Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Адаптация детей с ОВЗ в детском саду

  • 7 февраля 2019
  • 294

Адаптацией называют приспособление организма к меняющимся условиям. Период адаптации в детском саду – один из наиболее сложных, и каждый ребенок проходит этот этап по-разному. Дети с ОВЗ, как правило, адаптируются к саду сложнее: медленнее усваивают программу, работают в замедленном темпе, часто требуют особых условий пребывания, а также ухода. Не всегда эти ребята могут наладить контакт со сверстниками в силу физиологических и психологических особенностей. Дети с ОВЗ в ДОУ – адаптация, трудности и пути их преодоления: тема серьезная и тщательно проработанная на сегодня.

Дети с ОВЗ: в какой группе

Что есть ОВЗ? Это ограниченные возможности здоровья, под которыми могут пониматься разнонаправленные отклонения: сенсорные нарушения (зрительного или слухового анализатора), речевые патологии, патологии скелетно-мышечные, комплексные нарушения психических функций и интеллектуальная недостаточность, гиперактивность. Относят к этой категории и ребят с диагностированными фобиями, серьезными эмоционально-волевыми дефектами, трудностями в социальной адаптации.

Когда воспитанник поступает в ДОУ, комиссия смотрит на выраженность этих нарушений. Это определяет, в какой группе будет обучаться ребенок: если нарушения выраженные, то дошкольник попадает в группу интегрированного образования (то есть компенсирующей направленности), если нарушения допускают возможность нахождения воспитанника в обычной группе, то это говорит об инклюзивном образования для дошкольника с ОВЗ.

Полезная информация по работе с детьми с ОВЗ доступна в справочной системе «Образование»

Внимание! Если ребенок пребывает в интегрированной группе, то нагрузка на работу с ним (именно работу, а не исключительно уход и комфортное пребывание) ложится, главным образом, на дефектолога и психолога. Если же дошкольник включен в инклюзивную группу, то эта работа преимущественно на воспитателе, хотя включаются в УВП и психолог, и дефектолог.

Адаптация и родители

Адаптация детей с ОВЗ в ДОУ – этап, на котором важна и позиция родителя. Задача мам и пап сформировать у малыша позитивную установку в отношении сада, обеспечить мягкую адаптацию за счет поддержки, понимания, принятия, внимательности к состоянию малыша в этот период.

Как взаимодействует воспитатель и родители:

• на первом собрании воспитатель знакомит родителей с устройством образовательно-воспитательного процесса, четко расписывает режим дня, делая акцент на необходимости следования ему еще до того, как ребенок впервые придет в группу («тренировка» дома: приемы пищи и сон в то же время, как это будет в группе);

• воспитатель консультирует родителей индивидуально – в ходе адаптации советы педагога не должны игнорироваться родителями, каждый день нужно спрашивать, как провел день малыш, какие были (если были) сложности, над чем можно поработать дома и т.д.

Если позиция родителей грамотная и четкая, то процесс адаптации может быть безболезненным, быстрым.

                             Примерный список рекомендаций родителям

Что делать нужно

Чего делать нельзя

Идти на контакт с педагогом, решать волнующие вопросы сразу, интересоваться особенностями включения ребенка в образовательный процесс каждый день.

Избегать контактов с воспитателем, отказываться от консультаций.

 

Придерживаться дома режима, принятого в ДОУ. В частности, не менять его на выходных днях.

Разрешать ребенку дома не спать днем, поздно укладываться и поздно вставать и т.д.

Активно формировать у ребенка культурно-гигиенические навыки с оглядкой на особенности малыша и его возможности.

Лишать дошкольника с ОВЗ самостоятельности. Чем больше родитель жалеет малыша (в смысле – не дает ему проявлять самостоятельность даже в не самых простых делах), тем меньше он ему помогает. Не делайте все за него, позволяйте ему пусть медленно, но выполнять задуманное.

Стараться оптимизировать домашнее меню под меню в ДОУ (примерно: по продуктам, видам блюд, времени приема пищи).

Кардинально противопоставлять домашнее питание тому режиму, что принят в саду.

 

Отрабатывать дома навыки социальных контактов со сверстниками – как просить игрушку, как здороваться, как становится в очередь и т.д.

Настраивать ребенка против общения со сверстниками, деконструктивно выстраивать возможные ситуации («если тебя кто-то обидит...», «если ребята будут приставать...» и т.д.)

Рассказывать ребенку истории о том, как весело может быть в саду, как его там ждут, какие интересные дела можно делать с ребятами и т.д.

Запугивать детским садом, формировать стойкие негативные ассоциативные связи.

Наконец, всегда педагоги советуют перестать волноваться самим родителям. Их волнение ощущают и перенимают дети. Адаптация детей с ОВЗ в детском саду и без того непростая, а если паника мам и пап будет передаваться малышам, процесс затянется и усложнится.

Психолого-педагогическая поддержка

Это поэтапная работа, она включает 4 последовательных этапа. Каждый из них подразумевает особенности адаптации детей с ОВЗ в ДОУ.

Этапы ППП:

1. Диагностика воспитанника, его семьи, а также выявление механизмов защиты ребенка в сложных ситуациях. На этом этапе малыша знакомят с педагогами, которые будут с ним работать (и родителей знакомят тоже). Важно в этот момент сформировать доверительные отношения между участниками процесса, заинтересовать семью в сотрудничестве и участии.

2. Составление специалистами индивидуальных программ сопровождения воспитанника. Программа адаптации детей с ОВЗ базируется на карте реабилитации: для каждого воспитанника психолог (и другие педагоги) определяют индивидуальный образовательный маршрут.

3. На основании уже проведенных мероприятий составляется план работы ДОУ с родителями ребенка с ОВЗ.

