в группе атмосферу доверительного общения, рекомендуется систематически организовывать:

  1. Тематические праздники («Папа, мама, я — вместе дружная семья», «День Матери») и развлечения (встречи с интересными людьми, получение нового опыта).
  2. Спортивные и оздоровительные досуги («Зимние забавы», «Вместе к ЗОЖ», «Неболейка»), экскурсии, походы.
  3. Вернисажи, групповые выставки, мини-музеи с представлением семейных реликвий, иллюстрацией традиций.
  4. Театральные постановки, импровизации, утренники.

Главной особенностью досуговых форм взаимодействия с родителями в детском саду является возможность активного вовлечения взрослых в совместную деятельность. При условии грамотной организации каждый из родителей сможет продемонстрировать свой талант или внести лепту в общее дело, что способствует эффективному и продуктивному общению, повышает общий показатель доверия. Мамы и папы могут принимать участие в подготовке выставок, рассказывать стихи, петь песни, представлять интересные истории, причем делать это в тесном контакте с собственными детьми. Главное для воспитателя — обеспечить, чтобы установление неформальных связей не стало самоцелью, уделяя должное внимание педагогической составляющей мероприятий. Это поможет сделать чередование тематических вариантов досуга с формами сотрудничества, объединяющими усилия педагогического состава, дошкольников и родителей (дни открытых дверей, турниры знатоков, кружковая деятельность, КВН и викторины, семейные конкурсы, выпуск тематической газеты, просмотры дидактических фильмов, оформление группового пространства, благоустройство территории детского сада).

Познавательные нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ

Оказание психолого-педагогической поддержки и консультативной помощи представителям семей, как уже было сказано выше, остается одним из основных функций детского сада как социального института. Поэтому разъяснительная работа по познавательному направлению, предусматривающая тесное взаимодействие всех специалистов дошкольной организации, является неотъемлемой, но она не отменяет необходимость поиска нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ. Данные, полученные в ходе опросов представителей семей наглядно демонстрируют, что большинство мам и пап не в полной мере удовлетворены практиками проведения родительских собраний, на которых до сих поря принято говорить «обо всем и ни о чем», открыто обсуждать достижения и упущения отдельных воспитанников, проблемы материально-технического оснащения группы и прочие формальные вопросы. В свете этого проведение родительских собраний в нетрадиционной форме является уже не попыткой внедрения передового педагогического опыта, а необходимостью, продиктованной потребностями нового времени.

Для повышения мотивации взрослых рекомендовано проведение родительских собраний в таких нетрадиционных формах:

