Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Работа с родителями в детском саду

26 сентября 2019
1521
Средний балл: 0 из 5

Задача воспитателя – выстроить гармоничные отношения с родителями воспитанников. Совершенствовать свои психолого-педагогические компетенции педагоги могут с помощью курсов повышения квалификации. Например, можно пройти обучение в Школе менеджера образования по программе “Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО” . По окончании курса вы будете уметь:

  • выстраивать общение с семьями с учетом требования законодательства и правил профессиональной этики;

  • подбирать методы и приемы работы с семьями в зависимости от их особенностей;

  • предупреждать и устранять конфликты в общении с родителями;

  • общаться с семьями – представителями других национальностей;

  • проводить информативные родительские собрания.

Узнать подробнее, чему вы научитесь на курсе, можно здесь

Цели и задачи работы ДОУ с родителями

Работа с родителями в ДОУ подчиняется четко обозначенной цели. Эта цель глобальная, и она отлична от тех локальных задач, которые педагог ставит при индивидуальном контакте с родительским контингентом. Так, основная цель работы – это формирование общего пространства «детский сад – семья». На этой базовой идее основывается деятельность воспитателя, и каждый праздник, каждое событие, каждая форма организации досуга и занятий учитывает и эту глобальную цель.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

1. Сколько денег и на что можно брать у родителей

2. Сценарий тренинга, который подготовит педагогов к публичному выступлению перед коллегами и родителями

Работа воспитателей с родителями в детском саду выражается в межличностном взаимодействии, в ходе которого у родителей воспитанников формируется осознанное отношение к воспитательному процессу. Содержательная часть учебного процесса должна носить вариативный характер, чтобы родители имели возможность выбрать наиболее предпочтительный с их точки зрения вариант обучения для ребенка. Кроме того, при организации работы с родителями в детском саду необходимо предусмотреть разнообразие форм и методик взаимодействия с ними. Цель данной деятельности – обучить старших членов семьи основам педагогической культуры и воспитательным методам, показавшим высокую эффективность в практике ДОУ.  

Теоретические основы работы с родителями в детском саду

Главной целью работы с родителями на уровне детского сада является создание общей, слаженно функционирующей системы «семья - ДОУ». При этом, каждый отдельный акт взаимодействия с родителями дошкольников (в виде открытого занятия, собрания и т.д.) организовывается непосредственно педагогическим работником с учетом образовательного плана и потребностей родителей.  

К числу основных задач взаимодействия ДОУ с родительской общественностью относятся следующие:

  • развитие педагогических навыков у родителей; 
  • обеспечение постоянного квалифицированного психологического сопровождения процесса обучения и оказание психолого-педагогической поддержки семье конкретного воспитанника (в случае необходимости);
  • формирование комфортных условий для успешного и динамичного развития детей;
  • предоставление родителям информации из области здоровья, социализации, обучения, корректного развития и охраны детей;
  • вовлечение старших членов семьи в деятельность группы и ДОУ в целом с помощью разных форм взаимодействия.  

Частные задачи работы воспитателей с родителями в детском саду:

  • грамотная совместная поддержка ребенка в период адаптации к ДОУ; 
  • постепенное вовлечение воспитанника в образовательный процесс с помощью игр;
  • успешная социализация дошкольника при помощи семьи и специалистов ДОУ.

Основы планирования работы с родителями в детском саду 

В первую очередь, необходимо путем проведения бесед и анкетирования определить степень владения родителями культурой педагогики и понимания воспитательных потребностей их ребенка. Затем составляется план работы с родителями в детском саду с указанием направлений деятельности: обучение детей нормам нравственности, развитие интеллекта и физических параметров, экологическое воспитание. Важно правильно выстроить диалог со старшими членами семьи воспитанника и взаимодействовать с ними с позиции партнерства. 

Не существует конкретных требований к составлению плана работы с родителями в детском саду. В данном случае действуют общие правила в сфере планирования и взаимодействие со старшими членами семьи воспитанников ДОУ происходит по единой схеме.

Как правило, составляются три варианта плана: календарь совместных мероприятий, открытых занятий, родительских собраний и индивидуальных бесед, которые оформляют в виде единого документа и хранят в отдельной папке работы с родителями в детском саду. По мере необходимости план может подвергаться корректировке, чтобы занятия педагогов и профильных специалистов не совпадали по времени.


