Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГОС

20 июня 2019
1274
Средний балл: 0 из 5

Основное требование, предъявляемое сегодня к детским образовательным учреждениям заключается в предоставлении воспитаннику свободы выбора активной деятельности, через нее ему удастся развить собственные задатки и таланты, а также получить знания о внешнем мире, социуме, природе. И функция воспитателя – контроль и наблюдение процесса познания, защита ребенка от негативного воздействия.

Психолог С.Л. Новоселова уверяет, что развивающей предметной средой следует считать систему, состоящую из материальных объектов для организации деятельности воспитанника, ту, что направлена на развитие его физических и нравственных начал, и подразумевает сплоченность природных и социально обусловленных инструментов организации разнообразия деятельности. И эта концепция находит профессиональный отклик и одобрение значительной части специалистов из сферы образования.

Если условий для указанной деятельности ребенка не организовано, это с большой вероятностью приведет к депривации личности в последующем. Потому самостоятельная активность в специально созданных условиях выводится на первый план, именно деятельность способствует формированию психики путем обобщения детьми собственного опыта, а предметно-развивающая среда в детском саду всячески тому содействует.

ДОУ

ПРОЕКТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ


В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения»  

Скачайте сейчас

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГОС: элементы среды

Она в идеале должна формировать для воспитанника такой контекст, в котором он сам бы стремился к активности. И эта деятельность также развивала бы у него интеллектуальный потенциал, творческое мышление, коммуникативные способности, чтобы она формировала личность как таковую. Но развивающей называют не всякую среду, а соответствующую этим категориям стимулирования деятельности. И как организовать ее – в этом заключается задача ДОУ, которую предполагает новый ФГОС.

Элементы ПРС (предметно-развивающей среды):

  • большая по размеру игровая площадь (поле);
  • игровая разнообразная атрибутика;
  • качественное игровое развивающее оборудование;
  • наборы разных игрушек, безопасных и эстетически приемлемых;
  • игровые ресурсы из разных категорий.

Выделяют специалисты и компоненты ПРС. Их несколько: центральный, пространственно-предметный и психодидактический.

Так, социальный подразумевает несколько критериев. Это хорошее, веселое настроение воспитанников, это формирование уважения к воспитателю как к руководящему человеку в процессе, это поддержание дружеской атмосферы в коллективе. Подразумевает социальный компонент и то, что все субъекты среды будут задействованы в обучении и воспитании.

Пространственно-предметный же компонент заключен в чрезвычайной гибкости среды, таковой, что и взрослый, и воспитанник могли бы при нужном запросе ею руководить. У воспитанника, согласно следующему критерию, должна иметься возможность легкого перехода от одного вида деятельности к другому. Разные виды детской деятельности – это взаимосвязанные части большого, масштабного процесса.

Также среда должна по определению быть сложной, комплексной,  с разнообразием элементов, которые помогают дошкольнику развиваться и познавать.

Психодидактический же компонент понимает под собой такую педагогическую деятельность, при которой возможно гармоничное развитие воспитанника.

О требованиях ПРС в ДОУ по ФГОС

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС – это обогащенное различными компонентами образовательное пространство, что стимулирует интеллектуальную активность воспитанника. Важно, чтобы эти компоненты были доступны ребенку. ПРС по требованиям ФГОС предполагает структурированную организацию, чтобы малыши без видимых препятствий занимались тем, к чему они больше тянутся. Все игрушки должны располагаться по профильным отделам. Это значит, что в одной зоне находятся конструкторы, в другой – комплекты для ручного творчества, в третьем – зона для ИЗО.

Непременно в группе предусматриваются:

  • развивающе-обучающие игры, соответствующие возрасту воспитанников;
  • несложные модели и конструкции для развития технических навыков;
  • лупы, мерные элементы, магниты, экспериментальные средства;
  • природные элементы, поддающиеся исследованию, коллекционированию.

Анализ предметно-развивающей среды в детском саду по ФГОС показывает, что существуют доминирующие проблемные вопросы в данной сфере.

