Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Календарное планирование в подготовительной группе

  • 6 июня 2019
  • 244

Качество организации учебно-воспитательной работы в дошкольной образовательной практике во многом определяется наличием методических разработок, которые в случае необходимости могут быть использованы как опорные элементы для практической деятельности педработников. Календарное планирование в подготовительной группе детского сада остается востребованным и в условиях реализации принципов ФГОС ДО, поскольку оно позволяет:

  • обеспечить последовательное достижение образовательных целей и задач в рамках НОД и режимных моментов;
  • грамотно распределить учебную нагрузку и профессиональные усилия в течение дня, недели;
  • реализовать интеграцию образовательных областей, смену видов деятельности;
  • формировать в детском коллективе атмосферу доверия и взаимной поддержки.

Календарное планирование в подготовительной группе детского сада

Организация любого вида активности предусматривает разработку алгоритма действий, и педагогическая деятельность не является исключением. Календарное планирование в подготовительной группе детского сада — проект профессиональной деятельности воспитателя, выстраиваемой на базе нормативной документации, первоочередно — приказа Министерства народного образования РСФСР № 41 от 20.09.1988 г. «О документации дошкольных учреждений» и локальных методических разработок — готового и перспективного планов работы ДОУ.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» рекомендации по осуществлению календарного планирования в ДОУ:

- Методические разработки, которые помогут планировать образовательную деятельность по-новому

 (с план-схемами для скачивания)

Планирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО

 (рекомендации экспертов)

Структурно календарный план представляет собой конспект педагогической деятельности на одну-две недели, предусматривающий организацию активной детской занятости на протяжении дня — во время НОД, в режимных моментах и нерегламентированной деятельности. В календарный план необходимо включить:

  1. Цель, задачи, формы и методы педагогической работы.
  2. Содержание видов детской активности, основанных на реализуемом программном содержании.
  3. Индивидуальные занятия с детьми.
  4. Подвижные игры.
  5. Труд в группе и на участке.
  6. Наблюдения во время прогулок.
  7. Игровую деятельность и развлечения.

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе строится с учетом возрастного фактора, образовательных потребностей и интересов детей, общеметодических рекомендаций. Направленность педагогической работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста обусловлена важностью всесторонней подготовки к школьному обучению, что определяется необходимость постепенного увеличения длительности занятий, изменения их содержания с обязательным превалированием исследовательского, поискового, игрового компонента.

Одной из главных педагогических задач при проектировании организованной активности старших дошкольников является тренировка артикуляционного аппарата, развитие коммуникативных навыков, приобщение к базовым навыкам речевого общения. Воспитателю важно создавать условия для осознанного реагирования детей на обращения, просьбы, поставленные задачи, расширения словарного запаса, использования образности и эмоциональности речи. Будущим первоклассникам важно научится выделять предметы по указанным признакам и группировать их, обучаться азам письменной грамотности и счета. В условиях активного внедрения в дошкольную образовательную практику системно-деятельностного подхода воспитателям подготовительных групп крайне важно найти баланс между традиционными и новаторскими педагогическими формами, чтобы последовательно готовить детей к школе без риска снижения познавательной активности.

Значимую роль в гармоничном развитии дошкольников играет исследовательский компонент, поэтому при календарном планировании в подготовительной группе детского сада важно предусмотреть возможность реализации исследований и наблюдений. Знания, умения и навыки, полученные в ходе практической деятельности, усваиваются активно, в то время как транслируемая информация воспринимается в незначительной мере. Таким образом, оптимальными формами педагогического взаимодействия со старшими дошкольниками становятся новаторские методы деятельности — реализация проектов, проведение опытов, экспериментаторство.

Залогом познавательной активности детей неизменно является хорошее самочувствие. Реализация здоровьесберегающих технологий через организацию физической активности, спортивного досуга способствует формированию гармонично развитой личности. Во время занятий физической активностью, подвижных игр совершенствуется сила, ловкость, выносливость, скорость, гибкость, улучшается координация движений, малыши чувствуют себя увереннее. Благодаря этому создаются положительные условия для приобщения старших дошкольников к осознанному желанию заниматься спортом и поддерживать двигательную активность.

Еще одна неотъемлемая составляющая учебно-воспитательного комплекса в детском саду — приобщение воспитанников к художественно-продуктивной, музыкальной, творческой деятельности, позволяющей развить природные таланты и дарования. Детям предлагают работать бумагой, пластилином, красками, природными материалами, участвовать в проведении оформительских работ, например, подготовке открыток или стендов для мини-музея.

При осуществлении календарного планирования в подготовительной группе по ФГОС важно предусмотреть возможность индивидуальной работы с воспитанниками с выделением зоны ближайшего развития для каждого ребенка. Понимание специфики возрастных потребностей с учетом личностного фактора позволяет создать условия для систематического преодоления образовательных затруднений, выработки положительного отношения к практике обучения и работе над ошибками. К работе по направлению важно привлекать родителей, чтобы обеспечить закрепление результата и наладить продуктивные отношения с членами семей. И, конечно же, воспитатель в условиях новой образовательной политики должен использовать календарно-тематический план как опорный инструмент, к которому можно обратиться в случае возникновения педагогических затруднений, но не как единственно допустимый сценарий ведения воспитательной работы.

