Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ

24 октября 2019
1797
Средний балл: 0 из 5

Грамотное проектирование предметно-пространственной развивающей среды является одним из значимых организационных решений, позволяющих в условиях детского сада предоставить воспитанникам свободу выбора активной деятельности, через которую им удастся развить собственные задатки и таланты, получить знания об окружающем мире, социуме, природе. Чтобы педагоги дошкольного образования могли создавать в группах и участках образовательное пространство, соответствующее требованиям ФГОС, заведующему целесообразно инициировать систематическое проведение анализа предметно-развивающей среды в ДОУ — комплекса диагностических мероприятий, предусматривающих:

  • оценивание внутригруппового пространства или участка на предмет наличия фактических компонентов (открытость пространства, наличие разнообразной игровой атрибутики);
  • выявление соответствия предмета оценки базовым принципам, предъявляемым к его реализации (насыщенность, трансформируемость, полифункциональнось, безопасность, вариативность, доступность);
  • определение недостатков, поиск путей для совершенствования работы по направлению;
  • создание условий для распространения передового педагогического опыта.
ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации по руководству деятельностью педагогического состава ДОУ в вопросах организации и анализа РППС читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

- Проводим тематическую проверку «Реализация требований ФГОС ДО к развивающей среде»

 (чек-лист для контроля)

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО

 (важные моменты)

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ: базовые критерии

Согласно п. 3.6.3 ФГОС ДО, под развивающей предметно-пространственной средой (далее — РППС) следует понимать особую организационную систему, наполненную материальными объектами для организации деятельности воспитанника и направленную на развитие ключевых психофизических компетенций личности, обеспечение возможности для ведения разнообразной и постоянно меняющейся деятельности. Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ должен обязательно включать оценку наличия ее базовых компонентов, в числе которых:

  1. Особым образом спроектированное пространство, являющееся частью образовательной среды (групповое помещение, участок).
  2. Дидактические материалы, игровое оборудование, подобранные с учетом возрастных интересов дошкольников, требованиям безопасности и здоровьесбережения.
  3. Подлежащие систематическому обновлению образовательные ресурсы (расходные материалы, спортивный инвентарь и т.д.).

Поскольку в современных образовательных реалиях состояние РППС в большинстве детских садов оставляет желать лучшего не только ввиду несостоятельности имеющейся материально-технической базы, а первоочередно по причине неполного понимания воспитателя принципов проектирования особого образовательного пространства и связанных с этим трудовых функций, одной из значимых управленческих задач становится проведение систематического анализа предметно-развивающей среды групп и участков ДОУ с использованием диагностических бланков, карт, опросников. Чтобы сделать это, для начала необходимо четко обозначить основные критерии оценки РППС — это требования ФГОС, нормы СанПиН, а также индивидуальные организационные решения, обусловленные возрастными и индивидуальными особенностями развития воспитанников детского сада. Рассмотрим каждый из этих критериев более предметно.

Требования ФГОС ДО

Стандарт дошкольного образования предусматривает необходимость формирования такой среды, которая бы наиболее полно способствовала реализации всех возможностей развития, обеспечивала физическое и психоэмоциональное благополучие воспитанников. Кроме возрастных и индивидуальных особенностей развития, развивающая среда должна соответствовать реальным образовательным потребностям и интересам детей. Согласно нормативам, реализация данных задач предусматривает обеспечение соответствия РППС ряду требований, каждое из которых должно быть включено в критериальное оценивание. Это:

