Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Организация экскурсий для дошкольников

  • 25 января 2019
  • 108

Экскурсии, как метод воспитательно-образовательного направления, использовали уже в XVII-IX веках западноевропейские и российские педагоги. И в наши дни роль экскурсионных занятий для дошкольников преувеличить сложно. Метод позволяет решать сразу несколько задач:

  • формирует у детей представления об окружающем мире;

  • дает новые знания, которые запоминаются, благодаря наглядности материала и вовлеченности в процесс;

  • позволяет наблюдать за поведением и умениями дошкольников и производить коррекцию при необходимости;

  • развивает любознательность и интерес к познавательной деятельности;

  • способствует развитию культурно-эстетического восприятия;

  • позволяет заложить основы поведения в общественных местах;

  • развивает навык наблюдения и концентрации внимания;

  • способствует формированию речи, как средства общения, увеличивая словарный запас и развивая умение составлять правильные и связные предложения.

Экскурсионные занятия обязательно включают в программу для детского сада. Мероприятия такого рода могут быть весьма разнообразны, кроме популярных походов в парки, на природу, педагоги организуют экскурсии в библиотеку для дошкольников, посещение музеев, театров, исторических мест, художественных выставок. Как правильно запланировать и организовать экскурсии для дошкольников? Ответы предложены в статье.

Экскурсии в ДОУ: что должен знать воспитатель

Экскурсионные мероприятия могут быть использованы как самостоятельный метод ведения занятий, так и в составе других работ (воспитательной, обучающей, коммуникационной или для организации досуга). Применение методики в работе ДОУ позволяет реализовать краеведческую составляющую учебно-воспитательного процесса, используя местный географический материал при изучении окружающего мира.

Чтобы провести выездное мероприятие с обучающимися на автобусе, нужно соблюсти порядок, который устанавливают Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177. Полезная информация об организации мероприятий в детском саду доступна в справочной системе «Образование»

Важным моментом при проведении экскурсий является необходимость пробудить интерес у малышей еще до мероприятия. Экскурсия в детском саду – это не просто увеселительная прогулка. Чтобы запланированные цели были достигнуты, детям придется приложить усилия для работы памяти и сохранения внимания. Задача педагога - подготовить детей к восприятию новой информации, создать позитивный настрой, благодаря чему повысится внимательность и сосредоточенность детей на предмете изучения.

Во время занятий воспитатель наблюдает за ребятами, отмечая манеру поведения, инициативность, участие в командной работе, любознательность, способность запоминать информацию и воспроизводить ее через некоторое время. Так реализуется диагностическо-воспитательная функция экскурсий в детском саду.

В средних, старших и подготовительных группах сада мероприятия рекомендовано планировать не реже одного раза в месяц. По содержанию различают два вида экскурсий:

  1. Природоведческая или познавательная (в парке, в лесу, у озера, в ботаническом саду или зоопарке). Обычно природоведческие мероприятия организуют весной и осенью.

  2. Ознакомительная (для изучения профессий, знакомства с правилами поведения в общественных местах, с историческими событиями). Этот вид экскурсии не всегда требует пребывания под открытым небом, поэтому не обязательно привязывать их к какому-либо сезону.

По месту проведения мероприятия бывают:

  • городские или загородные (пешие, транспортные или комбинированные, обзорные, культурно-развлекательные или тематические)

  • заочные (показ видеосюжетов с обсуждением);

  • музейные.

Экскурсии в ДОУ не должны быть утомительными для ребят. Поэтому необходимо продумывать место проведения мероприятия и путь к нему. Для малышей пешая прогулка должна длиться не более 30 минут в одну сторону, для старших групп – до 50 минут. При этом нужно обращать внимание на погоду и состояние дороги, а также на встречающиеся новые объекты, которых не должно быть слишком много.

Чтобы экскурсовод смог донести до детей больше информации, воспитатель должен понимать, каким образом контролировать дисциплину. Зная особенности коллектива, необходимо заранее подготовить дошкольников к посещению выбранного места, если группа большая, привлечь персонал учреждения или родителей для сохранения дисциплины в течение всего занятия.

По статистике, первое ослабление внимания происходит через 15-18 минут от начала занятия, второе - на 11-14 минуте после первого, последующие на 4-5 минут раньше предыдущего. Чтобы удержать внимание, рекомендуется использовать следующие приемы:

  • показ объектов и наглядных пособий;

  • юмористические отступления;

  • перерывы, в которые дети могут задать вопрос и получить ответ.

Мотивация детей

Заинтересовать дошкольников несложно: для большинства малышей поход в новое место – само по себе интересное занятие. Для детей постарше задачи мероприятия следует усложнять. Экскурсии для дошкольников в библиотеку, на фабрику, в исторический музей позволяют расширить знания о профессиях, технологии производства различных предметов, которые использует каждый в своей жизни, закладывают представления о важности литературы и знаний истории Родины. Благодаря таким программам начинается формирование разносторонне развитой личности, и реализуются требования ФГОС ДО.

Организация экскурсий для дошкольников: как правильно подготовиться

Существуют определенные правила подготовки к экскурсионным мероприятиям, выполнение которых позволяет достичь положительных результатов при использовании этого метода в педагогической практике. В первую очередь воспитатель определяет цель и задачи экскурсии.

