Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Работа с родителями в детском саду

22 января 2019
805
Средний балл: 0 из 5

Задача воспитателя – выстроить гармоничные отношения с родителями воспитанников. Совершенствовать свои психолого-педагогические компетенции педагоги могут с помощью курсов повышения квалификации. Например, можно пройти обучение в Школе менеджера образования по программе “Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО” . По окончании курса вы будете уметь:

  • выстраивать общение с семьями с учетом требования законодательства и правил профессиональной этики;

  • подбирать методы и приемы работы с семьями в зависимости от их особенностей;

  • предупреждать и устранять конфликты в общении с родителями;

  • общаться с семьями – представителями других национальностей;

  • проводить информативные родительские собрания.

Узнать подробнее, чему вы научитесь на курсе, можно здесь

Цели и задачи работы ДОУ с родителями

Работа с родителями в ДОУ подчиняется четко обозначенной цели. Эта цель глобальная, и она отлична от тех локальных задач, которые педагог ставит при индивидуальном контакте с родительским контингентом. Так, основная цель работы – это формирование общего пространства «детский сад – семья». На этой базовой идее основывается деятельность воспитателя, и каждый праздник, каждое событие, каждая форма организации досуга и занятий учитывает и эту глобальную цель.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

1. Сколько денег и на что можно брать у родителей

2. Сценарий тренинга, который подготовит педагогов к публичному выступлению перед коллегами и родителями

Задачи работы с родителями:

  • способствовать интересу со стороны родительской общественности к жизни ДОУ и группы (задействуются при этом разные формы взаимодействия);
  • содействовать формированию среды, которая позволит ребенку ощущать себя психологически комфортно, успешно и разносторонне развиваться;
  • организация непрерывного профессионального психологического сопровождения воспитательного процесса с готовностью при необходимости оказать воспитаннику и его семье качественную психологическую поддержку;
  • формирование условий для передачи родителям знаний в сфере социализации ребенка, охраны его здоровья и общего оздоровления, правильного развития детей и их обучения согласно возрасту и психологическим особенностям.


Известно, что ребенок, попадая в детское образовательное учреждение, значительно расширяет круг своих контактов. До того он был узок и мал, со сверстниками малыши (в большинстве случаев) общаются периодически, это общение не носит регулярного характера. И та среда, в которой оказывается ребенок с приходом в сад, резко отличается от той, что ему близка и привычна. Появляется режим, структурированный распорядок дня. И хотя дома малыш тоже мог жить по режиму, в саду он достаточно строгий, выдержанный, одинаковый для всего коллектива.

Работа с родителями в детском саду предполагает консультирование каждого родителя относительно тех изменений, с которыми столкнулся их ребенок. Начально эта тема рассматривается на первом родительском собрании: специалист знакомит сначала мам и пап с распорядком дня в саду, особенностями организации образовательного процесса. Задача воспитателя донести до родителей тот факт, что только совместные действия педагогов и взрослых членов семьи ребенка помогут малышу безболезненно и быстро адаптироваться к саду.

Какие специалисты вступают в сотрудничество с родителями

Большую часть времени с детьми проводит воспитатель. Несмотря на то, что в ДОУ работают и узкие специалисты, основами их деятельности должен владеть и воспитатель. Всему этому он учится в колледже и университете: так, воспитатель должен уметь провести музыкальные и танцевальные занятия, физкультуру, в его компетенциях и простые занятия с логопедическим уклоном. Требования к современному воспитателю таковы, что и основы психологического знания – это тоже его сфера компетенций. Но, безусловно, несмотря на такой разносторонний спектр умений и навыков воспитателя, с родителя в ДОУ работают и другие специалисты.