  1. Содержательная насыщенность. Данный пункт анализа предметно-развивающей среды в ДОУ подразумевает, что в группе или на участке должно быть не просто достаточное количество игрового оборудования и инвентаря, а то, что все доступные детям развивающие средства соответствовали их возрастным потребностям. Таким образом, в РППС всех возрастных групп необходимо включить игровой минимум для обеспечения всех основных видов деятельности по ФГОС, в том числе творческой, поддержания инициативности, самостоятельности, эмоционального благополучия, а также создания возможностей для самовыражения.
  2. Трансформируемость. Развивающая предметно-пространственная среда должна изменяться, «подстраиваться» под актуальную образовательную ситуацию. Согласно Н.А. Коротковой, под рабочую зону следует отнести 30 % пространства, под зону активности — 50 %, под зону спокойной деятельности — оставшиеся 20 %. В начале учебного года воспитатели младших групп самостоятельно проводят зонирование, используя ширмы, разноцветные коврики, заборчики, а после — систематически обучают детей организовывать доступное пространство, находить место для ведения каждого из видов деятельности. Воспитанники старшего дошкольного возраста разделяют пространство группы или участка самостоятельно.
  3. Полифункциональность. Про проведении анализа предметно-развивающей среды группы ДОУ важно обратить внимание на наличие полифункциональных объектов, которые могут использоваться для разных целей, обеспечивая не только возможность реализации различных видов детской активности, но и их интеграции. Это могут быть материалы природного происхождения, элементы мебели и оборудования.
  4. Вариативность. Реализуется через проведение систематического обновления дидактических материалов, игры, оснащения, ситуативное появление новых предметов, стимулирующих познавательную, двигательную, творческую, поисковую активность, знакомство с национальными или региональными особенностями. Вариативность РППС наиболее ярко проявляется в период праздников, значимых событий, локальных выставок и мероприятий. При этом используемые предметы, элементы должны соответствовать приоритетным направлениям развития, предусмотренным программным содержанием, а также возрасту и интересам детей.
  5. Доступность. Предусматривает открытый доступ ко всем игрушкам, дидактическим материалам, пособиям всех без исключения дошкольников в группе, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. Данное организационное решение, называемое «принципом вытянутой руки», гарантирует свободу воспитанников на занятия разными видами деятельности, поэтому оценивание доступности следует провести особенно тщательно. Если игрушка, пособие, оборудование сломано или лишено деталей, оно должно быть исключено из общего доступа до восстановления функциональности.
  6. Безопасность. Показатели считаются удовлетворительными, если воспитатели используют в работе исключительно сертифицированную игровую, дидактическую, издательскую продукцию и оснащение, которое соответствует санитарно-гигиеническим, эстетическим нормам и имеет психолого-педагогическую, развивающую ценность.
Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГОС

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГОС Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГОС Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГОС Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГОС

Требования СанПиН

Вторую группу критериев, которые следует принять во внимание при проведении анализа предметно-развивающей среды в ДОУ, регулируют требования СанПиН 2.4.1.3049–13 к санитарному оснащению, освещению групповых помещений и участков, маркировке мебели, оборудования и инвентаря. Актуальные санитарно-гигиенические нормы определяют необходимость:

  • зонирования группы для организации познавательно-игровой, непосредственно образовательной деятельности и дневного отдыха;
  • обеспечения установленного температурного режима, показателей освещенности;
  • исправности мебели и ее наличия в количестве, соответствующем численности воспитанников;
  • создания приятного, расслабляющего оформления.

Прочие критерии

В рамках конкретной дошкольной организации заведующий и старший воспитатель вправе устанавливать дополнительные требования к состоянию и характеристикам РППС, которые не должны противоречить положениям ФГОС ДО и санитарно-гигиеническим нормативов. Поскольку в условиях нового витка развития педагогической науки принято не только выделять несколько ключевых критериев группового образовательного пространства, но и обеспечивать их интеграцию, в число критериев анализа предметно-развивающей среды ДОУ можно включить оценивание следующих показателей:

  1. Пространственное поле используется инвариантно, гибко.
  2. Форма и дизайн всех используемых предметов соответствует возрасту и психофизиологическим возрастным особенностям воспитанников и, что немаловажно, не несет рисков для их самочувствия или здоровья.
  3. Предусмотрена возможность быстрой смены декоративных элементов по сезонам и тематикам.
  4. В группе оборудовано место для ведения целевой исследовательской, проектной, экспериментальной работы.
  5. В оформлении превалируют спокойные, приятные тона, резкие цветовые решения отсутствуют.
  6. Соблюден базовый организационный принцип «глаза в глаза»: мебель и элементы обстановки размещены таким образом, чтобы облегчить повседневную коммуникацию воспитателя и детей, в том числе воспитанников с ОВЗ и инвалидностью.

