Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Адаптация детей с ОВЗ в детском саду

  • 7 февраля 2019
  • 425

Адаптацией называют приспособление организма к меняющимся условиям. Период адаптации в детском саду – один из наиболее сложных, и каждый ребенок проходит этот этап по-разному. Дети с ОВЗ, как правило, адаптируются к саду сложнее: медленнее усваивают программу, работают в замедленном темпе, часто требуют особых условий пребывания, а также ухода. Не всегда эти ребята могут наладить контакт со сверстниками в силу физиологических и психологических особенностей. Дети с ОВЗ в ДОУ – адаптация, трудности и пути их преодоления: тема серьезная и тщательно проработанная на сегодня.

Дети с ОВЗ: в какой группе

Что есть ОВЗ? Это ограниченные возможности здоровья, под которыми могут пониматься разнонаправленные отклонения: сенсорные нарушения (зрительного или слухового анализатора), речевые патологии, патологии скелетно-мышечные, комплексные нарушения психических функций и интеллектуальная недостаточность, гиперактивность. Относят к этой категории и ребят с диагностированными фобиями, серьезными эмоционально-волевыми дефектами, трудностями в социальной адаптации.

Когда воспитанник поступает в ДОУ, комиссия смотрит на выраженность этих нарушений. Это определяет, в какой группе будет обучаться ребенок: если нарушения выраженные, то дошкольник попадает в группу интегрированного образования (то есть компенсирующей направленности), если нарушения допускают возможность нахождения воспитанника в обычной группе, то это говорит об инклюзивном образования для дошкольника с ОВЗ.

Полезная информация по работе с детьми с ОВЗ доступна в справочной системе «Образование»

Внимание! Если ребенок пребывает в интегрированной группе, то нагрузка на работу с ним (именно работу, а не исключительно уход и комфортное пребывание) ложится, главным образом, на дефектолога и психолога. Если же дошкольник включен в инклюзивную группу, то эта работа преимущественно на воспитателе, хотя включаются в УВП и психолог, и дефектолог.

Адаптация и родители

Адаптация детей с ОВЗ в ДОУ – этап, на котором важна и позиция родителя. Задача мам и пап сформировать у малыша позитивную установку в отношении сада, обеспечить мягкую адаптацию за счет поддержки, понимания, принятия, внимательности к состоянию малыша в этот период.

Как взаимодействует воспитатель и родители:

• на первом собрании воспитатель знакомит родителей с устройством образовательно-воспитательного процесса, четко расписывает режим дня, делая акцент на необходимости следования ему еще до того, как ребенок впервые придет в группу («тренировка» дома: приемы пищи и сон в то же время, как это будет в группе);

• воспитатель консультирует родителей индивидуально – в ходе адаптации советы педагога не должны игнорироваться родителями, каждый день нужно спрашивать, как провел день малыш, какие были (если были) сложности, над чем можно поработать дома и т.д.

Если позиция родителей грамотная и четкая, то процесс адаптации может быть безболезненным, быстрым.

                             Примерный список рекомендаций родителям

Что делать нужно

Чего делать нельзя

Идти на контакт с педагогом, решать волнующие вопросы сразу, интересоваться особенностями включения ребенка в образовательный процесс каждый день.

Избегать контактов с воспитателем, отказываться от консультаций.

 

Придерживаться дома режима, принятого в ДОУ. В частности, не менять его на выходных днях.

Разрешать ребенку дома не спать днем, поздно укладываться и поздно вставать и т.д.

Активно формировать у ребенка культурно-гигиенические навыки с оглядкой на особенности малыша и его возможности.

Лишать дошкольника с ОВЗ самостоятельности. Чем больше родитель жалеет малыша (в смысле – не дает ему проявлять самостоятельность даже в не самых простых делах), тем меньше он ему помогает. Не делайте все за него, позволяйте ему пусть медленно, но выполнять задуманное.

Стараться оптимизировать домашнее меню под меню в ДОУ (примерно: по продуктам, видам блюд, времени приема пищи).

Кардинально противопоставлять домашнее питание тому режиму, что принят в саду.

 

Отрабатывать дома навыки социальных контактов со сверстниками – как просить игрушку, как здороваться, как становится в очередь и т.д.

Настраивать ребенка против общения со сверстниками, деконструктивно выстраивать возможные ситуации («если тебя кто-то обидит...», «если ребята будут приставать...» и т.д.)

Рассказывать ребенку истории о том, как весело может быть в саду, как его там ждут, какие интересные дела можно делать с ребятами и т.д.

Запугивать детским садом, формировать стойкие негативные ассоциативные связи.

Наконец, всегда педагоги советуют перестать волноваться самим родителям. Их волнение ощущают и перенимают дети. Адаптация детей с ОВЗ в детском саду и без того непростая, а если паника мам и пап будет передаваться малышам, процесс затянется и усложнится.

Психолого-педагогическая поддержка

Это поэтапная работа, она включает 4 последовательных этапа. Каждый из них подразумевает особенности адаптации детей с ОВЗ в ДОУ.

Этапы ППП:

1. Диагностика воспитанника, его семьи, а также выявление механизмов защиты ребенка в сложных ситуациях. На этом этапе малыша знакомят с педагогами, которые будут с ним работать (и родителей знакомят тоже). Важно в этот момент сформировать доверительные отношения между участниками процесса, заинтересовать семью в сотрудничестве и участии.

2. Составление специалистами индивидуальных программ сопровождения воспитанника. Программа адаптации детей с ОВЗ базируется на карте реабилитации: для каждого воспитанника психолог (и другие педагоги) определяют индивидуальный образовательный маршрут.

3. На основании уже проведенных мероприятий составляется план работы ДОУ с родителями ребенка с ОВЗ.

