Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Профстандарт для заведующего детским садом

  • 27 мая 2019
  • 150
Профессиональный стандарт руководителя образовательного учреждения — многофункциональный нормативный документ, содержащий набор трудовых функций и требований к опыту и образованию, необходимые для их выполнения, разработанная по результатам проведения экспертных оценок и регулирования федеральных органов исполнительной власти. Профстандарт составляется с учетом мирового опыта, отечественного законодательства, актуальных учебно-методических материалов, специфики работы образовательного учреждения и используется:
  • в ходе подготовки программ допобразования;
  • при аттестации руководителей образовательных учреждений.

Профессиональный стандарт заведующей ДОУ: история документа

Вопрос необходимости разработки профессионального стандарта для руководителей актуален не первый год, старт работ в этом направлении был положен в 2013 году, однако первые профстандарты носили рекомендательный характер, а ключевое предназначение заключалось в систематизации и определении требований к соискателям на должность руководителя. Внедрение в управление дошкольными образовательными организациями методики управления проектами, приоритетность так называемого «ручного управления» и иные факторы актуализируют потребность в разработке и внедрении профессионального стандарта руководителя. Также потребность в таком документе указана в ст.51 Закона № 273-ФЗ, где обозначены требования к образованию и опыту претендентов на руководящие должности в учреждениях образовательной сферы. До принятия профстандарта для заведующего детского сада требования к квалификации руководителя регламентирует ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей), однако поверхностный характер положений справочника затрудняет его практическое применение в образовательной сфере.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике руководителя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации по внедрению профессионального стандарта руководителя (заведующего ДОУ)
- Профстандарт руководителя: к чему готовиться


- Каким будет профстандарт для заведующего детским садом

Профстандарт, в отличие от положений квалификационных справочников, характеризует деятельность работника, его трудовые функции, устанавливая требования к опыту и образованию, необходимому для выполнения возложенных на специалиста задач. Российская практика реализации подобных задач наследует международную, согласно которой профстандарты США и большинства европейских стран успешно и подробно регламентируют измеряемые требования к качеству выполнения работ и результатам профессиональной деятельности отдельных специалистов, представляя рамочные квалификации для различных отраслей и специальностей.
С 1 июля 2016 года вступили в силу поправки в ТК РФ (ФЗ от 2.05.2015 №122-ФЗ), сделавшие обязательными разработанные ранее профстандарты педагогических работников, однако официальное введение проекта документа для руководителей пришлось отложить на несколько лет. Апробация документа показала зависимость типа образовательного учреждения от квалификации руководителя, поскольку сложно сравнивать между собой задачи заведующего детским садом и ректора крупного университета, хотя и первый, и второй являются руководителями образовательных учреждений. 
Постановление Правительства № 23 от 22.01.2013 года закрепило Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Сегодня Минтруд является тем законодательным органом, который утверждает профессиональные стандарты, на основании которых происходит непосредственно написание профессионального стандарта по утвержденной структуре. Именно поэтому профстандарт заведующего ДОУ разработан по установленному  приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 147н шаблону. Работу над текстом российского профстандарта руководителей в сфере образования основательно проделала рабочая группа специалистов, сформированная из представителей Минобрнауки, НИУ ВШЭ, ФИРО, Союза ДПО и прочих экспертных организаций. Работа над текстом документа завершилась периодом открытых общественных обсуждений и апробации, во время которого каждый заинтересованный педагог или руководитель мог внести свои предложения и коррективы. Перед разработчиками была поставлена главная задача — сделать текст документа понятным и полезным для пользователей. Именно поэтому потребовалась значительная доработка документа, за которой последовало официальное принятие его приказом Минтруда РФ и введение в действие.  
 

Профстандарт для заведующего детского сада

 
На сегодняшний день требования к квалификации и образованию работников, перечень трудовых функций и обязанностей содержит два вида стандартов — ФГОС, утвержденный Минобрнауки, и профстандарт для заведующего детским садом, утвержденный Минтруда РФ. Они были разработаны в 2013 году, однако регламентируют разные сферы деятельности: ФГОС используется для организации и планирования учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждений в целом, а профстандарт — больше касается кадровой политики, разработки должностных инструкции, прохождения аттестации работников. Второй отличие заключается в том, что ФГОС уже вступил в законную силу, а профстандарты были введены в действие только в 2019 году. Однако несмотря на этом документы находятся в тесной взаимосвязи, поскольку с 2019 года новые ФГОС должны будут подчиняться требованиям профстандартов и разрабатываться с учетом их положений.
Положения стандарта являются обязательными для исполнения всеми работниками образовательных и частных образовательных учреждений. Документ разработан на основании положений Трудового кодекса РФ, поскольку, согласно положениям кодекса, к представителям руководящих должностей могут применяться государственные стандарты, если они не противоречат требованиям квалификационных справочников. Таким образом, положения стандарта вторичны по отношению к ЕКС, а в случае возникновения неясностей или замечаний относительно положений профстандарта, следует руководствоваться положениями ЕКС. Профстандарт для заведующего детского сада выполняет следующие задачи, позволяя:
  • выявлять категории работников ДОУ, которые потенциально могут претендовать на должность руководителя;
  • вычислять дошкольные образовательные учреждения, в которых прием работников осуществляется с нарушениями;
  • точно обозначать трудовые функции специалиста, занимающего руководящую должность;
  • способствовать более качественному выполнению всех трудовых функций руководителя и достижения целей благодаря рациональной организации деятельности заведующего;
  • улучшать уровень управления образовательными учреждениями за счет повышения квалификации руководящего звена;
  • развивать систему дошкольного образования в РФ и работу всех существующих учреждений.