А именно:

  • Психолог. Этот специалист ведет психологическое сопровождение каждого воспитанника. Особенно важна работа психолога в период адаптации, в это же время чаще всего он получает запросы со стороны родителей. Не менее раза в год психолог ДОУ должен посещать родительские собрания в каждой группе. Родители должны иметь представление о деятельности психолога в саду, а также о том, что они напрямую могут обратиться к нему за помощью в вопросах воспитания малыша. Задача психолога – донести до родителей саму возможность этих тесных контактов, доверительное отношение, готовность помогать. Часто психологи организовывают специальные занятия для взрослых – круглые столы, встречи, игры, которые помогают наладить мостики сотрудничества между садом и семьей.
  • Музыкальный руководитель. Его задача – воспитать и развить в ребенке чувство прекрасного, любовь к музыкальному творчеству, желание самовыражения посредством творческой деятельности. Опросы и тесты для родителей – привычная, но немного устаревшая форма работы музруководителя с родительским активном. Все чаще специалист привлекает мам и пап к участию в постановках, спектаклях, утренниках в детском саду. Он приглашает родителей на открытые мероприятия, после чего дает им рекомендации, рассказывает о возможном расширении музыкального развития отдельных детей, проявляющих ранние способности к музыке.
  • Инструктор по физической культуре. Благодаря тесной связи с родителями можно привить ребенку любовь к спорту, физической активности, здоровому образу жизни. Лучшей формой работы будут совместные мероприятия: спортландии, первые лыжные гонки, дни здоровья на улицы, дни подвижных игр и т.д.
  • Логопед. Трудно переоценить влияние правильно поставленной речи на социализацию ребенка. Тем успешнее малыш осваивает правильную речь, чем теснее сотрудничают логопед и родители. В данном случае невозможно говорить об эффективности занятий, если мама и папа не закрепляют дома с ребенком новый материал, упражнения и задания, которые указывает логопед. Специалист должен проводить с родителями и групповые консультации, и индивидуальные беседы. Инновационные формы работы с родителями в детском саду предполагают и организацию специалистом специально для мам и пап мастер-классов: чаще всего, это обучающие видеоролики. Их участником может быть сам ребенок – логопед снимает часть занятия на видео, комфортным образом для зрителя его монтирует, и родители понимают суть тех упражнений, что нужно выполнить дома.

Каждый из обозначенных выше сотрудников должен иметь план работы с родителями в детском саду. План составляется на учебный год. Могут возникать и внеплановые мероприятия, описание которых прикрепляется в дальнейшем к календарному плану.

Профессиональная переподготовка ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа: Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО . За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Направления работы с родителями

Работа с родителями традиционно делится на несколько направлений. Каждое из них со временем дополняется новыми формами и видами, совершенствуется. Опытный воспитатель может сделать выводы, какие мероприятия демонстрируют наибольшую эффективность, какие не в полной мере оправдывают ожиданий.

                  Направления работы с родителями

Индивидуально-ориентированная деятельность

  • Беседа.
  • Консультация

  • Занятие (имеется в виду занятия, на котором одновременно присутствует родитель и ребенок).

Ориентированная на совместные детско-родительские интересы

  • Совместные прогулки, игры на свежем воздухе, экскурсии, музейные занятия.
  • Ролевая либо дидактическая игра.
  • Открытое занятие (интерактивное).
  • Другие занятия, в том числе, и инициируемые самими родителями.

Официально-регламентированная деятельность

  • Родительские собрания (каждый взрослый должен понимать, что присутствие на них официального представителя ребенка регламентировано Федеральным законом «Об образовании в РФ».
  • Беседа с представителями администрации ДОУ (проводится, если проблема не может найти решения в группе).

Родительские собрания – это форма работы, которую можно назвать основной, незыблемой. Это обязательные информационно-проблемные встречи с родителями, когда можно в живом и открытом общении обсудить текущие проблемы, получить всю необходимую информацию с обеих сторон относительно воспитания ребенка, найти ответы на острые вопросы. Потому родительское собрание воспитатель не только четко планирует, но и документально оформляет. Для этого ведется протокол родительского собрания.

Планирование работы с семьей

Как правило, методисты, работающие в сфере дошкольного образования, регулярно инструктируют воспитателей по всем актуальным вопросам планирования. Они помогают молодым специалистам освоить этот не самый простой фронт работ, корректируют и деятельность в сфере планирования опытных воспитателей. Сегодня акцент делается на отказе от бумаготворчества, бюрократизма в образовательной деятельности в пользу оптимизации и содержательности планирования.

