Скидка на журналы 15 %+ 3 месяца подписки в подарок Получить>>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

План работы с родителями в средней группе

  • 14 февраля 2019
  • 176

Работа с родителями в средней группе детского сада способствует всестороннему развитию детей, которые к четырем-пяти годам становятся невероятно активными и любознательными, они много говорят и двигаются, с головой погружаясь в игры и иные развлечения.

Воспитатели на этом этапе:

  • консультируют родителей по вопросам воспитания, детской психологии и физиологии;
  • помогают взрослым лучше понять своих детей, предотвращают агрессию и негативное отношение родителей к своим малышам;
  • способствуют преодолению двойственности поведения дошколят (неустойчивое внимание при полной сконцентрированности на процессе игры);
  • привлекают членов семей воспитанников к решению образовательных и воспитательных задач, помогают сформировать и сплотить родительский коллектив.

Виды работы с родителями: традиции и инновации

Для достижения поставленных целей работы с родителями в средней группе педагоги и администрация ДОУ используют традиционные и инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Чаще всего воспитатель для общения с родителями дошколят выбирает темы поведения ребенка в течение дня, его аппетита, психического и физического самочувствия, коммуникабельности, адаптации в детском саду, успехов и положительных черт характера, а также неудач и отрицательных черт характера.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


Для организации взаимодействия с семьями воспитанников в «Справочнике руководителя дошкольного учреждения» опубликованы материалы, которые следует использовать педагогам, работающим в средних группах
-

Что должно быть на сайте детского сада в разделе для родителей


- Должны ли родители участвовать в жизни детского сада?

Поскольку детский сад влияет на домашнее образование и является организующим центром дошкольной воспитательно-образовательной системы, взаимодействие педагогов и родителей направлено на формирование у членов семей воспитанников представлений о процессе воспитания, на создание единого воспитательного пространства в рамках единой педагогической культуры. Роль эффективного планирования работы с родителями в средней группе возрастает в связи с отсутствием у большинства мам и пап не только необходимых для воспитания педагогических знаний, но и элементарного уровня общей культуры, что спровоцировано духовными или экономическими трудностями, которые наблюдаются в большинстве семей. Именно поэтому взаимодействие ДОУ и семьи выстраивается в двух парадигмах:

  • конструктивное — достижение глубокой связи между семьей и детским садом;
  • поддерживающее сотрудничество — решение актуальных воспитательных задач.

Педагог не только обеспечивает мамам и папам психолого-педагогической просвещение, но и придает теоретическим знаниям прикладной характер, помогая грамотно решать практические вопросы воспитания. При формировании плана работ важно принимать во внимание разный уровень педагогической и психологической просвещенности, разницу в структуре общения и семейном воспитании. К тому же родители и воспитатели исходят из разных систем ценностей: первые ориентируются на то, как их малыш вписывается в детсадовскую среду, а вторые — на эффективности организации деятельности группы.

План работы с родителями в средней группе

Традиционные формы работы с членами семей воспитанников

Особенности взаимодействия педагогов и членов семей воспитанников зависят от специфики деятельности педколлектива, вида и типа детского сада, педагогической культуры и опыта воспитателя.

Несмотря на то, что педагоги детского сада регулярно информируют родителей об успехах и неудачах их малышей в рамках мини-отчетов в используемых информационных каналах связи или в письменной форме, на этом работа с членами семьи не заканчивается. Педагогам важно пробудить у родителей интерес к процессу воспитания, сформировать у них активную педагогическую позицию. К числу традиционных форм взаимодействия, построенных на принципах равенства сторон, взаимного уважения и доброжелательности, относят:

  1. Индивидуальные и групповые беседы, в ходе которых воспитатель информирует родителей по актуальным вопросам, отвечает на их вопросы, выслушивает их мнение. Личностно-ориентированный подход в беседе особенно важен, поскольку позволяет учесть личные установки, особенности характера и предубеждения не только детей, но и взрослых. Ввиду того, что поводом для проведения беседы чаще становится неуспеваемость малыша, пробелы в воспитании или иные трудности, нейтральные вопросы, спокойный тон и дружелюбие помогут найти компромисс и прийти к взаимовыгодному решению.
  2. Консультации — групповые или индивидуальные лекции, которые в детских садах проводятся внепланово и планово воспитателями, музыкальными руководителями, психологами, дефектологами и инструкторами физвоспитания.
  3. Родительские собрания — наиболее распространенная форма работы с родителями в средней группе. Собрания традиционно проводятся три-четыре раза в год для обсуждения актуальных вопросов, но в случае непредвиденных ситуаций могут проводиться экстренно. Для наилучшего отклика со стороны членов семей воспитанников собрания должны проходить в нетрадиционной форме, увлекательно и интересно для всех участников.
  4. Проектную, трудовую и экспериментальную деятельность. Привлекая мам и пап к оформлению участков, озеленению территории, уборке помещений, экологическим проектам, созданию поделок, рисунков, коллажей и презентаций, воспитатели помогают детям и взрослым найти общий язык, получая удовольствие от труда и творчества.
  5. Спортивные мероприятия — эстафеты, конкурсы, спартакиады, командные игры, которые закаляют тело и дух, пропагандируют здоровый образ жизни, способствуют укреплению внутрисемейных отношений через положительные эмоции, которые ощущают дети, участвуя вместе с родителями. Важно, однако, корректно расставить приоритеты, чтобы избежать излишних переживаний и волнений детей.
  6. Мастер-классы проводят не только педагоги, работающие в средней группе, но и другие специалисты. Логопед поможет освоить азы артикуляционной гимнастики, коррекции звукопроизношения, медсестра — принципам выполнения дыхательной гимнастики, массажа стоп, закаливания.
  7. Открытые занятия позволяют родитель лучше узнать, чему и как обучают их детей в ДОУ, что собой представляет детсадовский образовательный процесс. На открытых просмотрах воспитатели либо оставляют мамам и папам роль сторонних наблюдателей, либо привлекают их к ходу занятия.
  8. Анкеты и памятки для родителей — простые, но действенные способы информирования и сбора информации от родителей. Посредством анкет воспитатели могут выявлять мнение членов семей дошкольников относительно важных для жизнедеятельности группы и сада вопросов, а с помощью памяток сообщать им о предстоящих мероприятиях, надвигающихся эпидемиях, профилактических мерах и прочем.
  9. Посещение семьи — более успешный метод взаимодействия, который позволяет определить дальнейшие задачи по оказанию помощи в вопросах воспитания дошкольника. Педагогу, однако, важно четко поставить цель посещения, известить родителей о дате и времени визита, что позволит обменяться мнениями и взглядами в более откровенной и доверительной форме.
  10. Стенды и сайт детского сада — способ контактирования администрации детского сада с родителями посредством обмена информацией и мнениями по вопросам обучения и воспитания детей, пропаганды педагогических знаний и ознакомления с планами работы ДОУ на ближайшее время.

Полезная информация для организации взаимодействия с родителями воспитанников доступна в справочной системе «Образование»

Инновационные формы работы с родителями в средней группе

Среди всех инновационных способов взаимодействия почетное место занимает персональный веб-сайт воспитателя, посредством которого родители смогут отслеживать успехи и неудачи своего ребенка, а педагог использует ресурс для профессионального роста и непрерывного самообразования. При этом на сайте воспитателю следует отразить персональную информацию, данные о методической, оздоровительной и педагогической деятельности, рекомендации родителям, полезные книги и видеоматериалы для детей, родительский форум.

К нетрадиционным формам взаимодействия относят:

  1. Дни открытых дверей позволяют мамам и папам поставить себя на место их детей, почувствовав себя дошколятами. На таких мероприятиях родители могут как выступать сторонними наблюдателями, так и активно участвовать в режимных моментах, например, накрывать на стол, участвовать в занятии или сборах детей на прогулку.
  2. Презентации позволяют родителям познакомиться с дополнительными платными услугами, условиями содержания детей, фрагментами занятий, программой и уставом детского сада. Поскольку многие малыши начинают посещать детский сад именно в 4-5 лет, в средней группе особенно актуально проведение презентаций работы ДОУ.
  3. Дежурства — добровольное участие родителей в режимных моментах (экскурсиях, прогулках, выездных мероприятиях), в ходе которого они выступают сторонними наблюдателями, не вмешиваясь в воспитательный процесс. По окончанию дня или мероприятия родители могут высказать свои замечания или рекомендации воспитателю.
  4. Маршруты выходного дня, экскурсии, совместные прогулки в близлежащие парки и скверы или любые другие мероприятия, которые способны сблизить детей и родителей, способствуя патриотическому воспитанию, любви к природе и братьям нашим меньшим.
  5. Семейные театрализованные постановки — спектакли, в которых на равных принимают участие и взрослые, и дети, что становится источником положительных эмоций и бесценного опыта взаимоотношений родителей и детей.

Перспективный план работы с родителями в средней группе

Сотрудничество педагогов ДОУ с родителями ориентировано на информационную, методическую, коммуникативную и консультативную помощь. План работы с родителями в средней группе составляется на год и включает все традиционные и инновационные формы взаимодействия, которые позволят достичь поставленных целей.

В ходе воспитания личности ребенка дошкольного возраста педагоги стремятся:

  1. изучить возможности семьи в контексте воспитательного потенциала;
  2. оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям воспитанников и помощь в защите интересов детей;
  3. повышать педагогическое мастерство и компетентность родителей в вопросах укрепления здоровья, образования и развития детей, отслеживая результаты совместной деятельности;
  4. активизировать воспитательные навыки мам и пап, поддерживать их на каждом этапе взросления малыша;
  5. привлекать членов семей дошколят к образовательной деятельности, участию в жизни сада и группы;
  6. информировать об специфике развития малышей 4-5 лет.

Руководство развитием ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Старшему воспитателю освоить принципы нормативно-правового регулирование образовательной деятельности, требования к квалификации педагога дошкольного образования (воспитателя), алгоритм разработки основной образовательной программы дошкольного образования поможет учебная программа "Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО".

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Для этого в картотеку работы с родителями в средней группе вносят такие формы взаимодействия:

  • Информационно-аналитические позволяют выявить замечания, мнения, интересы, запросы и потребности родителей воспитанников. Они призваны собирать, обрабатывать и анализировать полученную информацию о ребенке и членах его семьи, чтобы на основании сделанных выводов грамотно построить отношения с родителями, применив к ребенку личностно-ориентированный подход. К ним относят родительские собрания, анкетирование, групповые и индивидуальные беседы.
  • Досуговые — благодаря положительному эмоциональному фону позволяют установить доверительные взаимоотношения между воспитателями и родителями, а также между родителями и их детьми. К этой категории относят фотовыставки и стенгазеты, совместные праздники и мероприятия, экскурсии, поездки.
  • Познавательные — знакомят мам и пап с особенностями психологического и физиологического развития детей, информируют об эффективных приемах и методах воспитания, передовом педагогическом опыте. Сюда относят групповые консультации, мастер-классы, круглые столы, беседы и родительские собрания.
  • Наглядно-информационные — позволяют познакомить родителей с применяемыми воспитательным методами, особенностями содержания детей, оценить собственные воспитательные приемы, сравнив их с деятельность педработников. В эту группу причисляют консультации, семинары-практикумы, игровые формы взаимодействия, папки-передвижки, фотовыставки, стенды и прочее.