  1. «Педагогическая лаборатория» — итоговое мероприятие, организуемое в начале или конце учебного года. Предусматривает обязательное заполнение анкет «Родитель — ребенок — детский сад» для получения информации об актуальных образовательных потребностях детско-родительского контингента, выявлению качества различных видов деятельности, осуществляемых в течение учебного года, пожеланий и предпочтений. В отличие от традиционного установочного или итогового собрания, «Педагогическая лаборатория» предусматривает более глубокий анализ планов или итогов воспитательной работы, обеспечение высокого уровня информирования взрослых о проблемах и возможностях образовательного комплекса.
  2. «Читательская конференция» — высокопродуктивная, новая форма взаимодействия с родителями в ДОУ, требующая предварительной подготовки. За некоторое время до проведения собрания (за одну-две недели) взрослым объявляется тема собрания и предлагается выполнить небольшое задание, например, оценить несколько высказываний экспертов отрасли или представить свое. В ходе собрания воспитатель инициирует обсуждение высказываний, задает сопутствующие вопросы, чтобы организовать активную групповую беседу. Цитаты, которые понравились всем участникам собрания, можно разместить на групповом стенде «Копилка семейных советов».
  3. «Аукцион» — импровизированная игра, в начале которой участникам раздается специальная валюта — фишки. В ходе собрания воспитатель предлагает родителям обсудить проблемные ситуации по теме (например, кризис трех лет) и поделиться опытом их решения. За каждый содержательный и полезный совет участники получают фишки. Рекомендации, набравшие максимальное количество балов-фишек, представляют на заранее подготовленном стенде «Копилка родительского опыта».
  4. Семинар-практикум. На таком собрании предусмотрено выступление не только воспитателя, но и приглашенных экспертов — медработника, педагога-психолога, логопеда, дефектолога, представителя региональных управленческих структур. В рамках озвученной темы ведется обсуждение проблемных вопросов воспитания, включающее элементы дискуссии и тренинга. Представителям семей предлагается задать интересующие вопросы экспертам или получить индивидуальные консультации по окончании мероприятия. Если позволяет время, можно провести мини-тренинги, демонстрацию отдельных педагогических приемов в ходе инсценировки ситуаций из жизни группы, детского сада.
  5. «Разговор по душам» — инновационная форма взаимодействия в детском саду с родителями, чьи дети имеют общие проблемы — патологии развития, сложности в адаптации, проблемы социализации. Особенностью собрания является тот факт, что взрослым предлагается не конкретный, единственно правильный вариант действий, а различие решения проблемы. Общение предусматривает обсуждение специфики ситуации, причин ее возникновения и возможных последствий, выступления специалистов, перечня практических шагов, которые можно предпринять в данном случае. Прямые советы даются только в том случае, если родители обращаются с такой просьбой. В остальном задача представителей ДОУ заключается в комплексном информировании и оказании психолого-педагогической поддержки.
  6. «Мастер-класс» — собрание, направленное на реализацию потенциала родителей-лидеров, готовых делиться педагогическим опытом. В преддверии мероприятия воспитатель предлагает нескольким мамам или папам из числа активистов поделиться опытом о традициях семейного воспитания и достигнутых результатах. Регламент выступления может быть незначительным, при этом взрослые могут использовать любые вспомогательные материалы. После каждого выступления или в конце собрания можно проводить коллективное обсуждение, задавать вопросы, а наиболее ценные рекомендации разместить на стенде «Копилка родительского опыта».
  7. «Ток-шоу». Во время встречи с родителями, организованной в столь необычном формате, обсуждение проблемы ведется посредством рассмотрения разных точек зрения. Помимо воспитателя, выступления готовят приглашенные специалисты детского сада, родители, зачитываются мнения экспертов отрасли. Проблемные моменты рассматриваются на практических примерах с последующим выделением причин, характерных особенностей явления и воспитательных мер, которые целесообразно предпринять для коррекции ситуации.

Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ ставит перед воспитателями необходимость применения разнообразных методов активации представителей семей. Наиболее распространенные — «мозговой штурм», метод ассоциативного мышления, предусматривающий схематическое изображение проблемы, создание коллективных записей (каждый пишет свои рекомендации по преодолению проблемной ситуации, которые объединяют вместе в ходе обсуждения), поиск ответов на эвристические вопросы (кто? что? где? чем? как? когда?), проведение мини-экспериментов. Параллельно используются активные методы работы с родительской общественностью, включающие элементы инновации, — дни добрых дел, совместные экскурсии и походы, тренинги, родительские гостиные, семейные вернисажи и многое другое.

Наглядно-информационные инновационные формы взаимодействия с родителями в детском саду

Ознакомление представителей семей с условиями пребывания в дошкольной образовательной организации и принципами воспитания является ключевой составляющей продуктивного общения. Инновационные формы взаимодействия с родителями в детском саду наглядно-информационного характера позволяют наиболее полно представить особенности дошкольной образовательной практики, активизировать усилия взрослых по вопросам участия в жизни ДОУ.