4.Сама работа с воспитанником, его семьей.

Работа включает в себя разные мероприятия, помогающие комфортно, без потрясений для малыша адаптироваться к новой среде.

План работы

Родительские собрания могут проходить в разных формах, предпочтительны – практико-ориентированные. Например, стоит активно включать в план собрания тренинги и круглые столы, которые помогают родителю инструментально. Прорабатываются различные приемы взаимодействия, проигрываются проблемные ситуации. Специалисты дают советы родителям касательно организацию окружающего ребенка пространства в семье, закономерностей аномального развития и т.д.

С ребенком программа выстраивается согласно степени тяжести течения адаптации. На основании ее определения педагоги планируют корректирующую работу.

Тяжести течения адаптации

Адаптация может быть легкой, средней степени и тяжелой. В первом случае ребенок нормализует свое поведения за полторы-две недели пребывания в саду. Адекватно, спокойно вести себя в коллективе он начинает за первый месяц в ДОУ.

При адаптации средней тяжести сдвиги в эмоциональном состоянии ребенка и его поведении нормализуются примерно за полтора месяца, не менее. Отмечают, что в этот момент ребенок может похудеть. За первый месяц в саду воспитанник переносит однократное заболевание, не сопровождающееся осложнениями.

При адаптации тяжелой степени у отдельных воспитанников развиваются повторные заболевания. Обычно это респираторные болезни, которые могут осложняться отитом/пневмонией/бронхитом. Вес малыша колеблется. Тяжелая адаптация всегда сказывается на маркерах здоровья. Сам период адаптации затягивается до полугода.

Эффективные методы адаптации

В каждом ДОУ, у каждого специалиста есть свои наработанные успешные методы адаптации детей с ОВЗ. К таковым относят, например, сказкотерапию. Это необычный метод консультирования, развития, коррекции, реабилитации через речь. Ребенок, наблюдая за персонажами, учится решать актуальные проблемы. В частности, он перерабатывает идею, что многое можно исправить, что нужно пробовать снова и снова, что добро и смелость поощряются и т.д.

Смехотерапия – это метод коррекции настроения, крайне важный именно в период адаптации. Воспитанники расслабляются, снимают психологические зажимы, за счет чего мягко меняется их восприятие нового окружения – с настороженного к принимающему. Адаптация ребенка с ОВЗ в детском саду может проходить и с помощью куклотерапии – это помогает убрать переживания, разрешить конфликты, выразить чувства.

Помимо перечисленных методов активно используют:

• пескотерапию;

• водотерапию;

• арт-терапию;

• игротерапию и т.д.

Педагоги должны наблюдать за тем, какие методы дети воспринимают лучше, какие находят положительный эмоциональный отклик. Каждый год на основе этих наблюдений и итогов адаптации специалисты пишут отчет, помогающий оптимизировать работу в этой области в дальнейшем.

Адаптированная программа

Адаптированная – это видоизмененная, подстроенная под актуальную ситуацию учебно-воспитательная программа, рассчитанная на здоровых дошкольников.

Эффективный контракт в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше об инклюзивном образовании в ДОО, особенностях организации инклюзивного образовательного процесса на дошкольном уровне общего образования, создании специальных образовательных условий для разных категорий обучающихся с ОВЗ поможет программа

«Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО»

Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ согласно ФГОС подразумевает построение в контексте конкретного ДОУ  рабочей программы, преобразующей основную под задачи работы с дошкольниками с ОВЗ. Так, в программном документе, в его разделах будут отображены моменты педагогического взаимодействия с ребятами.

Программа регламентирует:

• содержание работы психолога, который организует партнерство с родительским контингентом;

• сопровождение родительской работы в психолого-педагогическом контексте;

• описание деятельности воспитателя касательно каждого ребенка;

• стратегию построения самостоятельной деятельности воспитанников с ОВЗ.

В программу входят: целевой раздел, содержательный раздел, а также приложения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ содержит ряд пунктов. Например, помимо задач, способствующих реализации цели, расписываются и коррекционные задачи. Последовательно указываются в программе научно обоснованные подходы, приравненные к основанию программы.

В программе присутствует расширенная психолого-педагогическая характеристика дошкольников. Выделяют и типичные затруднения у таких воспитанников.

Целевые ориентиры

Это незаменимый пункт программы, который описывается согласно требованиям ФГОС.

Что входит в этот перечень:

• стремление воспитанника к общению со взрослыми, активное подражание взрослому,  игры с воспроизведением действий взрослого человека;

• интерес к окружающим предметам, выраженное взаимодействие с ними, стремление в проявлении настойчивости по достижению значимой цели;

• проявление интереса к ребятам, наблюдение за их действиями и подражание им;

• развитость крупной моторики;

• овладение ведущими культурными способами деятельности;

• различение условной и реальной ситуации, умение подчиняться правилам и т.д.

Помимо целевых ориентиров в программе прописываются планируемые результаты освоения. Четко прописывается, какие слова и фразы, применяемые в деятельности, должны использовать дошкольники.

Образовательные области

Они описываются в содержательном разделе. Относятся к ним социально-коммуникативное развитие, а также речевое и познавательное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Содержание этих областей зависимо от возраста воспитанников, реализация его находит себя в конкретных видах деятельности.

К этим видам деятельности относят: предметную, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, конструирование, музыкальную, двигательную и т.д. Образовательная деятельность, в свою очередь, реализуется через обеспечение разных видов детской деятельности либо же их сочетание с разными методами и формами работы.

Включено в программу и календарно-тематическое планирование, прикладывается и тематический план. Программа объемная, структурированная, в комплексе описывающая и расписывающая все основополагающие моменты работы с детьми с ОВЗ.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.