Обычно воспитатель в начале учебного года составляет три плана:

  • план родительских собраний (как вводных, так и текущих, с привлечением других специалистов и т.д.);
  • план открытых занятий;
  • план совместных акций, праздников, занятий с родителями.

Затем все эти готовые и заполненные планы сводят в один документ. Его обязательно дополняют мероприятиями ДОУ, утренниками, массовыми праздниками и т.д. В сводном плане воспитатель должен указать и расписать индивидуальную работу с родителями. Не все взрослые нуждаются в таком консультативном типе взаимодействия, но есть группы родителей, которым нужна особая помощь и внимание со стороны ДОУ.

Специалист при составлении плана учитывает много факторов: удобство посещения мероприятий для родителя, актуальность мероприятия, оптимальные формы. Например, те же утренники согласовываются с руководством заранее, чтобы у мам и пап было время найти возможность посетить мероприятие (отпроситься с работы, взять отгул и т.д.) Если это, к примеру, развлекательная программа к 23 февраля, она может проходить в вечерние часы и быть компактной, чтобы всем родителям удобно было ее посетить.

Нетрадиционная работа с родителями в детском саду все больше становится привычной. Если несколько лет назад снятые на видео и смонтированные детские поздравления мамам ко Дню матери, или так же заснятая спортландия были не столь частой практикой, сегодня воспитатель может это делать регулярно.

Таким образом, родитель сначала пассивно, но все же больше вовлечен в образовательный процесс – он видит, чем занимается его ребенок в саду, как организована досуговая деятельность. Со временем становится ясно, что и для активной вовлеченности родителя созданы все условия: ему становится интересно быть частью общего мероприятия, он видит и понимает те формы деятельности, которые организуются специалистами.

Пример-фрагмент плана работы с родительским активом

Формы работы с родителями в детском саду нужно регулярно обновлять. Время идет, появляются новые возможности, потому даже утренники сегодня могут проводиться чуть иначе. Ошибка многих педагогов в том, что они готовят ребенка к вчерашней жизни. Что это значит?

Сегодняшний воспитанник будет взрослеть в том мире, где многих нынешних профессий уже не будет. Несложно найти в Интернете информацию, которая показывает прогнозы специалистов – через сколько лет  исчезнут юристы, бухгалтеры и т.д. Ребенка нужно ориентировать на жизнь в активно, интенсивно развивающемся обществе, конкурентной среде, новых перспективах профессионализации (не «вверх», а «вширь» - что значит, что ремесленнику не обязательно становится директором для развития карьеры, можно оставаться все тем же ремесленником, но набирать учеников, совершенствовать узкую и оттого ценную направленность своей деятельности).

Формы работы с родителями в ДОУ – это уже не просто беседы, выставки рисунков и стенгазет. Для подрастающего поколения нужны новые горизонты: слова «инсталляция» и «перфоманс», к примеру, это активные маркеры современной культурной среды, с которыми можно и нужно доступно и интересно знакомить дошкольника.

Как может выглядеть фрагмент планирования:

                            Октябрь

Форма проведения занятия

Тема

Цель

Интерактивный семинар

«Расти здоровым, друг!»

Пропаганда здорового образа жизни, обмен опытом и актуальной информацией по вопросам укрепления здоровья, закаливания.

Открытая выставка-ярмарка

«Мамины сокровища»

Воспитание семейное преемственности, культурно-эстетических ценностей семье, уважение к труду и увлечениям мамы.

Родителей, которые активно участвуют в жизни группы и сада, нужно поощрять. Это могут быть традиционные благодарственные письма, а также не перестала быть актуальной тема все тех же писем на работу родителя. Это всегда приятно, уважительно и ценно для всех сторон процесса.

Работа с родителями из неблагополучных семей

Эту деятельность выводят в отдельный блок работы. Воспитанники из семей, находящих в социально опасном положении, нуждаются в особом контроле и психолого-педагогическом сопровождении. Основной принцип такой работы напоминает медицинское правило – не навреди. Воспитатель должен аккумулировать всю свою эмпатию, деликатность, отзывчивость и сдержанность, чтобы его действия пошли н благо ребенку и его взрослым попечителям.