Анализ предметно-пространственной развивающей среды ДОУ

Чтобы провести непосредственно оценивание соответствия РППС в группах требованиям ФГОС ДО, санитарно-гигиеническим нормам и правилам, установленным локальными актами дошкольного учреждения, заведующему стоит организовать системный мониторинг. Для этого мероприятия, направленные на анализ предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, следует включить в положение о ВСОКО с обязательным указанием сроков. Поскольку внутренняя система оценки качества образования направлена, помимо прочего, на оценку условий, которые созданы в детском саду для обеспечения должного качества предоставления учебно-воспитательных услуг, то оценивать РППС можно в рамках тематического контроля, используя специальные диагностические листы. Разработку таких бланков, которая должна вестись с упором на рекомендации, озвученные специалистами ФИРОЗ, можно поручить старшему воспитателю или главе методического объединения. Листы оценки также доступны для скачивания по ссылке.

Лист анализа развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Практика показывает, что наиболее удобны в использовании универсальные листы анализа развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, в которые можно включить следующие параметры (оцениваются с помощью баллов):

  1. Внешний вид помещения, эстетика оформления. Если группа оформлена в едином стиле и все ее функциональные особенности обеспечивают комфорт воспитанников, ставится оценка 5. Если в помещении создана «домашняя» обстановка, то единые цветовые и оформительские решения не прослеживаются, рекомендована оценка 4. Если, помимо перечисленного, в группе установлена мебель нейтральных или темных оттенков, ставят оценку 3. Чрезмерная пестрота, разнобойность группового помещения оцениваются в 2 балла, а мрачность, преобладание блеклых тонов — в 1 балл. Отсутствие единого стиля и эстетических решений, указывающее на невозможность обеспечить комфорт пребывания воспитанников, оценивают в 0 баллов.
  2. Санитарное состояние (норма СанПиН). Образцовым показателем считается ярко выраженное зонирование группы, наличие хорошего освещения, в том числе посредством открытого доступа естественных источников света, чистота, соблюдение должного температурного режима (5 баллов). Если найдены недочеты по одному из перечисленных параметров, ставится 4 балла, по двум параметрам — 3 балла, по трем параметрам — 2 балла, по четырем параметрам — 1 балл. Если в групповом помещении недостаточно места, грязные поверхности, слабое освещение, не поддерживается необходимый температурный режим, оценивание по данному параметру не проводится (0 баллов).
  3. Мебель и игровое оборудование (норма СанПиН). Если в группе игровое оборудование представлено по количеству воспитанников (его хватает для одновременного использования всеми детьми), мебель имеет закругленные края и лишена поврежденных поверхностей, в отдельных зонах группы есть мягкое оснащение (коврики, подушки, мягкие острова), по данному параметру РППС оценивается в 5 баллов. За каждый выявленный недочет по отдельному параметру снимается по одному баллу. Нулевая отметка указывает на недостаточное количество игрового оборудования, сильную изношенность мебели, которая может создавать риск детского травматизма, отсутствие маркировки и «мягких» зон.
  4. Наличие центров активности (требование ФГОС ДО). При проведении анализа предметно- развивающей среды группы ДОУ учитывается их количество. Наличие 5-6 центров активности (стеллажей с картинками, контейнеров с игрушками, зон творчества и свободного экспериментирования) при условии того, что они не перегружены, следует оценить в 5 баллов. Аналогичная инфраструктура группы, характеризующаяся избыточностью, соответствует 4 баллам. Наличие 4-5 центров активности с недочетами — 3 балла, 3-4 — 2 балла, 1-2 — 1 балл. Отсутствие центров активности указывает на невозможность проведения оценивания.
  5. Наличие уголка уединения (требование ФГОС ДО). Идеальный вариант (5 баллов) — когда в группе обустроена стационарная зона уединения, отделенная от игрового пространства и оборудованная ковриком, подушками, пуфом или креслом. Если зонирование обеспечивается посредством ширмы, но все составляющие комфорта обеспечены, показатель снижается на балл. Наличие зоны уединения с местом для сидения без дополнительных удобств приравнивается к 3 баллам, его замена посредством установки палатки — к 2 баллам. Если в группе предусмотрена возможность для самостоятельной организации воспитанниками места уединения, то в рамках диагностики целесообразно засчитать 1 балл. Отсутствие каких-либо возможностей для уединения ребенка в группе указывает на необходимость срочной корректировки ситуации с нулевым показателем.
  6. Наличие ИКТ и ТСО (требование ФГОС ДО). В образцовых группах имеется проектор, ПК или ноутбук, МФУ, колонки или музыкальный центр (5 баллов). За отсутствие каждого вида оборудования снимается один балл.