Кто из сотрудников детского сада работает с родителями

Каждый воспитатель ДОУ владеет основами логопедии, психологии, физического и музыкального развития. Опираясь на эти знания, педагог строит работу с детьми и выявляет индивидуальные потребности каждого из них. При необходимости и с согласия родителей он привлекает к работе с семьями дошкольников узких специалистов:

  • инструктор по физкультуре – взаимодействует с родителями в форме совместных прогулок, открытых занятий, активных игр, анкетирования и групповых консультаций;

  • логопед – кроме занятий со специалистом, для правильной постановки речи ребенку необходимо закреплять результат дома, поэтому логопед тесно взаимодействует со старшими членами семьи воспитанников посредством раздаточных материалов, групповых консультаций, открытых занятий, а также индивидуальной работы с родителями детского сада;

  • психолог – для более эффективной работы с дошкольником и оказания ему помощи в общении с другими детьми психологу нужно понять, как ребенок привык общаться в кругу семьи. Психологи детских садов активно взаимодействуют с родителями в форме анкетирования, дискуссий, опросов, индивидуальных и групповых консультаций, совместных занятий и круглых столов;

  • музыкальный руководитель – проводит анкетирование и опросы, а родительская общественность помогает организовывать музыкальные мероприятия.  

Специфика работы с родителями воспитанников детского сада из социально неблагополучных семей 

Дети из семей, находящихся в сложных социальных условиях (из многодетных семей, социальные сироты, воспитанники под опекой), нуждаются в повышенном внимании. В штате каждого ДОУ состоит социальный педагог, ответственный за работу с такими семьями. 

Главный принцип работы педагогов и психологов детского сада с родителями детей из социально неблагополучных семей – деликатность. Важное значение имеют личные беседы со старшими членами семьи и непрерывное наблюдение за психологическим состоянием воспитанника при условии конфиденциальности относительно положения дел в семье. При этом, недопустимо навязчиво предлагать помощь, так как это может вызвать отторжение у родителей. Также важно учитывать материальное положение семьи при сборе родительским комитетом денег на различные мероприятия и нужды детей. В подобных ситуациях необходимо тактичное вмешательство воспитателя группы в решение вопроса.     

Дошкольники из социально незащищенных семей часто нуждаются в укреплении здоровья. В таких случаях к работе с родителями в детском саду привлекается педагог по физкультуре. 

Направления работы с родителями в детском саду

Администрация и педагогический состав детского сада работают с родителями по разным темам и направлениям: индивидуально, в виде бесед, одновременных занятий с воспитанником, консультаций, открытых занятий, экскурсий, мероприятий, ориентированных на интересы семьи, дидактических или ролевых игр и др. 

Некоторые формы взаимодействия подчиняются официальному регламенту и допускают предоставление родителям нормативной информации, поэтому такие мероприятия необходимо грамотно планировать и корректно документально оформлять. Это беседы с руководством ДОУ и родительские собрания (согласно гл. 4, ст. 44, п. 4.2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Что касается работы родительского комитета, то данная деятельность, включая оформление документации, полностью обеспечивается родителями воспитанников без непосредственного участия воспитателя группы. Комитет родителей занимается совместным решением учебных и воспитательных задач в ДОУ. 

Формы и методы работы с родителями в детском саду

В детских садах практикуются следующие методы работы с родителями:

  • открытые занятия – проводятся для демонстрации особенностей учебно-воспитательного процесса и достижений воспитанников, а также для обучения родителей методикам развития детей вне стен детсада;

  • собрания – представляют собой активный диалог между педагогом и родительской общественностью, помогают совместно решать вопросы, касающиеся воспитания, обучения, здоровья и развития дошкольников;

  • мини-собрания – ознакомление с опытом воспитания внутри одной конкретной семьи и обсуждение актуальных тем. Подобные собрания проводятся совместно с другими семьями, имеющими схожие воспитательные принципы;

  • посещение дома воспитанника – помогает поближе познакомиться с дошкольником, его бытом и увлечениями;

