Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

ФГОС дошкольного образования

  • 12 июня 2019
  • 534

С целью реализации п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с 1 января 2014 г. все детские сады в нашей стране перешли на ФГОС дошкольного образования — стандарт ведения образовательной практики, разработанный федеральным органом исполнительной власти, определяющий:

  • выделение дошкольного детства как особого учебно-воспитательного периода, требующего разработки и реализации особой педагогической стратегии;
  • необходимость обеспечения разнообразия детства, в т.ч. через развитие индивидуальных физических и интеллектуальных возможностей каждого ребенка;
  • формирование базиса содержания, условий и результатов программного содержания, исполнение которого обязательно во всех ДОУ;
  • исполнение государственных гарантий в области обеспечения прав граждан на получение бесплатного образования.

Общие положения ФГОС дошкольного образования с изменениями 2019 года

Необходимость пересмотра традиционных педагогических методик, обусловленная требованиями времени, привела к разработке единых требований к дошкольному образованиюФГОС, в 2019 году реализуемого с актуальными изменениями. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере дошкольного образования, возникающие при выполнении программного содержания организациями, индивидуальными предпринимателями, родителями (законными представителями), выбравшими обучения детей в семейной форме.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Важную информацию о порядке введения ФГОС ДО читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя образовательного учреждения»:

- Мониторинг педагогических компетенций воспитателя в ходе реализации требований ФГОС ДО

(со списком вопросом)

- Анализируем итоги методической работы по сопровождению введения ФГОС ДО

 (с планом проведения анализа)

Реализация ФГОС ДО предусматривает достижение следующих целей:

  1. Повышение статуса дошкольного образования, которое становится не просто этапом фактической подготовке к школе, а важной стадией личностного становления, когда закладываются важные ценностные ориентиры.
  2. Обеспечение равенства возможностей в получении дошкольного образования для всех детей без исключения, независимо от психофизических показателей развития, национальности, вероисповедания, социального и семейного статуса.
  3. Установление государственных гарантий в вопросах обеспечения надлежащего качества дошкольного образования за счет установления единых требований к содержанию реализуемых программ, их структуре, порядку и результатам освоения.
  4. Сохранение единства дошкольной учебно-воспитательной практики в границах всего образовательного пространства Российской Федерации.

ФГОС дошкольного образования в 2019 году определяет необходимость выявления индивидуальных образовательных потребностей каждого дошкольника, формирующихся с учетом состояния здоровья, уровня психического развития, семейной ситуации, личностных интересов и других факторов, а также возможность освоения ребенком программного содержания на разных этапах его реализации. Таким образом, Стандарт направлен на решение таких задач:

  1. Сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников, охрана эмоционального благополучия.
  2. Обеспечение равных возможностей для активного возрастного развития, что реализуется через создание благоприятной образовательной среды, формирование в учебно-воспитательном пространстве отношений между воспитателем и дошкольниками по системе «субъект — субъект» (а не «субъект объект», как это было ранее).
  3. Соблюдение принципа преемственности при постановке и достижении целей и задач воспитательно-образовательного процесса, в особенности между программами дошкольного и начального общего образования.
  4. Создание благоприятных условий для развития дошкольников с учетом их возрастных и личностных особенностей, склонностей, интересов, природных дарований, готовности к развитию творческого потенциала в тесном взаимодействии с другими детьми, педагогами, родителями и миром.
  5. Объединение процессов обучения и воспитания детей в единую образовательную практику с реализацией духовно-нравственного, художественно-этического, социокультурного, экологического компонента, привитием норм и принципов поведения, принятых в обществе.
  6. Формирование общей личностной культуры воспитанников через развитие социальных и нравственных установок, физических и интеллектуальных качеств, инициативности, ответственности, самостоятельности и других компетенций, необходимых для ведения учебной деятельности в будущем.

Важной составляющей ФГОС дошкольного образования в 2019 году остается обеспечение вариативности программного содержания, возможность его корректировки с учетом актуальной образовательной ситуации, реальных учебных потребностей детей, состояния их здоровья и психологической готовности к сотрудничеству. Для этого в дошкольных образовательных организациях необходимость создавать и поддерживать оптимальную социокультурную среду, соответствующую возрастным интересам и возможностям дошкольников, а еще — позаботься о психолого-педагогической поддержке учебно-воспитательного процесса, налаживании активного взаимодействия с представителями семей, социальными партерами и организациями дополнительного образования.