Месяц Задачи Формы работы
Сентябрь
В ходе реализации плана работы с родителями в средней группе ДОУ воспитатели стремятся сперва познакомить членов семей дошкольников с распорядком дня, воспитательными задачами, физиологическими и психологическими особенностями детей 4-5 лет. 
В сентябре проводятся выборы родительского комитета, активизирующего участие взрослых в жизни группы и помогающего в создании атмосферы общности. 
Воспитатель начинает психолого-педагогическое просвещение родителей посредством решения проблемных моментов и за счет знакомства с новыми методами и подходами к воспитанию. Параллельно педагог получает информацию о готовности членов семей дошкольников принимать участие в жизни ДОУ, активно взаимодействовать с воспитателями и узкими специалистами. 
Выставка рисунков, беседа, родительское собрание, анкетирование, консультация
Октябрь
Воспитатель позволяет родителям проявить творческую и организаторскую инициативу в проведении тематического торжества. В это время педагог знакомит мам и пап:
  • с задачами, значением, разновидностью и методиками проведения сюжетно-ролевых игр;
  • со здоровьесберегающими технологиями и гимнастикой; 
  • с принципами воспитания уважения к старшим и любви к братьям нашим меньшим. 
На этом этапе особое внимание уделяется неполным семьям и аспектам воспитания детей в них. Воспитатели акцентируют внимание родителей на интересах и особенностях характера их малышей, анализируют отношение членов семей к работникам детского сада и по возможности решают проблемные ситуации. 
Выставка, консультация, папка-передвижка, тематический праздник
Ноябрь Задача воспитателей в ноябре — привлечь родителей дошколят к совместному труду и творчеству, помочь им правильно организовать для малыша просмотр телевизора и работу за компьютером. Педагоги консолидируют с родителями усилия по обучению дошколят правилам дорожного движения и пожарной безопасности. Помогают воспитать у детей любовь к родителям. Выставка, папка-передвижка, консультация, мероприятие
Декабрь
Воспитатели стремятся выстроить отношения взрослых и детей посредством эмоционального общения, способствуя улучшению отношений между родителями и детьми, активизируют педагогические знания и навыки родителей, привлекая их к творческому взаимодействию, оформлению помещения группы, проведению праздничных мероприятий, подготовке подарков, театрализованной деятельности детей. 
Педагоги знакомят мам и пап с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы, способствуют пропаганде здорового образа жизни. 
Новогодняя анкета, папка-передвижка, консультация, родительское собрание, индивидуальные беседы
Январь В рамках реализации перспективного плана работы с родителями в средней группе, воспитатели знакомят членов семей дошколят с принципами поощрения и наказания детей, разъяснения малышам норм нравственности. Педагоги способствуют творческому взаимодействию семей и детского сада, привлекают родителей к трудовой деятельности, решению актуальных для учреждения вопросов, сообщают о методах оздоровления в домашних условиях.  Марафон, консультация, папка-передвижка, конкурс снежных фигур
Февраль На этом этапе воспитатели акцентируют внимание на роли отца в воспитательном процессе, стремятся активизировать воспитательный потенциал пап, продемонстрировать и внедрить опыт эффективного семейного воспитания, приобщить семьи воспитанников к здоровому образу жизни, любви к физкультуре, совместным занятиям спортом. Особое внимание уделяется математическим развивающим играм, знакомству с методикой развивающей игровой деятельности.  Спортивный праздник, папка-передвижка, консультация, стенгазета
Март
Педколлектив должен способствовать развитию положительного отношения родителей к ДОУ, стимулируя эмоциональное взаимодействие взрослых и детей, демонстрируя уважение к семейным ценностям. Мам и пап приобщают к подготовке Масленицы, сбору соломы, приготовлению угощений для совместного торжества. 
Воспитатели занимаются коррекцией родительского отношения к малышам, их методов наказания и поощрения, демонстрируют навыки и творческие умения, сформированные у детей на занятиях, помогают родителям выработать положительное отношение к детскому творчеству, интересам и желаниям малышей.
Выставка детских работ, папка-передвижка, родительское собрание, утренник, мероприятие
Апрель
Родителей продолжают вовлекать в жизнь группы, задействуя их в проведении праздников и спортивных мероприятий, народному творчеству (декорирования яиц, подготовки празднования Пасхи), решении актуальных проблем. Воспитателям следует предоставить мамам и папам возможность понаблюдать за поведением и успехами ребенка на занятиях, праздниках и в режимных моментах. 
Одной из главных задач остается пропаганда здорового образа жизни и оздоровление в домашних условиях. Педагоги должны познакомить родителей с закономерностями развития малыша, значением детства и гармоничного развития личности. 
День открытых дверей, папка-передвижка, фотовыставка, консультация
Май
Воспитатели подводят итоги работы за учебный год, в том числе по консолидации усилий, формированию командного духа и партнерских взаимоотношений между педколлективом и родителями, предлагают родителям оценить и обдумать виды деятельности и формы воспитательной работы на следующий учебный год, демонстрируют навыки и умения, которые дети получили в течение года.
Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей, формированию уважительного отношения к участникам ВОВ. 
Родителей активно привлекают к облагораживанию участка группы, позволяя проявить творчество. Педагоги информируют членов семей о правилах дорожного движения для детей, безопасного поведения на природу и в быту летом. 
Консультация, родительское собрание, папка-передвижка, совместная трудовая деятельность (озеленение и благоустройство участка)