Главные проблемы по организации ПРС по ФГОС

Есть несколько причин, почему предметно-пространственная развивающая среда в детском саду развита недостаточно хорошо. Первая причина кроется в устаревшем подходе к самой организации ПРС. Отдельные традиции тянутся с советских времен, они утратили всякую связь с современностью, а оттого – и ценность. Вторая причина – это ассоциация среды с фоном, восприятие ее всего лишь как воспитательного средства, не мощного инструмента для развития личности, а дополнительного средства.

Основная проблема все же именно в том, что мир дошкольника изменился. Глупо в саду создавать искусственное вакуумное пространство, где отрицаются современные игрушки (от конструкторов ЛЕГО до различных трансформеров и кукол не советского образца), гаджеты, компьютеризированные устройства разной сложности. Развивающая среда априори должна привлекать ребенка. Если он приходит, условно говоря, из своей домашней детской комнаты с современными игрушками в сад, где все почти так же, как было в детстве его родителей, у него могут сложиться неверные представления о мире.

Если ПРС не имеет целостности, если в ней нет разнообразия, это снижает интерес к ней со стороны воспитанника. Дошкольники в подобной среде обычно быстро устают, им там дискомфортно. Такое часто бывает, если предметно-развивающая среда в группе ДОУ состоит из несвязанных элементов либо имеет жесткое зонирование. Не так редко педагоги акцентируют  необоснованно определенную деятельность: например, уголок для рисования большой, богатый, но место для него не соответствует интересам целостности процесса. Получается, у малыша нет выбора, чем ему заняться.

Профессиональная переподготовка ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа: Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Принципы формирования ПРС в ДОУ

Сначала определяются задачи ПРС. Первая и главная – это повышение самостоятельности и самодеятельности дошкольника. Среда изначально должна быть комфортна для каждого в групповой, она должна отвечать интересам воспитанника и его познавательным потребностям.

Принципы ПРС:

1. Принцип постоянства изменения окружения. И сама обстановка, и игровой ресурс, наполнение регулярно обязаны обновляться. Вновь приходится говорить о гибкости среды, о ее быстрой возможности реагирования на измененные потребности воспитанников, на их возраст и т.д.

2. Принцип разнообразия пространства. Дошкольник должен иметь возможность поменять вид деятельности, если он устал и хочет заняться чем-то иным. Параллельно должны быть удовлетворены потребности всех – дети могут разойтись по секторам и крайне важно, чтобы они не конфликтовали. Пространство нужно выстроить так, чтобы любой комфортно занимался своим делом.

3. Принцип коммуникации «глаза в глаза». Мебель и элементы обстановки следует расставлять так, чтобы коммуникации воспитателя и воспитанников были комфортными. Специалисту важно видеть каждого воспитанника. Должны быть уравнены позиции абсолютно всех субъектов процесса. Такое положение позволяет членам коллектива сблизиться.

4. Половой принцип. Игровой ресурс обязан учитывать особенности воспитанников. Определенный их состав должен давать некое не размытое представление о мужественности, другая часть – о женственности. Но препятствовать тому, чтобы девочки играли с набором строителя, а мальчики – в парикмахерскую, педагоги, разумеется, не должны.

5. Эстетический принцип. Он заключается в гармонии ПРС, в сочетаемости его составляющих. Дети не должны на примере облика своей групповой видеть безвкусицу, неуместность, конфликтующую эстетику.

Полифункциональные зоны в ДОУ

Предметно-развивающая среда группы ДОУ – это игровая, развивающая, строго очерченная зона, в ней малыш вынужден проводить очень много времени. Это формирующая среда, потому критерии организации должны всегда быть четкие и строгие. Кандидат педнаук А.Б. Теплова в своих научных трудах делится собственным представлением об организации ПРС. Например, предлагает она  разделение всего пространства в групповой на три полифункциональные зоны.

Части-зоны:

  • для спокойных игр;
  • для игр с активным задействованием пространства;
  • рабочая часть.