  • беседы со старшими членами семьи – обеспечивают обмен мнениями с родительской общественностью по самым различным направлениям;

  • обучающие игры – позволяют родителям получить актуальные знания о воспитательном процессе, освоить ряд обучающих приемов и опробовать их на практике, проанализировать свои семейные ситуации и найти решение проблем, а также обсудить варианты досуга в выходные дни и другие вопросы;

  • конференции (в том числе, с привлечением разных специалистов – представителей полиции, сферы образования, медицины и др.) – способствуют развитию педагогической осведомленности родителей;

  • презентации – проводятся для рекламы ДОУ, позволяют родительской общественности узнать об уставе учреждения, программе его деятельности и дополнительных услугах, получить информацию о работающем коллективе;

  • дни добрых дел – способствуют установлению теплых и доверительных отношений с родителями. К примеру, старшие члены семьи воспитанников могут помочь обустроить пространство, подготовить костюмы для утренников, починить игрушки и т.д. В детском саду также могут проводиться столярные работы с родителями (ремонт мебели), работы по озеленению территории, обустройству песочниц и т.д.;

  • тренинги – помогают родителям оценить и освоить различные методики взаимодействия с детьми и получить интересную информацию относительно их воспитания;

  • совместные виды деятельности, тесно связанные с процессом воспитания – любые мероприятия с активным участием старших членом семьи;

  • дни открытых дверей – предоставляют родителям и другим членам семьи возможность осмотреть помещения, где проводит время ребенок, ознакомиться с методикой воспитательной работы в ДОУ и стилем общения педагогов с детьми;

  • создание сайта ДОУ – позволяет разместить в открытом доступе массу полезной и важной информации, включая новостные и консультационные материалы, нормативные акты, данные о составе сотрудников и их обязанностях, фотографии, сведения о готовящихся мероприятиях и т.д.;

  • создание почты Доверия – дает родителям возможность поделиться своими проблемами в плане воспитания и получить поддержку в виде консультации по интересующему вопросу;

  • организация досуга – подготовка совместных театральных представлений и праздников, экскурсий, выставок семейных ценностей и т.д.; 

  • наглядно-информационное взаимодействие – выражается в следующих формах: организация родительского уголка с семейными фотографиями, распорядком дня, информацией о предстоящих событиях, ежедневным меню и различной справочной информацией, оформление папок по работе с родителями в детском саду (содержат наиболее актуальные материалы различной тематики), стендов для размещения творческих работ воспитанников и интересных для них материалов, изготовление стенгазет и плакатов (о здоровье, пожарной и дорожной безопасности, спорте и т.д.), проведение выставок для демонстрации достижений дошкольников.  

Для максимально эффективной работы с родителями в детском саду желательно применять как классические, так и новые формы сотрудничества с использованием самых разнообразных методик. Активное и полноценное взаимодействие родительской общественности с сотрудниками детского сада способствует гармоничному развитию дошкольников в личностном, интеллектуальном и физическом плане.

Профессиональная переподготовка ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа: Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО . За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Направления работы с родителями

Работа с родителями традиционно делится на несколько направлений. Каждое из них со временем дополняется новыми формами и видами, совершенствуется. Опытный воспитатель может сделать выводы, какие мероприятия демонстрируют наибольшую эффективность, какие не в полной мере оправдывают ожиданий.

                  Направления работы с родителями

Индивидуально-ориентированная деятельность

  • Беседа.
  • Консультация

  • Занятие (имеется в виду занятия, на котором одновременно присутствует родитель и ребенок).

Ориентированная на совместные детско-родительские интересы

  • Совместные прогулки, игры на свежем воздухе, экскурсии, музейные занятия.
  • Ролевая либо дидактическая игра.
  • Открытое занятие (интерактивное).
  • Другие занятия, в том числе, и инициируемые самими родителями.

Официально-регламентированная деятельность

  • Родительские собрания (каждый взрослый должен понимать, что присутствие на них официального представителя ребенка регламентировано Федеральным законом «Об образовании в РФ».
  • Беседа с представителями администрации ДОУ (проводится, если проблема не может найти решения в группе).