Поэтапная реализации работы с родителями дошколят выглядит следующим образом:

  1. Воспитатель анализирует систему семейного воспитания, состав семьи, педагогические навыки родителей, чтобы продумать форму и содержание работы с ними. С помощью анкетирования определяет потребности, что позволит выяснить, чего ждет от детского сада семья воспитанника.
  2. Для построения будущего партнерства педагогу важно установить доброжелательные отношения с членами семьи дошкольника. Важно сформировать у родителей положительный образ ребенка, заинтересовать их жизнью группы и детского сада, помочь им правильно воспринимать образ малыша посредством специализированных навыков и знаний, которые невозможно получить в быту.
  3. Педагог анализирует проблемы семьи и пробелы в семейном воспитании, чтобы, заняв активную роль, вступить в диалог с родителями, аргументировать свои слова примерами положительного и отрицательного поведения ребенка, его отношения к труду, окружающему миру, членам семьи.
  4. Выработка совместной стратегии воспитания и формирования личности ребенка, которая предусматривает планирование содержания и форм работы.

Построение работы с родителями в средней группе: положительный и отрицательный опыт

К сожалению, родители часто демонстрируют недовольство работой воспитателя, не пытаясь идти на контакт. Ввиду постоянной занятости, нехватки времени и необходимых педагогических навыков они не могут эффективно курировать воспитательный процесс дошкольника (они строят воспитательный процесс вслепую и часто интуитивно ошибочно). Эту роль берут на себя педагоги ДОУ, заинтересованные во всестороннем развитии детей при участии членов семьи и педагогического коллектива детского сада. Действительно, воспитатели в организационной помощи и активном участии родителей в решении проблем учреждения, а члены семей дошколят — в консультативной поддержке по вопросам образования и воспитания детей.

Ключевыми ошибками в построении работы с родителями в средней группе детского сада является:

  • формальный характер взаимодействия;
  • недостаточный уровень социально-психологической культуры педагогов и родителей;
  • построение общения между педработниками и родителями на принципах взаимных претензий;
  • непонимание родителями важности дошкольного детства и его влияния на становление личности ребенка;
  • неумение членов семьи находить и анализировать собственные ошибки в воспитании;
  • отсутствие оперативной обратной связи и согласованности действий.

Чтобы проект работы с родителями в средней группе оказался действенным, родителям важно проявить доверие к педагогу, откровенно рассказать ему о своем ребенке (о состоянии здоровья, привычках, особенностях характера и поведения). Воспитателю также необходимо установить доверительные отношения, продемонстрировав положительный образ малыша, поскольку организация взаимодействия с семьей — трудная задача, которая не имеет готовых алгоритмов и формул построения. Когда первоначальное сотрудничество семьи и детского сада будет налажено, педагог может:

  • дать практические психолого-педагогические знания по вопросам воспитания дошколят;
  • ознакомиться с семейным опытом воспитания и давать иные рекомендации;
  • согласовать представления родителей о задачах образования, воспитания и развития их малыша;
  • развить творческую и интеллектуальную инициативу взрослых и дошкольников;
  • обучать родителей принципам сотрудничества через традиционные и инновационные формы общения;
  • изменить характер вопросов членов семей воспитанников к педагогу с организационно-бытовых на информационные и познавательные, касающиеся аспектов обучения и воспитания детей;
  • добиться положительных изменений в воспитательном процессе в неполных и неблагополучных семьях.

Об эффективности комплексной работы ДОУ и родителей говорит пробуждение интереса у родителей к ходу воспитательно-образовательного процесса, появление инициативности в анализе и решении затруднительных воспитательных ситуаций, стремление родителей к индивидуальному контакту с воспитателем.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.