К данному разделению выдвигается несколько принципов-критериев. Эти части должны предполагать опцию меняться по объему, иметь трансформационные ресурсы границ. Организация рабочей зоны подразумевает включение всего необходимого для занятий (то есть один большой рабочий стол либо несколько столов), а также поле для самостоятельной работы. Стеллажи в группе должны быть низкими, шкафчики комфортными для детского пользования. Окружающая малыша обстановка должна помогать конструированию, ручному творчеству, настольным играм и т.д.

Отмечает специалист, что в групповой следует сформировать несколько центров активности.

               Центры активности

Центр  сенсорики

 

Здесь находится игровое оборудование, содействующее развитию органов чувств  дошкольника.

Центр  игры

 

Пространство,  которое можно активно использовать для игр с высокими двигательными  потребностями.

Центр  рисования

 

Рабочая  зона, предполагающая все ценное для изобразительной деятельности и  ручного творчества.

Центр  строительства

 

Конструкторы  и все смежные игровые материалы, их можно задействовать для развития  простых строительных навыков и конструирования.

Центр  книги

 

Маленький  книжный уголок, где воспитанник может без помощи учителя достать любую необходимую ему  книгу.

Центр  песка/воды

 

Зона,  где безопасно и спокойно дошкольник может повозиться с песком и/или водой.

Центр  кулинарии

 

Мини-кухни,  мини-кафе и пиццерии – все то, что моделирует в воспитаннике кулинарные навыки.

Центр  науки и математики

 

Счетный  материал, магнитная доска, весы, мерные системы, простые микроскопы и т.д.

Большой акцент специалисты делают на том, что развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС должна, главным образом, содействовать возможности общения. Определяющий вид деятельности для малыша-дошкольника, как известно, это игра. Через нее он учится, растет, приобретает социальные умения, познает себя и окружающую действительность. Невозможно научить его взаимодействовать со средой без общения. И так как проблема того, что люди перестают активно общаться, не является надуманной, одна из задач современного ДОУ – приобщать ребенка к коммуникации. Учить его просить о помощи, учить правильной интеграции в общую деятельность, прививать эмпатию, уметь воспринимать себя в коллективе и замечать тех, кто рядом, а не только фиксировать.

Базовые критерии ПРС

Создавая ПРС, воспитатель должен помнить обо всех критериях, выдвигаемых к этому процессу. Их как минимум 9.

Критерии ПРС:

  • У среды несколько функций, среди них – развивающая, образовательная, а также мотивирующе-стимулирующая, воспитывающая, организующая, содействующая общению. Они тесно перекликаются. Основная задача среды – помогать самодеятельности и самостоятельности воспитанника.
  • Пространственное поле используется инвариантно, гибко.
  • Форма и дизайн всех используемых предметов должны ориентироваться на возраст и психофизиологические особенности ребенка, а самое главное – на безопасное существование в ПРС воспитанника.
  • Декоративные детали должны легко сменяться по сезонам и тематикам.
  • В каждой группе нужно найти место для актуальной детской экспериментальной работы.
  • Организуется пространство согласно возрастному развитию воспитанников, показателям их здоровья, коммуникативным и прочим особенностям, а еще согласно маркерам эмоционально-потребностного спектра.
  • Предпочтение в оформлении – приятные, нежные тона.
  • Акцент на том, что игра как деятельность превалирует в этом возрасте.
  • ПРС должна трансформироваться согласно возрастным характеристикам детей, периодике образования, и, конечно, актуальности образовательной программы.

ПРС – это не замкнутая, а открытая система. Она может развиваться, дополняться, корректироваться. Это среда не только развивает, но и развивается сама.

Описание отдельных зон/центров в групповой

Этот список вариабелен. Далее представлен вариант одной группы, где зонирование происходит определенным образом. Например, есть в ней театральный уголок. Такая зона имеется далеко не везде, но она всегда уместна, убедительна и, как показывает практика, пользуется популярность.