Стандарт является основой для разработки всех видов программного содержания, в частности для основной образовательной программы дошкольного образования, вариативных программ. Требования ФГОС ДО учитываются при определении нормативов финансового обеспечения муниципальных детских садов, объективного оценивания деятельности ДОУ, содержания профессионального образования воспитателей и административного состава организаций, их аттестации, а также разработке методов оказания помощи родителям в воспитании детей и по всем связанным направлениям. Стандарт включает требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения выбранного программного содержания, освоение которого может осуществляться на государственном языке или родном языке из числа языков народов РФ. Главным изменением ФГОС дошкольного образования в 2019 году стало уточнение, узаконенное приказом Минпросвещения России от 21.01.2019 № 31, а именно, что реализация программ дошкольного образования может осуществляться «на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке как родном на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

Принципы дошкольного образования по ФГОС

Важной характеристикой Стандарта, определившей его высокую значимость в отечественном образовательном пространстве, является переосмысление значимости периода детства относительно общей траектории развития ребенка. В свете этого крайне важным становится соблюдение принципов ФГОС дошкольного образования, которые перекликаются с положениями Конституции РФ и Конвенции ООН о правах детей. Это:

  1. Поддержка самоценности и разнообразия детства как важного жизненного периода, который следует оценивать как значимый этап подготовки к дальнейшему личностному становлению и успешной социализации.
  2. Личностно-развивающий, гуманистический характер педагогического воздействия.
  3. Уважение личности ребенка независимо от образовательной ситуации.
  4. Осуществление реализации программного содержания в формах, оптимальных для дошкольников той или иной возрастной группы, первоочередно — в рамках игровой, поисковой, направленно познавательной, экспериментальной деятельности.

К числу принципов ФГОС дошкольного образования в рамках построения педагогической стратеги следует отнести:

  1. Создание условий для полноценного проживания ребенком всех этапов детства — младенчества, раннего и дошкольного возраста с последовательным расширением возможностей для развития.
  2. Проектирование учебно-воспитательной деятельности с личностных возможностей и познавательных потребностей каждого ребенка, что может реализоваться в форме индивидуализации обучения.
  3. Субъективизация образовательного процесса: признание дошкольника субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
  4. Поддержка детской инициативы во всех ее проявлениях.
  5. Активное взаимодействие с семьями, вовлечение представителей семей в жизнь дошкольной образовательной организации.
  6. Приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  7. Формирование познавательных действий воспитанников в различных видах деятельности.
  8. Соблюдение правила возрастной адекватности дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

ФГОС дошкольного образования ФГОС дошкольного образования ФГОС дошкольного образования ФГОС дошкольного образования

Области дошкольного образования по ФГОС

Установление единых требований к практикам дошкольного воспитания в границах национального обучающего пространства предусматривает выделение по ФГОС пяти областей дошкольного образования, конкретное содержание которых проектируется с учетом возрастного и личностного фактора. Для малышей младенческого возраста (с двух месяцев до года) приоритетным является эмоциональное общение со взрослым, предметная деятельность, основанная на познавательно-исследовательских действиях, внимание к произведениям словесного и музыкального творчества, участие в тактильно-двигательных играх. В раннем возрасте (1-3 года) наиболее значимой становится активная деятельность с предметами и динамическими игрушками, экспериментальное изучение материалов и предметов, участие в различных видах активности под руководством взрослого (самостоятельно или совместно со сверстниками), самообслуживание, элементарный бытовой труд, двигательная активность, восприятие произведений детской литературы и музыки.

Дошкольники (3-8 лет) активно участвуют в различных видах деятельности, что обусловливает возможность организации деятельности в рамках выделенных областей дошкольного образования.