Прогулки и занятия под открытым небом рекомендуют проводить в одних и тех же местах в разное время года. Это позволит познакомить малышей с сезонными изменениями или с преображением природы в один период. Например, желательно, при организации экскурсий в детском саду весной включать трехкратное посещение выбранного парка или ботанического сада. Так ребята увидят все изменения в животной и растительной жизни, происходящие в это время года.

Для занятий на природе могут понадобиться:

  • лопатки для выкапывания растений и ведерки для их переноса;

  • сачки и баночки для насекомых и водорослей;

  • переноски для животных;

  • папки для сбора листьев и других частей растений;

  • корзины для сбора плодов, шишек или трав.

Все принадлежности должны находиться в одном месте, куда их возвращают после окончания занятия.

Походы в музеи, аптеки, театры и другие заведения чаще всего связаны с воспитательно-образовательной программой дошкольного учреждения. Они должны быть четко спланированы с учетом кризиса внимания и общего настроя группы. Для переключения внимания воспитатель готовит загадки, песенки, стихи, пословицы, приметы, связанные с изучаемой темой или важную и интересную информацию.

Чтобы экскурсия прошла успешно, организаторам лучше заранее посетить выбранное место, чтобы наметить план действий. При необходимости подготовить экскурсионный материал и обговорить с экскурсоводом основные направления мероприятия или согласовать возможность посещения места группой детей.

Заблаговременно педагог сообщает детям и их родителям дополнительную информацию о форме одежды и уточняет маршрут. Перед экскурсией для дошкольников воспитатель пересчитывает количество участников или проверяет их по списку, напоминает о правилах поведения в пути и на месте занятий. Особенно это важно при проведении экскурсии для дошкольников в музее, в библиотеке, на фабрике или на проезжей части, где дисциплина и соблюдение правил безопасности очень важны.

Методика проведения экскурсий

В зависимости от содержания запланированного мероприятия подбирается методика его проведения. Тематические ознакомительные экскурсии чаще всего ведет профессиональный экскурсовод, в задачу которого входит, в том числе удержание внимания детей. При подготовке к природоведческой экскурсии педагоги используют следующую структуру:

  • вводное слово;

  • коллективное наблюдение совместно с воспитателем;

  • индивидуальное наблюдение;

  • сбор природного материала;

  • отдых и игры с использованием собранного материала.

Последовательность не обязательно должна быть такой, ее можно менять в зависимости от погоды, сезона и настроения группы.

Придя на место, педагог дает немного времени детям освоиться, затем напоминает о целях экскурсии и правилах поведения. Основные задачи занятия следует решать во время коллективного наблюдения или рассказа экскурсовода. Воспитатель направляет внимание детей с помощью подготовленного материала (загадки, интересная информация, сравнения и т.д.).

В этой же части экскурсии для дошкольников с целью повышения их познавательной активности проводят дидактические игры («Помоги растению», «Осторожно, муравей» и прочие), задают вопросы, побуждающие малышей сравнивать, рассматривать, изучать предметы или явления. Полезно выстраивать вместе с детьми логические цепочки и рассматривать события или объекты с точки зрения их взаимосвязи с другими составляющими.

При получении нового материала педагог должен убедиться, что все органы чувств малышей задействованы. Именно в этом случае восприятие информации будет наиболее полным.

Когда основные задачи мероприятия будут выполнены, детям позволяют удовлетворить интерес, переключить внимание во время индивидуального наблюдения и сбора материала. Несмотря на предоставленную свободу действий, педагог и помощники не должны забывать об экологическом или культурном аспекте экскурсии. Необходимо следить, чтобы дети не навредили природным объектам или не испортили имущество музеев, библиотек.

Организация экскурсий для дошкольников

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно- пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

Организация экскурсий для дошкольников Организация экскурсий для дошкольников Организация экскурсий для дошкольников Организация экскурсий для дошкольников

Во время отдыха с ребятами проводят игровые упражнения, способствующие актуализации знаний об уже известных предметах. В качестве упражнений могут быть выбраны игры «Угадай растение по запаху», «Угадай объект по описанию», «Один, два, три, к березе беги!» и другие. В завершении экскурсии педагог подводит итоги мероприятия, кратко напоминая о том, что дети узнали, и организует возвращение в детский сад.

После проведения экскурсии воспитатель детского сада может предложить малышам следующие виды деятельности, позволяющей закрепить новый материал:

  • урок-обсуждение запомнившихся событий;

  • конкурс тематических рисунков;

  • подготовка стихов и рассказов;

  • проведение презентации (можно с привлечением родителей) с фотографиями с экскурсии и информацией, которая была там услышана.

Творческие задания, выполненные под руководством воспитателя, позволят ребятам выразить впечатления, полученные в ходе экскурсии. Можно предложить составить коллективный коллаж, написать сказку о приключении или создать макет изученных экосистем. Закрепление материала необходимо проводить после каждого мероприятия. Проявление интереса родителей к проведенным экскурсионным занятиям также помогают детям лучше запомнить и проанализировать увиденные явления и объекты.

Использование экскурсий как метода для диагностики и воспитания дошкольников позволяет своевременно скорректировать проблемы поведения, которые могут быть незаметны на обычных занятиях. Кроме этого мероприятия хорошо решают познавательную и культурно-воспитательную задачи в ДОУ. Организация экскурсий для дошкольников складывается из нескольких этапов, от подготовки которых зависит достижение цели мероприятия. Следуя рекомендациям, изложенным в статье, можно сделать каждую экскурсию полезной, запоминающейся и увлекательной.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.