Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Самоанализ педагога детского сада

  • 28 марта 2019
  • 1116

Самоанализ воспитателя ДОУ помогает оценить достоинства работника и выявить слабые точки, которые могут стать ориентирами для дальнейшего профессионального роста специалиста. В статье рассматриваем алгоритм проведения самоанализа и предлагаем скачать образец данного документа.


Самоанализ воспитателя ДОУ - это своего рода удостоверение его личности. По документу, описывающему самоанализ, определяют профессионализм педагога, его умение видеть, анализировать собственные плюсы и минусы как специалиста, планировать рост своего преподавательского мастерства.

Зачем проводится самоанализ воспитателя детского сада?

Самоанализ воспитателя ДОУ призван выявить уровень освоения воспитанниками образовательной программы; определить недочеты в методических техниках взаимодействия педагога с детьми и установить организационные просчеты в педагогической деятельности.

Для достижения этих целей необходимо пошагово проанализировать следующие вопросы:

  • дать оценку реалистичности поставленных целей, то есть соотнести время на их реализацию и уровень подготовленности воспитанников;

  • определить уровень усвоения детьми изучаемого материала и выявить пробелы, которые в дальнейшем будут устранены в индивидуальном порядке или совместно с группой;

  • выбрать оптимальный способ объединения разных образовательных областей в рамках одного занятия;

  • определить психологическую обоснованность содержания форме занятия, то есть выбора приемов работы под конкретную тему;

  • оценить, насколько эффективны в использовании мотивационные приемы, формы подведения итогов, способы поддержания интереса дошкольников.

Что рассматривается при самоанализе воспитателей детского сада по ФГОС?

Самоанализ может проводиться для любого вида образовательной деятельности, будь то прогулки, развлечения, утренники. При разборе занятия воспитатель детского сада обращает внимание на ключевую для самоанализа деятельность. Например, главный интерес может представлять познавательная активность, в таком случае акценты в самоанализе прогулочной деятельности детей смещаются в сторону их коммуникативной активности.

Самоанализ позволяет педагогу детского сада составить диагностическую карту развития:

  • игровой деятельности (например, детсадовцы во второй младшей группе неохотно делились игрушками, но в средней и старшей группе эта проблема была решена);

  • культурного, нравственно-патриотического воспитания (так, заполняя самоанализ своей деятельности, воспитатель ДОУ делает пометки о том, что дети, например, путаются в определениях “страна” и “столица”, понимают или не понимают разницу между ярмаркой и выставкой и т.п.);

  • познавательной деятельности (направление исследуется в динамике промежуточных итогов, начиная с первой младшей группы и заканчивая подготовительной, в которой этот аспект становится определяющим, поскольку входит в характеристику будущего первоклассника).

Как правильно провести самоанализ деятельности педагога ДОУ?

Педагог анализирует свою деятельность путем совмещения трех приемов: практических, речевых и приемов наблюдения.

Речевые приемы. Самоанализ, как правило, составляется в письменной форме, но, если воспитатель ДОУ хочет выступить на конкурсе педагогического мастерства, он должен быть готов к тому, что придется не только составить письменный мониторинг, но и оформить свое выступление устно.

Наблюдение. В контексте самоанализа педагог наблюдает за деятельностью воспитанников детского сада и анализирует ее. Так, при помощи наблюдения воспитатель может составлять мнение о выборе подходящих иллюстраций по теме. Например, дошкольники второй младшей группы не смогут составить описание примет времен года, если иллюстрации будут слишком маленькими, дети просто не увидят всех деталей. В этом случае педагог должен заметить, что выбранные картинки следует заменить на более доступные варианты. С помощью наблюдения в контексте самоанализа воспитатель детского сада может примечать детей, нуждающихся в особом внимании. Например, если дошкольник крутится, вертится и отвлекает других, возможно, что какой-то блок информации он не запомнил, и следует перепроверить или дополнительно проработать с ним изученную тему.

Отслеживая поведение детей, педагог анализирует удачные и неудачные вариации приемов взаимодействия с ними. Например, отмечается, что рисунок ребенка будет скомканным после физкультурной разминки из-за перевозбужденного состояния, вызванного двигательной активностью.

Практические приемы для самоанализа воспитателей детского сада по ФГОС. Педагог соотносит первую часть конспекта с целями и задачами и свои впечатления от проведенного занятия, оценивает, насколько хорошо дети усвоили знания, умения и навыки по определенной теме. Кстати, молодые педагоги зачастую испытывают трудности в практическом осмыслении занятия. На основании лишь единственного занятия им сложно сделать вывод о том, насколько хорошо дети усвоили материал.