4.Сама работа с воспитанником, его семьей.

Работа включает в себя разные мероприятия, помогающие комфортно, без потрясений для малыша адаптироваться к новой среде.

План работы

Родительские собрания могут проходить в разных формах, предпочтительны – практико-ориентированные. Например, стоит активно включать в план собрания тренинги и круглые столы, которые помогают родителю инструментально. Прорабатываются различные приемы взаимодействия, проигрываются проблемные ситуации. Специалисты дают советы родителям касательно организацию окружающего ребенка пространства в семье, закономерностей аномального развития и т.д.

С ребенком программа выстраивается согласно степени тяжести течения адаптации. На основании ее определения педагоги планируют корректирующую работу.

Тяжести течения адаптации

Адаптация может быть легкой, средней степени и тяжелой. В первом случае ребенок нормализует свое поведения за полторы-две недели пребывания в саду. Адекватно, спокойно вести себя в коллективе он начинает за первый месяц в ДОУ.

При адаптации средней тяжести сдвиги в эмоциональном состоянии ребенка и его поведении нормализуются примерно за полтора месяца, не менее. Отмечают, что в этот момент ребенок может похудеть. За первый месяц в саду воспитанник переносит однократное заболевание, не сопровождающееся осложнениями.

При адаптации тяжелой степени у отдельных воспитанников развиваются повторные заболевания. Обычно это респираторные болезни, которые могут осложняться отитом/пневмонией/бронхитом. Вес малыша колеблется. Тяжелая адаптация всегда сказывается на маркерах здоровья. Сам период адаптации затягивается до полугода.

Эффективные методы адаптации

В каждом ДОУ, у каждого специалиста есть свои наработанные успешные методы адаптации детей с ОВЗ. К таковым относят, например, сказкотерапию. Это необычный метод консультирования, развития, коррекции, реабилитации через речь. Ребенок, наблюдая за персонажами, учится решать актуальные проблемы. В частности, он перерабатывает идею, что многое можно исправить, что нужно пробовать снова и снова, что добро и смелость поощряются и т.д.

Смехотерапия – это метод коррекции настроения, крайне важный именно в период адаптации. Воспитанники расслабляются, снимают психологические зажимы, за счет чего мягко меняется их восприятие нового окружения – с настороженного к принимающему. Адаптация ребенка с ОВЗ в детском саду может проходить и с помощью куклотерапии – это помогает убрать переживания, разрешить конфликты, выразить чувства.

Помимо перечисленных методов активно используют:

• пескотерапию;

• водотерапию;

• арт-терапию;

• игротерапию и т.д.

Педагоги должны наблюдать за тем, какие методы дети воспринимают лучше, какие находят положительный эмоциональный отклик. Каждый год на основе этих наблюдений и итогов адаптации специалисты пишут отчет, помогающий оптимизировать работу в этой области в дальнейшем.

Адаптированная программа

Адаптированная – это видоизмененная, подстроенная под актуальную ситуацию учебно-воспитательная программа, рассчитанная на здоровых дошкольников.

Эффективный контракт в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше об инклюзивном образовании в ДОО, особенностях организации инклюзивного образовательного процесса на дошкольном уровне общего образования, создании специальных образовательных условий для разных категорий обучающихся с ОВЗ поможет программа

«Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО»

Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ согласно ФГОС подразумевает построение в контексте конкретного ДОУ  рабочей программы, преобразующей основную под задачи работы с дошкольниками с ОВЗ. Так, в программном документе, в его разделах будут отображены моменты педагогического взаимодействия с ребятами.

Программа регламентирует:

• содержание работы психолога, который организует партнерство с родительским контингентом;

• сопровождение родительской работы в психолого-педагогическом контексте;

• описание деятельности воспитателя касательно каждого ребенка;

• стратегию построения самостоятельной деятельности воспитанников с ОВЗ.

В программу входят: целевой раздел, содержательный раздел, а также приложения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ содержит ряд пунктов. Например, помимо задач, способствующих реализации цели, расписываются и коррекционные задачи. Последовательно указываются в программе научно обоснованные подходы, приравненные к основанию программы.

В программе присутствует расширенная психолого-педагогическая характеристика дошкольников. Выделяют и типичные затруднения у таких воспитанников.

Целевые ориентиры

Это незаменимый пункт программы, который описывается согласно требованиям ФГОС.

Что входит в этот перечень:

• стремление воспитанника к общению со взрослыми, активное подражание взрослому,  игры с воспроизведением действий взрослого человека;

• интерес к окружающим предметам, выраженное взаимодействие с ними, стремление в проявлении настойчивости по достижению значимой цели;

• проявление интереса к ребятам, наблюдение за их действиями и подражание им;

• развитость крупной моторики;

• овладение ведущими культурными способами деятельности;

• различение условной и реальной ситуации, умение подчиняться правилам и т.д.

Помимо целевых ориентиров в программе прописываются планируемые результаты освоения. Четко прописывается, какие слова и фразы, применяемые в деятельности, должны использовать дошкольники.

Образовательные области

Они описываются в содержательном разделе. Относятся к ним социально-коммуникативное развитие, а также речевое и познавательное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Содержание этих областей зависимо от возраста воспитанников, реализация его находит себя в конкретных видах деятельности.

К этим видам деятельности относят: предметную, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, конструирование, музыкальную, двигательную и т.д. Образовательная деятельность, в свою очередь, реализуется через обеспечение разных видов детской деятельности либо же их сочетание с разными методами и формами работы.

Включено в программу и календарно-тематическое планирование, прикладывается и тематический план. Программа объемная, структурированная, в комплексе описывающая и расписывающая все основополагающие моменты работы с детьми с ОВЗ.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.