Родительские собрания – это форма работы, которую можно назвать основной, незыблемой. Это обязательные информационно-проблемные встречи с родителями, когда можно в живом и открытом общении обсудить текущие проблемы, получить всю необходимую информацию с обеих сторон относительно воспитания ребенка, найти ответы на острые вопросы. Потому родительское собрание воспитатель не только четко планирует, но и документально оформляет. Для этого ведется протокол родительского собрания.

Планирование работы с семьей

Как правило, методисты, работающие в сфере дошкольного образования, регулярно инструктируют воспитателей по всем актуальным вопросам планирования. Они помогают молодым специалистам освоить этот не самый простой фронт работ, корректируют и деятельность в сфере планирования опытных воспитателей. Сегодня акцент делается на отказе от бумаготворчества, бюрократизма в образовательной деятельности в пользу оптимизации и содержательности планирования.

Обычно воспитатель в начале учебного года составляет три плана:

  • план родительских собраний (как вводных, так и текущих, с привлечением других специалистов и т.д.);
  • план открытых занятий;
  • план совместных акций, праздников, занятий с родителями.

Затем все эти готовые и заполненные планы сводят в один документ. Его обязательно дополняют мероприятиями ДОУ, утренниками, массовыми праздниками и т.д. В сводном плане воспитатель должен указать и расписать индивидуальную работу с родителями. Не все взрослые нуждаются в таком консультативном типе взаимодействия, но есть группы родителей, которым нужна особая помощь и внимание со стороны ДОУ.

Специалист при составлении плана учитывает много факторов: удобство посещения мероприятий для родителя, актуальность мероприятия, оптимальные формы. Например, те же утренники согласовываются с руководством заранее, чтобы у мам и пап было время найти возможность посетить мероприятие (отпроситься с работы, взять отгул и т.д.) Если это, к примеру, развлекательная программа к 23 февраля, она может проходить в вечерние часы и быть компактной, чтобы всем родителям удобно было ее посетить.

Нетрадиционная работа с родителями в детском саду все больше становится привычной. Если несколько лет назад снятые на видео и смонтированные детские поздравления мамам ко Дню матери, или так же заснятая спортландия были не столь частой практикой, сегодня воспитатель может это делать регулярно.

Таким образом, родитель сначала пассивно, но все же больше вовлечен в образовательный процесс – он видит, чем занимается его ребенок в саду, как организована досуговая деятельность. Со временем становится ясно, что и для активной вовлеченности родителя созданы все условия: ему становится интересно быть частью общего мероприятия, он видит и понимает те формы деятельности, которые организуются специалистами.

Пример-фрагмент плана работы с родительским активом

Формы работы с родителями в детском саду нужно регулярно обновлять. Время идет, появляются новые возможности, потому даже утренники сегодня могут проводиться чуть иначе. Ошибка многих педагогов в том, что они готовят ребенка к вчерашней жизни. Что это значит?

Сегодняшний воспитанник будет взрослеть в том мире, где многих нынешних профессий уже не будет. Несложно найти в Интернете информацию, которая показывает прогнозы специалистов – через сколько лет  исчезнут юристы, бухгалтеры и т.д. Ребенка нужно ориентировать на жизнь в активно, интенсивно развивающемся обществе, конкурентной среде, новых перспективах профессионализации (не «вверх», а «вширь» - что значит, что ремесленнику не обязательно становится директором для развития карьеры, можно оставаться все тем же ремесленником, но набирать учеников, совершенствовать узкую и оттого ценную направленность своей деятельности).

Как может выглядеть фрагмент планирования:

                            Октябрь

Форма проведения занятия

Тема

Цель

Интерактивный семинар

«Расти здоровым, друг!»

Пропаганда здорового образа жизни, обмен опытом и актуальной информацией по вопросам укрепления здоровья, закаливания.

Открытая выставка-ярмарка

«Мамины сокровища»

Воспитание семейное преемственности, культурно-эстетических ценностей семье, уважение к труду и увлечениям мамы.

Родителей, которые активно участвуют в жизни группы и сада, нужно поощрять. Это могут быть традиционные благодарственные письма, а также не перестала быть актуальной тема все тех же писем на работу родителя. Это всегда приятно, уважительно и ценно для всех сторон процесса.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.