Театральный уголок помогает сплотить ребят, объединить детски1 коллектив одной идеей. Это хорошее поле для раскрытия способностей ребенка – обнаружения творческих задатков. Зачастую именно в театральной деятельности робкие малыши показывают, какие они могут быть артистичные и творческие.

Что может быть в наличии в театральном секторе:

  • ширма-занавес;
  • кукольный, или же пальчиковый, а также варежковый театр;
  • маски сказочных героев.

Педагог, по мере возможностей, задействует дошколят к подготовке к постановке – декорации, костюмы, реквизит, выбор драматургического произведения и т.д.

Еще один популярный для ребят отдел – это природный сектор. Там уместным будет детское творчество в виде выставок поделок из природных ресурсов, гербариев, а также растений, уход за которыми будут осуществлять по мере своих возможностей и сами дети. Наблюдения, эксперименты, природоведческие занятия могут проводиться в этом секторе ПРС.

Для сектора искусства «маленькие художники» нужно отвести наиболее светлое место в группе. Благодаря хорошему освещению дети безопасно могут рисовать, лепить, делать аппликации и различные поделки. Полки должны быть заполнены художественным материалом. Должны правильно храниться не только материалы и инструменты, но и вспомогательные принадлежности – например, переднички для чистой работы и т.д. В этой зоне уместно и проведение скромных выставок детского творчества.

Строительный центр не должен занимать много места, и при этом ценное его качество – мобильность.  В содержимое такого уголка входят: кубики, конструкторы, стройматериал из дерева, схемы и чертежи сооружений.

Исследовательский или экспериментальный центр – это, в идеале, специальный модуль на стеллажной основе. На полочках модуля должны располагаться природные материалы, глобус, микроскопы, мини-лаборатория, мерная посуда.  Они неподдельно увлекают ребенка.

Обычно всегда в групповой присутствуют зоны для сюжетно-ролевых игр: салон красоты, кафе, поликлиника, ателье и т.д. Чем больше педагог проявил требований к эстетичности оформления, тем большим интересом игровые зоны будут пользоваться.

И это не все возможные зоны: в группе может быть уголок безопасности, уголок национальной культуры, уголок ЗОЖ и т.д.

Сменяемость декоративного оформления в ПРС

Предметно-развивающая среда в детском саду по ФГОС – это созданное по всем требованиям психологии и педагогики пространство, где малыш мог быть согласно возрасту развиваться, учиться, коммуницировать, удовлетворять свои потребности в познании.

Безусловно, не в силах педагога самостоятельно создать идеальную ПРС. Он зависим от тех финансовых возможностей организации, которые существуют сегодня, от готовности и родителей тоже участвовать в процессе формирования ПРС (конечно, финансовую сторону участия родителей можно сколь угодно считать добровольной и необязательной, но без пожертвований родителей дошкольная система была бы иной). Потому, пребывая в реальных условиях, а не в идеальном, но абсолютно теоретическом мире, педагогу приходится работать с тем, что есть. И очень многое он создает сам.

Например, его задача – декоративное оформление группы согласно сезону или празднику. В этом сегодня воспитателю очень помогает интернет-пространство, где он черпает примеры оформления, различные дизайн-идеи. В большинстве случаев ему приходится самому воплощать их в жизнь. Но так как окружающая среда формирует личность (бытие формирует сознание), то без эстетического вклада в развитие ПРС, без тематической, сезонной направленности в декоре группы, нельзя говорить о полноценном, гармоничном развитии ребенка в ДОУ.

Потому воспитатель – это человек, способный развиваться профессионально, овладевать новыми знаниями, быстро ориентироваться в информационном пространстве, уметь работать с декоративным материалом. И эти требования невозможно отменить или посчитать несущественными. Можно лишь констатировать факт, что воспитатель как активный участник формирования ПРС, должен идти в ногу со временем, и создавать для ребенка актуальное пространство, перекликающееся с сегодняшним днем и запросами к личности нового времени.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.