В справочной системе «Образование» собрана полезная информация о том, как внедрять профстандарты и использовать их на практике в образовательном учреждении

Документ отражает государственную стандартизацию уровня квалификации руководителя. Структура общегосударственного профстандарта заведующего детским садом выглядит следующим образом:
  1. Общие данные и сведения. 
  2. Функциональная карта. 
  3. Характеристика функций. 
  4. Данные об организациях, принимающих участие в разработке документа.
 
Положения профстандарта руководителя образовательного учреждения
Раздел Содержание
Общие данные и сведения Руководящая должность классифицируется в соответствии с ЕКС по кодам ОКВЭД (дошкольное образование — 85.11) и ОКЗ. В этом разделе описывается цель выполнения руководящих функций и наименование типа деятельности специалиста, которые определяются в зависимости от уровня квалификации. Объединяет всех руководителей потребность в повышении качества образовательных услуг, развитии и повышении эффективности жизнедеятельности вверенных им учреждений.
Функциональная карта
Наиболее значимый раздел, в котором перечисляются ключевые функции заведующего (директора, ректора) и уровень квалификации, необходимый для выполнения каждой из них. Выделяют несколько обобщенных функций руководителя:
  1. Руководство и развитие учреждения.
  2. Управление ресурсами учреждения.
  3. Представление интересов ДОУ на муниципальном и региональном уровне, среди органов местного самоуправления или других организаций.
  4. Управление учебно-производственной, конструкторской, аналитической и исследовательской деятельностью.
Функции первых трех категорий раскладываются на более простые составляющие, тогда как последняя категория не применима в детских садах и школах. 
Характеристика функций
В этом разделе дается расшифровка основных задач, выполняемых руководителем дошкольного образовательного учреждения, тщательно характеризуется каждая функция по отдельности. Это наиболее объемный раздел, в котором также даются официальные наименования руководителей в области образования (заведующий, директор, ректор и начальник). 
Несмотря на то, что все функции заведующего сводятся к общему руководству обеспечения развития детского сада, в документе последовательно описывают его полномочия в отношении приема на работу и освобождения специалистов от должностей, составления и утверждения внутренних приказов и документов, управления ресурсами учреждения, а также принятие мер в рамках своей компетенции по совершенствованию работы образовательного учреждения.
Профстандарт заведующего детским садом предполагает такие обобщенные трудовые функции, как формирование и управление реализацией стратегии развитие учреждения, контроль текущей деятельности ДОУ. Они в свою очередь подразумевают:
  • определение приоритетных направлений развития учреждения;
  • непосредственное участие в разработке программы стратегического развития ДОУ;
  • формирование органов управления;
  • управление процессами достижения экономических, образовательных и воспитательных результатов;
  • управление взаимодействием с другими учреждениями и органами власти.
Параллельно с описанием трудовых задач даются требования к специалисту и его правовому статусу. Требования к сотрудникам во многом зависят от категории образовательного учреждения. Профстандарт требует наличия высшего образования, систематического прохождения профессиональной подготовки (не реже, чем раз в три года) и дополнительного образования по утвержденным на государственном уровне программам. В отношении правового статуса — заведующий должен иметь опыт работы на руководящих должностях (не менее 5 лет), не иметь ограничений на право занятия педагогической деятельностью, проходить периодические и внеплановые медицинские осмотры.
Сведения о разработчиках Сведения об учреждениях, рабочих группах, отдельных специалистах и экспертных организациях, которые принимали участие в разработке профстандарта до того момента, как он был утвержден приказом Минтруда РФ.
Пример характеристики трудовой функции «Формирование органов управления образовательной организации», указанной в профстандарте руководителя.
Трудовые действия
  • Определение потребностей в органах управления в зависимости от специфики работы и стратегических задач организации
  • Формирование перечней органов управления организацией
  • Руководство разработкой и утверждение кадровой политики Заключение трудовых договоров
  • Организация подготовки и утверждение должностных инструкций Руководство разработкой системы оплаты труда
  • Организация проведения аттестации работников
  • Контроль формирования органов управления организации с целью обеспечения эффективности образовательного процесса и достижения образовательных результатов
  • Анализ качества принимаемых решений, планирование корректирующих и предупреждающих действий
Необходимые умения
  • Рассчитывать риски последствий управленческих решений
  • Координировать работу структурных подразделений
  • Ориентироваться в правовом поле и применять правовые нормы
  • Выстраивать оптимальные траектории к достижению поставленной цели
  • Соблюдать профессиональную этику
Необходимые знания
  • Приоритетные направления развития образовательной системы РФ
  • Действующее законодательство РФ в области образования
  • Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Порядок приема в образовательные организации
  • Локальные нормативные правовые акты образовательной организации
  • Структура и специфика работы образовательной организации
  • Отечественный и зарубежный опыт создания образовательного продукта
  • Порядок подготовки кадров высшей квалификации
  • Особенности реализации основных образовательных программ