Области дошкольного образования по ФГОС Содержание 
Социально-коммуникативное развитие

В рамках реализации данной области от дошкольников ожидают:

  • усвоение общественных норм и моральных ценностей;
  • развитие навыков активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • проявление самостоятельности, саморегуляции, целенаправленной активности;
  • формирование эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания;
  • готовность к взаимодействию со сверстниками и воспитателями;
  • проявление уважительного отношения к семье, общественным устоям и правилам поведения, принятым в детском саду;
  • положительное восприятие различных видов активности;
  • сформированность навыков безопасного поведения в социуме, быту, на природе.
Познавательное развитие

Познавательные компетенции детей дошкольного возраста строятся через:

  • всестороннее развитие интересов, любознательности и мотивации;
  • становление сознательного отношения к деятельности, развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и отношениях друг к другу, о разных народах и национальностях, планете Земля как доме человечества;
  • приобщение к традициям родного края, Отечества.
Речевое развитие 

В рамках речевой области дошкольного образования по ФГОС предусмотрено:

  • овладение речью как основным коммуникативным инструментом;
  • последовательное и систематическое обогащение активного словаря;
  • развитие связной, логически выстроенной монологической и диалогической речи; формирование навыков речевого творчества;
  • совершенствование фонематического слуха, звуковой культуры речи;
  • знакомство с произведениями детской литературы, в частности стихотворными, прозаическими и малыми фольклорными формами;
  • становление предпосылок к обучению грамоте.
Художественно-эстетическое развитие  Способность к осознанному восприятию эстетических составляющих формируется через знакомство с явлениями мира природы, миром словесного, музыкального и изобразительного искусства, сопереживание персонажам произведений, самостоятельную творческую активность.
Физическое развитие

В рамках данной области педагогическое воздействие строится таким образом, чтобы обеспечить:

  • развитие широкого круга физических качеств у воспитанников (ловкости, координации движений, гибкости, скорости);
  • укрепление опорно-двигательной системы; совершенствование мелкой и крупной моторики;
  • формирование навыков выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, развороты туловища, прыжки);
  • наличие базовых представлений о различных видах спорта;
  • готовность участия в подвижных играх с правилами;
  • осознанное стремление дошкольников к ведению здорового образа жизни.

Требования ФГОС дошкольного образования: структура и объем образовательной программы

Обеспечение государственных гарантий по вопросам поддержания высокого качества дошкольного образования определяет выдвижение требований ФГОС к содержанию программного материала, реализуемого в детских садах. Регулятор постановил, что образовательная программа ДОУ должна обеспечивать развитие дошкольников в различных видах деятельности с учетом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей. Таким образом, программа дошкольного образования позиционируется как комплекс психолого-педагогической поддержки, направленный на:

  1. Создание в детском саду особых условий для всестороннего развития воспитанников, способствующих позитивной социализации, личностному развитию, воспитанию инициативности, ответственности, формированию творческих способностей на основе взаимодействия с воспитателями и сверстниками.
  2. Формирование образовательной среды, деятельность в рамках которой обеспечивает последовательную подготовку детей к дальнейшим этапам обучения.

Регулятор сохраняет право ДОУ на самостоятельную разработку и утверждение программного содержания, при этом структурные подразделения одного детского сада могут работать по программам разной направленности. В требованиях ФГОС дошкольного образования предусмотрена обязанность детских садов определять продолжительность пребывания воспитанников в учреждении с учетом установленного режима работы и объема решаемых образовательных задач, а еще — устанавливать показатель максимального наполнения групп. Программное содержание для групп полного и продленного дня, групп кратковременного и круглосуточного пребывания, а также разновозрастных групп адаптируется с учетом реальной учебно-воспитательной ситуации, при этом в учреждениях интернатского типа педагогическая работа должна осуществляться на протяжении не более 14 часов.

Программное содержание должно обеспечивать развитие личности дошкольников по различным образовательным областям, это социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие, а также обеспечивать такие направления формирования личности ребенка дошкольного возраста:

  1. Активность в рамках предметно-пространственной развивающей образовательной среды.
  2. Взаимодействие со взрослыми.
  3. Взаимодействия с другими детьми.
  4. Формирование системы личностных отношений к себе, к миру и событиям в нем, другим людям.

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, реализуемая в ДОУ программа должна состоять из обязательно части и части, формируемой участниками учебно-воспитательных отношений в соотношении 60 % к 40 % соответственно. Обязательная часть предусматривает реализацию педагогической практики по пяти взаимодополняющих образовательных областях, тем самым обеспечивая комплексность образовательного подхода. Часть, формируемая специалистами детского сада в тесном взаимодействии с родительской общественностью, включает несколько приоритетных направлений деятельности, выбранных из числа парциальных методических разработок или спроектированных самостоятельно. Для данной части содержание планируемой образовательной деятельности подбирается с учетом специфики национальных или социокультурных условий, определяющих условия ведения учебно-воспитательного процесса, регионального фактора, реальных образовательных потребностей воспитанников и пожеланий родительской общественности, методических и материально-технических возможностей педагогического коллектива организации.