Что касается практической стороны вопроса, то грамотная организация работы по оцениванию развивающей предметно-пространственной среды детского сада в рамках тематического контроля основана на создании рабочей группы и предоставлении каждому из проверяющих диагностического бланка, на основании которых будут рассчитываться итоговые показатели. Если оценка среды проводится в ходе текущего мониторинга и самоаудита, баллы ставить не обязательно — достаточно определить основные характеристики среды и зафиксировать замечания.

Руководителям ДОУ очень важно осознать и донести до ответственных работников тот факт, что анализ РППС не может (и не должен) сводиться к пересчитыванию игрушек, дидактических материалов и единиц оборудования. Главное — выявить, насколько воспитателям удалось осознать и реализовать новые требования регулятора по организации образовательного пространства, какие трудности испытывают члены педагогического коллектива в связи с необходимостью усовершенствованию среды и какие управленческие действия целесообразно предпринять для улучшения ситуации. Для этого по результатам проверочных действий ответственным необходимо сформулировать рекомендации по каждой группе, составить аналитическую справку и представить ее заведующему для ознакомления со сводной таблицей по группам. Во время тематических педсоветов или совещаний систематически следует проводить сверку результатов анализа развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ и отслеживать динамику. При этом старший воспитатель обязан провести разъяснительную работу с педработниками, в группах которых выявлены нарушения, в индивидуальном порядке, а руководить детского сада — назначить ответственных и временные рамки для устранения нарушений.

Анализ предметно-развивающей среды группы ДОУ — как помочь воспитателям

Проектирование образовательного пространства, соответствующего многочисленным требованиям регулятора и потребностям детей дошкольного возраста, требует первоочередно значительный усилий со стороны педработников детского сада, большинство из которых оказывается не готово к решению данной организаторской проблемы. Чтобы помочь воспитателям формировать в группах и на участках развивающую предметно-пространственную среду согласно правилам и рекомендациям экспертов, заведующему следует обеспечить системную консультативную и практическую поддержку коллектива. Эффективное решение — проведение тематического педсовета, в ходе которого стоит разобрать с педагогами основные понятия, характеризующие образцовую РППС, перечень нормативных требований и организовать полезные практикумы. Во время педсовета можно провести пробный анализ предметно-развивающей среды групп ДОУ при условии, что на этапе подготовки старшим воспитателем и другими педработниками будут подготовлены схемы, фотографии и видеообзоры элементов образовательного пространства детского сада.

Чтобы развить у воспитателей желание и потребность самостоятельно работать с нормативной документацией, сопоставлять и анализировать различные требования, стоит попросить в преддверии педсовета ознакомиться с отдельными документами. Предоставлять большой объем информации для ознакомления не стоит, чтобы не обусловить формализм выполнения задания. Во время тематической встречи целесообразно коллективно сделать короткое резюме нормативов, обсудить проблемные вопросы и подвести итоги, актуализировав цели работы по проектированию особой образовательной среды в группах и на участке для каждого. Хочется отметить, что в процессе работы большинство воспитателей сталкиваются со схожими затруднениями, поэтому в рамках предварительного анализа стоит рассмотреть кейсы популярных ошибок и наметить способы их предупреждения.

Подводя итог, хочется отметить, что анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ не должен превращаться исключительно в инструмент контроля — в противном случае сохранить высокий уровень мотивации воспитателей будет сложно. Задача руководителя — выявить, применяя средства комплексного мониторинга, основные проблемы РППС в конкретном учреждении и сделать все возможное, чтобы обеспечить их коррекцию в рамках реализации программы развития детского сада.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.