Календарное планирование в подготовительной группе

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО»

Календарное планирование в подготовительной группе Календарное планирование в подготовительной группе Календарное планирование в подготовительной группе Календарное планирование в подготовительной группе

Темы календарного планирования в подготовительной группе

Содержание непрерывного, интересного и содержательного воспитательно-образовательного процесса в детском саду требует вдумчивой организационной работы, поэтому воспитателю на организационном этапе важно наметить темы календарного планирования в подготовительной группе, которые станут основой дальнейших методических разработок. Ввиду того, что основным приоритетом остается расширение знаний детей об окружающем мире, тематика педагогических планов для старших дошкольников может иметь широкий охват, включая:

  1. Времена года и связанные с этим сезонные изменения («Зимушка-зима», «Зимняя лаборатория», «Весна пришла», «Ах, лето красное», «Дары осени», «Праздник урожая»).
  2. Животные и растения («В мире дикой природы», «Домашние питомцы», «Подводное царство», «Удивительный мир растений», «Перелетные птицы», «А в Африке, а в Африке…»).
  3. Семья («День любви и верности», «Нет никого роднее мамы», «Любимые бабушки и дедушки», «Папа может все, что угодно»).
  4. Формирование навыков безопасного поведения, самообслуживания и социальной активности («Поведение на дороге», «Идем в театр», «Распорядок дня», «Едем на природу»).
  5. Патриотическое воспитание («Моя Родина — Россия», «Достопримечательности родного города», «Москва — главный город России», «День народного единства», «Гордость нашей страны», «Будем в армии служить»).
  6. Мир вокруг нас («Дети разных стран — друзья», «Тело человека», «В мире профессий», «Планета Земля — наш общий дом»).
  7. Подготовка к школе («Здравствуй, школа», «День знаний», «Чему учат в школе», «Мой первый урок»).

Чтобы обеспечить необходимый показатель эффективности воспитательно-образовательной работы, календарное планирование в подготовительной группе важно осуществлять с учетом ряда принципов, к числу которых необходимо отнести следующие:

  1. Определение длительности учебной нагрузки, логичной последовательности занятий с учетом требований СанПиН и медико-гигиенических рекомендаций.
  2. Соответствие педагогического процесса уровню психофизического развития детей.
  3. Учет климатических условий, регионального фактора при определении длительности прогулок, количества экскурсий, тематики досуговых мероприятий.
  4. Принятие во внимание показателей трудоспособности воспитанников в течение дня, рабочей недели.
  5. Соблюдение принципов системности, последовательности, регулярности при проектировании воспитательных действий.
  6. Включение в план работы упражнений, обеспечивающих эмоциональную разрядку.
  7. Активное взаимодействие с другими специалистами детского сада — логопедом, педагогом-психологом, дефектологом.

Календарное планирование в подготовительной группе по ФГОС: структура и примеры

Составление алгоритма педагогических действий на день, неделю остается в кругу компетенций воспитателей, поэтому календарное планирование в подготовительной группе по ФГОС осуществляется в произвольной форме, утвержденной внутри организации. Оптимальной остается табличная форма, позволяющая логично структурировать виды действий. В форму календарно-тематического плана стоит включить:

  1. День недели, дату.
  2. Перечень режимных моментов: утренние часы, НОД, прогулка, работа перед сном, вторая половина дня, вторая прогулка.
  3. Совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции образовательных областей. Это групповая, подгрупповая, индивидуальная образовательная работа, а также учебно-воспитательная деятельность в режимных моментах.
  4. Самостоятельная деятельность дошкольников.
  5. Взаимодействие с родителями/социальными партнерами.

Осуществление календарного планирования в подготовительной группе по ФГОС рекомендуется начинать с проектирования повторяющихся режимных моментов — утренних часов, прогулок, НОД. Разрабатывая план на день, неделю, важно учитывать соотношение физической, интеллектуальной, эмоциональной нагрузки детей, следя, чтобы понедельник и пятница оставались самыми легкими днями — в противном случае возрастает вероятность демонстрации дошкольниками неделания идти в детский сал. Воспитатель должен обеспечить последовательное усложнение материала, его соответствие программно-методическому обеспечению, вовлечение детей во все виды деятельности. применение широкого круга методических приемов — не только словесных и наглядных, но и поисковых, исследовательских, мотивационных.

При проектировании календарных планов в группе педагогам дошкольного образования необходимо соблюдать такие условия:

  1. Объективная оценка уровня своей работы.
  2. Выделение приоритетных и второстепенных задач.
  3. Четкое представление результатов профессиональной деятельности.
  4. Выбор оптимальных методов, средств и путей взаимодействия с дошкольниками.

Примерная модель календарного планирования образовательной работы с дошкольниками

Совместная деятельность с воспитателем
Дата, тема недели НОД Образовательная деятельность в режимных моментах Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центров детской активности)
групповая индивидуальная

В завершение хочется отметить, что календарное планирование в подготовительной группе должно отражать три стороны педагогической работы: непосредственную образовательную деятельность дошкольников (фронтальные или подгрупповые занятия в соответствии с программным содержанием и сеткой занятий), взаимодействие педагогов и детей, самостоятельную активность воспитанников.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Календарное планирование в подготовительной группе «Дары осени».docx
  • Календарное планирование в подготовительной группе «Посуда».docx

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.