Если обязательная часть программы соответствует примерной, ее можно оформить в форме соответствующих ссылок; в противном случае необходимо ее развернутое представление — это подтверждает п. 2.11 ФГОС ДО. Часть программы, формируемая участниками учебно-воспитательного процесса, может быть оформлена с представлением перечня ссылок на соответствующие методические разработки, что при необходимости позволит ознакомиться с ее содержанием всем желающим.

Разделы программы дошкольного образования по ФГОС  Содержание разделов
Целевой

Включает такие структурные компоненты:

  1. Пояснительную записку, в которой необходимо представить цели и задачи программного содержания, принципы проектирования программы, характерные особенности индивидуального развития воспитанников, значимые для организации учебно-воспитательного процесса.
  2. Планируемые результаты освоения программы, которые должны конкретизировать требования Стандарта к поставленным целям и задачам, и, что немаловажно, формироваться с учетом реальных возможностей детей и педагогического коллектива.
Содержательный

Наиболее объемный раздел программы, в котором необходимо отразить общую направленность педагогической работы. таким образом, в содержательный раздел программы по ФГОС дошкольного образования необходимо включить описание:

  • порядка организации учебно-воспитательной деятельности по пяти образовательным областям с учетом особенностей выбранной программной направленности;
  • вариативных путей, методов и способов реализации программы с учетом реальных потребностей воспитанников;
  • коррекционной педагогической работы (если планируется обучение детей с ОВЗ).

При проектировании содержательного раздела важно предусмотреть возможность организации учебно-воспитательной активности дошкольников в различных видах социальной и культурной практик, меры поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с представителями семей воспитанников. Дополнительно в раздел целесообразно включить характеристики, которые разработчики программного содержания считают значимыми по тем или иным причинам.

Организационный В данный раздел необходимо включить перечень условий и показателей материально-технического обеспечения, необходимого для реализации выбранного программного содержания, с описанием реального уровня обеспеченности всем необходимым, а также режим работы детского сада, распорядок дня воспитанников, особенности традиционных событий (праздников, акций, мероприятий) и принципы формирования развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно ФГОС дошкольного образования в структуру программы включается дополнительный раздел, который по сути является ее краткой презентацией. Последняя необходима для представления разработки родительской общественности, поэтому в презентацию следует включить следующие моменты:

  1. Возраст воспитанников (в т.ч. детей с ОВЗ), на которых рассчитано программное содержание.
  2. Перечень используемых примерных программ.
  3. Порядок взаимодействия воспитателей с представителями семей в рамках выбранной программы.

Отдельного внимания заслуживает порядок адаптации программы для реализации при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Если возможности детского сада позволяют принимать на обучение дошкольников в ОВЗ, данный момент необходимо представить в содержательном разделе, перечислив специальные методики педагогической работы, дидактические пособия и экспертные материалы. При проектировании программного содержания необходимо учитывать, что коррекционная работа должна обеспечивать последовательное преодоление патологий возрастного развития для освоения образовательного минимума, а также способствовать созданию условий для успешной социализации воспитанников. В случаях, когда инклюзивное образование в ДОУ организуется по причинам, не связанным с ограниченными возможностями воспитанников, блок по ведению коррекционной работы выделять не обязательно.

Требования к результатам освоения основной программы дошкольного образования по ФГОС

Переход на ФГОС дошкольного образования обусловил пересмотр требований к результатам освоения основной образовательной программы: отказ от необходимости привития детям ряда формальных знаний и умений в пользу достижения социально-нормативных возрастных характеристик, необходимых для успешного перехода к этапу школьного обучения и адекватного поведения в обществе. Ввиду специфики возрастного развития в период дошкольного детства, когда для ребенка характерна повышенная активность, нестабильность внимания, гибкость направлений развития, а также особенностей реализации данной ступени образования в РФ (большое количество малышей до школы воспитываются в семьях), требование от дошкольника конкретных образовательных достижений является неправомерным. Вместе с тем выделение целевых ориентиров дошкольного воспитания является целесообразным, поскольку данный список устремлений не зависит от специфики реализуемой программы и формы обучения ребенка.