Самоанализ педагога детского сада

Получите диплом установленного образца


Узнать больше об особенностях самоанализа педагогов ДОО поможет учебная программа «Компетенции воспитателя»

Самоанализ педагога детского сада Самоанализ педагога детского сада Самоанализ педагога детского сада Самоанализ педагога детского сада

Алгоритм проведения самоанализа деятельности воспитателя ДОУ

  1. Обозначаем возрастную группу детей.

  2. Фиксируем количество присутствующих воспитанников.

  3. Указываем цели и задачи занятия, ожидаемые результаты.

  4. Описываем структуру урока: даем суть вводного, основного и заключительного этапов.

  5. Разбираем методические приемы, которые использовал педагог на занятии, перечисляем оборудование и материалы.

  6. Оцениваем уровень подготовки к каждому этапу работы, способы мотивации дошкольников.

  7. Описываем логику построения этапов занятия, оцениваем темп урока, насколько ребята были инициативны в процессе занятия.

  8. Кратко характеризуем речь педагога (темп, выразительность, доброжелательный тон).

  9. Описываем эмоциональную атмосферу на занятии.

  10. Указываем на недостатки и намечаем пути их устранения.

  11. Обобщаем все сказанное выше.

Представленный алгоритм применяется и для самоанализа педагогом прогулки в детском саду, утренника, но в упрощенном виде, без описания этапов.

Как оформить самоанализ воспитателя ДОУ для аттестации?

Согласно новым требованиям, на аттестацию педагог должен представить свое портфолио, в которое включается и самоанализ профессиональной деятельности на протяжении периода между аттестациями. Воспитатели, претендующие на первую категорию, пишут этот документ в первый раз, потому им особенно трудно.

Предлагаем вопросы, которые помогут педагогу детского сада составить самоанализ своей деятельности.

  1. Опишите коллектив воспитанников, с которыми вы работаете: их количество, возраст, атмосферу в группе, есть ли новички и т.д.

  2. Перечислите цели и задачи, которые ставите перед собой, ваши планы на год. Обозначьте общие цели: создать благоприятные условия для формирования творческих способностей детей, всестороннего развития каждого воспитанника, обеспечить физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие.

  3. Напишите о конкретной проблеме в группе, если таковая имеется. Например, детский коллектив не принял нового ребенка, или проблема с адаптацией новичка в группе.

  4. Опишите в самоанализе педагога детского сада условия, в которых вы работаете. Расскажите о материально-технической базе, методических материалах, учебных пособиях. Какие материалы были разработаны лично вами, какие были приобретены в группу.

  5. Поведайте о темах, которые вы изучили на курсах повышения квалификации. Расскажите, где вы учились и что нового узнали.

  6. Обозначьте, в чем суть учебно-воспитательного процесса в вашем понимании. В этой части самоанализа можно рассуждать о конкретных задачах и в целом о смысле работы воспитателем детского сада.

  7. Расскажите, как контролируете результаты своей работы, какие используете тестирования, диагностики. Было бы неплохо продемонстрировать образец анкеты или диагностики, разработанный лично вами.

  8. Опишите мероприятия, которые проводите с воспитанниками и их родителями. Какие цели вы для себя ставили и были ли они достигнуты. В этой части можно вставить самоанализ по конкретному занятию, если таковой проводился воспитателем ДОУ по ФГОС.

  9. Расскажите о проблемах, возникших в анализируемый период. Например, недопонимание с родителями, детские конфликты, трения с коллегами, плохое материально-техническое оснащение группы и т.д.

  10. Опишите, как решили проблемы, чем конкретней, тем лучше.

  11. Как называется ваша тема по самообразованию, что было сделано по самообразованию за истекший год.

В завершении самоанализа воспитатель ДОУ рассказывает о своих наградах (грамотах, дипломах, благодарностях) и переходит к обобщению вышесказанного. Педагогу, претендующему на высшую категорию, было бы хорошо предоставить план по повышению своего педагогического мастерства на будущий аттестационный год.

Для педагога детского сада в самоанализе важно объективно оценить свои достоинства и недостатки и рассказать о работе над собой. Воспитатель пишет самоанализ в свободной форме, но ключевые моменты, перечисленные выше, должны присутствовать обязательно.

Самоанализ завершается выводами (аналитической справкой). Однако, необходимо понимать, что воспитатель ДОУ, анализирующий свою деятельность самостоятельно, может быть не совсем объективным. Может не указать недостатки или перечислить недочеты, лишь косвенно связанные с методикой. В целом в выводах по самоанализу оценивается эмоциональный  контакт педагога с детьми.

Самоанализ педагогом занятий и других видов деятельности в детском саду важен не только для выявления уровня освоения воспитанниками образовательной программы, но и для определения векторов последующей работы с детьми в группе и индивидуально. К самоанализу нужно подходить ответственно, опираться на схему и алгоритм, только так можно получить более или менее объективную картину педагогической деятельности воспитателя.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.