Психолог постоянно отслеживает психологическое состояние малыша, растущего в сложной семье. При этом специалисты оставляют информацию об особенностях семьи и микросреды ребенка конфиденциальной. О его особом статусе не должны знать окружающее: любая оценочная информация неприемлема. Ребенку должно быть комфортно в группе, в кругу ровесников и педагогов-взрослых, задача которых помочь семье, не пропустить «тревожные звоночки», вовремя среагировать на потенциально опасные для воспитанника ситуации.

Во многих случаях семья, испытывающая трудности, находится в нестабильном материальном положении. И не всегда в силах сотрудников ДОУ существенно помочь семье: но при сформированных тесных контактах с соцслужбами, представительством Красного Креста и другими активными в этом направлении организациями, сад может выступить посредником и в материально-финансовой помощи нуждающейся семье.

Работа воспитателя с родителями в детском саду не обходится и без столкновения с такими неоднозначными вопросами, например, как сбор денег на детские подарки. Как сделать так, чтобы к празднику все малыши были с подарками, и те, родители которых по разным причинам не участвуют в этом финансово? Решение подобных вопросов нередко приводит к конфликтам в родительском активе, принципиальными разногласиями. Задача воспитателя – максимально сгладить эту ситуацию, попытаться найти компромиссы.

Документы на родительское собрание

Любое родительское собрание, как уже отмечалось, должно быть запротоколировано. У протокола нет строгой формы, но есть некие общие требования. Обычно к началу года специалист заготавливает шаблоны протоколов, которые затем легко заполнять по форме.

Какие пункты могут быть в протоколе:

1. Тема.

2. Время начала собрания, время завершения собрания.

3. Отсутствовало/присутствовало человек.

4.Приглашенные (перечисление специалистов или администрации).

5. Повестка родительского собрания (подпункты + «разное»).

6. По первому вопросу прослушали...., решили....., постановили.....

7. С протоколом ознакомлены – в табличке фамилии родителей и подписи.

Протоколы собраний предписано хранить от трех до пяти лет. Помимо стенограммы самого собрания предполагаются и приложения: это, как правило, материалы тематических и ориентированных на практическое содержание выступлений. В перечень документации входят также конспект и анализ собрания. Последний документ является личностно значимым для воспитателя, он помогает педагогу профессионально расти и совершенствоваться.

Планирование работы родительского комитета

Темы работы с родителями в детском саду опираются и на планирование всего ДОУ в целом, и на те задачи, которые стоят перед конкретной группой. Еще одна веха деятельности воспитателя – помочь сформировать и наладить работу родительского комитета. Даже если сам воспитатель является родителем ребенка, который к нему в группу и ходит, он не может быть в активе родкома. Но в его праве помочь провести выборы актива, наладить деятельность, дать ценные подсказки по работе родкома.

Если благодаря воспитателю в группе есть активный, не просто формальный, а реально работающий родкомитет, тот самый заботливо выстраиваемый мостик сотрудничества «семья – детский сад» будет прочным и стойким. И ДОУ, и взрослые члены семьи воспитанника преследуют одну цель – гармоничное, качественное всестороннее развитие ребенка, готовность его к комфортному существованию в социуме, а также создание всех возможных условий для развития личностного, интеллектуального, творческого потенциала ребенка».

Если воспитатель смог донести до родителей важность общности этой цели, если он не противопоставляет ДОУ семье, а говорит и практически подтверждает значимость сотрудничества, оно, с большой долей вероятности, состоится и будет успешным. С развитием информатизации общества у воспитателя все больше инструментов для этого – возможность общения через соцсети, выкладывания мероприятий и занятий в группе, активный диалог с родителями, прозрачность образовательного процесса для родителей, благодаря чему и они тоже охотнее становятся его участниками. Также важно вести картотеку консультаций для родителей в детском саду.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.