Целевые ориентиры, определяемые ФГОС основного дошкольного образования, нельзя расценивать как основу объективной оценки уровня развития ребенка, в том числе при проведении педагогического мониторинга, поэтому освоение программного содержания в детских садах не может сопровождаться проведением аттестационного оценивания. Важно отметить, что данные показатели возрастного развития должны учитываться при проектировании педагогической стратегии на уровне дошкольного образования в границах всего образовательного пространства РФ, при решении вопросов касательно порядка формирования программы, анализа профессиональной деятельности воспитателей и методистов, поиска путей активного взаимодействия с родителями дошкольников и их информирования. ФГОС ДО предусматривает, что целевые ориентиры могут использоваться при решении широкого круга управленческих задач, в частности изучения познавательных потребностей детей возрастом от 2 месяцев до 8 лет, организации аттестационного оценивания педработников, оценивании выполнения государственного задания ДОУ и качества образовательной практики в целом.

Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе получения дошкольного образования Целевые ориентиры, формирование которых ожидается на этапе окончания освоения программы дошкольного образования по ФГОС

Ребенок проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира, стремится активно взаимодействовать с ними. Взаимодействие с игрушками и другими предметами вызывает эмоциональное вовлечение.

Малыш стремится проявлять настойчивость в достижении результатов мотивированной деятельности.

Дошкольник использует специфические, фиксированные предметные действия, владеет знаниями о предназначении бытовых предметов и навыками их использования.

Бытовое и игровое поведение строится на стремлении проявлять самостоятельность, реализовать простые навыки самообслуживания.

Ребенок уверенно владеет активной речью, демонстрирует вовлеченность в общение со сверстниками и взрослыми, при необходимости может формулировать просьбы, адекватно реагирует на обращения.

Важной частью игровой активности являются ситуации, в которых малыш воспроизводит действия взрослого — от повторения слов, движений до тактики поведения.

Дошкольник проявляет заинтересованность к прослушиванию стихов, сказок, малых форм творчества, музыкальных произведений, рассматриванию картинок.

Наблюдаются показатели сформированности крупной моторики, стремление к совершенствованию движений и участию в спортивных играх, соревнованиях.

Воспитанник овладевает основными способами направленной деятельности, проявляет самостоятельность и инициативность при общении, в игре, исследовательской, поисковой, творческой и других видах активности.

Ребенок без помощи выбирает себе род деятельности, вовлекает в нее других участников, демонстрирует готовность учитывать интересы сверстников, договариваться, идти на уступки.

Адекватно проявляет свои чувства и реагирует на успехи других, сохраняя достоинство и чувство веры в личностный потенциал.

Положительно отношение к миру, разным видам деятельности, в частности учебной, другими людям является одной из ярких поведенческих черт.

Дошкольник обладает развитым воображением, владеет разными формами игровой активности, может отличить фантазийную (условную) ситуацию от реальной, понимает важность соблюдения социальных норм.

Ребенок демонстрирует отличные навыки устной речи, может свободно выражать свои мысли и чувства, демонстрирует предпосылки грамотности. Крупная и мелкая моторика является хорошо развитой, контроль движений не вызывает сложности.

Воспитанник проявляет любознательность, задает вопросы другим детям и взрослым о предметах и явлениях окружающего мира, стремится к экспериментаторству. Владеет представлениями из области живой природы и социального мира, готов к принятию самостоятельных решений.

Согласно ФГОС, целевые ориентиры программы являются залогом преемственности дошкольного и начального общего образования, а значит предполагают формирование у воспитанников детских садов предпосылок к учебной деятельности. В условиях, когда формирование программного содержания осуществляется для детей младшего дошкольного возраста, целевые ориентиры должны восприниматься как долгосрочные ориентиры педагогической деятельности.

Условия реализации программ дошкольного образования по ФГОС

Организация образовательной практики, направленной на сохранение самоценности и разнообразия детства, обусловливает возможность реализации ФГОС дошкольного образования только при наличии особых кадровых, материально-технических, психолого-педагогических условий и сформированности развивающей предметно-пространственной среды. Учебно-воспитательная обстановка в дошкольных образовательных учреждениях должна обеспечивать:

  1. Охрану и укрепление психофизического здоровья воспитанников, их эмоциональное благополучие.
  2. Последовательное профессиональное развитие и становление педагогов.
  3. Возможность вариативной реализации программного содержания, открытость учебно-воспитательного процесса.
  4. Высокий уровень вовлеченности родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения дошкольников.