Профстандарт заведующего детским садом на практике

 
Практическое применение профстандарта заведующего ДОУ с 1 января 2019 сопряжено с различными трудностями. Для начала на законодательном уровне не предусмотрено расторжение трудового договора с руководителем, который не соответствует требованиям профстандарта. Действующий Трудовой кодекс не содержит оснований для увольнения руководителей, чья квалификация, стаж или опыт работы не соответствуют заявленным в стандарте. Аналогично с этим законодательство относительно профстандартов не имеет обратной силы. Таким образом, руководители, которые занимают соответствующие должности, но не соответствуют требованиям стандарта, продолжат работать руководителем. Единственно важным для них станет прохождение аттестации, которая проводится согласно требованиям профстандарта и с заявленной в нем периодичностью. Однако после прохождения аттестации руководителя, чья квалификация не соответствует занимаемой должности, могут уволить, либо же предложить перевод на другую должность. Именно поэтому в предшествующий внедрению профстандарта год заведующие детских садов активно обеспокоились вопросами повышения квалификации.

Профстандарт для заведующего детским садом

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о нормативно-правовом регулировании образовательной деятельности ДОО, разработке основной образовательной программы дошкольного образования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО»

Профстандарт для заведующего детским садом Профстандарт для заведующего детским садом Профстандарт для заведующего детским садом Профстандарт для заведующего детским садом

Вторая особенность внедрения профстандарта связана с делегированием обязанностей руководителя. В документе за заведующей закреплено право возлагать отдельные функции на других специалистов или своих заместителей, оформляя это соответствующими внутренними приказами и назначениями. При этом к заместителям заведующей не выдвигаются требования относительно трехлетнего стажа руководящей деятельности.
Таким образом, практическое внедрение документа требует:
  • пересмотра локальных актов образовательных учреждений, действующего трудового законодательства;
  • корректировки должностных инструкций руководящих работников;
  • апробации и отработки механизма делегирования обязанностей;
  • внедрения системы мониторинга сформированности компетенций согласно положениям профстандарта;
  • изменения аттестационных процедур, положений эффективного контракта.
Для использования профстандарта в сфере повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров, необходимо проанализировать и сформировать заказ на профразвитие руководящего звена образовательных учреждений. Для этого потребуются новые образовательные программы, включая те, которые ориентированы на начинающих руководителей в сфере образования; новый инструментарий оценки компетенции специалиста в процессе непрерывного образования.
В ходе общественного обсуждения профстандарта руководителя образовательного учреждения эксперты выразили сомнения относительно успешности реализации документа, отметив следующие положения:
  • система подготовки руководителей отсутствует в требованиях стандарта, а потому представители руководящего звена с достаточным опытом могут отказаться от любых попыток повышать собственную квалификацию и профессиональное мастерство;
  • механизм формирования должностных обязанностей заведующего на основании набора трудовых функций недостаточно прозрачен;
  • алгоритм определения показателей и критериев эффективности работы руководителя не определен, не регламентированы подходы к саморазвитию и развитию специалиста, новые подходы к аттестации,
  • современные заведующие детских садов не готовы к командообразующей деятельности, распределению обязанностей и ролей в команде, делегированию полномочий между представителями администрации;
  • руководители учреждений дошкольного образования не готовы выполнять трудовые функции, связанные со взаимодействием с органами местного самоуправления, государственной власти, субъектами внешнего окружения.
Об успешности внедрения профстандарта можно будет говорить спустя несколько лет, однако уже сегодня понятно, что федеральные требования и классификации требуют специальной работы не только от заведующих ДОУ, но и всего педагогического коллектива учреждения.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.