Оформление родительских уголков в группе является традиционной формой общения, которую можно усовершенствовать и разнообразить посредством добавления новых рубрик («Спрашивали — отвечаем», «Обратите внимание», «Мнение экспертов», «Это интересно»). В этих разделах рекомендуется представлять полезные экспертные или интересные практические материалы: чем занимается ребенок в детском саду, какие игры и занятия интересны в этом возрасте, какие рекомендации представлены экспертами по возрастному развитию в связи с частыми проблемами (укрепление здоровья, подготовка к школе). Востребованными вариантами работы по направлению является совместное создание с представителями семей групповых фотоальбомов, выставок, мини-музеев.

В числе наглядно-информационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в детском саду выделяют:

  1. Информационно-ознакомительные методы работы, направленные на представление особенностей функционирования ДОУ, целей и задач педагогического коллектива, требований действующего законодательства в сфере дошкольного образования, борьбы с предрассудками.
  2. Информационно-просветительские — формы совместной деятельности, призванные расширить знания взрослых о различных этапах возрастного развития малышей, характерных проблемах дошкольного взросления и подготовки к школе. Преимущественно в данном виде общение педагогов с родителями происходит не в прямой, а опосредованной форме — через заполнение родительских уголков, информативных папок-передвижек, организацию выставок.

Практика показывает, что в числе информационно-ознакомительных форм взаимодействия с родителями наиболее распространены «Дни открытых дверей». Данный формат работы нельзя назвать новым, но ввиду изменения характера взаимодействия между воспитателями и родительской общественностью он приобретает инновационный характер. «Дни открытых две­рей» дают представителям семей возможность увидеть стиль общения воспитателя с детьми, самим «включиться» в общение и совместную деятельность — занятиях, играх, реализации проектов. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания, что способствует налаживанию конструктивного диалога и выработке совместной педагогической стратегии.

Результативность нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ

Переосмысление проверенных практик взаимодействия с потребителями образовательных услуг является важной педагогической тенденцией, которую следует реализовывать осмысленно во избегание введения новаций ради самих новаций. Для определения эффективности усилий, затраченных на реализацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в детском саду, необходимо систематически проводить повторную диагностику — опросы, анкетирование, оценочные листы, книги отзывов, а также поддерживать возможность обратной связи.

В большинстве случаев использование новаторских форм взаимодействия демонстрирует снижение градуса эмоциональной напряженности между участниками воспитательного процесса, улучшение показателей посещаемости мероприятий (утренников, собраний, выставок), повышение родительской компетентности по широкому кругу педагогических вопросов, гармонизацию детско-родительских отношений. При условии активного вовлечения взрослых в жизнь детского сада родители, как правило, проявляют больше ответственности в вопросах поддержания гармоничного детского развития, демонстрируют гибкую педагогическую позицию и компетентность, участвуют в организации учебно-воспитательного процесса, его планировании, обеспечении и оценке результатов.

Практика показывает, что инновационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ позволяют решить еще одну немаловажную проблему — обеспечить совместную продуктивную и интересную деятельность взрослых и малышей, которая предусматривает реализацию различных действий:

  • учебных (преднамеренное освоение педагогических знаний и умений);
  • педагогических (оказание содействия, помощи ребенку);
  • рефлексивных (анализ и оценка собственных и детских действий);
  • изобразительно-продуктивных (совместно с ребенком);
  • коммуникативных (общение с ребенком, педагогом, другими родителями).

Наиболее востребованные варианты совместной активности — общественные смотры знаний и умений, досуговые и экскурсионные сборы, тематические развлечения, праздники творчества, подготовка экспозиций для оформления группового пространства, проведение экспериментов и исследований. Во многом возможности традиционных и новаторских способов сотрудничества с семьями определяются компетенциями воспитателей, их умением выявлять потребности детско-родительской общественности и создавать условия для их удовлетворения, задействовав кадровый, материально-технический и методический потенциал детского сада. Удовлетворительными результатами работы по направлению является создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей, повышение показателей включенности представителей семей в деятельность детского сада, обеспечение предпосылок для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.