Успешная реализация программ дошкольного образования первоочередно предусматривает создание необходимых психолого-педагогических условий. К их числу относится проектирование учебно-воспитательной деятельности на основе равноценного и активного взаимодействия дошкольников, являющихся субъектами обучения, и воспитателей, с применением только тех методов и средств педагогического воздействия, которые соответствуют возрасту и реальным образовательным потребностям малышей. Крайне важно, чтобы воспитатели неизменно демонстрировали уважительное отношение к детской личности, поощряли инициативность и самостоятельность, прививали доброжелательный характер общения в групповом коллективе и за его пределами, позволяли дошкольникам делать сознательный выбор форм участия в общей деятельности. Одним из ключевых условий реализации ФГОС дошкольного образования является защита детей от любых проявлений физического и психологического насилия, поэтому важной функцией ДОУ становится не только формирование во всех отношениях комфортного пространства развития, но и отслеживание случаев попрания прав ребенка за пределами детского сада с соответствующим реагированием.

Достижение целевых ориентиров по программам дошкольного образования также предусматривает создание особой предметно-пространственной среды, обеспечивающей оптимальные условия для поступательного развития дошкольников. Данная среда охватывает не только пространство внутри детского сада, но и прилегающую территорию, материалы, оборудование и инвентарь, используемые для организации учебно-воспитательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО, должна обеспечивать:

  1. Возможность активной совместной деятельности и общения дошкольников.
  2. Реализацию программного содержания с применением широкого круга педагогических средств и методик.
  3. Создание условий для организации инклюзивного или вариативного обучения.
  4. Учет региональных, климатических, национально-культурных условий и показателей возрастного развития детей.

Наименование показателей среды, являющейся условием реализации ФГОС дошкольного образования  Характеристики
Содержательная насыщенность

Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды формируется посредством включения различных средств обучения и воспитания, дидактических материалов, в том числе расходных, спортивного инвентаря. Данные средства должны обеспечивать возможность свободной организации игровой, познавательной, исследовательской, двигательной активности воспитанников, возможность творческого самовыражения.

Достаточная содержательная насыщенность среды в ясельных группах может быть гарантирована только при условии наличия пространства для свободного движения.

Трансформируемость Данная характеристика предполагает возможность изменения среды с учетом реальной образовательной ситуации, показателей вовлеченности воспитанников в тот или иной процесс.
Полифункциональность  Включение в предметно-пространственную среду предметов, которые можно использовать различными способами (например, природные материалы), обеспечивает ее полифункциональность.
Вариативность Чтобы обеспечить вариативность образовательного пространства, необходимо предусмотреть в его границах место для игры, конструирования, экспериментирования, творческой деятельности, уединения, а также гарантировать воспитанникам выбор различных игрушек, предметов, дидактического материала, который должен периодически меняться и обновляться.
Доступность Для доступной развивающей среды характерна возможность свободного доступа ко всем помещениям, где осуществляется образовательная и игровая деятельность, дидактическим материалам, игрушкам, пособиям всех детей в группе без исключения, в том числе малышей с ОВЗ.
Безопасность Соответствие всех элементов учебно-воспитательного пространства требованиям надежности позволяет обеспечить безопасность образовательной среды.

В числе кадровых условий реализации программ дошкольного образования по ФГОС хочется выделить соответствие профессиональных компетенций педагогических и иных работников ДОУ требованиям профессиональных стандартов, достаточный показатель обеспеченности организации воспитателями и специалистами, обеспечивающими административное и психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, а также возможность привлечения к профдеятельности сотрудников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с детьми с ОВЗ, если в учреждении предусмотрена возможность реализации инклюзии.

Материально-технические условия, необходимые для реализации программного содержания, предусматривают выбор и эксплуатацию учебного оснащения, оборудования, инвентаря с учетом требований санитарно-эпидемиологической пожарной безопасности, а также адекватно возрасту и индивидуальным потребностям воспитанников. Что касается показателей финансового обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, то они должны обеспечивать возможность осуществления требований ФГОС ДО и реализации программы, что обусловливает необходимость четкого обоснования денежных нормативов, запрашиваемых на выполнение государственного задания.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.